КАК ИЗОБРЕТАТЬ?

Можно ли научиться изобретать? Ну, ответите вы, это не всем дано — не каждый же может стать композитором или художником! С этой точкой зрения, однако, есть и несогласные.

В нашей стране уже несколько десятилетий известна Теория решения изобретательских задач. Ее автор не только утверждал, что очень многих рабочих, техников, инженеров и исследователей можно обучить искусству изобретательства, но и доказал это на практике. В кружках и на курсах они овладевали приемами, которые позволяли находить оригинальные решения различных технических проблем.

Для этого автору Теории пришлось проштудировать огромное количество патентов, выданных на изобретения, и выявить в них общие черты. Возникла классификация изобретательских задач и способов их решения. Познакомившийся с Теорией будущий изобретатель "вооружался" примерно так же, как современный воин по сравнению со средневековым рыцарем.

В чем же особенности Теории? Прежде всего она помогала избежать перебора всех возможных вариантов решения задачи и найти более быстрые и рациональные пути. Известно, что даже такой талантливый изобретатель, как Томас Эдисон, работал над каждым изобретением в среднем по семь лет, и не в одиночку, а с группой сотрудников. Вот что писал о нем другой выдающийся изобретатель Никола Тесла: "Если бы Эдисону понадобилось найти иголку в стоге сена, он... немедленно с лихорадочным прилежанием пчелы начал бы осматривать соломинку за соломинкой, пока не нашел бы предмета своих поисков. Его методы крайне неэффективны..."

А вот слова самого Эдисона: "Лучший способ что-то изобрести — это перепробовать все, что только взбредет в голову". Тем не менее даже Эдисон на склоне лет стал соглашаться с тем, что не только чутье и здравый смысл, но и теория и расчеты нужны изобретателю.

Сегодня совершенно ясно, что полагаться лишь на случай или озарение, огромную работоспособность и кропотливое прилежание изобретателю уже нельзя. И наука предлагает ему помощь даже в таком "тонком", творческом деле.