КАК ДЕТАЛЬ СФОРМИРОВАТЬ?

Металл получен, или, как говорят металлурги, сварен, как правило, в виде слитка. Но это пока отнюдь еще не деталь, а только более или менее подходящая для нее заготовка. Что с ней делают дальше, как формируют? Теперь ее подвергают таким видам обработки, как прокатка, ковка, штамповка, литье.

Еще горячие стальные бруски пропускают через систему вращающихся валков. Они-то и вытягивают сталь, и упрочняют ее, и формируют — то есть придают необходимый профиль. Так производят рельсы, оси для железнодорожных вагонов, трубы, или раскатывают сталь, как тесто, в полосы. Этот способ — прокатка — позволяет получать длинные изделия.

Рождаются новые технологии. Вот, скажем, на вращающийся стержень напыляется струя расплавленного металла — ну, как дезодорант из баллончика или аэрозольная краска разбрызгиваются! Застывая на поверхности стержня, металл формирует бесшовную трубу. В принципе, таким напылением можно получать изделия любой заданной формы.

Не сравнить оснащенность современного кузнеца с его далеким предшественником! Вместо ручного молота и наковальни теперь используют автоматически управляемые механизмы размером с многоэтажный дом и весом в десятки тонн. Причем обработку металла ведут не только ударами пневматического молота, но и просто высоким давлением, создаваемым мощными прессами.

При ковке поверхностный слой будущей детали укрепляется, что увеличивает срок ее службы. Скажем, громадные валы для корабельных двигателей или турбин электростанций испытывают огромные нагрузки, поэтому их и требуется предварительно упрочнить.

Вы наверняка видели, как дома готовят пельмени (а может быть, делали их сами?). Перевернутым стаканом вырезают из раскатанного теста кружки. Замените стакан на молот или пресс, тесто — на металл, и вы получите еще один процесс формирования деталей — штамповку.

Можно поступить и таким образом: жидкий металл сразу разлить в приготовленные для него формы. После застывания его от формы освобождают и получают почти готовую деталь — опять "почти", потому что ее поверхность часто все-таки требует дальнейшей обработки, например, шлифования или полировки. А это уже следующая история.