МОЖНО ЛИ ПОДВЕСИТЬ... ПОЕЗД?

В тех научно-фантастических романах, где пытались представить облик будущего, часто описывался такой вид транспорта, как движущиеся тротуары. Устройство их легко себе вообразить, если вы хоть когда-нибудь видели конвейер. Движущаяся дорожка вдруг скрывается под землей, незримо для нас проходит обратный путь и вновь "вылезает" наружу, принимая следующих пассажиров. Да ведь так устроен эскалатор в метро, скажете вы. Верно, но и горизонтальный эскалатор-тротуар также сегодня работает, например, в некоторых аэропортах или крупных торговых центрах.

Принципы возвратного, конвейерного движения используют и в подвесных канатных дорогах. Кое-где вагончики, скользящие "зацепившись" за натянутые тросы, служат для развлекательных поездок. Однако есть и пассажирские канатки, особенно в труднодоступных горных местностях, есть и просто подвешенные к тросам сиденья, доставляющие на вершины гор туристов и лыжников, да и грузовых канатных дорог предостаточно — в рудниках и на крупных предприятиях.

Подвесить перемещаемый груз можно не только с помощью троса. В последнее время эту роль все больше берет на себя... магнитное поле. На эстакадах, приподнятых на несколько метров над землей, располагается монорельс, к которому подают электрический ток, создающий магнитную силу. Есть несколько способов подвески вагонов, когда магнитное поле или подтягивает их к себе, или принимает на себя их тяжесть сверху. Во всех случаях говорят о магнитной "подушке". Вы, по-видимому, поняли, что при движении по ней, когда нет трущихся друг о друга поверхностей, сопротивление движению сильно падает.

Это уже не проект, а вполне реальные многовагонные поезда, действующие в разных странах, причем достигаются скорости свыше 500 километров в час. И кто знает, какими фантастическими видами транспорта вам придется пользоваться в XXI веке, но что бы это ни было — приятного, быстрого и безопасного, в общем, счастливого вам пути!