Производство в Арбитражном суде РФ
Производство в Арбитражном суде РФ
ВВЕДЕНИЕ Изменения социально-политического и экономического характера,
произошедшие в России за последнее десятилетие, внедрение рыночных
отношений в экономику, отказ от административно-плановых методов управления
экономическими процессами, конституционное закрепление права каждого на
свободное использование своих способностей и имущества для
предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической
деятельности, обусловили формирование, в качестве специализированных,
арбитражных судов. И как следствие их деятельность требовала правового закрепления
(процессуальную регламентацию). 5 марта 1992 г. вступил в силу первый
Арбитражно-процессуальный кодекс, 5 мая 1995 г. второй, ныне действующий. Принятие Арбитражно-процессуального кодекса 1995 г. (далее АПК), более
совершенного по сравнению с первым, ознаменовало в российском праве начало
движения в сторону демократии и создания правового государства.
Естественно, крупные преобразования во внешней и внутренней политике
государства, прежде всего, должны исходить со стороны законодателя, именно
он должен создать такие условия, чтобы государство можно было с полной
уверенностью назвать правовым. В условиях построения рыночной экономики,
хозяйствующие субъекты должны ощущать свою защищенность от государственного
произвола и от недобросовестных бизнес-партнеров. Судьба России сегодня решается в сфере экономики, от которой в конечном
счете зависит социальная, политическая и иные стороны нашей жизни. В свою
очередь, состояние экономики находится в прямой зависимости от того, кто
здесь "правит бал", есть ли в ней правовой порядок, действуют ли
цивилизационные правила закона и правоприменения или же она подвластна
криминальному произволу. Система арбитража как раз и служит этим целям - защита прав и законных
интересов учреждений, организаций, предприятий и граждан-предпринимателей.
Чем совершеннее и мощнее эта система, тем больше возможностей для
нормального функционирования субъектов экономики в рыночных условиях, а,
следовательно, тем здоровее и сильнее экономика данного государства. Таким
образом, построение жизнеспособной системы государственного арбитража
является делом общегосударственного масштаба и определяет перспективы
развития всей страны в целом. (Именно в этом и проявляется актуальность
данной темы.) Можно сказать, что предпринятые на этом пути шаги в целом
дали положительный эффект и теперь система арбитража отвечает реалиям
времени. Однако возникновение полисистемности в судоустройстве как следствие
создания, самостоятельной ветви судебной власти — арбитражных судов —
повлекло за собой проблемы, связанные с их деятельностью. Эти проблемы
являются достаточно важными, ибо правильное их разрешение ведет к
эффективности осуществления правосудия. Именно на разрешение проблем,
связанных с деятельностью арбитражных судов были направлено реформы
последних лет. Их своеобразным итогом является подготовленная (с помощью
экспертов Совета Европы), фактически новая редакция АПК РФ (она входит в
пакете законов связанных с судебной реформой о которой сейчас так много
говорят). Это вызвано, в частности, пробелами в действующем АПК РФ 1995 г.,
противоречиями в его нормах и их несогласованностью с нормами других
законов, которые выявились в практике применения АПК, стремительным
развитием законодательства, регулирующего отношения в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности, требующим иной
процессуальной формы разрешения споров, возникающих из этих отношений.[1]
Например, уже после АПК 1995 г. Были приняты такие нормативные акты, как
вторая часть Гражданского кодекса, Федеральный закон (далее ФЗ) “Об
Акционерных обществах”, Налоговый, Бюджетный кодексы, ФЗ “О
несостоятельности (банкротстве)” и многие другие. Так же это вызвано и тем,
что подготовка АПК 1995 г. проводилась в течении слишком короткого времен,
а обсуждение его статей и институтов было недостаточно глубоким, без
широкого участия юристов, практикующих в сфере предпринимательства, а так
же самих предпринимателей. А ведь именно для более полного правового
обеспечения предпринимательской деятельности в товарном производстве и
создается новое законодательство.) В своей работе мне бы хотелось осветить судебное разбирательство.
(производство в суде первой инстанции.). Почему именно его?. Да все потому что, судебное разбирательство - главная, центральная
стадия арбитражного процесса. Именно на этой стадии проявляется действие
основополагающих принципов арбитражного процессуального права:
независимость судей и подчинение их только закону, гласность судебного
разбирательства, равноправие сторон, состязательность, непосредственность
исследования доказательств, непрерывность судебного разбирательства. Именно
на этой стадии выносится решение по делу - результат всей предварительной
работы: подготовки искового заявления и возражений по нему , подготовки
судебного разбирательства т.е. собственно на этой стадии арбитражные суды
осуществляют правосудие путем выполнения задач арбитражного
судопроизводства (ст.2 АПК). Хотя в равной степени все сказанное относиться к судебному
разбирательству во всех стадиях: первой, апелляционной , кассационной и
надзорной, все же наиболее ярко принципы правосудия вообще и арбитражного
процесса в частности, проявляются на стадии судебного разбирательства,
проходящего в арбитражном суде первой инстанции. Во- первых, в большинстве случаев рассмотрение дел ограничивается
судебным разбирательством в первой инстанции, таким образом, именно
успешное его проведение является для граждан и организаций примером
осуществления правосудия и, следовательно, надлежащим подтверждением
авторитета государства. Во- вторых, именно на стадии судебного разбирательства в первой
инстанции закладывается основа судебного акта как выражения объективной
истины, в большинстве случаев другие инстанции, пересматривающие дело в
порядке апелляции, кассации или надзора, исходят из той оценки
правоотношений, которая дана судом первой инстанции. В- третьи, судебное разбирательство в первой инстанции как наиболее
приближенная к гражданам и организациям стадия арбитражного процесса,
оказывает и воспитательное воздействие на них в духе исполнения законов,
уважения норм нравственности и морали. Высший Арбитражный Суд РФ подчеркивает, что судебное разбирательство
является “наиболее действенным и эффективным средством в области
профилактики правонарушений”[2] Большое значение для практики и юридической науки имеют Решения Высшего
Арбитражного Суда РФ которые выполняют роль судебного прецедента,
ориентирующего правоприменительную практику, обеспечивая ее единообразие на
всей территории РФ, а в ряде случаев и нормотворческую. Наличие пробелов в
Законе вынуждает Высший Арбитражный Суд РФ под видом судебного толкования
по существу выполнять роль законодателя. В качестве примера такого
толкования можно провести Обзор практики применения арбитражными судами
законодательства о несостоятельности (банкротстве)[3]. В названном Обзоре
Высший Арбитражный Суд РФ, фактически дополняя нормы Закона о банкротстве
1992 г., устранял пробелы, в том числе по процессуальным вопросам. В этой работе были использованы следующие материалы: труды российских процессуалистов в области арбитражного процесса -
В.Ф. Яковлева, В.М. Шерстюка, А.П. Рыжакова, М.К. Юкова, В.В. Яркова, М.К.
Треушникова и др.; законы: “О государственной пошлине”, “Об исполнительном производстве”,
“О несостоятельности (банкротстве)”, “О статусе судей в Российской
Федерации” и др.; арбитражная практика ГЛАВА 1. Исторические аспекты возникновения и становления арбитражных судов в России Разрешение торговых и иных хозяйственных споров упорядочивалось по
мере создания и развития системы судебных учреждений. Их специфика
определялась историческими условиями и национальными традициями в
становлении правовых систем различных государств. Особые торговые суды были еще в Древнем Риме. В договорах между
римлянами и латинами устанавливались правила, согласно которым тяжбы в
ярмарочных спорах подлежали разрешению судьей единолично при нечетном числе
присяжных[4]. Впервые торговые суды в наиболее явном и распространенном
виде возникли в Италии как узкоспециальные морские торговые суды. В
дальнейшем торговые суды возникали в ряде французских городов, где
проводились традиционные ярмарки (Авиньон, Безансон, города Шампани). Судьи
назначались Советом Короля. Все суды были временными, поскольку действовали
только в период проведения ярмарки. Решения этих судов обжалованию не
подлежали. С развитием торговли специализированные торговые суды по мере
необходимости возникают в Австрии, Англии, Германии, Голландии, Испании,
Италии, России, США и других странах. Первый постоянный коммерческий суд был образован в ноябре 1563 года в
Париже[5]. В России об особых судах для торгового сословия впервые упоминается в
Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича, данной в 1135
году церкви Святого Иоанна Предтечи на Опоках: "... управляти всякие дела
Иванская и торговая и гостинная и суд торговый". Торговый суд в этом
документе понимается не как законодательное нововведение, а как указание на
применение к Иванскому купечеству обычного общеизвестного установления[6]. В судопроизводстве Древней Руси применялось только судоговорение,
которое "было необыкновенно логично и просто, без всякого излишнего
многословия и многоописания"[7]. В сельской местности преобладало
третейское разбирательство при содействии старцев и посредников. Другим
способом рассмотрения споров служили сельские сходы, на которых судили по
обычаям. В Малороссии издавна существовали особые суды, назначение которых
состояло в примирительном и, во всяком случае, сокращенном, чуждом всякого
формализма, производстве спорных дел", - писал русский исследователь Г.
Барац[8]. Впоследствии действия суда определялись судными статьями и грамотами.
В качестве примера можно привести Уставную Белозерскую грамоту 1488 года,
Уставную грамоту князя Александра, данную Смоленской земле в 1505 году,
Уставную грамоту князя Сигизмунда 1509 года, данную Волынской земле,
Псковскую судную грамоту 1397-1467 годов[9]. Первая попытка создать постоянный, специальный суд для купечества
принадлежит царю Алексею Михайловичу (1667г.), который постановил "выдать
дела купецких людей в одном пристойном приказе, дабы волокитою по разным
приказам им, купецким людям, промыслов своих не отбывать"[10]. Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре Великом (1721г.).
Он создал Главный магистрат, который судил торговые дела, ввел сословную
организацию купечества по европейскому образцу, но не допускал применения в
торговых судах обычаев, признавая их чуждыми всему историческому прошлому
России. Царь предписывал торговым судам руководствоваться Уставами и
Указами, то есть нормами права. В период царствования Императора Петра
Первого высшей судебной инстанцией стал Сенат, пришедший на смену
Государевой Боярской Думе и Расправной Золотой Палате[11].
Специализированные торговые суды были созданы при ратушах и таможнях. Суды,
в ведении которых находились торговые дела, стали называться Судами
Таможенными. Указом от 14 мая 1832 года в России были учреждены коммерческие суды,
просуществовавшие до 1917 года, и особые для них правила судопроизводства. Устав судопроизводства в коммерческих судах состоял из 16 глав ( о
подсудности, о призыве и явке в суд, об отводах, об отобрании показаний
сторон и приведении дела в ясность и так далее ), включавших в себя 470
статей и Временные правила о порядке производства дел о несостоятельности
из 28 статей[12]. Судебная реформа 1864 года в России коммерческих судов организационно
не коснулась, однако произошли изменения в судопроизводстве: споры должны
были рассматриваться на основе Устава Гражданского Судопроизводства от 20
ноября 1864 года, введенного в действие применительно к общим судам и
содержащего правила сбора и оценки доказательств. Судебные Уставы 1864 года, включавшие в себя процессуальные нормы,
применительно к деятельности коммерческих судов, имели существенные
недостатки при их издании, поскольку были опубликованы разбросано в разных
частях Свода законов. Поэтому, после смерти императора Александра, судьи
таких городов как Москва, Санкт-Петербург, Казань, обратились с
всеподданнейшим ходатайством о "Высочайшем повелении издать Судебные Уставы
1864 года особой книгой с наименованием оной "Судебные Уставы Императора
Александра Николаевича" по примеру древних исторических памятников Русского
законодательства: Правды Ярославской, Судебников Иоанна Третьего и
Четвертого, Уложения царя Алексея Михайловича, дабы таковое издание ныне
разъединенных в Своде Законов Судебных Уставов 1864 года, украшенное
Державиным Именем усопшего Государя, послужило к вечному воспоминанию, из
рода в род и от поколения к поколению переходящему, об Александре Втором не
только как о Царе-Освободителе, но и как о Царе-Законодателе, положившем в
России основание Суду скорому, правому, милостивому и равному для
всех"[13]. 7 марта (22 февраля) 1918 года “увидел свет” Декрет о суде № 2 в статье
15 которого содержался запрет на судебные иски между различными казенными
учреждениями. Тем самым было проведено разграничение в компетенции органов
хозяйственного управления и органов правосудия[14]. С началом хозяйственной
реформы 1921 года, с переходом к коммерческому расчету и имущественной
самостоятельности взаимоотношения между предприятиями стали строиться на
договорных началах. Полную натурализацию эпохи военного коммунизма сменили
товарно-денежные отношения[15]. В соответствии с Положением о порядке разрешения имущественных споров
между государственными учреждениями и организациями, утвержденным
постановлением ЦИК и СНК РСФСР 21 сентября 1922 года, были образованы
Высшая арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны (СТО), арбитражные
комиссии при областных экономических Советах, а впоследствии - при
губернских экономических совещаниях[16]. Постановлением от 3 апреля 1922 года Президиум Высшего Совета
Народного Хозяйства (ВСНХ) образовал арбитражную комиссию при ВСНХ и
арбитражные комиссии при местных органах промбюро и губсовнархозах, которые
явились предшественниками органов ведомственного арбитража. Законодательное
оформление этих органов и утверждение Положения об арбитражной комиссии
ВСНХ СССР состоялось в 1926 году[17]. Производство в арбитражных комиссиях осуществлялось по правилам,
предусмотренным ГПК союзных республик, с некоторыми изъятиями. Дела
рассматривались коллегиально. Один из арбитров в коллегии был юристом,
второй - хозяйственником. Эта организационная процедура и явилась истоком
двойственной оценки природы арбитражных комиссий: и как органов правосудия,
и как органов хозяйственного управления. Здесь мне бы хотелось сделать небольшое отступление. Все новое - это хорошо забытое старое, и если заглянуть в перед то эта
процедура является очень похожей на эксперимент проводимый ВАС РФ по
рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей.[18] Арбитражными
заседателями могут быть лица, достигшие 25 лет, имеющие высшее образование
и обладающие специальными знаниями и опытом работы в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности. Обобщенную позицию
по этому вопросу (отношению к этому эксперименту) отразил в своем докладе
Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации В.Ф. Яковлев на
Всероссийском совещании председателей арбитражных судов 16 февраля 1999
года.
“В 1998 году продолжался эксперимент по привлечению к рассмотрению дел
арбитражных заседателей, не являющихся профессиональными судьями. Вообще в
период проведения эксперимента в 14 арбитражных судах у нас участвовало 255
арбитражных заседателей и было рассмотрено 607 дел. Вы знаете, что дело это
новое, трудное, идет оно очень трудно, где-то более активно, где-то менее
активно. Больше всего было рассмотрено дел с участием непрофессиональных
судей - арбитражных заседателей в Новосибирской, Курганской, Брянской
областях. Судьи многих судов, где проходил этот эксперимент, в общем
считают, что он себя оправдал и, следовательно, надо продолжать
использовать привлечение арбитражных заседателей. В частности, активно
поддерживают судьи Карелии, Хакасии, Саратовской, Новосибирской областей,
Удмуртской Республики. В то же время часть судей некоторых областей
(Калужской, Курганской и так далее) считают, что эксперимент не оправдал
себя и что от него следует отказаться. В общем, это проблема, которую нам
предстоит еще как следует обсудить и определиться при очередном изменении
нашего процессуального Кодекса.”[19]. Эксперимент по привлечению арбитражных заседателей к рассмотрению дел
будет проводиться в ряде арбитражных судов до 2000 года. Затем
предполагается распространить их опыт на всю судебно-арбитражную
систему.[20] И так я продолжаю. Постановлениями ЦИК и СНК СССР от 13 декабря 1929 года
и 4 марта 1931 года были ликвидированы соответственно ведомственные и
государственные арбитражные комиссии. Споры предприятий различной
ведомственной принадлежности предлагалось передать на разрешение общих
судов, а споры между предприятиями одного ведомства передавались на
рассмотрение вышестоящему в порядке подчиненности органу. Однако общие суды
были не в состоянии справиться с возложенной на них задачей из-за слабого
знания специфики хозяйственных споров, отсутствия возможностей оперативного
разрешения заявленных требований. Через 16 дней после ликвидации
арбитражной системы произошел возврат к ней в несколько преобразованном
виде. С момента образования арбитраж существовал в двух видах -
государственный и ведомственный. Государственному арбитражу были
подведомственны споры предприятий и организаций различного подчинения,
ведомственному - подчинения одному ведомству ( министерству, комитету ). В 1934 году Госарбитраж при СНК СССР по поручению Правительства СССР
утвердил Правила рассмотрения и разрешения имущественных споров органами
Госарбитража. Достоинство этих Правил состояло в том, что они содержали
процессуальные нормы, определяющие порядок возбуждения дела, подготовки
исковых материалов к слушанию и разрешению спора по существу[21]. Их
принято называть первыми Правилами, с которых начинается история
современного арбитражного процесса. Автор многочисленных работ по исследованию проблем арбитражно-судебных
органов Т.Е. Абова отмечает важную роль первых Правил 1934 года в
обеспечении законности, в закреплении тех основ арбитражного процесса,
которые просуществовали до начала шестидесятых годов[22]. Она пишет:
"Юридическая доктрина арбитражного процесса прошла путь от полного
отрицания необходимости самостоятельных правил деятельности по разрешению
споров с участием организаций, недооценки их значимости (что было во многом
связано с отрицанием необходимости в Госарбитраже вообще) до признания
самостоятельности арбитражного процесса как порядка деятельности по защите
прав и интересов социалистических организаций и формирования науки об
арбитраже"[23]. Р.Ф. Каллистратова, известный ученый, исследователь в области
хозяйственного права и судебно-арбитражного процесса, также указывает на
то, что на первых порах деятельности Госарбитража насаждалась теория
"процессуального нигилизма". Перелом произошел в 1933-1934 годах, когда
случайные и разрозненные циркуляры по процессуальным вопросам были
объединены, систематизированы, дополнены и изданы в качестве обязательных
правил рассмотрения споров[24].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|