Прокурор в хозяйственном процессе
Прокурор в хозяйственном процессе
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
………………………………………………………..……………….…………3
Глава 1. Обращение прокурора в суд с
заявлением в защиту интересов других лиц ...5
Глава 2. Участие
прокурора в разбирательстве дел судом первой инстанции ………12
Глава 3. Принесение кассационного
протеста ……… ………...………….……………15
Глава 4. Участие прокурора в
суде кассационной инстанции ……..……………….….19
Глава 5. Сущность, задачи и особенности участия
прокурора в надзорном производстве …...……………………………………………………………………….....21
Глава 6.
Участие прокурора в рассмотрении дел в порядке надзора ………….…......26
Глава 7.
Представление прокурора о пересмотре (возобновлении) дел по вновь открывшимся
обстоятельствам ……… ………...…………………….…..….…………28
Глава 8. Участие прокурора в
исполнительном производстве ……..………………….31
Глава 9. Другие формы участия прокурора в гражданском и
хозяйственном судопроизводстве …………………………………………………………………………………34
Заключение
………………………………………………………………………………..36
Список
использованной литературы ..…………………………...….………….....……38
ВВЕДЕНИЕ
В данный момент в нашем государстве проводится обновление всех отраслей
национального законодательства, в том числе и процессуального. Национальное
законодательство приводится в соответствие с Конституцией Республики Беларусь,
международными договорами и должно отвечать требованиям, предъявляемым к
законодательству правового государства.
Так, например, в 1998 году были приняты и вступили в силу Гражданский
процессуальный кодекс Республики Беларусь[1]
и Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь[2]. Кроме того, в скоро будущем
ожидается принятие новой редакции ХПК.
В этой связи, с моей точки зрения, представляется актуальным освещение
некоторых аспектов участия прокурора в гражданском и хозяйственном процессе.
Сама же проблема заслуживает самого серьезного внимания и с теоретической, и с
практической стороны.
Проблема заключается в том,
что состояние законности и правопорядка зависит не только от норм
материального, но еще и от претворения в жизнь норм и принципов процессуального
права. Обеспечение правовых гарантий юридических и физических лиц является
одной из задач прокурорского надзора. Поэтому участие прокурора в процессе
может способствовать укреплению законности. Так, например, Конституция
Республики Беларусь (ч. 2 ст. 125) подчеркивает, что прокуратура осуществляет
надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам
и делам об административных правонарушениях.
Освещение поставленной проблемы требует решения задач:
·
Определить
случаи, когда прокурор имеет право участвовать в гражданском и хозяйственном
процессе;
·
Рассмотреть
его роль и функции в хозяйственном и гражданском процессе;
·
Выяснить
формы реагирования.
Кроме того, одна из главных задача
моей работы заключается в выявлении проблем по участию прокурора в
хозяйственном процессе и в сравнении участия прокурора в гражданском и
хозяйственном процессе с тем, чтобы выявить не существует ли противоречий между
ГПК и ХПК по регулированию участия прокурора в процессе, а также определить
степень этих противоречий.
Объектом настоящего исследования является деятельность
прокурора по участию в гражданском и хозяйственном процессе.
Для раскрытия курсовой работы я
опирался на следующие книги: “Арбитражный процесс” под редакцией
М.К. Треушникова и В.М. Шерстюка, “Прокурор в гражданском и хозяйственном
процессе – одна из гарантий защиты прав и законных интересов: сравн. анализ”
Каменкова В.С. и др. литературу, в которой дается развернутый анализ и
характеристика деятельности прокурора в хозяйственном и гражданском процессе.
Преследуя вышеупомянутые
задачи, перейдем к рассмотрению и анализу взятой мной темы курсовой работы.
Глава 1. ОБРАЩЕНИЕ ПРОКУРОРА В СУД С
ЗАЯВЛЕНИЕМ В ЗАЩИТУ ИНТЕРЕСОВ ДРУГИХ ЛИЦ
Первоначально
хотелось бы отметить, что действующие законодательство предусматривает следующую
совокупность форм участия прокурора в гражданском и хозяйственном процессе:
·
Обращение
в суд с заявлением в защиту интересов других лиц;
·
Участие в
разбирательстве дел судом первой инстанции (для поддержания заявленных
требований; для дачи заключения по возникающим вопросам и по делу в целом;
обязательное участие в процессе);
·
Принятие
кассационного протеста;
·
Участие в
суде кассационной инстанции;
·
Приостановление
исполнения судебного акта;
·
Принесение
надзорного протеста;
·
Участие в
суде надзорной инстанции;
·
Внесение
представления о пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам;
·
Участие
прокурора в стадии исполнения судебных актов;
·
Другие формы участия прокурора в гражданском и
хозяйственном судопроизводстве.
В гражданском и хозяйственном
процессе названные формы участия прокурора не повторяются в указанной
совокупности. Имеются также особенности в полномочиях прокурора или при
реализации этих форм.
Таким образом,
непосредственно перейдем к рассмотрению такой формы участия прокурора, как
обращение в суд с заявлением в защиту интересов других лиц.
Так, в ст.81 ГПК
оговаривается право прокурора обратиться в суд с заявлением о возбуждении
гражданского дела с одним уточнением: если это необходимо для защиты прав и
охраняемых законом интересов несовершеннолетнего, недееспособного,
ограниченно дееспособного и иного гражданина, юридического лица
негосударственной формы собственности. В отношении указанной категории лиц ГПК
определил дополнительное условие: если эти лица лишены возможности
самостоятельно защищать свои интересы. Несоблюдение данного условия является
основанием для отказа в возбуждении дела (п. 7 ст. 246 ГПК).
ХПК содержит
похожую норму (ст.47 ХПК). Однако в отличие от ГПК ХПК не содержит
дополнительного условия о том, что прокурор имеет право обратиться в суд,
когда эти лица лишены возможности самостоятельно защищать свои интересы. Кроме
того, ХПК предусматривает обязательное наличие согласия этих лиц. ГПК же
упоминает только об обязанности прокурора выслать лицам копию исковых
заявлений.
В отношении же
защиты прав и законных интересов Республики Беларусь, ее
административно-территориальных единиц и юридических лиц государственной формы
собственности в ГПК говорится, что прокурор вправе обратиться в суд с
заявлением без каких-либо ограничений. Аналогичная норма содержится и в ХПК в
ст.47, с тем отличием, что прокурор обращается в суд не с заявлением о
возбуждении гражданского дела для защиты прав и законных интересов Республики
Беларусь, ее административно-территориальных единиц и юридических лиц
государственной формы, а с иском в защиту государственных и общественных
интересов.
В ранее
действовавшем ГПК вообще не предусматривалось ограничений права прокурора на
предъявление в суд иска (заявления) в интересах как государства и общества
(публичный интерес), так и юридических или физических лиц, когда защищаемые
правоотношения не затрагивают общественных и государственных интересов (частный
интерес).
В то же время ст.22 Закона от
29 января 1993 г. “О прокуратуре Республики Беларусь”[3] содержит императивную норму:
«при установлении нарушений закона... прокурор предъявляет в суды иски и
заявления». Таким образом, у прокурора, установившего нарушение закона, нет
права выбора реагировать или не реагировать на такое нарушение. Он должен
использовать предоставленные законом полномочия: внести протест, представление
в порядке общего надзора, вынести предостережение, возбудить уголовное дело или
иное производство об ответственности, направить заявление в суд и т.д.
Названная выше
норма Закона “О прокуратуре”, устанавливая обязанность прокурора предъявить
иски и заявления в защиту прав и законных интересов государства, предприятий,
учреждений и организаций государственной формы собственности, одновременно
ограничивает обязанность прокурора предъявить иск в интересах субъектов
хозяйствования негосударственных форм собственности и граждан. Ограничение
выражено, как и в Гражданском процессуальном кодексе, весьма абстрактной
формулировкой: “если они лишены возможности самостоятельно защищать свои
интересы”. Такая же формулировка содержится в Письме Высшего Хозяйственного
Суда Республики Беларусь от 13.03.2001г. №03-25/433 «Об обращениях в
хозяйственный суд прокурора в защиту интересов юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей» и в приказе Генерального прокурора №3 от 31
марта 1995 года «О повышении эффективности прокурорского надзора за
соответствием закону судебных решений по гражданским делам» (п.3)[4]. Для всех прокуроров требования
закона и приказа Генерального прокурора обязательны. Кроме того, ни ГПК, ни ХПК
не определил, как поступать с исковым заявлением, если в нем прокурор не
указал, каким образом истец лишен возможности защитить свои интересы.
Действующий ГПК и
ХПК не называет конкретно, кто из должностных лиц органов прокуратуры вправе
подписывать заявление, направляемое в суд. В ГПК говорится только о прокуроре,
а в ХПК еще о заместителях прокурора. А Закон «О прокуратуре» (ст. 50)
разъясняет, что под наименованием «прокурор», если иное прямо не оговорено в
настоящем законе, следует понимать: Генеральный прокурор Республики Беларусь и
все нижестоящие прокуроры, их заместители, старшие помощники и помощники,
начальники, заместители начальников, старшие прокуроры и прокуроры главных
управлений, управлений и отделов. В то же время в этом законе предусматривается,
что прокурор или его заместитель вправе обратиться с иском
(заявлением) в суд (ст. 22), а также четко определен круг должностных лиц,
имеющих право принесения протеста на не вступившие в законную силу судебные
акты. Поэтому и данный вопрос требует регулирования в процессуальном законе.
Необходимо
обратить внимание, что в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь вправе
направлять заявления только Генеральный прокурор, прокуроры областей и
приравненные к ним прокуроры, а также их заместители; в другие хозяйственные
суды – прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры и их
заместители.
Ни в
процессуальных законах, ни в Законе «О прокуратуре», ни в ведомственных
приказах Генерального прокурора Республики Беларусь не нашел своего решения и
такой вопрос, как процессуальная правоспособность прокурора, участвующего в
рассмотрении дела, возбужденного по иску прокурора. Суть проблемы заключается
в том, что иски (заявления) вправе подписывать только прокуроры и их
заместители. Участвуют же в рассмотрении таких дел, как правило, помощники
прокуроров и другие оперативные работники прокуратуры. Возникают вопросы:
вправе ли такой работник прокуратуры отозвать исковое заявление, изменить
исковые требования, отказаться от иска и т.д.? Требуется ли подтверждение
полномочий такого работника прокуратуры в процессе? Аналогичные вопросы
возникают на практике, когда иск заявлен в суд одним территориальным прокурором
(например, прокурором Могилевской области), а участвует в его рассмотрении другой
территориальный прокурор (например, прокурор Минской области).
Решить эти
проблемы можно двумя путями.
Гражданский
процессуальный кодекс рассматривает прокурора в качестве юридически
заинтересованного лица, а Хозяйственный процессуальный кодекс – в качестве
лица, участвующего в деле, и процессуального истца (по процессуальным правам и
обязанностям эти лица близки к сторонам). Поэтому должностные лица прокуратуры,
имеющие право подписания искового заявления, должны наделять соответствующими
процессуальными полномочиями других работников прокуратуры, которые будут
принимать участие в рассмотрении дела. Оформление таких полномочий может
производиться по аналогии оформления полномочий представителя истца и других
лиц, участвующих в деле[5].
В этом случае, учитывая специфику складывающихся правоотношений, следует
внести изменения в процессуальное законодательство. Другой путь – внесение
соответствующих изменений в Закон «О прокуратуре» или приказ Генерального
прокурора Республики Беларусь.
Следует отметить,
что Приказ Генерального прокурора Республики Беларусь №3 от 26 января 1994
года «Об усилении прокурорского надзора за законностью разрешения хозяйственный
споров» еще больше усложняет ситуацию. В нем отмечается, что некоторые
прокуроры встали на путь подмены юридических и экономических служб предприятий
и организаций, способствуя неоправданному освобождению истцов от уплаты
государственной пошлины. Поэтому прокурорам предложено исключить из
практики такие факты. В то же время обращается внимание прокуроров, что они
должны использовать право на обращение с заявлением в хозяйственные суды «лишь
в том случае, если субъект хозяйствования лишен возможности защитить свои
интересы самостоятельно, а также, если хозяйственный спор носит принципиальный
характер, приобретает большую общественную значимость и затрагивает интересы
крупных трудовых коллективов или значительной части населения, в том числе при
установлении недействительности учредительных документов предприятий и
организаций, договоров, актов государственных и иных органов, нарушающих права
и интересы субъектов хозяйствования, в случаях невыполнения или ненадлежащего
выполнения обязательств в пользу государства, нарушений законодательства о
земельной реформе, приватизации, охране и рациональном использовании
окружающей среды и др.».
Как показывает
судебная практика, прокуроры направляют заявления в защиту субъектов
хозяйствования как государственной, так и негосударственной формы
собственности. Наиболее распространенным обоснованием невозможности предприятия
защитить свои интересы самостоятельно прокуроры указывают отсутствие средств
для уплаты государственной пошлины[6].
Не всегда
прокурорами выполняются требования Приказа Генерального прокурора Республики
Беларусь №3 от 26 января 1994 года «Об усилении прокурорского надзора за
законностью разрешения хозяйственный споров» (п. 5) об обеспечении полноты
материалов при обращении в хозяйственные суды, а также то положение, что
заявления «должны базироваться на материалах прокурорских проверок, соответствовать
фактическим обстоятельствам и собранным доказательствам, основываться на
действующем законодательстве».
В ХПК (ст. 4) эта
позиция изложена более последовательно: право на обращение в хозяйственный суд
в защиту государственных и общественных интересов, а также интересов
юридических лиц, граждан-предпринимателей и других лиц имеют: прокурор,
государственные органы, органы местного управления и самоуправления или иные
органы в случаях, предусмотренных законодательными актами. Кроме того, в статье
47 ХПК говорится о том, что прокурор или его заместитель вправе направить
заявление в хозяйственный суд при установлении нарушений законодательства.
Возможно, следует
заменить обязанность прокурора предъявлять иски в защиту прав и законных
интересов юридических лиц, а также граждан и в Законе «О прокуратуре», и в
Хозяйственном процессуальном кодексе. Когда речь идет о защите государственных
и общественных интересов, то можно говорить только об обязанности прокурора как
представителя государства. Когда же мы говорим о судебной защите интересов
юридических лиц и граждан, то следует учитывать волю истца в
материально-правовом смысле. Каменков В.С. в своей книге “Прокурор в
гражданском и хозяйственном процессе – одна из гарантий защиты прав и законных
интересов: сравнение и анализ” обращает внимание, что направление прокурором
заявления в защиту интересов конкретного лица вопреки его воле означало бы
нарушение одного из основных принципов судопроизводства – принципа
диспозитивности.
Хозяйственным
процессуальным кодексом (ст. 47) это правило воспринято. Истцами здесь
выступают лица, в чьих интересах прокурором предъявлен иск. Если иск заявлен
прокурором в защиту государственных интересов, то истцом является Республика
Беларусь или административно-территориальные единицы Республики Беларусь в лице
соответствующих государственных органов. Прокурор же до направления заявления
в суд должен иметь просьбу истца или его согласие (ст. 124 ХПК).
Аналогичное
требование ХПК устанавливает и в отношении заявлений лиц (в том числе
прокурора), обратившихся в защиту государственных или общественных интересов.
Такое лицо в заявлении должно указать, в чем заключается государственный или
общественный интерес, какое право нарушено, сделать ссылку на законодательство
Республики Беларусь (ст. 124 ХПК).
ГПК такой нормы
не имеет. В статье 82 ГПК указано, что при подаче прокурором заявления в
защиту прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица
последние являются истцами (заявителями). До подачи в суд заявления прокурор
обязан выслать указанным лицам копию искового заявления, а при необходимости –
и копии приложенных к нему документов. Направление копий названных документов,
конечно же, нельзя отождествлять с получением согласия. Поэтому в данной части
действие принципа диспозитивности в ГПК ослаблено. Непонятно также, как и кто
должен определять необходимость высылки копий документов, прилагаемых к
заявлению прокурора.
ХПК
предусматривает обязанность соблюдения истцами установленного законодательством
досудебного порядка урегулирования спора (как, например, для исков, вытекающих
из договора перевозки). Для прокурора, других государственных органов,
выступающих с заявлением в защиту государственных и общественных интересов, ХПК
делает исключение. Соблюдение досудебного порядка урегулирования спора
указанным государственным органам не требуется (ст. 4 ХПК). Однако они должны
соблюсти такой порядок, если направляют заявление в защиту интересов конкретных
лиц.
ГПК и ХПК
ограничивают право прокурора направить в общий или хозяйственный суд заявление
о возбуждении дела только пределами подведомственности дел указанным судам. Это
означает, что прокурор вправе поставить вопрос о возбуждении любого дела в
рамках тех видов производства, которые предусмотрены соответствующим
процессуальным кодексом (искового, особого, из административно-правовых
отношений, приказного).
Применительно к
хозяйственному судопроизводству приведенный выше тезис предполагает и право
прокурора направить в хозяйственный суд исковое заявление о признании
недействительным (полностью или частично) ненормативного акта государственного
или иного органа, не соответствующего законодательству Республики Беларусь и
нарушающего права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей (ст. 27 ХПК).
Такой вывод следует также из анализа статьи 2 Закона «О прокуратуре», где
сказано, что деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства
закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных
интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций,
общественных объединений. Поэтому, если протест прокурора на ненормативный акт,
принесенный им в порядке общего надзора, был отклонен соответствующим органом
(должностным лицом), прокурор вправе обратиться с заявлением в хозяйственный
суд о признании данного акта недействительным. Представляется, что с
аналогичным заявлением прокурор вправе обратиться и в общий суд при
необходимости защиты прав и законных интересов граждан.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|