скачать рефераты

МЕНЮ


Деловая игра

Деловая игра

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКАЯ БАНКОВСКАЯ ШКОЛА

Деловая игра

по предметам

«Банковские операции»

«Экономический анализ»

Тема:

«Экономическая работа

коммерческого банка

по оформлению кредитной сделки»

Преподаватели Е.В.Борисова

Е.Г.Кириченко

Казань - 1998г.

ПЛАН

открытого комплексного занятия

|Преподаватели |( |Кириченко Е.Г. |

| |( |Борисова Е.В. |

|Предметы |( |«Банковские операции» |

| |( |«Экономический анализ» |

|Отделение |( |Дневное |

|Специальность |( |«Банковское дело» |

|Время |( |4 часа (2 учебных занятия) |

|Методическая |Демонстрация возможностей комплексного подхода при |

|Цель: |подготовке банковских специалистов в процессе изучения|

| |курсов «Банковские операции» (раздел «Учетно-ссудные |

| |операции банков») и «Экономический анализ (раздел |

| |«Экономический анализ деятельности клиентов банка» |

|Тема занятия: |Экономическая работа коммерческого банка по оформлению|

| |кредитной сделки. |

|Тип занятия: |Закрепление пройденного материала |

|Вид занятия: |Комплексное практическое занятие в форме деловой игры |

|Учебно - |Формирование целостного восприятия особенностей |

|Воспитательные |кредитных взаимоотношений банка и клиентов, отработка |

|цели: |методики определения кредитоспособности |

| |предприятий-заемщиков, достаточности обеспечения |

| |кредита и оформление кредитной сделки. |

| |Развитие логического мышления, познавательной |

| |активности в ходе закрепления изученного материала, |

| |навыков оформления банковской документации. |

| |Формирование умений работы в команде, выработка |

| |навыков делового общения. |

| |Привитие интереса к будущей профессии, воспитание |

| |чувства ответственности за совершаемые банковские |

| |операции. |

|Внутрипредметная |«Банковские операции» темы: |

|связь |«Страхование банковских операций» |

| |«Кредитная политика. Условия кредитных сделок» |

| |Оценка кредитоспособности клиента» |

| |«Экономический анализ» темы: |

| |«Информационная база экономического анализа» |

| |«Анализ финансовой устойчивости клиента» |

| |«Оценка платежеспособности и состояния |

| |платежно-расчетной дисциплины» |

| |«Анализ кредитных взаимоотношений заемщиков с банком» |

|Межпредметная |«Банковские операции» - раздел III «Учетно-ссудные |

|Связь: |операции банков» |

| |«Экономический анализ» - раздел II «Экономический |

| |анализ деятельности клиентов банка» |

| |«Банковский маркетинг» - тема: «Организация |

| |банковского маркетинга» |

| |«Банковский менеджмент» - тема: «Управление банковским|

| |персоналом» |

| |«Информационные технологии в экономике» - тема: |

| |«Совместное использование систем пакета MS OFFICE» |

|Обеспечение |Гарантийное письмо |

|Занятия: |Поручительство |

| |Кредитная история фирмы |

| |Анкета-интервью |

| |Типовое заключение по кредитному проекту, передаваемое|

| |на согласование Кредитному комитету банка |

| |Протокол согласования Кредитным комитетом по вопросу о|

| |предоставлении кредита |

| |Справка о постановке на налоговый учет |

| |Справка о постановке на учет в Пенсионном фонде |

| |Кредитный договор |

| |Бухгалтерский баланс (ф.№1) |

| |Отчет о прибылях и убытках (ф.№2) |

| |Критерии оценки класса кредитоспособности |

| |ссудозаемщиков |

|Оборудование |Компьютеры |

|Занятия: |Калькуляторы |

|Основная |Приказ № 7 от 5.02.97г. по АКБ «Агропромбанк» «О |

|Литература: |порядке оценки и анализа состояния кредитного портфеля|

| |регионального филиала АКБ «Агропромбанк»». |

| |Приказ № 8 от 5.02.97г. по АКБ «Агропромбанк» «Об |

| |утверждении Положения по сопровождению кредитных |

| |проектов в филиалах АКБ «Агропромбанк»». |

| |Приказ № 10 от 7.02.97г. АКБ «Агропромбанк» «Об |

| |утверждении Положения о порядке рассмотрения и понятия|

| |решений о кредитовании и обеспечении выполнения |

| |кредитных проектов в региональных филиалах АКБ |

| |«Агропромбанк»». |

| |Банковские операции, Ч.II /Под ред. Лаврушина О.И., |

| |М.: ИНФРА-М, 1996, С.18-21, 30-38. |

| |Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов |

| |хозяйствующего субъекта, М.: Финансы и статистика, |

| |1994, С.32-38. |

| |Власова М.И. Анализ кредитоспособности клиента |

| |коммерческого банка, М.: Центр подготовки персонала |

| |Банка России, 1996, С.10-18, 21-30. |

|Дополнительная |Банковская система России. Настольная книга банкира. |

|Литература: |Книга II. - М.: ТОО «Дека», 1995г. - Р.4, Гл.22, |

| |С.105-114. |

| |Кузьмин И.Г., Сазонова А.Ю. «К вопросу об оценке |

| |кредитоспособности заемщика», //Деньги и кредит, № 5, |

| |1997. |

Структура занятия

I. Мотивация учебной деятельности.

II. Самостоятельная работа студентов - игровая деятельность.

1) Деловая встреча руководства банка и предприятий-заемщиков

2) Рассмотрение документации, представленной предприятиями.

3) Работа кредитного отдела:

4) Работа службы экономической безопасности банка.

5) Работа маркетинговой службы банка.

6) Заседание Кредитного комитета банка.

7) Заключение кредитного договора банка с заемщиками.

8) Послеигровой анализ экспертов.

III. Подведение итогов практического занятия преподавателями.

III. Домашнее задание:

1. Подготовиться к тестовому контролю знаний на ПК по теме: «Анализ

финансового состояния предприятия».

Проспект деловой игры

«Экономическая работа коммерческого банка

по оформлению кредитной сделки»

Описание ситуации

В акционерный коммерческий банк «СБС-Агро» обратились два клиента

банка с заявлением о предоставлении краткосрочного кредита:

2. ООО «Эльф» и ООО «Аэлита», занимающиеся производственной деятельностью.

Цели и задачи деловой игры

Изучив документы, представленные клиентами (бухгалтерскую отчетность,

технико-экономическое обоснование кредита, обеспечение ссуды) студенты

должны:

1) определить функции и задачи кредитного отдела и Кредитного комитета

банка;

2) дать оценку кредитоспособности обоих предприятий;

3) оценить надежность представленного обеспечения;

4) сделать вывод о возможности заключения кредитной сделки с ними (или с

одним из них);

5) оформить все необходимые банковские документы;

6) составить кредитный договор.

Участники игры:

|Представители предприятий заемщиков |( |4 человека |

|Начальник кредитного отдела банка |( |1 человек |

|Председатель кредитного комитета |( |1 человек |

|Работники кредитного отдела |( |6 человек |

|Специалисты службы экономической безопасности банка |( |2 человека |

|Специалисты маркетинговой службы банка |( |2 человека |

|Эксперты: | | |

|экономисты |( |2 человека |

|психолог |( |1 человек |

Для вхождения в роль каждая команда игроков получает соответствующее

задание.

Достоинством игрока считается:

3. умение работать с банковской документацией;

4. выбор нужной информации, быстрый и качественный ее анализ;

5. способность делать обобщения и выводы;

6. умение принимать решения, адекватные экономической ситуации;

7. наличие навыков делового общения;

Деловая игра подразумевает как аудиторное практическое занятие (4

часа), так и самостоятельную работу студентов по домашнему заданию,

формулируемому заранее преподавателем предмета «Банковские операции».

Задание

для подготовительной домашней работы

студентам-клиентам банка

1) Составить заявление на получение кредита в банке.

2) Сделать расчет технико-экономического обоснования кредита.

3) Оформить документы по обеспечению кредита.

4) Подготовить Кредитную историю своего предприятия.

5) Подготовить Досье на организацию-поручителя.

Задания участникам игры

Начальнику кредитного отдела банка:

1. Организовать коллегиальную зону для ведения переговоров с клиентами.

2. Провести деловые встречи с руководством предприятий клиентов.

3. Распределить задания между работниками отдела.

4. Подготовить все необходимые документы по предприятию-заемщику на

заседание кредитного комитета:

8. Кредитная история заемщика;

9. Анкета-интервью;

10. Досье на организацию-поручителя;

11. Типовое заключение по кредитному проекту, передаваемое Кредитному

комитету банка

Работникам кредитного отдела банка:

1) Рассмотреть документацию, представленную предприятиями:

12. Заявление на получение кредита;

13. Технико-экономическое обоснование кредита;

14. формы обеспечения кредита.

2) Проанализировать:

15. Кредитную историю предприятия-заемщика;

16. Досье на организацию-поручителя.

3) Составить Анкету-интервью на каждого клиента

3) Рассчитать показатели кредитоспособности предприятий-заемщиков на

основании данных бухгалтерской отчетности

4) Результаты анализа оформить в таблице на ПЭВМ.

5) Определить класс кредитоспособности заемщиков.

6) Подготовить Типовое заключение по кредитному проекту, передаваемому на

согласование кредитному комитету банка.

7) Оформить Кредитный договор.

Председателю кредитного комитета

1) Провести совещание кредитного комитета.

2) Заслушать специалистов:

17. кредитного отдела банка;

18. службы экономической безопасности;

19. маркетинговой службы.

3) Принять решение о заключении кредитной сделки.

Специалистам службы экономической безопасности банка

1. Произвести проверку данных о заемщике:

20. достоверность сведений, изложенных в предоставленных документах;

21. достоверность информации о реальном имущественном и хозяйственном

состоянии фирмы;

22. сложившаяся репутация фирмы в регионе;

23. истинные намерения Заявителя в отношении использования заемных средств

и их возврата.

2. Произвести проверку предлагаемых вариантов обеспечения возврата кредита:

24. достоверность сведений, указанных в документах, удостоверяющих право

собственности на закладываемую недвижимость;

25. подлинность гарантийных писем других банков и сторонних организаций,

страховых свидетельств (полисов) компаний, страхующих риск возврата

кредитов, действительность их намерений выступить поручителем за

заемщика при предоставлении последнему кредита, а также их финансовая

состоятельность.

3. Проанализировать реальную оценку банковских рисков и факторов, которые

могут повлиять на выполнение договорных обязательств заемщиком.

Специалистам маркетинговой службы

Сделать анализ рынка, на котором действует заемщик:

26. описание рынка;

27. емкость рынка;

28. степень развития рынка;

29. доля заемщика на рынке;

30. основные факторы, влияющие на рынок;

31. наличие конкурентов на данном рынке;

32. риски данного рынка.

Задание экспертам:

Экономистам:

1. Проверить правильность оформления банковской документации.

2. Проанализировать правильность расчетов и выводов по оценке

кредитоспособности предприятий-заемщиков.

3. Проанализировать правильность действий кредитного отдела и кредитного

комитета банка в соответствии с требованиями нормативных документов.

4. Оценить работу каждой команды.

Психологу:

Проанализировать поведение участников игры с точки зрения соблюдения

правил делового общения и служебного этикета. В связи с этим необходимо

обратить внимание на следующие моменты:

1. Организацию коллегиальной зоны для ведения переговоров.

2. Поведенческий имидж банковского работника:

33. организованность,

34. собранность,

35. аккуратность.

1. Стиль одежды участников игры.

3. Владение разнообразными коммуникативными приемами:

36. способность к установлению контакта;

37. умение внимательно слушать собеседника;

38. умение вести деловую беседу.

5. Соблюдение служебного этикета:

39. вежливость,

40. предупредительность,

41. деликатность.

Преподаватели выступают в роли консультантов и руководителей-

координаторов деловой игры. Они осуществляют общий контроль за ее ходом.

На протяжении всей игры преподаватели следят за работой игроков,

направляют их действия, помогают увидеть и исправить ошибки.

В завершении преподаватели подводят итоги деловой игры и оценивают

работу каждого из студентов.

Комментарий для преподавателей по подготовке

и проведению деловой игры

В ходе подготовки к проведению деловой игры преподаватели

совместно со студентами проводят большую подготовительную работу:

1. В базу данных персональных компьютеров (ПК) вводят следующую

информацию:

42. бухгалтерскую отчетность предприятий;

43. алгоритм расчета показателей кредитоспособности;

44. Кредитные истории предприятий-заемщиков;

45. Досье на фирмы, дающие гарантии в качестве обеспечения кредита;

46. Справки о постановке на налоговый учет;

47. Справки о постановке на учет в Пенсионный фонд РФ.

2. Кроме того, в базу данных ПК студенты вводят следующую бланковую

документацию:

48. Анкета-интервью;

49. Типовое заключение по кредитному проекту, передаваемое на

согласование кредитному комитету банка;

50. Протокол согласования Кредитным комитетом банка вопроса о

предоставлении кредита;

51. Кредитный договор.

В ходе деловой игры все служащие банка используют в своей работе

данные, сформированные в компьютере и оформляют документацию на ПЭВМ.

План проведения игры:

В процессе проведения деловой игры моделируются ситуации

практической деятельности банка и студенты осуществляют основные этапы

кредитного процесса:

I. Подготовительный этап

1. Характеристика преподавателями целей деловой игры и условий ее

проведения.

2. Распределение функций между участниками игры.

3. Раздача заданий.

II. Самостоятельная работа студентов

1. Деловая встреча руководства банка и предприятий-заемщиков.

2. Рассмотрение документации, представленной предприятиями:

52. Заявлений на получение кредита;

53. ТЭО;

54. форм обеспечения кредита.

3. Работа кредитного отдела:

55. составление Анкеты-интервью;

56. анализ Кредитной истории;

57. анализ Досье на поручителей;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.