скачать рефераты

МЕНЮ


Порядок регулирования деятельности банка (инструкция ЦБ РФ №1 от 1 октября 1997 года)

Порядок регулирования деятельности банка (инструкция ЦБ РФ №1 от 1 октября 1997 года)

Министерство образования Российской Федерации

Хабаровская государственная академия экономики и права

Кафедра АУ и ОС

РЕФЕРАТ

На тему: Порядок регулирования деятельности

банка (инструкция ЦБ РФ

№1 от 1

октября 1997 года).

Выполнил: ст-т гр. АУ-71

С. В. Уразгильдеев

Проверил: В. Б. Писклина

Хабаровск 2001

Содержание

Стр.

Ведение

3

1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, инструкция от 1 октября 1997 г.

6 N 1 «О ПОРЯДКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ»

1. Собственные средства (капитал) банка

6

2. Нормативы достаточности собственных средств (капитала) банка

8

3. Нормативы ликвидности банка

13

4. О контроле за соблюдением обязательных нормативов

23

Введение

Государственное регулирование банковской деятельности рыночной

экономике осуществляется прежде всего в рамках самой банковской системы и

находит свое выражение в воздействии на коммерческие банки Центрального

Банка Российской Федерации. Оно необходимо для осуществления законодательно

определённых задач общественного воспроизводства.

В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР ) определён как главный банк

страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной

собственности и служит основным субъектом госрегулирования

функционирования коммерческих банков. Центральный банк призван приводить их

деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает

ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики.

ЦБР, как и центробанк любой страны, решает задачу контроля

объёма и структуры денежной массы в обращении. Важно, иметь в виду, что в

рыночной экономике эмиссия денег осуществляется преимущественно в процессе

депозитно-ссудных операций коммерческих банков, которые в отличие от

центробанка суть функционирующие кредитные учреждения, непосредственно

связанные со сферами производства и обращения. Именно через влияние на эти

учреждения, в частности на динамику их депозитов, на их активные, прежде

всего ссудные, операции центробанк оказывается в состоянии регулировать

макроэкономические процессы.

Одна из ключевых задач ЦБР по управлению денежно-кредитными

отношениями - обеспечение надежности и поддержание стабильности банковской

системы, позволяющие избежать разрушительных для экономики банкротств

банков. Надёжность и стабильность банковской системы необходима по

следующим причинам:

без них вообще невозможно выполнение ЦБР своих задач;

коммерческие банки играют существенную роль в процессе общественного

производства, и от их стабильности зависит развитие экономики;

деятельность коммерческих банков характеризуется повышенной финансовой

уязвимостью из-за высокого удельного веса в их пассивных привлеченных

средств, в том числе централизованных банковских кредитов.

Рассматриваемая задача ЦБР достигается в процессе

решения таких двух конкретных проблем, как регулирование рынка кредитных

ресурсов и защита вкладчиков коммерческих банков от финансовых потерь,

весьма вероятных, пока банки эти ещё весьма слабы.

Воздействие центробанка на деятельность коммерческих банков

осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Создание общих законодательных, исполнительных, судебных условий,

позволяющим коммерческим банкам реализовать свои экономические интересы.

2. Проведение мер денежно-кредитного регулирования, оказывающих влияние на

объём и структуру денежной массы в обращении через изменение размеров

ресурсов коммерческих банков, которые могут быть исользованы для

кредитных вложений в экономику.

3. Установление экономических нармотивов и надзор за их соблюдением с целью

обеспечение ликвидности банковских балансов.

Воздействие центробанка на деятельность коммерческих банков может

осуществляться методами, носящими как сугубо экономический (т.е.

косвенный), так и экономико-административный (прямой).

Все банки на территории России должны держать обязательные резервы в

Банке России и соблюдать экономические нормативы устанавливаемые Банком

России.

Центральный банк России определяет порядок регламентации, регулирования

и контроля за деятельностью коммерческих банков, порядок выделения

централизованных кредитных ресурсов, устанавливает экономические нормативы

деятельности коммерческих банков.

В целях повышения ликвидности и укрепления финансовой стабильности

коммерческих банков, защиты интересов их вкладчиков, акционеров и пайщиков

Центральный банк формирует систему резервных и страховых фондов, отчисления

в которые являются обязательными для всех коммерческих банков. Указанная

система состоит из : фондов обязательных резервов, фонда страхования

депозитов в коммерческих банках (1% от дохода ком.банка), фонда страхования

коммерческих банков от банкротств (1% от дохода). Норматив обязательных

резервов банков, депонируемых ими в Банке России на сегодняшний день по

счетам до восстребования - 20%, по срочным обязательствам - 10-15%, по

валютным депозитам - 2%,

Кредитное регулирование, далее, включает совокупность методов,

выбор которых зависит от объекта и цели регулирования, а также от степени

зрелости рыночных отношений. В процессе воздействия на работу коммерческих

банков объектом регулирования ЦБР становятся определенные

макроэкономические характеристики использования кредита, позволяющие, с

одной стороны, влиять на экономику в целом, а с другой, - обеспечивать

ликвидность банковской системы.

Помимо разбивки методов банковского регулирования на прямые и

косвенные различают также общие и селективные способы осуществления

денежно-кредитной политики центральных банков. Общие методы, являясь

преимущественно косвенными, касается кредитного рынка в целом. Селективные

направлены на конкретные виды кредита, их назначение связано с расширением

частных задач (скажем, ограничение выдачи некоторым банкам ссуд или выдачи

отдельных видов последних).

Селективные методы относятся к прямым способам регулирования

деятельности коммерческих банков, а основное внимание при рассмотрении

указанного выше второго направления экономического воздействия центробанка

имеет смысл уделить общим методам. Наиболее популярные из них, применяемые

в зарубежной банковской практике:

учетная (дисконтная ) политика;

операции на открытом рынке;

изменение норм обязательных резервов банков.

Эти методы используются и в практике деятельности ЦБР.

Среди регулирования денежно-кредитной сферы центробанками особое

место принадлежит учетной ставке, которая является оперативным инструментом

государственного влияния на рынок ссудных капиталов (и в зависимости от его

состояния может меняться в течение года). В условиях рыночных отношений

централизованное регулирование уровня учетной ставки придает определённую

направленность движению кредита по горизонтали (банк-заёмщик)

и по вертикали (центробанк - коммерческий банк). Официальная учетная ставка

служит ориентиром для рыночных процентных ставок; её изменение по

предоставленным центробанком кредитам, увеличивая или сокращая предложение

кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них.

Исходя из учетной ставки, определяются ставки, взимаемые

коммерческими банками по своим ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых

вкладчикам по депозитам и другим счетам. Повышение (в антиинфляционных

целях) учетного процента, т.е. политика “дорогих денег“ ограничивает для

коммерческих банков возможность получить ссуду в центробанке и одновременно

увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В

результате кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно,

тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной

ставки, политика “ дешевых денег “, наоборот, выступает фактором

развёртывания кредитных операций и ускорения темпов экономического

развития.

Регулирующие мероприятия ЦРБ сегодня свзаны с централизованным

кредитом, который стал ключевым рычагом воздействия ЦБР на денежную массу и

экономику в целом.

К общим методам денежно-кредитного регулирования, хорошо

известным из зарубежной банковской практики, относятся и операции

центробанка на открытом рынке. Речь идет о покупке и продаже по заранее

установленному курсу ценных бумаг, в том числе государственных, формирующих

долг страны. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных

вложений и ликвидности коммерческих банков.

Операции центробанка на открытом рынке оказывают прямое

воздействие на объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков,

что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в

экономику, одновременно влияя на ликвидность банков (соответственно

уменьшая или увеличивая её). Это воздействие осуществляется посредством

изменения центробанком цены покупки у коммерческих банков или продажи им

ценных бумаг.

При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных

ресурсов с денежного рынка, центробанк уменьшает цену покупки, тем самым,

увеличивая или уменьшая её отклонение от рыночного курса.

Важный инструмент регулирования макроэкономических пропорций путем

воздействия на объём свободных ресурсов банков - минимальные или

обязательные резервные требования центробанка. Повышение (снижение) норм

обязательных резервов сокращает (расширяет) кредитный потенциал

коммерческих банков, а значит, их способность вести активные операции.

Выполнение резервных требований центробанка означает для коммерческих

банков замораживание средств, отрицательно сказывающееся на их деятельности

в условиях высокой инфляции.

1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТРУКЦИЯ

от 1 октября 1997 г. N 1

«О ПОРЯДКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ»

(в ред. Указаний ЦБ РФ

от 27.05.1999 N 567-У, от 13.07.1999 N 607-У,

от 01.09.1999 N 635-У, от 24.09.1999 N 644-У,

от 02.11.1999 N 671-У, от 12.05.2000 N 789-У,

от 28.09.2000 N 832-У, от 01.03.2001 N 930-У,

от 09.04.2001 N 950-У, от 13.08.2001 N 1019-У)

В целях обеспечения экономических условий устойчивого

функционирования банковской системы Российской Федерации, защиты

интересов вкладчиков и кредиторов и в соответствии с Федеральным

законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

Центральный банк Российской Федерации устанавливает следующие

обязательные нормативы деятельности банков:

- норматив достаточности капитала;

- нормативы ликвидности банков;

- максимальный размер риска на одного заемщика или группу

связанных заемщиков;

- максимальный размер крупных кредитных рисков;

- максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

- максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств,

предоставленных банком своим акционерам (участникам) и инсайдерам;

- максимальный размер привлеченных денежных вкладов

(депозитов) населения;

- максимальный размер вексельных обязательств банка;

- нормативы использования собственных средств банков для

приобретения долей (акций) других юридических лиц.

Обязательные нормативы: минимальный размер уставного капитала

для вновь создаваемых банков; минимальный размер собственных

средств (капитала) для банков, ходатайствующих о получении

генеральной лицензии, а также о предоставлении разрешения на

открытие филиалов и дочерних организаций за рубежом; предельный

размер неденежной части уставного капитала; минимальный размер

резервов, создаваемых под высокорисковые активы; размеры

валютного, процентного и иных рисков - устанавливаются другими

нормативными актами Банка России.

1.1 Собственные средства (капитал) банка

1.1. Собственные средства (капитал) банка, используемые при

расчете обязательных нормативов, определяются как сумма:

- уставного капитала банка;

- фондов банка;

- нераспределенной прибыли;

скорректированная на величину:

- резерва на возможные потери по ссудам 1-й группы риска;

- полученного (уплаченного) авансом накопленного купонного

дохода;

- переоценки средств в иностранной валюте;

- переоценки ценных бумаг, обращаемых на ОРЦБ;

- переоценки драгоценных металлов;

и уменьшенная на величину:

- допущенных убытков;

- выкупленных собственных акций;

- превышения уставного капитала неакционерного банка над его

зарегистрированным значением;

- недосозданного обязательного резерва на возможные потери по

ссудам;

- резерва на возможные потери по балансовым активам, по

инструментам, отраженным на внебалансовых счетах, по срочным

сделкам, под прочие потери, недосозданный по сравнению с требуемой

в соответствии с Положением Банка России от 12.04.2001 N 137-П "О

порядке формирования кредитными организациями резервов на

возможные потери" ("Вестник Банка России" от 19.04.2001 N 25)

величиной резерва на возможные потери по I - IV группам риска;

(абзац введен Указанием ЦБ РФ от 13.08.2001 N 1019-У)

- недосозданного обязательного резерва под обесценение

вложений в ценные бумаги;

- кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком

своим акционерам (участникам) и инсайдерам сверх установленных

лимитов;

- превышения затрат на приобретение материальных активов (в

т.ч. на приобретение основных средств) над собственными

источниками;

- предстоящие выплаты в части неисполненных обязательств по

процентам по договорам на привлечение средств, а также предстоящие

выплаты по неисполненным обязательствам по процентам, купонам и

дисконтам по выпущенным ценным бумагам;

(в ред. Указания ЦБ РФ от 01.03.2001 N 930-У)

- просроченной дебиторской задолженности длительностью свыше

30 дней;

- расчетов с организациями банков по выделенным средствам;

- вложений банка в акции дочерних и зависимых хозяйственных

обществ, приобретенных для инвестирования;

- вложений в капиталы кредитных организаций - резидентов;

- средства на корреспондентских счетах в кредитных

организациях с отозванной лицензией на осуществление банковских

операций, а также иные требования к кредитным организациям с

отозванной лицензией на осуществление банковских операций, за

минусом сформированных резервов на возможные потери.

(абзац введен Указанием ЦБ РФ от 01.03.2001 N 930-У)

Расчет собственных средств (капитала) банка (К) осуществляется

по формуле: 102 + 103 + 104 - 105 + 106 + 107 - 60319 + (61305 +

61306 + 61307 + 61308 - код 8917 - код 8943 - 61405 - 61406 -

61407 - 61408) + (701 - 702) + (703 - 704 - 705) - код 8948 - код

8949 - код 8965 - код 8967 + (код 8968 - код 8969) - код 8970 -

код 8971 - код 8934 - 50802 - 50803 - 601А - 60201 + 60105 + код

8915.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 01.03.2001 N 930-У)

--------------------------------

Порядок расчета кодов приводится в Приложении 1.

Примечания. 1. В соответствии с п. 8.2 Положения Банка России

от 12.04.2001 N 137-П величина отражаемого по коду 8949 резерва на

возможные потери по балансовым активам, по инструментам,

отраженным на внебалансовых счетах, по срочным сделкам, под прочие

потери, недосозданного по сравнению с требуемой в соответствии с

Положением N 137-П величиной резерва на возможные потери по I - IV

группам риска, рассчитывается исходя из фактически сформированного

резерва, но не более:

20% от суммы требуемого резерва, начиная с отчетности на

01.10.2001;

50% от суммы требуемого резерва, начиная с отчетности на

01.04.2002;

100% от суммы требуемого резерва, начиная с отчетности на

01.10.2002.

(п. 1 в ред. Указания ЦБ РФ от 13.08.2001 N 1019-У)

2. В соответствии с Указанием Банка России от 18.08.98 N 317-У

"О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Банка России N 1"

в редакции Указания Банка России от 04.02.99 N 496-У "О внесении

изменений и дополнений в Инструкцию Банка России от 01.10.97 N 1

"О порядке регулирования деятельности банков" (с учетом дополнений

и изменений) с 01.07.99 пункт 1.1 настоящей Инструкции действует в

следующей редакции: "Собственные средства (капитал) банка,

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.