скачать рефераты

МЕНЮ


Взаимоотношение предприятий с бюджетом

Взаимоотношение предприятий с бюджетом

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

|Введение |4 |

|Глава 1. Научно-теоретические основы взаимоотношений предприятий с |6 |

|бюджетом | |

| |1.1. Принципы налогообложения. Классификации. Ключевые понятия|6 |

| |1.2. Действующая налоговая система |14 |

| |1.3. Бюджетное финансирование и контроль финансовых органов |19 |

|Глава 2. Критический анализ действующей практики |26 |

| |2.1. Основные налоги, уплачиваемые коммерческими структурами |26 |

| |2.2. Прочие налоги и налоговые платежи |51 |

| |2.3. Изменение срока уплаты налогов; инвестиционный налоговый |62 |

| |кредит | |

|Глава 3. Пути совершенствования взаимоотношений с бюджетом и |68 |

|ответственность | |

|за нарушения | |

| |3.1. Организация налогового планирования |68 |

| |3.2. Ответственность за налоговые правонарушения |71 |

| |3.3. Анализ взаимоотношений предприятия с бюджетом; проблемы |77 |

| |оптимизации | |

|Заключение |82 |

|Список литературы |85 |

|Приложение 1 |89 |

ВВЕДЕНИЕ

Государство, выражая интересы общества в различных сферах

жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику –

экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. При

этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного

регулирования социально-экономических процессов используются финансово-

кредитный и ценовой механизмы.

Еще в XVIII столетии А. Смит определил основные функции правительств,

которые, по его мнению, должны сводиться к следующему:

- обеспечение национальной обороны;

- отправление правосудия;

- организация общественных работ, невыгодных для частного

предпринимательства, но необходимых гражданам;

- образование юношества;

- сбор налогов для оплаты нужд государства.

По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, более

того, к ним добавились и новые. Реальный рынок далек от абстрактной модели

совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому любая

рыночная экономика не может существовать и функционировать без

государственного регулирования. Как правило, в государственном

регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. Оно

осуществляется посредством законодательства, через государственное

планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. С

другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется

посредством изъятия части прибыли, дохода, через действие системы

налогообложения, путем обязательных платежей в бюджет. Изымая средства,

необходимые для общегосударственных нужд и определенным образом распределяя

их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы

одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

Перераспределение продукта, созданного в обществе, от непосредственных

производителей к другим группам осуществляется посредством специального

финансового инструмента, называемого бюджетом.

Цель данной дипломной работы – проанализировать взаимоотношения

предприятий с бюджетом, показать влияние налогообложения РФ на

экономическое состояние предприятия на примере закрытого акционерного

общества «Центропечать», осуществляющего торговую деятельность в г. Москве.

Поскольку взаимоотношения предприятия с бюджетом осуществляются в

первую очередь через налоги, то необходимо рассмотреть сущность и функции

налогов, их виды, принципы налогообложения и т.д. Таким образом, задачи

работы включают в себя описание налогового законодательства РФ, освещение

вопросов предоставления налоговых льгот и мер ответственности за совершение

налоговых правонарушений. Существуют также и иные формы взаимоотношений

хозяйствующих субъектов с бюджетом. Важной проблемой представляется

возможность получения бюджетного финансирования и кредитования. Поэтому в

своей работе я считаю нужным уделить внимание условиям их предоставления.

Данная тема является весьма актуальной, так как правильный

(оптимальный) выбор налоговой системы служит залогом успешного решения

проблем стоящих перед страной. Только в стране с отлаженной системой

налогообложения возможны щедрые отчисления на здравоохранение, культуру,

образование, различные экологические программы. В то же время, перед каждым

предприятием встает вопрос налогового планирования и оптимизации

налогообложения.

При написании дипломной работы использовались Указы Президента РФ,

Постановления Правительства РФ, Федеральные Законы, Инструкции

Госналогслужбы РФ, литература экономистов-теоретиков, инструктивно-

методический материал, статьи периодической печати, а также данные годовых

отчетов и учетная политика анализируемой компании.

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ С

БЮДЖЕТОМ

1. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается

обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный

фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных

законодательными актами.

С момента возникновения государства налоги являются необходимым звеном

экономических отношений в обществе. Развитие и изменение форм

государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой

системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма

доходов государственного бюджета. Помимо этой сугубо финансовой функции

налоговый механизм используется для экономического воздействия государства

на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-

технического прогресса.

Налоги появились на заре человеческой цивилизации. Как только на

земле стали возникать государства, возникла, пусть поначалу и примитивная,

система налогообложения.

Уже в Древней Греции существовала своя налоговая система. Ставка

подоходного налога составляла здесь от 10 до 20%. Но свободные граждане

Афин налогов не платили, предпочитая им добровольные пожертвования. Однако

если государству предстояли крупные расходы – война или большое

строительство, народное собрание вводило обязательное налогообложение для

всех. Деньги налогоплательщиков расходовались на содержание наемных армий,

возведение храмов и оборонительных укреплений, строительство дорог,

устройство празднеств, раздачу денег беднякам и другие общественные нужды.

Примером для подражания послужила налоговая система Древнего Рима.

Правивший в 27 г. до н.э. – 14 г. н.э. император Октавиан Август, провел

реформу финансовой системы. Он создал в провинциях финансовые учреждения,

которые контролировали налогообложение, провел переоценку налогового

потенциала провинций, для чего был произведен обмер каждой городской общины

с ее земельными угодьями, составлены земельные кадастры и проведена

перепись имущественного состояния граждан. Сбором налогов, главным из

которых был поземельный, стали ведать государственные чиновники. Со времен

Древнего Рима ведется и подразделение налогов на прямые и косвенные. Так, к

косвенным относились: налог с оборота (1%), налог при торговле рабами (4%),

налог на освобождение рабов (5% их рыночной стоимости), а также налог с

наследства (5%), которым облагались лишь граждане Рима и который имел

целевое назначение – расходовался на пенсионное обеспечение

профессиональных солдат. Уже в те далекие времена налоги не только играли

фискальную роль, но и служили дополнительным стимулом развития хозяйства,

поскольку вносились деньгами. Чтобы эти деньги получить, населению

приходилось производить излишки продукции на продажу, а это, в свою

очередь, вело к развитию товарно-денежных отношений, углублению процесса

разделения труда, урбанизации.

Шли века, система развивалась и совершенствовалась, оставаясь

неотъемлемым звеном экономических отношений в обществе и превращаясь

постепенно в основной источник доходов государства.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других

платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.

Одно из основных требований, предъявляемых к налоговой системе, - ее

ясность и четкость. Еще 200 лет назад А. Смит писал об этом весьма

красноречиво: “Налог, который обязывается уплатить каждое отдельное лицо,

должен быть точно определен, а не может быть произвольным. Срок уплаты,

способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для

плательщика и всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо,

облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть

сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему

плательщика или вымогать для себя под угрозой такого отягощения подарок или

взятку”.[1] Другое требование, предъявляемое к налоговой системе, - ее

простота и эффективность. Если организация сбора налога обходится

государству дороже той суммы, ради которой все затевается, то и смысла в

таком налогообложении нет никакого. Наконец, самый важный принцип

налогообложения - его справедливость. Речь идет о том, кто должен платить

налоги и в каком размере. Справедливость - понятие сложное, и понимают его

по-разному. Существуют и принципиально различные подходы к справедливости в

налогообложении.

В ст. 3 Налогового кодекса (1( закреплены важнейшие положения,

определяющие основные принципы налогового законодательства России. Они

являются ориентиром в первую очередь для государства и законодателя,

которые формируют национальный режим налогообложения и налоговую политику.

Необходимо отметить, что принципы налогообложения нашли свое

конституционное закрепление в конституциях многих стран, однако в

Конституции РФ налоговые принципы четкого отражения не имеют. С принятием

первой части Налогового кодекса в российском налоговом законодательстве

принципы налогообложения получили полноценное закрепление.

Современные принципы налогообложения заключаются в следующем:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом

возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Поскольку возможности

разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть

установлены дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен

быть прогрессивным. Однако этот принцип соблюдается далеко не всегда,

некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально. Идея

необходимости обложения налогами доходов и имущества по прогрессивным

ставкам в течение столетий владеет умами значительной части человечества,

постоянно присутствует в политической жизни, межпартийной борьбе,

отражается в той или иной степени в партийных программах, налоговом

законодательстве.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов

носило однократный характер.

Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером

осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с

оборота, когда обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС,

когда вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз

вплоть до его реализации. В результате каждая надбавка к цене сырья,

возникающая по мере его прохождения по производственной цепочке вплоть до

конечного продукта, облагается налогом только один раз (в отличие от налога

с оборота). В этом одно из главных преимуществ НДС.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна

оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система

штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы

неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем

своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

4. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными

и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих

налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к

изменяющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение

создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной

экономической политики. Этот принцип относится к регулирующей функции

налогообложения.

Налоги различаются по объекту обложения, по размеру и многим другим

характеристикам.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость

определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков,

операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество

юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость

произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные

законодательными актами. При классификации налогов по объектам

налогообложения образуются пять групп: налоги на имущество, ресурсные

налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на

действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты) и прочие,

охватывающие некоторые местные налоги (например, сбор с владельцев собак,

курортный сбор).

Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом

одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.

Налоги бывают двух видов. Первый вид – прямые налоги. К ним относятся

налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан; налог на прибыль

корпораций (фирм); социальные налоги, социальные взносы; поимущественные

налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую

недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и другие. Они

взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Второй вид - налоги на товары и услуги: налог с оборота, который в

большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную

стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или

услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами

и другие. Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью

переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего

обстоит дело с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в

арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости

от показателя эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими

налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога

перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем

меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая его часть

уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения

растет, а на потребителя перекладывается все большая часть косвенных

налогов. При высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может

привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения -

к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или

перелив капитала в другие сферы деятельности.

Особое значение имеет дифференциация налогов по источнику обложения:

издержки производства (себестоимость), прибыль. Правильность расчетов

налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и

реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции,

и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка).

Непосредственно в себестоимость включаются налоги, идущие на формирование

дорожных фондов, земельный налог, платежи за пользование природными

ресурсами.

Во многих странах сумма, с которой взимаются налоги, называется

налоговой базой. В случае налогов на доходы ее можно назвать

налогооблагаемым доходом (прибылью), который равен разности между

полученным доходом и налоговыми льготами. Налоговая льгота устанавливается,

как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Распространены следующие виды налоговых льгот:

- необлагаемый минимум объекта налога;

- изъятие из обложения определенных элементов объекта налога

(например, затрат на НИОКР);

- освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий

плательщиков (например, ветеранов войны);

- понижение налоговых ставок;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.