Куда деваются дрова, когда печка топится?

Принесли из сарая тяжелую вязанку дров, бросили ее с грохотом возле печки. Поленья крепкие, здоровые. Запах от них такой, словно в комнату елку принесли.
     Затопили печку. Смотришь, через час-два от вязанки ничего не осталось. Только мокрое пятно на полу от растаявшего снега да в печке горсточка-две золы.
     Куда же вязанка девалась?
     Сгорела.
     А что такое — сгорела?
     Надо это дело расследовать. Вот и свеча тоже, когда горит, исчезает. Что же — она совсем исчезает или это только кажется?
     Сделаем такой опыт. Возьмем ложку и свечку. Подержим ложку над свечкой. Ложка затуманится, покроется водяными капельками.
     Откуда взялась вода? Ясно, что из свечи, больше неоткуда.
     Теперь вытрем ложку и подержим ее над пламенем, Ложка покроется сажей—кусочками угля. Откуда уголь? Опять-таки из свечи.
     Почему же раньше угля не было видно?
      Да потому же почему не видно в доме балок или гвоздей. Балки, гвозди, кирпичи становятся заметными только во время пожара. Так же и тут: уголь становится заметным только тогда, когда мы устраиваем маленький пожар --зажигаем свечу.
     Ну хорошо. Когда свеча горит, из нее получаются вода и уголь.
     А куда же они деваются?
     Вода улетает в виде пара. Этот-то пар и садится на ложку, когда мы ее держим над пламенем.
     Но куда же девается уголь?
     Когда свеча коптит, уголь улетает в виде копоти — маленьких кусочков угля — и садится на потолок, на стены, на окружающие вещи.
     Но если свеча горит хорошо, копоти нет—уголь весь сгорает.
     Сгорает?
     А что такое — сгорает?
     Вся история начинается сначала, Куда уголь девается, когда он сгорает?
     Одно из двух: или он пропадает, исчезает совсем, или он превращается, в какое-то другое вещество, которого ммы просто не видим.
     Попробуем невидимку поймать.
     Для этого нам понадобятся две банки из-под варенья и огарок свечи.
     Огарок свечи надо насадить на проволоку, чтобы его удобнее было опускать в банку.
     А в стакан надо налить известковую воду.
     Воду эту мы приготовим так: возьмем немного негашеной извести, разболтаем ее в воде и процедим сквозь промокательную бумагу. Если раствор получится мутный, мы процедим его еще раз, чтобы он был совсем прозрачный.
     Теперь зажжем огарок и опустим его осторожно на дно пустой банки. Огарок погорит- погорит и погаснет. Вытащим его, зажжем и опустим в банку снова. На этот раз огарок погаснет сразу, словно его погрузили в воду.
     Значит, в банке теперь что-то есть, что мешает свече гореть.
     Что же там может быть? Ведь на вид банка совсем пустая.
     Сделаем тогда вот что. Добавим в банку известковой воды. Вода замутится — станет белой. А если мы нальем известковой воды в другую банку, где ничего не было, вода останется прозрачной.
     Значит, в той банке, где раньше горела свеча, есть какой-то невидимый газ, который делает мутной известковую воду.
     Ученые назвали этот газ углекислым газом. Они нашли, что углекислый газ получается и тогда, когда горит уголь.
     Теперь мы можем ответить на вопрос, куда девается свеча. Она превращается сначала в уголь и воду. Вода улетает, а уголь сгорает и превращается в углекислый газ.
     То же самое происходит и с дровами. Дрова тоже превращаются в уголь и воду. Уголь сгорает, хотя и не весь немного несгоревшего угля всегда остается в печке. А сгоревший уголь, то есть углекислый газ, улетает вместе с водяным паром в трубу. Белый дым, который валит зимой из труб, это и есть водяной пар, сгустившийся на морозе в капельки воды. А если дым черный, значит печка коптит; в дыме остается много несгоревшего угля — сажи.