Школа безопасности

Огнеопасные игрушки

     Подходил к концу декабрь. Ребята начали готовиться к Новому году. За неделю до конца четверти они принесли из дому елочные игрушки. Когда все это богатство выложили на стол, показалось, что на нем выросла целая подарочная гора.
     Но начался урок, и об играх на время забыли. Читали повесть Пушкина "Выстрел". Рассказ увлек ребят, мальчикам особенно понравился Сильвио, который без промаха попадал из пистолета в муху.
     На перемене Гена схватил хлопушку и объявил:
     -Я Сильвио. Кто хочет со мной драться?
     Через мгновение Гена и Лёня стояли друг против друга, подняв хлопушки.
     Но тут в открытую дверь заглянул учитель физики Николай Петрович.
     -Мальчики! -крикнул он, - Вы что делаете? И себя покалечите, и школу подожжете.
     -Это же простые игрушки, - сказал Гена.
     -Игрушки, да не простые, а огнеопасные. Первое правило обращения с ними:

Не направляйте огнеопасные игрушки на людей

     А есть еще второе, третье... Дайте -ка глянуть.
     С этими словами учитель подошел к горе игрушек и стал перебирать их. Очень быстро гора разделилась на две кучи: в одной лежали елочные украшения, конфетти, серебряный дождь, в другой - хлопушки, петарды, бенгальские огни. Он объяснял:
     -Вот, например, эта хлопушка. Какая -то она помятая. Мы ее отложим. Кто знает, что у нее внутри испортилось? Такая может и прямо в руках взорваться.

Если игрушка была повреждена, помята, намочена, ее нельзя использовать

     -Николай Петрович, а как с этой обращаться? -спросила Надя, протягивая петарду, на которой что -то было было написано на иностранном языке.
     -А лучше всего -никак. Обязательно должна быть надпись или инструкция по -русски. И дело не втом, что мы в языках слабы. Даже прочитав надпись, мы не узнаем, какие в той стране правила безопасности и чего следует опасаться.
     Куча пригодных игрушек уменьшалась, а учитель продолжал:
     - Вот, возьмем эту. Видите, она вроде пудрой присыпана? Это самая опасная игрушка: кто знает, что это за порошок? А вот на этой срок годности давно миновал. Ее тоже - в сторону. А ракеты вообще в помешении не запускают.

Ракету могут запускать только взрослые

     А вы станьте в сторонку и напомните им, чтобы они прочно ее закрепили.
     -А что внутри ракеты? Давайте разберем, -предложил Юра.

Огнеопасные игрушки ни в коем случае нельзя разбирать

     Учитель сложил забракованные игрушки в коробку и сказал:
     -А эти я уничтожу. И еще одно правило:

Взрывающиеся игрушки не носите в кармане

     Елка прошла весело. И ни одна хлопушка, ни один бенгальский огонь не подвел ребят. Конечно, Николай Петрович был одним из главных участников праздника. Когда выстрелы и вспышки кончились, он открыл окно и добавил:
     - А это последнее по счету правило:

После использования этих игрушек проветрите помещение, чтобы не дышать их дымом

 

Покорители льдов

На уроке географии читали про отважных путешественников -покорителей Северного полюса. За окном шел снег, и всем казалось, что они тоже плывут по Северному Ледовитому океану.
     Когда прозвенел звонок, Лёня сказал ребятам:
     -Поиграем в путешественников? У нас и свой Ледовитый океан есть.
     Все поняли, что он имет в виду озеро в лесопарке недалеко от школы. В центре озера был небольшой остров, и Лёня предложил считать его полюсом.
     Весь класс собрался в ледовую экспедицию. Но учительница остановила их:
     -А вы знаете, сколько времени надо готовиться к такой экспедиции?
     - Подумаешь! -засмеялся Гена. -Мы же не к настоящему полюсу идем.
     -Да, но опасности вас подстерегают настоящие. Например, что ты, Гена, будешь делать, если провалишься под лед?
     -Так у меня рядом ребята будут. Они меня вытащат.
     -Если вы се рядом будете, то очень дружно все и провалитесь.

На льду надо держаться на некотором расстоянии друг от друга, а то он может не выдержать вашей тяжести

     -Ну, если я провалюсь... - задумался Гена, но тут самый сильный в классе -Юра - сказал:
     -Да я его одной рукой вытащу.
     -И снова ошибка, -покачала головой учительница. -Так ты можешь оказаться в воде вместе с Геной. Если человек провалился под лед, не следует подходить к нему близко.

Надо лечь на лед, распластавшись, чтобы занять как можно большую площадь, и кинуть тонущему веревку, шарф или протянуть палку. Выбравшемуся из воды нельзя сразу подниматься, надо сперва отползти или откатиться подальше от проруби

     А отличница Вера добавила:
     -Я еще знаю такое правило:

К провалившемуся надо подходить с той стороны, откуда он шел

     -А вот и нет! -закричал Гена. -Ведь так ты следом за ним провалишься.
     -Вера права, -возразила учительница. -Разве ты знаешь, какой лед с другой стороны? А с этой он проверен, по крайней мере, за несколько шагов до проруби.
     -Лучше всего вообще не проваливаться, -подытожил Гена.
     -Это верно, -кивнула учительница. -Но для этого надо помнить несколько простых правил:

Лед менее прочен у берега и там, где видна открытая вода, например, где в озеро впадает ручей.

Если на льду есть дорожка, иди по ней.

Избегай мест, где лед покрыт снегом и где в него что -то вмерзло: палки, старые шины и другие предметы.

Прежде чем ступить на лед, постучи по нему палкой, если выступила вода, лучше сразу уйти с этого места.

     -Значит, так, - скомандовал Лёня. -Берем с собой веревки, палки и идем.
     -Всё верно, только придется немного подождать, -остановила его учительница. -Осенний лед еще тонкий. А вот когда морозы установятся, смело отправляйтесь к своему "полюсу".