скачать рефераты

МЕНЮ


Доклад: Предмет, цели и задачи теоретической экономики

Доклад: Предмет, цели и задачи теоретической экономики

Предмет, цели и задачи теоретической
экономики

Предметом исследования марксистской политэкономии в соответствии с
классовым подходом к анализу

общественной жизни являлись лишь производственные отношения, основу
которых составляли отношения

собственности. Это имело существенное значение, так как из системы
производственных отношений выво-

дились экономические закону, противоречия, классовые конфликты,
необходимость диктатуры пролетари-

ата и господства административно-командной системы хозяйствования.

Производственные отношения – это объективно складывающиеся
отношения между людьми в процессе

производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

Это самая общая характеристика производственных отношений дает
основание утверждать, что произ-

водственные отношения есть необходимая сторона общественного
производства. “В производстве люди

вступают в отношения не только к природе. Чтобы производить, люди
вступают в определенные связи и

отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений
существует их отношение к природе

имеет место производство”.(

Мысль о том, что предметом политической экономии (теоретической
экономики) являются обществен-

ные отношения, создаваемые трудом, и законы, которым труд подчинен,
была высказана еще в XVIII веке

рядом экономистов, в том числе Кокленом. Наибольшее
распространение она получила среди русских

экономистов начала XX века. Многое для этого сделал
Г.В.Плеханов. Он не только определил предмет

политической экономии как науки о развитии производственных отношений,
но и внес существенное уточ-

нение, различая собственно производственные отношения – отношения
социально-экономические, иму-

щественные, отношения собственности, и отношения
производственно-организационные, относящиеся к

общественной организации производственных сил, выделяя противоречия
внутри системы общественных

отношений производства.

Такое понимание предмета политической экономии как науки вошло и в
учебную литературу того и по-

следующих периодов. Так, в “Очерках политической экономии”
В.Я.Железнов писал, что политическая

экономия имеет предметом своего исследования общественные отношения
людей, возникающие на почве

их хозяйственной деятельности, то есть усилий, направленных на
удовлетворение разного рода потребнос-

тей материальными средствами. Н.И.Бухарин рассматривал
производственные отношения в качестве все-

общей категории и определял их как “отношения между людьми в процессе
общественного труда и распре-

деления продуктов этого труда”, включая техническую организацию труда.

На рубеже 20-30-х годов на страницах экономической литературы
развернулась дискуссия по вопросу о

предмете политической экономии, в которой приняли участие
Г.Абезгауз, А.А.Богданов, Б.С.Борилин,

Н.И.Бухарин, С.Кривцов, И.И.Рубин, И.И.Степанов и многие другие.
И.И.Рубин отмечал, что “политэко-

номия сложилась как наука о системе производственных отношений”.
А.А.Богданов и И.И.Степанов пред-

ложили различать предмет политической экономии в узком смысле, то
есть социально-трудовые отноше-

ния людей (отношения прямого и косвенного сотрудничества людей в
производстве, кооперацию, разде-

ление труда и пр.), и в широком смысле, куда включались еще и отношения
присвоения, распределения…

К сожалению, сегодня среди сторонников понимания предмета
политической экономии как производст-

венных отношений нет полного единства. При этом, так как политическая
экономия сложилась как наука о

капиталистических производственных отношениях, ее объявили
политэкономией в узком смысле; а поли-

тическая экономия в широком смысле, считалось, изучает экономические
отношения не только капитализ-

ма, но и других способов производства.

Если же мы обратимся к мировой литературе прошлого и
настоящего, то мы увидим еще большее раз-

личие в толковании предмета теоретической экономики (политической
экономии).

Так например, у представителей первой школы политической экономии
– меркантилистов, отражающих

интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала,
предметом научных исследований было

богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же
богатство отождествлялось ими чаще с

деньгами. Школа физиократов перенесла предмет политической экономии
– национальное богатство – из

сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим
достижением экономической науки, хотя

физиократы ошибочно считали источником “богатства” только сельское
хозяйство.

Представители английской классической школы политической
экономии расширили предмет полити-

ческой экономии до исследования условий производства и накопления
(Смит), а также распределения

(Д.Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях
материального производства, куда

включались: промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное
хозяйство и др.

Аналогичного мнения о предмете политической экономии
придерживаются отдельные и современные

западные экономисты, рассматривая политическую экономию как науку о
производстве, распределении и

потреблении национального богатства. Но понимание последнего в
процессе исторического развития эко-

номической мысли менялось. Первоначально национальное богатство
представляли в виде денег, затем в

виде результата производства, а сегодня в национальное богатство
включают и самого человека, его ум,

его интеллект, информацию как источник последующего развития общества.

Экономическая мысль прошлого сохранила и другое понимание
политической экономии как науки о

народном или общественном хозяйстве. Немецкие экономисты В.Рошер и
К.Бюхнер объявили предметом

политической экономии народное хозяйство, под которым ими понимаются
отношения людей к внешней

природе. А.Богданов и И.Степанов в свое время отмечали, что вошедшее
в учебники определение полити-

ческой экономии как “науки об общественном хозяйстве… совершенно
неточно и ненаучно”, ибо “в поня-

тие об общественном хозяйстве входит и вся техника производства”,
последнее же не включается в пред-

мет политэкономии.

В известном всему миру учебнике М.Самуэлсона “Экономикс” среди
множества определений предмета

теоретической экономики (политэкономии) указывается, что экономикс –
наука о повседневной деловой

жизни и деятельности людей.

Еще ранее А.Маршалл определял предмет теоретической экономики
или политической экономии как

исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества:
исследование богатства и частично

человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В
этом определении подчеркивается

роль человека в экономике.

В современной экономической литературе распространено
понимание предмета теоретической эконо-

мии как изучение “редкости”, ограниченности ресурсов. Так,
Дж.Робинсон пишет, что политическая

экономия – это наука, которая изучает поведение людей как связь между
целями и ограниченными средст-

вами, имеющими альтернативные пути применения. И в российской
экономической литературе появляют-

ся определения теоретической экономики как науки о том, как люди
стремятся использовать ограниченные

ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя и
обменивая их, пытаясь удовлетворить

свои безграничные потребности с целью всестороннего развития
способностей и расширения возможнос-

тей человека.

Перечень определений теоретической экономики можно было бы и
далее продолжить, но в этом, дума-

ется, нет необходимости. Имеет смысл согласиться с П.Самуэльсоном в
том, что все определения теорети-

ческой экономики (политэкономии) как науки раскрывают ее предмет с
разных сторон, ибо берутся различ-

ные аспекты жизнедеятельности человека, в том числе и экономический, что
не позволяет дать ему краткое

и в то же время всеобъемлющее определение.

И все-таки, если принять во внимание, что большинство
современных экономистов мира признает тео-

ретическую экономику универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов
и экономическом поведении

человека, то наиболее общим (собирательным) и правильным можно
считать определение теоретической

экономики, данное доктором экономических наук, профессором
А.И.Добрыниным.

Общая экономическая теория – это общественная наука, которая
изучает поведение людей и групп в

производстве, распределении и потреблении материальных благ в целях
удовлетворения потребностей при

ограниченных ресурсах (понимая это не в физическом смысле, хотя он
имеет место, а как невозможность

полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и
полно), что порождает конку-

ренцию за их использование.

Характеристика предмета общей теоретической экономики как
изучение поведения людей и их групп

не означает отказ от исследования производственных отношений. Это те же
производственные отношения,

где акцент делается не на объект отношений (средства производства,
предмет потребления), а на субъект

этих отношений – человека. Такой акцент чрезвычайно важен для
социально ориентируемого рыночного

хозяйства, к формированию которого направлены современные преобразования
в России.

Теоретическая экономика структурно включает в себя микроэкономику
(поведение отдельных экономи-

ческих субъектов) и макроэкономику (поведение или функционирование
национальной экономической

системы в целом), а также можно выделить мезоэкономику (поведение
определенных подсистем нацио-нальной экономики или отраслей
народного хозяйства) и супермакроэкономику (поведение мировой эко-

номики в целом).

При изучении предмета теоретической экономики с целью более
четкого его осмысления целесообразно

выделять: сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в
которой осуществляется хозяйственная

деятельность; объект исследования – экономические явления; субъект
исследования – человек, группа лю-

дей, государство; предмет исследования – жизнедеятельность
“экономического человека”, группы людей и

государства, их экономическое поведение в связи с той экономической
средой, в которой они находятся.

При этом важно подчеркнуть, что основная задача теоретической
экономики – дать не просто описание

экономических явлений, а показать их взаимосвязь и
взаимообусловленность, то есть раскрыть систему

экономических явлений, процессов и законов.

Еще представитель исторической школы Карл Менгер подчеркивал, что
экономическое знание дает не

одна теоретическая экономика, а целая сеть самостоятельных
конкретных экономических дисциплин с

особыми задачами, предметами и логическими примерами. Конкретные
экономические дисциплины выра-

батывают систему правил, необходимых для практической деятельности, а
потому относятся не к области

общей теории, а искусства в хозяйственной практике. Важнейшая задача
теоретической экономики – быть

“несущей конструкцией” не только всей системы экономических наук, но и
учебных дисциплин, что явля-

ется основой всей высшей экономической школы.

Взаимосвязь теоретической экономики с другими
науками и

экономической
политикой

Теоретическая экономика является методологическим фундаментом
целого комплекса наук: отраслевых

(экономика торгового дела, промышленности, транспорта, строительства);
функциональных (менеджмент,

финансы, кредит, маркетинг, прогнозирование); межотраслевых (эк.
география, демография, статистика).

Теоретическая экономика – одна из общественных наук наряду с
историей, философией, правом. Она

призвана раскрыть одну часть социальных явлений в жизнедеятельности
человека, наука права – другую,

наука нравственности – третью и так далее, и только общая совокупность
всех теоретических, социальных

и исторических наук в состоянии объяснить нам всю общественную
жизнь. Поэтому неправильно требо-

вать проверки положений теоретической экономики на фактах
действительности.

Теоретическая экономика учитывает знания, достигнутые
конкретными экономическими науками, а

также социологией, психологией, историей и другими науками, без учета
которых полученные теоретичес-

кой экономикой выводы могут оказаться ошибочными и ложными.

Практическая значимость теоретической экономики (известная
формула Огюста Конта) в том, что зна-

ние ведет к предвидению, а предвидение – к действию. Теоретическая
экономика должна лежать в основе

экономической политики, а через нее пронизывать область
хозяйственной практики. Действие (практика)

ведет к знанию, знание – к предвидению, предвидение – к правильному
действию.

Теоретическая экономика – это не набор правил о том, как стать
богатым. Она не дает готовых ответов

на все проблемы. Теория – лишь инструмент, способ осмысления
экономической действительности. Владе-

ние этим инструментом, знание основ теоретической экономики могут
помочь каждому человеку сделать

правильный выбор во многих жизненных ситуациях.

У.К.Митчелл в своей основной работе “Лекции и типы экономической
теории” (1935 год) настаивал на

взаимосвязи экономических проблем с неэкономическими, в частности, с
проблемами социологии, культу-

ры и другими, обусловливающими психологию, поведение и мотивы
деятельности людей в обществе.

Теоретическая экономика тесно связана с экономической генетикой,
ибо экономическое развитие имеет

имманентное генетическое экономическое содержание. Экономическую
генетику сегодня определяют как

науку, которая позволяет понять внутренние механизмы динамики,
соотношения и взаимодействия наслед-

ственности и изменчивости в процессе неравномерного циклического
развития. Передача экономической

наследственности всегда осмыслена разумом человека и опосредована его
трудом.

От теоретической экономики следует отличать экономическую
политику.

Теоретическая экономика развивалась в поисках ответа на
проблемы, поставленные хозяйственной по-

литикой, но они остаются лишь инструментом осмысления экономической
действительности и прогнозиро-

вания ее динамики.

Экономическая политика – целенаправленная система мероприятий
государства в области обществен-

ного производства, распределения, обмена и потребления благ. Она
призвана отражать интересы общества,

всех его социальных групп и направлена на укрепление национальной
экономики.

Экономическая политика занимается нахождением вариантов решения
экономических проблем и при-

ведением в действие их механизмов. Политики, пользуясь
теоретической экономикой, должны считаться

также с культурным, социальным, правовым и политическим аспектами
решаемой проблемы, если хотят,

чтобы проводимая ими политика была успешной. Осуществление задач
экономической политики может

привести к изменению экономической системы, ее совершенствованию, что
находит отражение в последу-

ющем развитии теоретической экономики (политэкономии).

Курс теоретической экономики – это научное руководство к
познанию экономической действительнос-ти без претензий на монополию
истины.

Методология
теоретической экономики

Методология теоретической экономики – наука о методах изучения
хозяйственной жизни, экономичес-

ких явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению
экономических явлений, единое пони-

мание действительности, единую философскую основу. Методология
призвана помочь решить главный

вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания
действительности теоретическая экономи-

ка добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего
развития той или иной экономичес-

кой системы. В методологии теоретической экономики можно выделить
несколько главных подходов:

субъективный (с позиции субъективного идеализма);

неопозитивно-эмпирический (с позиции неопозитивистского эмпиризма и
скептицизма);

рационалистический;

диалектико-материалистический;

При субъективном подходе в качестве исходного пункта анализа
экономических явлений берется хо-

зяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем
суверенное “я” абсолютно независи-

мо, отсюда все равны. Объектом экономического анализа является
поведение субъекта экономики (“гомо-

экономикса”), и теоретическая экономика поэтому рассматривается как
наука о человеческой деятельности,

определяемой ограниченностью потребностей. Главная категория при таком
подходе – потребность, полез-

ность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого
хозяйствующим субъектом из различных

вариантов.

Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном
изучении явлений и их оценках.

Во главу угла ставится технический аппарат исследования, который из
инструмента превращения в пред-

мет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и
т.д.), а результатом исследования

выступают различного рода эмпирические модели, которые здесь
являются главными категориями. Этот

подход предполагает деление на микроэкономику – экономические проблемы
на уровне фирмы и отрасли,

и макроэкономику – экономические проблемы в масштабе общества.

Рационалистический подход ставит целью открытие “естественных”
или рациональных законов циви-

лизации. Это требует исследования экономической системы в целом,
экономических законов, регулирую-

щих данную систему, изучение экономической “анатомии” общества.
Экономические таблицы Кенэ – это

вершина такого подхода. Целью экономической деятельности человека
является стремление получить

пользу, а целью теоретической экономики – не изучение
человеческого поведения, а изучение законов,

регулирующих производство, распределение общественного продукта,
именно того, как это происходит

(Д.Рикардо). Такой подход позволяет признавать деление общества на
классы, в отличие от субъективис-

тов, представляющих общество как совокупность равных субъектов.
Главное внимание при таком подходе

уделяется стоимости, цене, экономическим законам.

Диалектико-материалистический подход считается единственно
правильным решением научных проб-

лем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного
анализа, характеризующего внут-

ренние связи явлений, существующие в реальности и в их развитии.
Экономические процессы и явления

постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, то есть находятся в
постоянном движении.

Методологию нельзя смешивать с методами – инструментами,
совокупностью приемов исследования в

науке и воспроизведения их в системе экономических категорий и законов.

Теоретическая экономика использует широкий спектр методов научного
познания.

Одним из таких методов при изучении хозяйственных явлений
является метод научной абстракции.

Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы
выявить то, что в них существенно и

постоянно повторяется. Так возникают такие общие понятия, как
производство вообще, потребности, рас-

пределение, обмен и др. При помощи абстрактного мышления шаг за
шагом происходит раскрытие сущ-

ности экономических явлений, что требует формирования определенных
логических понятий, более или

менее полно отражающих реальную экономическую действительность в ее
развитии.

Логические понятия, отражающее наиболее общие и существенные
стороны хозяйственной жизни об-

щества, называются экономическими категориями.

Такими категориями являются, например, спрос, предложение,
кредит, собственность, рынок, прибыль,

заработная плата и многие другие.

В экономике, как и в любой другой области общественной жизни и в
природе, сквозь внешне кажущий-

ся хаос и нагромождение случайностей прокладывает себе путь
необходимость, закономерность развития.

Экономические процессы в обществе управляются внутренними, присущими
им законами – законами об-

щественных действий людей или экономическими законами. В книге
“Философия права” Гегель писал о

политэкономии как науке, которая делает “честь мысли”, потому что
она, имея перед собой массу случай-

ностей, отыскивает их законы. Всякий закон выражает собой
сущность того или иного явления. Закон и

сущность – понятия однородные (однопорядковые), выражающие
углубление познания человеком явле-

ний, мира. Явление шире, богаче закона, однако закон улавливает
внутреннюю сущность явления.

Чтобы дать определение экономическому закону, необходимо
вспомнить философское определение

закона как устойчивого, прочного, многократно повторяющегося
явления и как выражение внутренней,

существенной, необходимой, причинно-следственной, постоянной, всеобщей,
качественной и количествен-

ной взаимосвязи (отношения), свойственной данному явлению или процессу.

Это определение можно полностью отнести и к экономическому закону.
То, что не случайно, а типично,

постоянно и выражает внутреннюю сущность экономических явлений и
процессов, отражают экономичес-

кие законы. Не следует смешивать экономические законы с законами
природы, так же как и с законами

естествознания, так как имеется ряд существенных и принципиальных
различий:

Естественные законы – это законы природы, экономические – законы
развития общественной жизни,

хозяйственной деятельности людей;

Естественные законы вечны, экономические – носят исторический характер;

Открытие и применение естественных законов происходит более или
менее гладко, а экономические

законы встречают сильное противодействие со стороны отживающих сил
общества.

Экономические законы в своей совокупности образуют систему
экономических законов развития об-

щества, которая включает в себя различные группы и виды законов.

Метод научной абстракции хотя и важнейший, но не единственный
метод научного познания, использу-

емый в теоретической экономике. Здесь активно применяются и такие
методы, как анализ и синтез, индук-

ция и дедукция, исторический и логический, экономико-математическое
моделирование и другие.

Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на его
составные части и стороны и исследо-

вание каждой из этих частей отдельно. Путем синтеза экономическая
теория воссоздает единую целостную

картину явлений и процессов.

Широко также используются индукция и дедукция. Посредством
индукции (наведения) обеспечивается

переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.
Дедукция (выведение) делает

возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются в теоретической
экономике в единстве.

Важное место в исследовании экономических явлений и процессов
занимает исторический и логичес-

кий методы. Они не противопоставляются друг другу, а рассматриваются в
единстве, поскольку историчес-

ки исходный пункт исследования совпадает с исходным пунктом
логического исследования. Однако логи-

ческое (теоретическое) исследования экономических явлений и процессов
не является зеркальным отраже-

нием исторического процесса. В конкретных условиях той или иной
страны могут возникнуть экономи-

ческие явления, которые не являются обязательными для господствующей
системы хозяйствования. Если

фактически (исторически) они имеют место, то в теоретическом анализе
подобные явления могут игнори-

роваться. Мы можем от них отвлечься. Историк же не может их
игнорировать. Он должен их описать.

Используя исторический метод, теоретическая экономика исследует
хозяйственные процессы и явления

в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали,
развивались и сменялись одни другими.

Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить все
особенности различных экономических

систем. Но он имеет недостаток, который сводится к тому, что обилие
описательного материала и частных

исторических подробностей может затруднить серьезное теоретическое
изучение хозяйства.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие
идет от простого к сложному. При-

менительно к предмету теоретической экономики это означает, что во
всей совокупности экономических

явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее
простые явления, возникающие

раньше других и являющиеся основой для их возникновения. Например,
при анализе рынка таким эконо-

мическим явлением является обмен товаров.

Экономическим процессам и явлениям присущи качественная и
количественная определенность. По-

этому теоретическая экономика широко использует математические и
статистические приемы и средства

исследования, которые позволяют выявить количественную сторону
процессов и явлений хозяйственной

жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется
вычислительная техника, в том числе и

ЭВМ. Особую роль здесь играет метод экономико-математического
моделирования. Данный метод, являясь

одним из системных методов исследования, позволяет в
формализованной форме определить причины

изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их
последствия, возможности и из-

держки влияния на ход изменений, а также делает реальным
прогнозирование экономических процессов. С

помощью этого метода создаются экономические модели.

Экономическая модель – это формализованное описание
экономического процесса или явления, струк-

тура которого определяется как его объективными свойствами, так и
субъективным целевым характером

исследования.

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального
анализа в политэкономии.

Функции – это переменные величины, зависящие от других переменных
величин.

Функции встречаются в повседневной нашей жизни, и мы чаще всего не
осознаем это. Они имеют место

в технике, физике, химии, экономике и так далее. Применительно к
экономике, например, можно отметить

функциональную связь между ценой и спросом. Спрос зависит от цены. Если
повышается цена на товар, то

величина спроса при прочих равных условиях на него уменьшается. При
этом цена является независимой

переменной, или аргументом, а спрос – зависимой переменной, или
функцией. Таким образом, можно крат-

ко сказать, что спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут
меняться местами. Чем выше спрос, тем

выше при прочих равных условиях цена. Следовательно, цена может быть
функцией спроса.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической
теории получил широкое рас-

пространение в XX веке. Однако элемент субъективности в построении
экономических моделей иногда

ведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии М.Аллэ писал в 1989 году,
что в течении сорока лет эконо-

мическая литература развивалась в ошибочном направлении: в
сторону совершенно искусственных и

оторванных от жизни математических моделей с преобладанием
математического формализма, что пред-

ставляет собой по сути дела большой шаг назад.

В зарубежной экономической литературе зачастую термины “теория”,
“модель”, “принципы”, “законы”

используются как синонимы (К.Макконнелл и С.Брю).

Большинство моделей, принципов теоретической экономики могут
быть выражены географически и в

виде математических уравнений, поэтому при изучении теории экономики
важно знать математику и уметь

составлять графики.

При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества
возможны, разумны и необходи-

мы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть их
все вероятные результаты.

Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение
экономического явления или про-

цесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и
дальнейшего практического изменения.

Сознательное массовое экономическое экспериментирование на
микроуровне связано с деятельностью

Р.Оуэна, П.Ж.Прудона, Ф.Тейлора, Г.Форда, а на макроуровне – с именами
Дж.Кейнса и М.Фридмена. Ши-

рокие эксперименты на макроуровне проводились и в бывшем СССР.

В заключение уместно привести слова Дж.Кейнса о том, что “идеи
экономистов и политических мысли-

телей – и когда они правильны, и когда ошибаются – имеют гораздо больше
значение, чем принято думать.

В действительности только они и правят миром”. Отсюда проблемы
экономической организации общест-

ва – это серьезные вещи, которые требуют усердных занятий и к которым
нельзя относиться легкомыслен-но.



(

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.6. С.441.

Железнов В.Я. Очерк политической экономии. М., 1918. С.10.

Богданов А., Степанов И. Курс политической экономии. Т.1. С.4-5.

Дж.М.Кейнс, Общая теория занятости, процента и денег. Избр. Произвед.
М.: Экономика, 1993. С. 517.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.