скачать рефераты

МЕНЮ


Реферат: Функции государства

Реферат: Функции государства

ПЛАН.

1. Введение.

2. Внутренние функции.

а. хозяйственно-организаторская (экономическая).

б. охранительная.

в. социальная.

г. культурно-воспитательная.

д. природоохранительная.

3. Внешние функции.

а. защита от нападения из вне.

б. сотрудничество с другими странами.

в. борьба с международной преступностью.

г. охрана окружающей Среды.

4. Правовые формы выполнения функций.

5. Заключение.

Для того чтобы рассмотреть функции государства, на мой взгляд, надо
четко уяснить - что такое государство и пути его ( государства )
происхождения.

Государство в классическом понимании этого слова, есть аппарат
подавления одного класса другим. Наиболее ярко эта точка зрения
выражается в марксистской литературе.

На мой взгляд данная точка зрения не является ни главной, ни абсолютной.
Для того чтобы объяснить свое мнение я рассмотрю вопросы происхождения
государства, и далее, более подробно, я рассмотрю функции государства.

Существует множество теорий происхождения государства: разные варианты
теологической теории выводили государство из божественных начал;
органическая теория по сути отождествляла государство с живым
организмом, частями которого будто бы являются люди и их объединения;
теория насилия объясняла возникновение государства внутренними
столкновениями в обществе и внешним насилием ( войнами ) ; договорная
теория исходила из того, что государство явилось результатом
добровольного соглашения между его подданными для защиты их общих
интересов; патриархальная теория представляла государство как большую
разросшуюся семью, во главе с отцом-монархом.

Однако на мой взгляд ни одна из вышеперечисленных теорий не обладает
достаточными доказательствами, чтобы ее можно было принять за основу.

Проблема происхождения государства и права наиболее обстоятельно
исследованы в известной работе Ф.Энгельса “Происхождение семьи, частной
собственности и государства”. По мнению автора, человечество прошло три
стадии: дикость, варварство и цивилизация, различающиеся главным образом
степенью развития производственных сил. По мнению автора, толчком для
возникновения государства послужило совершенствование орудий труда, что
привело к расслоению общества и появлению угнетателей и угнетенных, а
также аппарата (государства) для охраны сложившегося строя. Таким
образом Ф. Энгельс является сторонником классического определения
государства.

Я согласна с его точкой зрения на происхождение государства,
однако, не могу согласится с его определением государства.

Для того чтобы сложилось правильное и полное представление о
государстве, его сущности, функциях, структуре, необходимо

рассматривать их в тесной взаимосвязи на основе
структурно-функционального анализа этих понятий.

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а
структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в
первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно
осуществляет. Предназначение государства, Проявляющееся в его функциях,
есть объективная необходимость выполнения общественно полезной,
социально обусловленной деятельности.

Государство есть сложная социальная организация, основным назначением
которой является осуществление публичной власти в интересах всего
общества.

Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные
стороны общественной жизни. Основные направления деятельности
государства называются функциями государства. Функции делятся на
внутренние внешние.

К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной
жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества,
относятся следующие виды функций:

Охранительная.

Экономическая.

Социальная.

Культурно-воспитательная.

Природоохранительная.

К внешним функциям, направленным на обеспечение существования
государства в мировом обществе, относятся:

Защита государства от вооруженных нападений других государств.

Поддержание международных политических отношений (дипломатическая
деятельность), экономических и культурных связей.

Борьба с международной преступностью.

Участие в международной охране окружающей Среды.

Реализация функций осуществляется различными государственными
организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и
связи между ними определяются функциями государства. Функция всегда
первична по отношению к выполняющей ее государственной организации.
Функция - это идея,

необходимость деятельности, ее направление, а государственная
организация - это та материальная сила, которая воплощает данную идею,
материализует ее. Государственная функция - это очень широкое
направление деятельности и она не может быть реализована какой-то одной
государственной организацией. Каждая из государственных организаций в
отдельности имеет свои особенные функции, отличающиеся по масштабу от
государственных функций. Функции государства выполняются своей
совокупностью государственных организаций.

Существуют два вида государственных организаций. К первому виду
относятся государственные организации, которые осуществляют властную,
организационно-регулятивную деятельность.

Второй вид представляют государственные организации, основным
назначением которых является непосредственная, практическая деятельность
по выполнению функций государства. Они создаются органами государства и
управляются ими. В зависимости от того, в какой сфере государственной
деятельности (охранительной, экологической или культурно-воспитательной)
действуют государственные организации, они подразделяются на три вида.

В охранительной сфере практическое выполнение функций возло-жено на
особые вооруженные государственные организации. Они непосредственно
охраняют граждан и государство от внутренних и внешних посягательств. В
их число входят части и подразделения вооруженных сил, службы
безопасности, милиция (полиция), разведка и некоторые другие вооруженные
государственные организации.

В экономической сфере действуют государственные организации -
предприятия и учреждения, основным назначением которых является
производственная либо обеспечивающая производство деятельность, а также
оказание бытовых, кредитно-расчетных и коммунальных услуг населению. К
ним относятся, например, государственные заводы и фабрики,
сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи
(железные дороги, почта и др. ), торговых и бытовых услуг,
кредитно-расчетные учреждения и т.д.

Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью
государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки,
музеи, театры и др.

Следует иметь в виду, что охранительные, экономические и
культурно-воспитательные задачи выполняются не только государственными
организациями. Во всех этих сферах наряду с государственными
организациями действуют частные и общественные

организации и объединения. В различных современных государствах степень
развития частной инициативы и частной предпринимательской деятельности
неодинакова и зависит от общественного строя, политических,
экономических и исторических традиций, определяется национальной
психологией и особенностям быта и многими другими факторами. Частные и
общественные организации и предприятия наиболее представлены в
экологической, духовной и социальной сферах. Однако и в охранительной
сфере действуют негосударственные организации, такие, как, например,
частная полиция и охрана, частные детективные организации, объединения и
организации общественности по охране общественного порядка и самозащите
и некоторые другие.

1. Охранительная функция:

Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении
государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и
интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и
государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего
мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений,
снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из
различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из
тех причин, которые вызывали возникновение государства.

Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и
достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного
имущества, на охрану частной собственности.

а) Под общественным порядком понимается система общественных отношений,
регулируемых нормами правового и неправового характера (нормами морали,
нравственности, обычаями, традициями и т.п.)

Общественный порядок в более узком, специальном смысле представляет
собой систему общественных отношений, которые складываются главным
образом в общественных местах и по своему обеспечивают свободу и
неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные
условия для труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности
органов, предприятий, учреждений, организаций.

Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными
организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного
порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции.

За все виды правонарушений посягающие на общественный порядок
установлены различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть
соразмерны вине нарушителя.

Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской
Федерации и другими нормативно-правовыми актами.

Так, в частности, в статье 17 Конституции Российской Федерации пункт 1
сказано, что “В Российской Федерации признаются и гарантируются права и
свободы человека и гражданина согласно общеуказаным принципам и нормам
международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.”
Основные принципы прав и свобод человека и гражданина изложены в статьях
17 - 64 Конституции Российской Федерации

В статье 35 пункт 2 сказано, что каждый вправе иметь имущество в
собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично,
так и совместно с другими лицами. Право частной собственности охраняется
законом.

Таким образом, любое посягательство на частную собственность граждан, их
имущество, а также и на государственное имущество влечет за собой
административные и уголовные наказания.



2. Экологическая функция:

Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического
существования государства от полного невмешательства в экономику
(концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей
хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической
жизни (тоталитарные государства социалистического типа).

В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились
хозяйственные связи, демократическое государство не остается
наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит
экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и
свободного предпринимательства.

Государство влияет на экономику через налоговую политику,
кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.

3. Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан:

Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они
считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу
каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное
существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия
направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и
нетрудоспособных людях.

Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности сказано:
“Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях предусмотренных законом.”

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и
укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию
государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения,
поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека,
развитию физической культуры и спорта, экологическому и
санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья 41 пункт 2 )

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных
форм социального обеспечения и благотворительность (статья 39 пункт 3).

Таким образом, государство принимает различные меры для повышения
жизненного уровня граждан.



4. Культурно - воспитательная функция:

Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый
гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без
образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в
общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной
деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является
обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан
свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего
государства без уважения и сохранения исторических традиций и
культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к
историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного
процесса.

Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской
Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.

5. Природоохранительная функция:

Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного
мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает
естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно
создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания.
Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее
необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех
организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования
природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и
политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и
государств.

Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются
промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число
наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из
важнейших общегосударственных задач.

Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют
все звенья механизма государства и его органов.

Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: “Земля и
другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской
Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на
соответствующей территории.”

Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся
в основах земельного законодательства, основах законодательства о
недрах, а также в земельных и водных кодексах.

В основе осуществления функции лежат следующие принципы:

1. Природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо
от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.

2. Использование природных богатств должно быть рациональным,
соответствовать развитию государства.

3. Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и
строгая ответственность за его нарушение.

Так, в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предусмотрены
различные меры наказания за правонарушения в области охраны окружающей
среды (статьи 50 - 87).

Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность
природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед
государством в области охраны и рационального использования природных
ресурсов.

Внешние функции.

1. Функция защиты из вне:

Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства,
ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной
целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы
Российской Федерации.

Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации “Защита Отечества
является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с
федеральным законом.”

Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от
происхождения, социального и имущественного положения, места жительства,
обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил
Российской Федерации. На действительную военную службу призываются
граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.

Согласно статье 59 пункт 3 Конституции Российской Федерации: “Гражданин
Российской Федерации в случае, если его убеждениям или верованиям
противоречит несение военной службы, а также в иных установленных
федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной
гражданской службой.” Также граждане достигшие 17-летнего возраста имеют
право учится в военно-учебных заведениях. В этом случае, они не несут
военную повинность в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.

Согласно статье 87 конституции Российской Федерации “Президент
Российской Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными
силами Российской Федерации. В случае агрессии против Российской
Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской
Федерации вводит на территории Российской Федерации или в ее отдельных
местностях военное положение...”

За воинское преступление - преступления против установленного порядка
несения воинской службы, военнослужащие, а также военнообязанные во
время прохождения ими учебных или поверочных сборов, несут
ответственность (уголовную). Санкции за различные виды воинских
преступлений предусмотрены в статьях 238 - 269 Уголовного Кодекса РСФСР.

Практическое исполнение функции защиты из вне так же возможно на особые
государственные вооруженные организации. Они предназначены для
обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от
внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности
граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в
соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными
государственными организациями обуславливает особенности их
формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым
вооруженным государственным организациям относятся:

1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай
ведения военных действий.

2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной
безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.

3. Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка.
Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок,
спокойствие и безопасность граждан.

2. Функция сотрудничества с другими странами.

В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В
Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со
всеми странами.

В современных условиях развитие государств определяется процессом
интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс
углубляется в программе совершенствования сотрудничества.

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств.
На этой основе создаются различные организации деятельность которых
направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни
общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими
государствами различными отношениями: политическими, экономическими и
культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и
регулировать.

1.Политическиеотношения: Государство обязано защищать своих граждан
находящихся на территории других государств и оказывать им
покровительство (статья 61 пункт 2 Конституции РоссийскойФедерации). Для
поддержания международных политических отношений государства
обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов,
консулов и др.

2.Экономические отношения: Государство, являясь членом мирового
сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое
развитие, природные ресурсы определяют место государства на мировом
рынке. Ни одно государство не может существовать без экологических
связей с другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы,
инвестиции, совместные проекты - это наиболее распространенные
составляющие внешнеэкономической деятельности государства.

3.Культурные отношения:Культура каждого народа, государства является
достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так
как связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает
культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению.
Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются:
международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и
многое другое.



3. Борьба с международной преступностью:

В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная
преступность.

Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля
оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных
преступлений.

Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой.
Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с
международной преступностью.

Конкретными действиями государств в этой области является создание
международных организаций по борьбе с преступлениями.

Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою
деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит
совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более
эффективно бороться с международной преступностью.

4. Участие в охране окружающей Среды:

В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный
вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана
окружающей среды становится составной частью программы завершения
строительства материально - технической базы в государстве.

В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными
климатическими условиями.

Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием
природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше
и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде,
также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде
государств правительство принимает различные меры к нарушению
нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает
убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.

4. Правовые формы выполнения функций.

Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными
методами.

Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как
одним из основных средств властвования. Через право государство
проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические,
идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические
нормы, в других - организует их исполнение, в третьих - обеспечивает,
охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные формы
осуществления функций:

1. Правотворческая - государственная деятельность, выражающаяся в
разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы
деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е.
актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.

2. Правоисполнительная - государственная деятельность, выражающаяся в
принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в
издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только
на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового
акта по строительству, назначение гражданина на должность.)

3. Правообеспечительная (правоохранительная) - государственная
деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за
соблюдением и исполнением норм , а также в применение принудительных мер
к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются
юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами
между отдельными лицами и т.д.

Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить,
охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной
абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с
момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются
не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят
другие, более сложные.

В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и
определенные трудности, которые необходимо будет решать.

Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство
является не только аппаратом подавления, представителем интересов
господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего
общества.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Кодекс об административных правонарушениях.

3. Уголовный кодекс РСФСР.

4. “Функции и структура государства” 15.07.1992 г.






Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.