За последние 10 лет в нашей стране произошло много перемен, они не могли
не затронуть нашу экономику, а в месте с ней и различные формы
собственности. Но, когда происходят крупные социальные подвижки типа
тех, что мы переживаем сегодня, важно в оценках происходящего не впадать
в крайности как глухого неприятия настоящего, так и его безоглядной
апологетики. Рыночные отношения приводят ныне к воссозданию на новой,
конкретно-исторической основе института отечественного
предпринимательства. Чтобы лучше понять, что способен дать обществу этот
социальный феномен, какими реальными- как позитивными, так и
негативными- последствиями будет сопровождаться его самореализация,
важно пристальнее всмотреться в капиталистическое прошлое страны,
проанализировать реалии опыта, накопленного отечественным
предпринимательством за века его досоветской истории.
Опыт этот, конечно же, не способен дать ответа на все волнующие нас-
современников- вопросы. Но знакомство с ним позволяет глубже уяснить
такие важные и сегодня проблемы как, например, национальная ментальность
и ее проявления в отношениях с практикой предпринимательства, общее и
специфическое в истории российской коммерции в сравнении ее с
западноевропейской и американской.
Необычайно широким был и диапазон предпринимательских судеб мэтров
российского делового мира. Одни поднялись на вершины успеха,
благосостояния и признания, имея за спиной необременительный,
легковесный багаж рыцарей удачи и кумиров счастливого стечения
обстоятельств. Другие добились того же, благодаря уму, таланту, редкому
упорству и трудолюбию. Путеводной нитью одних служила честь, других же,
напротив- бесчестие. Резко различались эти люди и по своему культурному
уровню, ценностным ориентациям.
Акционерные компании.
Успехи экономического развития во 2-й половине XIX — начале XX вв. во
многом связаны с развитием акционерной формы предпринимательства. Акцио-
нерные компании — важнейший институт рыночного хозяйства, позволяющий
аккумулировать необходимые для ведения современного хозяйства капитал.
Само
понятие «акционерная компания», как впрочем и сам правовой принцип, на
котором она основана (ограничение ответственности акционера стоимостью
при-
надлежащих ему акций) известны в России с XVIII в., в течение которого в
стране действовало несколько акционерных предприятий. Впервые эта норма
получила юридическое закрепление в одном из указов Александра I в 1805
году.
В специальной литературе отмечается, что провозглашение этого принципа в
России произошло на полстолетия ранее, чем в Западной Европе. Но
действи-
тельное начало правовому оформлению этой формы предпринимательской
актив-
ности положил манифест 1 января 1807 г. «О дарованных купечеству новых
выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и
усиле-
нию торговых предприятий». Им устанавливалось несколько родов
«купеческих
товариществ», которые действовали на основе специальных договоров между
их
участниками — «товарищами». «Товарищество полное» представляло собой
объ-
единение предпринимателей, отвечавших по делам всем своим имуществом.
Участник такого предприятия не мог одновременно участвовать в другом. В
«товариществе на вере» помимо «товарищей» могло участвовать ограниченное
число вкладчиков, отвечавших по его делам лишь суммой своих взносов и
имевших право участвовать и в других аналогичных предприятиях, но при
этом
не имевших права голоса в управлении ими. Кроме того разрешалась и
собствен-
но акционерная форма ~ «товарищество по участкам или компания». В
отличие
от первых двух, этот род деятельности «не прямо принадлежит к занятиям
купечества» и допускались к нему участники «из всех состояний» (т.е.
сословий).
Фактически манифест 1 января 1807 г. таким образом зафиксировал
существо-
вание двух видов капиталистических объединений — торговых домов и
акционер-
ных компаний. Относительно последних общему законодательству были
известны
термины «товарищество по участкам» и «компания на акциях». Сепаратное
(т.е.
частноправовое) законодательство использовало также следующие формы:
«акци-
онерная компания», «акционерное общество», «товарищество на паях». Все
они
были в общем тождественны. В практике акционерного учредительства стали
постепенно различаться «акционерные общества» и «паевые товарищества».
От-
личие вторых от первых заключалось главным образом в сравнительно узком
и
устойчивом составе пайщиков. Паевые товарищества, как правило, возникали
в
результате преобразований семейных фирм (торговых домов). Их паи (акции)
выпускались именными и в высокой купюре, перепродажа их ограничивалась.
До 1836 г., когда был принят акционерный закон, действовавший вплоть до
1918 г., в России было учреждено 58 компаний, из них 41 открыла
действия.
Среди учредителей и акционеров было много высокопоставленных чиновников
и
представителей аристократии, что стало следствием взаимонаправленных
тенден-
ций. С одной стороны, несомненна заинтересованность названных категорий
лиц
в получении дополнительных — и весьма значительных — доходов. Надо ска-
зать, что акционерное учредительство в отличие от купеческих промыслов,
в
глазах дворянства изначально имело куда более привлекательный ореол.
Несом-
ненна и заинтересованность руководства компаний в привлечении к ее
деятель-
ности влиятельных сановников с целью получения государственных
привилегий.
Надо сказать, что эта тенденция оказалась свойственна развитию
акционерного
предпринимательства на протяжении всей его истории. Такого рода
привилегии
могли заключаться в предоставлении права на монопольную деятельность в
опре-
деленной сфере в течение определенного срока, освобождение от налогов и
сбор-
ов, прямые государственные субсидии и прочее.
Эта форма предпринимательства быстро завоевала популярность у публики,
причем настолько, что привело к росту стоимости их акций, развитию
торговли
ими и в конечном итоге — небывалому ажиотажу.
Развитие этих процессов имело результатом стремление правительства
peгла-
монтировать их, поставить в определенные рамки. Так появился подписанный
Николаем 1 6 декабря 1836 г. закон “О товариществах по участкам или
компани-
ям на акциях». Закон зафиксировал концессионный (т.е. разрешительный)
прин-
цип учреждения акционерных компаний, господствовавший, впрочем, в тот
пери-
од в законодательстве и других стран. Закон устанавливал исключительно
имен-
ной тип акций. Устав компании, равно как и его изменения утверждались
импера-
тором. В области акционерного законодательства вплоть до 1917 г.
продолжали
существовать многочисленные ограничения для деятельности акционерных
пред-
приятий, многие из которых были декларированы еще Законом 1836 года. Это
и
разрешительный характер учредительства, и обязательный именной тип акций
(что обходилось лишь практикой сепаратного законодательства),
ограничение
прав и размеров землевладения в целом ряде регионов, национальные и
вероиспо-
ведные ограничения по составу акционеров и правлений и т.д. В 1905 г.
даже
было введено положение об обязательном выяснении через Министерство
внутрен-
них дел “благонадежности и имущественного положения учредителей”.
Для характеристики положения акционерных компаний приведем небольшую
выдержку из записки Совета съездов представителей промышленности и
торгов-
ли, направленной в июне 1912 г. одновременно в Совет министров и
Министерст-
во торговли и промышленности. В ней констатировалось, что в России “по
общему правилу всякое акционерное общество вследствие того
обстоятельства, что
акция его может оказаться в руках лица, ограниченного в своей
правоспособнос-
ти, рассматривается в отношении принадлежащих ему гражданских прав,
одно-
временно как еврей, иностранец и лицо польского происхождения, и к нему
применяются в совокупности все ограничения, существующие для этих
категорий
населения».
В 1914 г. была предпринята даже попытка кодифицировать многочислен
ограничительные правила для акционерных компаний.
Джон Юз и Новороссийское Акционерное Общество.
Джон Юз — учредитель Новороссийского общества каменноугольного, же-
лезного и рельсового производств, основатель и директор-распорядитель
заво-
да — родился в 1814 г. в г.Мертир-Тидвил, одном из самых больших и
богатых
промышленных городов Южного Уэльса, металлургического края Англии. До
нас
дошли очень скупые сведения о его жизни и предпринимательской
деятельности
на Родине. В России Джон Юз появился впервые уже в зрелом возрасте,
когда
ему было 55 лет, он сформировался как личность, а за плечами был богатый
жизненный опыт. Известно, что Джон Юз родился в семье инженера,
стоявшего
во главе одного из мегалиту ргических заводов г. Мертира. Он получил
домашнее
образование и в юношеские годы работал под началом своего отца, который
в то
время был инженером на заводе Сайфарта. Ознакомившись на практике с
метал-лургическим делом, Джон Юз впоследствии переходит на завод Эбби
Вейл.
Спустя некоторое время он основывает собственное механическое
производство в
Нью-Порте. Джон Юз быстро ставит дело на твердую ногу. Именно в этот
период
раскрывается его талант изобретателя и организатора производства. Дж.Юз
впе-
рвые в Англии устраивает подъемную машину прямого действия. В конце 50-х
годов он поступает на работу в качестве инженера на Мильвольский
железопро-
катный завод, а в 1860 г. становится его директором. «Юзовские» лафеты
для
дальнобойных тяжелых орудий, известное детище английского изобретателя,
по-
являются именно в эти годы. Он также посвящает много времени
приготовлению
рецептуры брони для обшивки судов и фортовых укреплений.
В те же 60-е годы XIX в. русское правительство, озабоченное проблемой
бронирования военных кораблей, искало подходящий для этих целей материал
и
заводы-изготовители в Западной Европе. В связи с этим Адмиралтейство
провело
ряд испытаний бронированной стали французского и английского
производства.
Продукция Мильвольского завода, на котором работал Дж.Юз, успешно их
выдержала и, по мнению царских военных чиновников, оказалась наиболее
проч-
ной и надежной.
В этом месте необходимо сделать небольшое отступление. Английский
историк
Дж.Вествуд ставит под сомнение надежность подобных испытаний. В данном
случае он ссылается на памфлет контр-адмирала Холстеда, в котором
описывает-
ся, как в 1864 г. на английском флоте проверялась прочность брони.
Приведем
это описание и мы. Бронированная обшивка подвешивалась на борта старых
деревянных военных кораблей, включая даже фрегаты образца 1810 г., и
обстре-
ливалась с расстояния в 200 ярдов из 9-ти дюймовых гладкоствольных
орудий.
Несмотря на то, что 9-дюймовые снаряды были сделаны из стали, а не
чугуна,
устаревшая конструкция орудий снижала надежность проводимых испытаний:
часто снаряд просто застревал в броне на полпути.
Как бы то ни было, Адмиралтейство, ссылаясь на результаты собственных
обследований, признало мильвольскую сталь лучшей и наиболее прочной. И в
результате русское правительство разместило на этом заводе военный заказ
с
целью укрепления броней форта «Константин» в г. Кронштадте. Так, впервые
судьба английского изобретателя и организатора производства Джона Юза
пере-
секлась с интересами России. Именно в эти годы он близко сошелся с
русскими
военными инженерами генералом Тотлебеном и полковником Герном. Последний
и предложил Джону Юзу принять на себя исполнение договора, который
заклю-
чило правительство с князем Сергеем Кочубеем в 1868 году. Согласно
договору
кн. Кочубей обязался построить на юге России завод для выделки железных
рельсов. Но не сумев собрать капитал, он без особого сожаления
переуступил
концессию английскому инженеру. Дж.Юз в свою очередь нашел это предложе-
ние весьма заманчивым и перспективным. И, как обычно, он с присущей ему
неисчерпаемой энергией и глубоким знанием дела берется за осуществление
идеи.
Настольной книгой английского инженера становится исследование
французского
геолога Ле Пле 1837 г., посвященное изучению полезных ископаемых южной
малороссийской степи. В нем, в частности, утверждалось, что природа
одарила
этот край первоклассным углем, но не наделила его богатыми залежами
железной
руды. В течение десятилетий приговор известного специалиста никто не
решался
оспорить. Правильность выводов французского геолога, казалось бы,
подтверж-
дала и неудача с постройкой казенного металлургического завода,
работавшего на
местном сырье, в Лисичанске.
Дж.Юз уезжает в Новороссию, чтобы самостоятельно разобраться в этом
непростом и рискованном деле. Он внимательно обследует местность,
осматривает
залежи каменного угля и железной руды, подробно расспрашивает жителей
ок-
рестных деревень. Все это и привело Дж. Юза к твердому решению принять
концессию. Он заключил договор с русским правительством, который был
высо-
чайшее утвержден 18 апреля 1869 года* Договор подписали министр путей
сооб-
щения генерал-лейтенант П.П.Мельников, министр финансов, статс-секретарь
М.Х.Рейтерн и доверенный Дж.Юза Эммануил Ките Гвейер. По договору вели-
кобританский подданный Джон Юз принимал на себя обязательство образовать
акционерное общество со складочным капиталом в 300.000 ф.ст. (или 3 млн.
руб.)** для разработки каменного угля и основания рельсового
производства на
юге России в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии. В течение трех
месяцев со дня утверждения договора Дж.Юз обязан был перечислить в один
из
заграничных банков на счет Общества 500.000 ф. ст., из которых 20.000
должны
были оставаться в банке до полного устройства доменных печей. Джон Юз
обязывался вести разработку каменного угля, добыча которого должна была
достигать 2.000 т*** в день, в течение девяти месяцев пустить в полный
ход
доменные печи для выплавки чугуна, производительность которых должна
была
быть не менее 100 т еженедельно, в течение двух лет завершить постройку
рельсового завода, работающего на местном сырье, а также устроить
механичес-
кие мастерские для нужд завода.
Со своей стороны правительство безвозмездно уступало Обществу земли и
ее
недра в окрестностях Азовско-Харьковской ж.д., гарантировало в течение
десяти
лет попудную премию в 50 коп. сверх стоимости рельсов в виде субсидии на
* События, имевшие место в России, датируются по юлианскому календарю, а
в Англии — по грегорианскому и соответственно помечаются как «ст.ст.» и
«н.ст.»
** Курс рубля по отношению к фунту стерлингов: 96 руб.= 10 ф.ст.
*** Одна английская тонна равнялась 62 пудам.
количество не более 3000.000 пуд. в год. Причем эта премия должна была
выплачиваться Обществу за каждые 100.000 пуд. действительно выделанных и
принятых на железные дороги рельсов. Правительство также давало Обществу
право беспошлинного ввоза из-за границы всех видов продукции,
необходимой
для устройства и первоначального действия заводов и копей. Юзу
разрешалось
образовать общество для сооружения железной дороги протяженностью до
85 верст от одного из пунктов Азовско-Харьковской ж.д. в направлении к
устраи-
ваемым заводу и копям. Для этих целей правительство выделяло Обществу
ссуду
в 3/4 условленной поверстной стоимости, которая не должна была превышать
63.000 руб. за версту. Причем ссуда выплачивалась правительством, как
подчер-
кивалось в договоре, одновременно с уплатой Обществом остальной
четверти.
Капитал, необходимый для постройки железной дороги образовывался путем
выпуска негарантированных акций.
И, наконец, двустороннее соглашение оговаривало юридическую сторону
дея-
тельности Новороссийского акционерного общества. Оно было основано
согласно
английским законам об обществах 1862 г. и 1867 г., а его отношения с
учрежде-
ниями и организациями на территории России регулировались законами
Россий-
ской Империи.
Устроив в России все дела, связанные с заключением договора, Дж.Юз
воз-
вращается в Лондон и делает все возможное для скорейшего образования
солид-
ной компании, поскольку русское правительство ставило его в очень
жесткие
временные рамки. Устав Новороссийского акционерного общества был принят
29 мая 1869 г. (н.ст.). При его образовании в число основных
подписчиков-акци-
онеров входили следующие лица: Даниил Гуч, баронет (100 акций); Томас
Брасси, эсквайр, гражданский инженер (200 акций); Александр Оугилви,
гражданский инженер (100 акций); Томас Брасси мл., эксвайр, член
парламен-
Общества был поделен на 6.000 акций достоинством 50 ф.ст. каждая. В
первом
выпуске было 3.400 акций, разделенных на два разряда: А (привилегирован-
ные) и В (обычные). Первоначально согласно устава дивиденд акционеров
устанавливался в размере 10% годовых. По постановлению правления Общест-
ва от 5 декабря 1871 г. (н.ст.) определялись особые привилегии и
преимущест-
венные права акций разряда А. Их держателям гарантировался доход в 15 %
годовых.
Согласно уставу правление насчитывало 6 человек, из которых четверо
избира-
лись акционерами разряда А и двое — акционерами разряда В (два последних
являлись директорами-распорядителями завода). Первоначально в правление
по
разряду А вошли: сэр Уильям Салстонстол Уэйзман, Томас Брасси мл.,
Оттомар
Герн, генерал-майор (русский подданный). По разряду В в правление были
избраны Джон Юз и Джон Вирет Гуч. Почетным директором Общества стал кн.
Кочубей, чьи обязанности ограничивались правом присутствия и совещания в
заседаниях правления с внесением его мнения в протокол. Кн. Кочубей не
нес
ответственности в качестве директора. По условиям, подписанным 28 мая
1869 г.
(н.ст.) директорам-распорядителям назначалось 1.000 акций разряда В,
которые
считались уплаченными по нарицательной цене. В дальнейшем их наследники,
входившие в состав правления Общества, стали крупными держателями акций:
в
руках семьи Юзов было сосредоточено в 1914 г. 136.450 акций, а у Гучей —
40.000 акций. На выплату жалованья Дж.Юзу и Дж.Гучу выделялась сумма в
1.000 ф. ст. в год. На них возлагались ответственные обязанности
наблюдения за
заводом и управление делами Общества.
Дж.Юз внес на счет Общества сумму в 50.000 ф. ст. в банкирский дом
«Martin
& Co.» В Лондоне, владельцы которого впоследствии также стали
крупнейшими
держателями акций Новороссийского Общества. В 1914 г. в руках Джеймса
Мартина было сосредоточено 83.400 акций. Согласно дополнительным
условиям,
подписанным вскоре после договора, из указанной выше суммы 20.000 ф. ст.
были переданы в Государственный банк Российской Империи на имя министра
финансов. Правительство, придавая огромное значение развитию
каменноуголь-
ных разработок и строительству чугунноплавильного и рельсового завода на
юге
России, а также учитывая важность строительства соединительных путей, в
cвою
очередь оказывало дополнительную помощь Обществу в виде ссуды в 500.000
кре-
дитных рублей после того, как Новороссийское общество употребит на
указанные
цели не менее половины своего основного капитала, т.е. свыше одного
миллиона
рублей.
Сделав все необходимое на организационном этапе, Дж. Юз с головой
уходит
в практическую работу. Два чрезвычайно тяжелых, насыщенных до предела
года
ушло на строительство первой домны. 24 апреля 1871 г. (ст.ст.) была
задута печь.
Увы, на долю английского инженера выпала горькая неудача с первой
плавкой,
через три дня работа печи была остановлена после того, как выяснилось,
что
невозможно дальше поддерживать нужную температуру. В конечном итоге
требо-
валась серьезная перестройка домны. Но у Дж. Юза не опустились руки, и
он
опять энергично берется за дело. Английский инженер с упорством и по
многу
работает над усовершенствованием технологического процесса: он
добивается оп-
тимального режима работы печи, значительно улучшает состав шихты,
регулирует
дутье. Но главный его успех заключался в том, что впервые в России в
железном
производстве использовал минеральное топливо — кокс. Вторично домна была
задута 24 января 1872 г. и с этого времени завод безостановочно во все
возрастаю-
щих размерах плавил чугун. Попутно заметим, что на Сулинском заводе
Пастухо-
ва, основанного одновременно с Юзовским, правильная выплавка была
достигну-
та только в 1887 году.
Хронология становления и расширения предприятия говорит о том, что
Россия
в лице Джона Юза приобрела не только талантливого инженера, но и
энергичного
предпринимателя, успешно и в сжатые сроки организовавшего
производственный
процесс многопрофильного металлургического комбината. Он приобрел
извест-
ность в нашей стране и вошел в ее историю тем, что первым установил
выплавку
в обширных размерах чугуна из местных руд, на местном минеральном
топливе и
переработку его в железо и сталь.
Одновременно со строительством домны возводился железоделательный и
рельсопрокатный завод с подсобными цехами: механическими мастерскими,
куз-
нями, водокачкой, водонапорной сетью. Рельсовый завод был пущен в 1873
г., с
этого же года начата разработка камня, извести, глины и производства
огнеупор-
ного кирпича. В 1874 г. Юзовский завод начинает выделку сортового
железа, в
1876 г. — задувается вторая домна, в 1879 г. — начинает производить
марганце-
вый чугун. В том же году была получена первая плавка мартеновской стали,
а с
1880 г. Дж.Юз переходит на производство стальных рельсов, которые не
уступа-
ли по качеству рельсам английских заводов.
Россия стала для Джона Юза второй родиной, его семья (а у него 6ыло
четверо сыновей) покинула родные места Южного Уэльса и переселилась в
новый
городок на юге России, возникший буквально на пустом месте. Окружающие
знали английского инженера как энергичного, предприимчивого,
целеустремлен-
ного человека с трезвым расчетом и умением угадывать перспективу, а в
глубине
души он был мечтателем. Джон Юз желал, чтобы русский каменный уголь
успешно бы конкурировал в Средиземноморье с английским, а русский чугун
пользовался таким же успехом в Петербурге, как и английский. Он строил
далеко
идущие, но вполне реальные планы, если посмотреть на динамику роста
произ-
водства (см. табл. № 1)8. Дж. Юз мечтал довести добычу каменного угля до
45 млн.
пуд в год, а выплавку чугуна —до 15 млн. Для осуществления своих планов
он в
июне 1889 г. прибыл в Петербург, но внезапно заболел и скончался 17 июня
1889
г. (ст.ст) в гостинице «Англетер». Итогом и своеобразным памятником его
двад-
цатилетней деятельности стал хорошо устроенный завод, вокруг которого
вырос
многотысячный город.
Таблица № 1 (в пудах)
Виды продукции 1873 1883 1893 1895
Уголь 2,959,198 10,513,069 28,222,681 34,122,913
Руда железная 690,587 2,798,290 12,759,355 15,361,694
Чугун 388,647 1,590,453 7,322,435 10,154,145
Чугун марганц - 35,453 150,741 266,648
Сталь мартен - 1,119,163 4,817,157 5,349,533
Рельсы 816,447 3,522,648 3,994,453 145,328
Железо пудлинг 212,722 583,645 615,787 759,690
К концу XIX в. за очень короткий срок малороссийская голая степь,
выжжен-
ная знойным южным солнцем преобразилась: в некогда безлюдном месте был
построен завод, дающий работу нескольким тысячам человек, и возник
оживлен-
ный город, названный именем английского предпринимателя «Юзовка». Жители
окрестных деревень еще в 60-е годы XIX в. не употребляли железных шин на
колесах телег. А спустя всего 30 лет в этой местности было построено 10
угольных
шахт, 6 из которых были действующими. При шахтах работали подъемные и
водоотливные машины мощностью соответственно 1.056 л.с. и 1.306 л. с.
Возглав-
лял это огромное предприятие Юзов металлургический завод. Его доменные
цеха
насчитывали 6 печей объемом от 3.288 до 13.440 куб. футов. При них было
установлено 14 кауперовских воздухонагревателей, которые отапливались
колош-
никовыми газами, и 10 воздуходувных машин. В начале XX в. производитель-
ность доменных печей достигала 70 тыс. пудов в сутки. Чугун освобождался
от
серы при помощи 2 коллекторов емкостью 8.000 пудов каждый. Местная
желез-
ная руда, исключительно в первое время употреблявшаяся для выплавки
чугуна,
не потеряла своего значения и впоследствии. Она шла в дело вместе с
более
богатой криворожской рудой в пропорции 1/3 первой на 2/3 последней.
Такая
примесь только улучшила качество чугуна.
Пудлинговое железо производилось в 20 обыкновенных пудлинговых печах,
сталь отливалась в II мартеновских печах на кислом поду, причем при
каждом
было по 4 генератора. А в начале XX в. сталь начали плавить на Юзовском
заводе и бессемеровским способом. Общая производительность
железопрокатного
отдела в это время достигала 10 млн. пудов в год, а листопрокатного и
кровельно-
го — до 2.750 тыс. На заводе действовало 494 коксовальные печи с
возможной
выработкой до 25 млн. пудов в год.
Прокатный стан рельсопрокатного отдела, мощностью в 1.400 л.с., был
осна-
щен приборами для автоматического подавания рельсов. В начале XX в. он
мог
перекатывать в сутки до 75 тыс. пудов рельс. Юзовский завод владел
собственно
выстроенными железнодорожными путями нормальной колеи, которые были со-
единены с новой Екатерининской дорогой, построенной в 1881-1884 годы.
Его
подвижной состав насчитывал 15 паровозов и 35 вагонов. Особо подчеркнем,
что
завод, все его мастерские и главные железнодорожные переезды освещались
электричеством.
Новороссийское общество разрабатывало карьеры, в которых добывали
извест-
ковый и бутовый камень, щебень, песок, глину. В 1909 г. выпуск кирпича
составил 2.450 тыс. штук, а негашеной извести — 67 тыс. пудов.
По соседству с Юзовским возникло несколько мелких литейных и
механичес-
ких заводов, получавших уголь, чугун, железо и сталь от главного
предприятия
Новороссийского Общества.
В различных городах империи — Петербурге, Москве, Харькове, Варшаве,
Киеве, Ростове-на-Дону, Вильно, Баку, Александровске, Мариуполе и в При-
волжском районе — Новороссийское Общество имело свои представительства.
Санкт-Петербургский комитет, а его открытие предусматривалось уставом
Обще-
ства, был учрежден Правлением. Комитет, обосновавшийся на ПочтамскоИ
улице,
являлся представителем по заказам и делам Новороссийского Общества, но
не
обладал распорядительными функциями по управлению заводом. Для
руководст-
ва делами на предприятиях в Юзовке было создано Главное управление.
В конце XIX в. на Юзовском заводе и в его мастерских трудилось 5.689
че-
ловек, в кирпичном отделении — 62 работницы, 35 вдов рабочих были заняты
на
уборке контор, машинных зданий и пр. На угольных шахтах работало 3.160
че-
ловек, а летом штат увеличивался еще примерно на 500 человек, которые в
основном были заняты на постройках и других вспомогательных работах. А в
начале XX в. на заводе и рудниках трудилось уже свыше 15 тыс. человек.
Общие
ежегодные суммы заработной платы в конце XIX в. 1913 г. составили
7.075.684 руб-
лей. Плата сдельных работ колебалась в пределах от 20 до 150 рублей в
месяц в
зависимости от сложности операций и квалификации рабочего, ежемесячная
зара-
ботная плата — от 15 до 60 руб., а поденная — от 60 коп. до 2.500.
Вдовам
рабочих, умерших от несчастных случаев, назначались пенсии от 5 до 25
рублей в
месяц. Отметим, что на Юзовском заводе практиковали выдачу
единовременных
пособий. Так, например, в 1897 г. было выдано пособий на сумму свыше
5.000 руб-
лей. Более того, рабочие завода обычно страховались на случай смерти и
инва-
лидности в I Российском Страховом Обществе. При этом необходимо подчерк-
нуть, что Юзы широко практиковали экстенсивные формы ручного
малооплачива-
емого труда, что приносило им дополнительную прибыль.
Заводоуправление предоставляло рабочим бесплатные квартиры с даровым
отоплением и водою. Для желающих имелись платные квартиры, но также с
даровым отоплением от 1 до 4 рублей в месяц. Все отбросы и нечистоты от
квартир и с улиц поселка ежедневно увозились к деструктору, в котором
сжига-
лись. Летом же заводские улицы и территория, прилегающая к домам,
поливалась
водою с добавлением обеззараживающей дикости. Комиссия по исследованию
положения горнорабочих юга России, работавшая на заводах и рудниках
Ново-
российского Общества весной 1905 г., оставила подробные описания жилищ
рабочих. Помимо частных домов имелись отдельные благоустроенные 2-х и
4-х
квартирные домики, квартиры в 1,5—2 комнаты с кухней (с цементным или
земляным полом) и казармы. По мнению комиссии, все типы жилищ были в той
или иной степени благоустроенны, но казармы, как подчеркивалось,
отличались
теснотой. Более того, бесплатные квартиры и казармы предоставлялись
далеко не
всем рабочим.
Владельцы Новороссийского Общества уделяли достаточное по тем временам
внимание, как бы мы сейчас сказали, социально-культурным вопросам жизни
рабочего. Современники нередко с восторгом отмечали эту сторону
деятельности
Общества. Надо сказать, что у них были достаточные основания. Но, как уж
повелось, наряду с хорошим соседствует непременно и плохое. Особо
подчеркива-
лось, что по благоустройству Юзовка была выше многих больших губернских
городов центральной России. Она четко делилась на две части: хорошо
отстроен-
ную «английскую колонию» и, по сравнению с ней, менее благоустроенные
русские кварталы, один из которых получил печально знаменитое название
«Со-
бачевка». Правда, об этом современники предпочитали умалчивать. Город
очень
быстро рос: если в конце XIX в. в нем проживало вместе с рабочими 25
тыс.
человек, то уже в 1911 г. он насчитывал 50 тыс. жителей. В Юзовке
обосновалось
несколько банков, было открыто отделение Государственного банка, имелась
почтово-телеграфная станция с международным сообщением, были выстроены
гостиницы, в том числе и по типу английских, располагалось множество
русских
лавок, но в тоже время и французских буфетных, и немецких пивных баров.
А
наравне с ними трактиры, в которых бойко торговали русской водкой.
Заметим,
что пили не только российские рабочие, но и иностранные инженеры,
которых
нередко за эту провинность отправляли домой. В конце XIX в. г.
Мертир-Тидвил,
откуда набирался главным образом инженерный персонал Юзовского завода,
ЮЗОВКА.
прославился именно по этой части. Более того, как отмечают английские
истори-
ки, пьянство стало одной из причин высокой смертности населения в
городе.
Магазины Юзовки продавали хорошие и свежие продовольственные товары,
за доброкачественностью которых наблюдал ветеринарный врач.
Новороссийское
Общество располагало собственным Александровским имением, которое
удовле-
творяло нужды рабочих и служащих, а также сбывало свои продукты на
рынок.
Базар, работавший по воскресеньям, был доступен для многих. Там можно
было
приобрести товары по ценам не выше, чем в Харькове. На ферме «Пески» —
Общество разводило племенной скот, оно имело конный и пивоваренный
заводы,
паровую мукомольную мельницу. Заводоуправление выстроило на безопасном
для завода расстоянии бойню, отбросы от которой ежедневно сжигались в
де-
структоре. В городе было учреждено Общество потребителей, располагавшее
двумя магазинами с отделениями на окраинах. Все товары в магазинах
Общества
продавались по умеренным ценам. Его пайщиками состояли большей частью
заводские рабочие. Более того, заводоуправление, учитывая климатические
усло-
вия региона, в летний период бесплатно выдавало рабочим чай, который
готовил-
ся круглосуточно, а также холодную газированную воду, прокипяченную в
осо-
бых котлах, а затем освеженную впусканием воздуха под давлением.
Но главным достижением Новороссийского Общества, как нам
представляется,
была постройка заводской больницы, которая располагалась в четырех
зданиях и
была рассчитана на 100 кроватей. Юзовская больница считалась одной из
лучших
в округе, она имела прекрасное хирургическое отделение. На содержание
боль-
ницы уходило от 60.000 до 75.000 руб. в год. В ней работало 6 врачей, 2
про-
визора и 33 служащих. На зарплату врачам в совокупности тратилось 16.000
руб.
в год. В 1895 г. число стационарных больных равнялось 728 человек,
амбулатор-
ных — 26.250 человек. Все виды медицинской помощи (лечение в больнице,
прием больных и посещение их на дому), равно как и выдача медикаментов,
проводились бесплатно. Заводоуправление выстроило хорошо благоустроенные
платные (вход — 5 коп.) общественные бани с мужским и женским
отделениями.
На их постройку было истрачено 20.000 рублей.
Другим не менее важным достижением Новороссийского Общества стала
орга-
низация начального образования для рабочих. При заводе имелось 1 главная
и 3 филиальные школы, расположенные на окраинах города. Здание главной
школы,
как писали современники, располагало большим актовым залом, высокими,
про-
сторными и светлыми классами. Курс главной школы был 4-х летним с двумя
параллельными классами (всего 6), филиальные насчитывали по 2 класса
каж-
дая. Стоимость всех училищных зданий оставила около 75.000 рублей., а
расход
на их содержание, исключая расходы на отопление, освещение и содержание
зданий, требовал суммы примерно в 13.000 рублей. В 1897 г. 18 учителей
обучали
в заводских школах 387 мальчиков и 250 девочек. Плата за обучение
равнялась
5 рублям в год, причем дети вдов и сирот от нее освобождались. В Юзовке
имелись также одна английская и несколько частных школ.
Благоустройство территории завода и города также находилось в центре
вни-
мания заводоуправления. Новороссийское Общество разбило общественный
парк
общей площадью 6 десятин, одну его сторону омывал большой искусственный
пруд (поверхность воды около 20 десятин), в котором рабочие и жители
города
могли удить рыбу, купаться в специально выстроенных плавучих купальнях и
кататься на лодках. Владельцы Общества по мере своих сил заботились и о
досуге рабочих, при этом не надо забывать, что речь идет о рубеже веков.
Летом в
парке постоянно играл любительский оркестр из рабочих и служащих завода.
В
конце XIX в. заводоуправлением возводилось два здания, предназначавшихся
для
чайных. По завершении строительства эти отлично оборудованные чайные
посту-
пили в ведение Общества трезвости. Но, как отмечала Комиссия по
исследованию
положения горнорабочих, в начале XX в. эти заведения, к сожалению,
посеща-
лись мало. Большая церковь, расположенная в центре Юзовки, плод совмест-
ных усилий рабочих и владельцев завода. На ее постройку было затрачено
100.000 рублей, причем 3/7 части суммы собрали сами рабочие, 1/7 часть
поступила от жителей города и 3/7 пожертвовали хозяева. Помимо нее
имелось
еще две церкви при школах. И, наконец в магазинах Новороссийского
Общества
существовал книжный склад и библиотека.
Вся история завода свидетельствует о том, что предприятие, основанное
Дж.Юзом, постоянно расширялось. В известной степени это было обусловлено
тем фактом, что российское правительство, крайне заинтересованное в
развитии
собственного металлургического и рельсового производства на юге России,
посто-
янно оказывало всемерную помощь Юзовскому заводу. Советский историк
И.Ф.Гиндин подчеркивал, что первенец южной металлургии был одним из
самых
ранних объектов правительственной поддержки. В этих целях в 70-80-е годы
прошлого века правительство широко использовало ссуды и проявляло
немалую
изобретательность в нахождении способов казначейского финансирования.
Так,
например, в 1873 г. Дж.Юзу дополнительно была выдана долгосрочная ссуда
под
залог акций сроком на 7 лет. Как отмечал И.Ф.Гиндин, «это был один из
первых
случаев выдачи неуставных ссуд, предшествовавший началу широкой их
практи-
ки». Весьма характерен и другой случай, относящийся к 1876-1883 годам,
когда
Юзовский завод получил правительственный заказ на изготовление рельсов
на
2.700 тыс. пудов по высшей цене 2 руб. 30 коп. за пуд. В данном случае
речь шла
уже об авансировании по казенным заказам, которые обычно обеспечивались
залогом заводов. К такой форме часто прибегали и другие предприятия
тяжелой
промышленности. Именно в эти годы рельсопрокатный цех Новороссийского
Общества работал главным образом по казенным заказам, доля которых
примерно равнялась 78% от всей произведенной продукции. Но при этом
следует заметить, что сравнению со старыми уральскими заводами, которые
в 1880-1882 годах лишь на15 % недоиспользовали своей производственной
мощности, Юзовский завод, по заявлениям своих владельцев, готов был
удвоить свою продукцию.
Практика поддержки предприятия путем обеспечения гарантированными
зака-
зами сохранилась и в последующие годы, но это было связано уже с новыми
явлениями в российской экономической истории, когда правительство
перешло к
открытой поддержке первых монополистических объединений. При этом
заметим
что симпатии царской администрации все-таки были на стороне старых
уральских
заводов. Красноречиво об этом говорят предпринятые правительством меры в
отношений впервые организованного в 1882 г. Союза рельсовых фабрикантов,
в
состав которого вошли передельные заводы. Несмотря на декларативные
заявле-
ния о том, что необходимо оберегать самостоятельные заводы, к числу
которых
относился Юзовский, правительство в 1884 г., гарантируя казенные заказы
на 400
тыс. пудов в год каждому, тем не менее двум уральским заводам
обеспечивало
67% загрузки против 1880-1882 гг., а Новороссийскому — менее 50 %. В
80-е годы
Юзовский завод становился все более сильным конкурентом и его доля в
правительственных заказах быстро росла: с 7% в 1882-1884 гг. до 23% в
1885-1887 годы.
Юзовский завод, не принявший участия в соглашении 1882 г., вошел в
состав
Союза рельсовых заводов в декабре 1890 года. Как считал И.Ф.Гиндин, этот
факт объяснялся тем, что в 80-е годы предельные заводы являлись основным
производителями рельсов. Но к 90-м годам ситуация изменилась коренным
обра
зом: на вставшую на ноги южную металлургию, работавшую на местном сырье,
в
целях ускорения ее роста правительство обращает всю систему поддержки
казен-
ными заказами на рельсы. В то же время старые передельные заводы стали
перестраиваться на производство другой продукции. И в свете этого, как
писал
И.Ф.Гиндин, совершенно естественно, что старейший южный металлургический
завод вошел в состав нового синдиката, срок действия которого истекал в
январе
1895 года.
В начале XX в. ситуация постепенно выправляется, частный спрос на
продук-
цию тяжелой промышленности начинает играть все большую роль по сравнению
с
государственным. Не было в стороне от этих процессов и предприятие Юзов.
В
XX в. правительство продолжало размещать на заводах и рудниках
Новороссий-
ского Общества казенные заказы. Мы располагаем сравнительными данными на
период войны, когда казенный спрос на металл резко возрос., а его
производство в целом по России падало20а. Из таблицы видно, что только в
добыче угля доля
государственных заказов была значительной, а в остальных видах
продукции,
имевшей оборонное значение, их доля была ниже.
Таблица № 2. Казенные заказы, размещенные на заводах и рудниках Ново-
* Репорт — разница между продажной и покупной ценой. Это разновидность
срочной сделки, которая заключается в том, что владелец ценных бумаг или
валюты продает их банку с обязательством последующего выкупа по новой,
более высокой цене.
балок, рельсов, листового железа, стали всех сортов и ряда других
изделий. Эти
соглашения устанавливали доли участия Юзовского завода в синдикате
«Прода-
мета» (они колебались в пределах от 9% до 14,5% на разные виды изделий),
определяли средние цены на произведенную по заказам продукцию.
Новороссий-
ское общество, согласно договорам, обязывалось приобрести акции
синдиката, а
Общество для продажи изделий, в свою очередь, приобретало акции
Юзовского
завода, причем их общее количество специально оговаривалось. Срок
действия
соглашений постоянно продлевался, вплоть до 1917 года.
Как сообщали газеты, Новороссийское общество занимало 3-е место по
произ-
водству некоторых видов продукции среди контрагентов синдиката
«Продамета».
Оно шло вслед за Южно-русским Днепровским металлургическим и
Русско-бель-
гийским металлургическим о6ществами.
Новороссийское общество также вошло в состав представительных
организа-
ций российской буржуазии, став членом Съезда представителей
промышленности
и торговли. 12-14 апреля 1906 г. в Петербурге состоялся его
организационный
съезд. Тогда же было санкционировано прямое участие в съездах отдельных
крупных фирм с капиталом более 300 тыс. рублей. Таким фирмам
предоставля-
лось только право совещательного голоса, при условии уплаты годовых
взносов в
размере 100 рублей с каждого миллиона капитала. Совет съездов (в составе
48 че-
ловек) был наделен правом представительства интересов «всей
промышленности и
торговли» перед правительственными и законодательными учреждениями стра-
ны. Вступление Новороссийского общества в состав этой организации
произо-
шло в феврале 1910 г., о чем извещал Совет съездов главноуправляющий
заводом
и рудниками Адам Александрович Свицын. Общество платило членские взносы
в
размере 1200 рублей в год.
Весной 1911 г. в прессе появились первые сведения о предстоящей
продаже
контрольного пакета акций Новороссийского общества группе французских
капи-
талистов. Русские газеты, ссылаясь на сведения, сообщенные французскими
жур-
налистами, уведомляли публику о том, что поначалу в качестве посредника
при
продаже выступил крупный банкирский дом «Thalmann Co.». После
двухлетнего
перерыва осенью 1913 г. вновь заговорили о продаже Юзовского завода. На
сей
раз газетчики недвусмысленно указывали на причины, заставившие
владельцев
«выпустить из рук столь значительное предприятие». Ссылаясь на мнение
опреде-
ленных лиц, газеты сообщали о том, что в последние годы производство на
предприятии несколько снизилось*, а эксплуатация угольных рудников не
была
организована должным образом. Более того, «Биржевые ведомости» указывали
на том, что с точки зрения технической оборудование Юзовского завода
устарело,
и Новороссийское общество чуть ли не единственное среди предприятий Юга
не
считалось с техническим прогрессом, и поэтому не вносило улучшений в
техноло-
гию производства. Для оживления дела, как сообщали газеты, требовались
допол-
нительные усилия и приток новых капиталов. Специально созданная особая
комиссия во главе с Луи Дрейфусом (на этот раз в качестве посредника на
переговорах выступил банкирский дом «Louis Dreyfus &Со») производила по-
дробный осмотр завода и рудников.
Английский историк Дж.Вествуд также отмечал факт отставания Юзов в
деле
внедрения новых технологических процессов. Но он все же больше склонен
считать сведения, сообщенные прессой, скорее голословными утверждениями,
а
Таблица № 3. Основные показатели производства в 1911-1913 гг. (в англ.
тоннах)
Виды продукции 1911 1912 1913 1914
Уголь 1.390.868 1.261.589 1.388.750 1.493.357
Кокс 326.434 435.589 436.350 391.254
Чугун и сплавы 252.241 270.370 272.771 267.099
Сталь 175.372 210.941 228.380 231.367
Рельсы 52.147 82.957 69.244 87.349
Листовое железо
болванки и пр. 61.342 71.235 97.257 89.813
Балки заготовки и пр. 84.635 55.762 60.234 48.282
Источники:
РГИЛ. Оп. 28. Д. 1497. Л. 18, 20, 22.
И все-таки отставание Юзовского завода с этой точки зрения от более
молодых
металлургических предприятий юга России уже в конце XIX в. становилось
явным. Так, советский историк А.М.Соловьева отмечает, что в 90-е годы
прошло-
го столетия на заводе был осуществлен крупный сдвиг в
энерговооруженности
труда., причем численность заводских рабочих возросла лишь на 13% в то
время,
как общий объем продукции увеличился почти на 149 процентов. Но,
несмотря на
это, в 1900 г. Новороссийское общество по указанному показателю уступало
Петровскому заводу Русско-бельгийского общества в 3 раза, а Дружковскому
Донецкого общества - в 4,6 раза. Для большей полноты картины приведем
данные об энерговооруженности труда на Сулинском заводе: она равнялась
0,87 л.с. на одного рабочего, то есть была в 3,25 раза ниже, чем на
Юзовском заведено.
Как нам представляется, современники бросили лишь отчасти справедливый
упрек владельцам Новороссийского общества. Но вряд ли можно согласиться
с
тем, что на Юзовском заводе вовсе не считались с техническим прогрессом.
В
отчете Правления общества от 13 января 1913 г. (н.ст.) указывалось, что
в
предстоящем году ожидается улучшение дел по отношению к 1912 г.
Некоторый
спад, очевидно, был вызван тем, что в 1910 г. на заводе была принята
программа
модернизации производства, частично прерванная в связи с аварией на
электри-
ческом генераторе. Но другие пункты программы к 1913 г. были выполнены и
уже начали давать результаты. В предыдущем 1912 г., как подчеркивалось в
отчете, была достигнута существенная экономия в потреблении топлива.
Правле-
ние Общества предполагало принять меры по улучшению дутья в доменных
печах. Оно также вело переговоры с бельгийской фирмой «Evence Соррее» по
сооружению 150 коксовальных печей и строительству завода по
использованию
отходов рядом с Центральными рудниками.
В начале 1914 г. Русско-Азиатский банк собирался приобрести
контрольный
пакет акций Новороссийского общества, заключив с этой целью в январе
1914 г.
специальное соглашение с банкирским домом Дрейфуса. А уже весной того же
года Н.А.Гордон, директор Русско-Азиатского банка, вел переговоры по
совмест-
ному приобретению Юзовского металлургического завода. Но на этот раз
партне-
ром по сделке выступил Петербургский Международный банк. Консорциум бан-
ков предполагал учредить акционерное общество для эксплуатации этого
завода.
Впоследствии Русско-Азиатский банк отказался от приобретения Юзовского
заво-
да. Все хлопоты по покупке контрольного пакета акций Новороссийского
общест-
ва взял на себя Международный банк, который предполагал осуществить
сделку,
как сообщали газеты, на 33 млн. рублей. Этот капитал должен был
распределить-
ся следующим образом: 15 млн. рублей наличными, 12 млн. в акциях и 6
млн. в
облигациях. Международный банк преследовал цель обеспечить совместную
экс-
плуатацию доменных печей Юзовки с Обществом машиностроительных заводов
Гартмана. Но в мае 1914 г. газеты уведомили своих читателей о том, что и
эта
сделка Международного банка также не состоялась. Начавшаяся вскоре война
на два года задержала осуществление давно обсуждавшейся покупки. И
только в
апреле 1916 г. Русско-Азиатский банк выступил в качестве единственного
покупа-
теля акций Новороссийского общества. А летом того же года он переуступил
их
Русскому обществу для изготовления снарядов и военных припасов, бывшему
обществу «Парвиайнен».
В 1913-1914 годах (до объявления войны) положение дел в Новороссийском
обществе, согласно отчету Правления, продолжало улучшаться. По признанию
самих акционеров, рост доходов был вполне удовлетворительным. Это
объясня-
лось тем обстоятельством, что старые контракты на поставку угля и
чугуна,
заключенные по более низким, чем в 1914 г. ценам, были полностью
выработаны.
Другой причиной улучшения дел, как указывало Правление, стало внедрение
электрического привода и постепенное снижение потребления угля. В
предвоен-
ные годы в доменных цехах продолжалась модернизация производства. На
Юзов-
ский завод были доставлены турбовоздуходувки и паровые котлы системы
Бабкок
и Уилкокс. Контракт, заключенный не так давно с фирмой «Evence Соррее»
давал существенную экономию в потреблении угля и, как следствие этого,
сниже-
ние себестоимости продукции. Незадолго до войны на территории,
принадлежав-
шей обществу были открыты новые месторождения коксующегося угля, так
назы-
ваемые уразовские пласты, которые по качеству не уступали
смоляниновским.
Общая стоимость недвижимого имущества Новороссийского общества в г.
Юзовка на 13 января 1914 г. составила 1.740.773 ф. ст*. Разразившаяся
первая мировая война нанесла серьезные ущерб бизнесу, как указывалось в
отсчете Правления общества. Завод потерял квалифицированные кадры
рабочих, испытывал трудности со сбытом продукции ввиду сбоев с
перевозками грузов на железных дорогах страны, которые в первую очередь
обеспечивали военные перевозки.
Все годы в начале XX столетия кредитные операции Новороссийского
общест-
ва осуществлялись при посредничестве Лондонского Парр-банка, а в России
—
Государственного, Петербургского коммерческого и Московского купеческого
банков. В 1913 г. в Правление общества в качестве директоров входили
следующие лица: лорд А.Бальфур как председатель, М.Дикон, Джон Джеймс
Юз, В.Макконел, Б.Никсон и А.Ревильон. В 1914 г. состав директоров
несколько изменился, Правление избрало нового своего члена Ч.Гуча, а в
качестве вице-директора — Ч.Оугилви. После отставки М.Дикона в 1914 г.
его место в правлении занял Артур Бальфур. В 1915 г. умер Альберт
Ревильон, а в 1916 г. из состава правления и с поста его председателя
ушел один из самых крупных акционеров Обществава лорд Арчибальд Бальфур.
В результате Правление сократилось до четырех человек. В качестве
ответственных агентов Петроградского комитета Новороссийского общества в
1916 г. были следующие лица: Алан Бэрч, который до этого занимал пост
коммерческого директора Юзовского завода, Чарльз Эбсворт и Борис
* В годы войны курс рубля по отношению к фунту стерлингов снизился. На
13 января 1915 г. (н.с.) он составил 117 руб.=10 ф.ст. Падение курса
продолжалось и в следующие годы (РГИА. Ф.23. Оп. 28. Д. 1497. Л. 23.)
Николаевич Померанцев. В течение всей дореволюционной истории
предприятия его руководящий и инженерно-технический персонал
комплектовался главным образом из англичан. Тем не менее состав служащих
завода был поистине многонационален. Рядом с англичанами и русскими
трудились евреи, поляки, бельгийцы, немцы, болгары, латыши и даже греки.
После Октябрьской революции началась новая эра в истории Юзовского заво-
да. Декретом СНК от 24 января 1918 г. он был национализирован. Стоимость
имущества Новороссийского общества на 1 января 1918 г., как сообщалось в
письме Петроградского комитета генеральному консулу Великобритании
А.Вуд-
войной и революцией. Поэтому Совнарком 12 мая 1919 г. особым
постановлением
счел нужным сохранить до поры до времени существование Петроградского
коми-
тета с тем, чтобы использовать опыт его членов и передать впоследствии
будуще-
му управлению. Но на истории Новороссийского общества и Юзовского
завода,
тесно связанной со многими выходцами из Англии, была уже поставлена
точка. В
20-е годы навсегда исчезает имя талантливого английского инженера,
практика-
новатора, преуспевающего бизнесмена Джона Юза из названия города,
который
возник благодаря его усилиям. На карте России появляется новое
наименование:
Сталино. Но топонимика эпохи тоталитаризма оказалась недолговечной,
просуществовав всего три десятилетия. Да и современное название города —
Донецк — мало что говорит о его происхождении и ничем не связано с
дореволюционной историей этого богатого металлургического края на юге
России.
Заключение.
Формирование и широкое распространение акционерного капитала
являются одним из основных принципов, на котором базируются проводимые в
стране реформы. Акционирование занимает важное место в создании
нормальных условий функционирования предприятий, являясь удобной формой
для проведения их разгосударствления, позволяет организовать эффективный
контроль за деятельностью управленческого аппарата.
В настоящем реферате аккумулированы основные сведения, позволяющие
понять, с чего начиналось акционирование, как появлялись акционерные
компании в России, с какими трудностями сталкивались на своем пути
российские предприниматели. На примере “Новороссийского акционерного
общества” было показано какую колосальную роль играли такие предприятия
в истории нашего государства.
Кроме того акционерные общества обладают рядом преимуществ
по сравнению с другими видами деловых организаций, делающими их
наиболее подходящей формой для крупного бизнеса в силу целого ряда
причин. Прежде всего акционерные общества могут иметь неограниченный
срок существования, в то время как период действия предприятий,
основанных на индивидуальной собственности или товариществ с участием
физических лиц, как правило, ограничен рамками жизни их учредителей.
Акционерные общест-
ва, благодаря выпуску акций, получают более широкие возможности в
привлечении дополнительных средств по сравнению с нелорпорированным
бизнесом. Поскольку акции обладают достаточно высокой ликвидностью,
их гораздо проще обратить в деньги при выходе из акционерного об-
щества, чем получить назад долю в уставном капитале товарищества с