скачать рефераты

МЕНЮ


Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей

55

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

ПЛАН

Понятие и общие правила государственной регистрации индивидуальных предпринимателей

Отказ в государственной регистрации. Ответственность за нарушение порядка регистрации

Порядок подтверждения статуса физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей до 1 января 2004 г.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

Внесение изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в государственном реестре

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя

Литература

Понятие и общие правила государственной

регистрации индивидуальных предпринимателей

Индивидуальным предпринимателем по российскому праву является зарегистрированное в этом качестве в установленном порядке физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), осуществляющее предпринимательскую деятельность непосредственно (от своего имени, без образования юридического лица) и своим самостоятельным трудом, которое в этих целях действует по своему усмотрению, если обладает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дееспособность этого лица ограничена в силу возраста или закона.

До 1 января 2004 г. государственная регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей осуществлялась по правилам, установленным Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" и Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации". Более того, на региональном уровне в этой сфере действовало множество правовых актов, принятых представительными и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации и даже органами местного самоуправления. Между тем п. 1 ст. 2 ГК РФ указывает на то, что порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности должен устанавливаться законом. Поэтому в целях унификации законодательства о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" , вступившим в силу с 1 января 2004 г., предусмотрен общий порядок государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (с учетом специфики названных субъектов).

В настоящее время федеральное законодательство о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации) и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Регулирование данной сферы отношений осуществляется актами гражданского законодательства, которое, в свою очередь, относится к исключительному ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ, ст. 3 ГК РФ). Это означает, что субъекты Федерации не вправе принимать правовые акты в целях регулирования отношений, связанных с государственной регистрацией, перечисленных в ст. 1 указанного Федерального закона, иначе такие акты вступят в очевидное противоречие с Конституцией РФ.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом о госрегистрации (ст. 1 Закона).

Обратим внимание на то, что в соответствии с приведенным определением понятие "государственная регистрация индивидуальных предпринимателей" охватывает не один, а три вида административных актов. Эти акты являются индивидуальными правовыми актами, актами применения права, которые не имеют нормативного значения. Они направлены на реализацию норм права в связи с конкретным делом, в отношении определенного лица и вызывают возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей точно определенных субъектов. В отличие от нормативных правовых актов индивидуальные акты не устанавливают, не изменяют и не отменяют общеобязательные долгосрочные правила поведения для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Данные акты совершаются путем внесения соответствующих сведений о физическом лице в государственный реестр.

К актам государственной регистрации индивидуальных предпринимателей относятся:

правообразующие акты, устанавливающие юридический факт приобретения физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя. Это акты государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

правопрекращающие акты, устанавливающие юридический факт прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей. Такими актами являются акты государственной регистрации при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;

правоизменяющие акты, которые фиксируют изменения в сведениях об индивидуальных предпринимателях, содержащихся в государственном реестре.

Несмотря на то что названные три вида административных актов не являются нормативными, они все же содержат общеобязательный элемент. Граждане и юридические лица, государственные, муниципальные и иные органы и организации, вступающие в правовые отношения с физическими лицами, в отношении которых совершен акт государственной регистрации индивидуального предпринимателя, обязаны согласовывать свои действия с содержанием соответствующего административного акта.

Порядок совершения указанных актов определяется общими правилами ст. 1 - 3 гл. I, ст. 4 - 7 гл. II, ст. 8, 9, 11 гл. III и специальными нормами ст. 22.1 - 22.3 гл. VII.1 Закона о госрегистрации, а также подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение этого Закона.

Моментом государственной регистрации, т.е. моментом, начиная с которого этот административный акт считается совершенным, юридически значимым и влечет правовые последствия, признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Основанием для этого является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом. Данный юридический факт подтверждается документом установленной формы, которая зависит от содержания конкретного акта государственной регистрации. Эти формы определены в п. 5 Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление N 439).

Документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, являются:

свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р61001;

свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей по форме N Р60004;

свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р65001;

свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г., по форме N Р67001.

Регистрирующий орган, совершивший акт государственной регистрации, обязан выдать (направить) заявителю соответствующий документ не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации (внесения записи в государственный реестр).

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации". Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц" данные функции были возложены на Министерство РФ по налогам и сборам (МНС России).

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Размеры государственной пошлины определяются Законом РФ от 9 декабря 1991 г. "О государственной пошлине" в редакции Федерального закона от 31 декабря 1995 г. N 226-ФЗ . В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона размер взимаемой пошлины составляет 400 руб. - за регистрацию граждан в качестве индивидуальных предпринимателей и 80 руб. - за регистрацию при прекращении гражданами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей.

Сведения о приобретении гражданами статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении ими деятельности в этом качестве и иные сведения об индивидуальных предпринимателях, предусмотренные Законом о госрегистрации, регистрирующие органы вносят в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - государственный реестр, реестр). Данный реестр является федеральным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности. Термин "федеральный" указывает на то, что на всей территории Российской Федерации должны использоваться единые методы и способы ведения реестра, предъявляться единые требования к оформлению записей в нем и к документам, на основе которых вносятся эти записи. Государственный реестр находится во взаимодействии с другими федеральными информационными ресурсами.

Принципы ведения реестра, его содержание, правила и условия предоставления содержащихся в нем сведений и документов определяются в соответствии со ст. 4 - 7 Закона о госрегистрации. Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений (далее - Правила ведения Единого государственного реестра). В соответствии с ними МНС России и его территориальные органы формируют и ведут названный реестр на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Реестр содержит (в виде записей) сведения:

о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

о государственной регистрации прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;

об изменении сведений, содержащихся в данном реестре;

о документах, представленных в регистрирующий орган в соответствии с Законом о государственной регистрации и названными Правилами.

Состав конкретных сведений, содержащихся в государственном реестре, определен п. 2 ст. 5 Закона о госрегистрации. К ним относятся:

- фамилия, имя и (если имеется) отчество на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства такие сведения дополнительно указываются с помощью букв латинского алфавита на основании сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность в соответствии с законодательством России);

- пол;

- дата и место рождения;

- гражданство (при его отсутствии указывается: "лицо без гражданства");

- место жительства в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован в установленном российским законодательством порядке);

- для российских граждан - данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории России;

- для иностранных граждан и лиц без гражданства - вид и данные документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность соответственно иностранного гражданина или лица без гражданства;

- для тех же лиц, кроме того, - вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации;

- дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в государственный реестр соответствующей записи;

- дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению, либо в связи со смертью, либо в связи с принятием судом решения о признании несостоятельным (банкротом) или о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, либо в связи с вступлением в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, либо в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в России, или окончанием срока действия указанного документа);

- сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем;

- идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе;

- коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

- номер и дата регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя:

в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;

в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;

в территориальном фонде обязательного медицинского страхования;

- сведения о банковских счетах индивидуального предпринимателя.

Записи вносятся в государственный реестр на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в реестр.

Документы, относящиеся к государственной регистрации, содержатся в регистрационном деле индивидуального предпринимателя, которое является частью государственного реестра.

В статьях 8, 9 и 11 гл. III Закона установлены общие правила о сроке и месте регистрации, порядке представления документов при государственной регистрации, решении о государственной регистрации. Они имеют общее значение для совершения действий, связанных с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, и применяются во всех случаях, когда осуществляются акты государственной регистрации индивидуальных предпринимателей по правилам ст. 22.1 - 22.3 гл. VII.1 Закона. Поэтому имеет смысл рассмотреть эти правила подробнее.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства (п. 3 ст. 8). Данная норма традиционна для отечественного законодательства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей начиная с 90-х годов XX в. Она сформулирована как императивная, не предполагающая иных вариантов определения места государственной регистрации; толковать ее расширительно недопустимо. Поэтому лица, не имеющие определенного места жительства, не могут быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. В случае если указанные лица намерены заниматься предпринимательской деятельностью, им неизбежно придется так или иначе решать вопрос с определением места жительства. Норма п. 3 ст. 8 направлена на защиту контрагентов индивидуального предпринимателя от возможных недобросовестных действий. Во-первых, место жительства - важный идентифицирующий признак, такой же, как и имя гражданина-предпринимателя (в соответствии с п. 26 упомянутых ранее Правил ведения Единого государственного реестра сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя предоставляются по запросу физического лица при предъявлении им документа, удостоверяющего его личность, в виде выписки из реестра по форме, установленной в приложении N 6 к Правилам). Во-вторых, место жительства гражданина определяет подсудность рассмотрения дел в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

Между тем правило, закрепленное в п. 3 ст. 8, вряд ли можно признать справедливым и демократичным, ибо многих граждан, социально незащищенных, но способных к предпринимательской деятельности, оно лишает возможности хотя бы попытаться самостоятельно поправить свои дела. Нельзя не обратить внимание и на то, что данная норма противоречит ряду положений Конституции РФ. Она не согласуется с конституционными нормами о том, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ч. 1 ст. 34); каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). Приведенные нормы Конституции содержатся в гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина", в связи с чем уместно напомнить, что согласно ст. 18 Конституции права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Отсюда следует, что если лицу, не имеющему определенного места жительства, отказано в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя по основаниям подп. "а" и "б" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации, то прокурор и иные лица, указанные в ст. 192 и 198 АПК РФ, вправе на основании п. 5 той же ст. 23 обжаловать такой отказ в судебном порядке и одновременно требовать признания недействующими соответствующих положений Закона о госрегистрации по мотиву их несоответствия Конституции РФ. Такие дела относятся к подведомственности арбитражного суда. При этом применяются правила, установленные статьями гл. 23 и 24 АПК РФ. В силу ч. 3 ст. 189 Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных и иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).

Законодателю следовало бы изменить редакцию п. 3 ст. 8 Закона о госрегистрации, использовав более корректную формулировку. Необходимо найти юридическую конструкцию, которая бы, с одной стороны, обеспечивала беспрепятственную реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина, а с другой - гарантировала интересы кредиторов и других контрагентов индивидуального предпринимателя, не препятствовала применению правил подсудности, установленных процессуальным законодательством.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.