скачать рефераты

МЕНЮ


Источники права

Источники права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теории государства и права

Источники права

Владивосток 2010

Содержание

Введение

1. Понятие и классификация источников права

2. Нормативно правовые акты как источники права

3. Классификация нормативно правовых актов

4. Систематизация нормативно правовых актов

Заключение

Список использованных источников

Введение

Данная курсовая работа будет посвящена различным формам (источникам) права, существующим на протяжении уже многих лет. Как мы полагаем, тема курсовой работы является актуальной. И является она таковой, потому что формы (источники) права это обязательный компонент правовых знаний человека, изучающего юриспруденцию. Источники права показывают, говоря обыденным языком, откуда берется право, как оно действует и существует. Также по источнику явления судят и о самом явлении, а это немаловажно.

Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего общего понятия источника права, мы считаем недостаточным. На протяжении долгих лет подход советских ученых к вопросу отличался тремя особенностями. Во-первых, известная его недооценка. Достаточно сказать, что за 35 послевоенных лет (1946-1981) были опубликованы лишь две общетеоретические работы по данной проблеме и незначительное число исследований источников права в отдельных правовых системах, в отраслях права и т.д. Такое положение объяснимо: признавая единство формы и содержания в праве, советские ученые нередко вольно или невольно отдавали приоритет исследованию его социально-классовых аспектов. Это объяснялось второй особенностью подхода, состоявшей в изучении данной проблемы, как и права в целом, с позиций противоборства двух систем. Закономерности развития источников права выводились из тезиса о диаметрально противоположной классовой сущности буржуазного и социалистического права. Естественно, при таком подходе наиболее совершенную систему источников права должна была представлять наша страна и другие социалистические страны. Что касается противоположного лагеря, то в нем выявлялись отступления от принципа верховенства закона, кризис законности и т.д. Третьей особенность подхода к данному вопросу являлись его ограниченность и непоследовательность. Исследование проблем источников права велось, как правило, в рамках проблематики советского права. При этом, хотя применительно к остальному миру признавалась множественность источников права, сложившаяся в ходе исторического развития, однако в условиях советской правовой системы, по существу, единственным источником права признавался нормативный акт. Поэтому понятие система источников права обычно заменялось понятием система законодательства.

В качестве источников материала для данной работы были использованы фундаментальные и специализированные труды В.Н. Хропанюка, М.Н. Марченко. Неоднократно мы обращались к юридическому энциклопедическому словарю А.Б. Барихина. Также базу научного исследования при написании работы составили статьи С.В. Бошно, опубликованные в Журнале российского права.

Целью данной работы является анализ источников (форм) права. В задачи работы входит следующее: соответственно определение понятия и сущности источников права, их классификация. Изучение нормативно правовых актов как источников права, анализ классификации нормативно правовых актов, и наконец, в четвертом вопросе данной работы мы рассматриваем их систематизацию.

1. Понятие и классификация источников права

Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять присущие праву регулятивные, воспитательные и иные функции, оно, так же, как и государство, должно иметь свое внешнее выражение. В отечественной и зарубежной литературе это внешнее выражение права в одних случаях называют формой или формами права, в других - источниками, а в третьих случаях их именуют одновременно и формами, и источниками права. Категории источник права и форма права тесно связаны между собою, но не всегда совпадают. Поэтому мы считаем необходимым выяснить значение каждого понятия в отдельности и прийти к каким-нибудь итогам по этому поводу.

Форма права показывает, как содержание права организовано и выражено во вне (то есть определенные способы внешнего выражения права как одного из компонентов юридической формы, иными словами, как более узкого самостоятельного явления), а источник права - истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения. Под источником также следует понимать три фактора: в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.), в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.), в формально-юридическом смысле - это и есть форма права.

Отсюда и существующие разногласия по поводу употребления терминов форма или источник права. Но в современной теории права особых проблем с этим понятием уже не возникает. Учитывая предыдущие разработки, в том числе в дореволюционной литературе, наиболее распространенным является вывод, что понятие источник права - это синоним понятия формы права. Поэтому в учебных курсах по теории права можно встретить такое обозначение темы «формы (источники) права». В этом контексте говорится и о видах источников права. При этом имеется в виду разновидность формы права (акты государственных органов, прецедентные решения судов и т.д.). В настоящей работе форма права будет рассматриваться как синоним источника права, т.к. мы не будем придавать принципиального значения тем незначительным по своему характеру смысловым нюансам, оттенкам и различиям, которые имеют термины форма и источник права.

Итак, в истории правовой мысли и на современном этапе развития представлений о праве можно встретить разнообразные подходы к объяснению их сущности и природы. Так, по мнению А.М. Васильева «форма (источник) права обозначает форму реального выражения и объективизации государственной воли господствующего класса, выраженной в нормах права». Васильев А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976. С. 167. ISBN 5-89123-361-4. В.С. Нерсесянц называет источниками права «как социальные факторы, определяющие содержание правовых норм, и государство как ту силу, которая творит право, так и источники информации о праве». Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов. 2002 г., 832 стр. ISBN 5-86225-910-4,А.Б. Венгеров представляет такое понимание источника права - « как объективированного закрепления и проявления содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и других источниках». Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - .528 с. - ISBN 5-8401-0071-4

Словом, мы убедились в том, что и здесь существуют разные подходы к определению источника права. Сейчас проанализируем каждое из вышеизложенных точек зрения. Определение источника права, принадлежащее Васильеву не присуще большинству ныне существующим государствам, так как на данное время в большинстве странах в нормах права закрепляется не воля господствующего класса, а воля всего народа. То есть это определение не является актуальным. Венгеров же в свою очередь не достаточно раскрывает сущность и понятие источников права, он рассматривает его лишь с одной стороны, не беря во внимание немаловажные причины и факторы их возникновения. Шире и глубже раскрывает определение источников права Нерсесянц. Он говорит и о причинах, послуживших их возникновению и формированию, а также и о силах их закрепляющих и формах выражения во вне. Поэтому нам ближе точка зрения Нерсесянца В.С.

Какие же источники права существуют? Все они права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов. Первое к чему мы обратимся это правовой обычай, т.к. он является наиболее древней формой права. По своей природе правовой обычай довольно консервативен, так как возник и результате многократного повторения и обобщения наиболее рациональных вариантов общественно значимого поведения людей, передающихся из поколения в поколение. Обычай исторически предшествовал закону. Он регулировал такие социально значимые отношения, где вмешательство законодателя или нежелательно, или преждевременно. Далее переходим к рассмотрению судебного прецедента. Судебный прецедент представляет собой такое решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел. С его помощью может быть подтвержден или объяснен какой-либо аналогичный факт или обстоятельство. Как форма (источник) права юридический прецедент получил наиболее широкое распространение в системе общего права Англии, США, Канады, Австралии, где он имеет силу законодательного акта.

Мы также должны упомянуть о доктрине и религиозных текстах. Под доктриной как источником права понимается наука (теория, концепция или идея), которые во всех без исключения случаях используются в правотворческом и правореализующем процессе. В романо-германской правовой семье доктрина имеет первостепенное значение, так как в течение длительного времени она была основным источником права, которое было выработано в университетах в период XVIII-XIX ввОсобенно заметно значение доктрины, а также религиозной догмы в мусульманском праве, основанном на принципе авторитета религиозных догм и религиозных деятелей. Поэтому заключения древних юристов, знатоков ислама здесь имеют официальное юридическое значение.

Нормативный договор, под которым понимается соглашение двух или более сторон, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы в пределах их компетенции. Такие договора бывают внутригосударственными и международными. Федеративные государства, как правило, строятся на основе договора между федеральной властью и субъектами федерации. Такие договоры регулируют предметы ведения сторон и их полномочия.

Следующая форма права это нормативно правовой акт. Нормативно правовой акт -- властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права (закон, кодекс, постановление, инструкция и др.) Он является одним из основных источников права современного государства, преобладающей формой правового регулирования общественных отношений. Более подробно мы рассмотрим нормативно правовой акт в следующих вопросах нашей работы.

Следует особо отметить, что представление об источниках права, так же, как и их виды, никогда не оставалось неизменным. Некоторые из них (правовой обычай, закон, прецедент), совершив значительную эволюцию с древнейших времен, сохранились в правовых системах и поныне. Другие бесследно исчезли. Третьи же, утратив свою какую-либо значимость, сохранили лишь историческую ценность. Разумеется, они варьировались и варьируются не только в зависимости от этапов развития общества, государства и права, но и в зависимости от особенностей самих правовых систем. Сравнивая между собой, например, романо-германскую правовую семью и семью общего права, известный французский юрист - теоретик права Р. Давид не без оснований отмечал, что если в странах романо-германской правовой семьи «стремятся найти справедливые юридические решения, используя правовую технику, в основе которой находится закон», т.е. в системе правовых регулятивных средств выделяются прежде всего акты высших законодательных органов - парламентов, то в странах, относящихся к семье общего права, «стремятся к тому же результату, основываясь в первую очередь на судебных решениях». Р. Давид.Основные правовые системы современности: Пер. с фр. В.А. Туманова. -- М.: Междунар. отношения, 1999. -- 400 с. - ISBN 57133-0997-5

В этом вопросе мы рассмотрели понятие и классификацию источников права принятых юридической наукой, и, подводя итоги по всему вышесказанному, можем сделать вывод о том, что источниками права можно считать не только те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания либо изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а также правовой системы в целом, но и внешнее их выражение, способ закрепления. Источники имеют исключительное большое значение для укрепления законности в государстве.

Также необходимо упомянуть о том, что каждой правовой системе, а тем более в каждой современной правовой семье существует огромное разнообразие форм или источников права. И, естественно, не все они имеют одинаковую значимость и выполняют одинаковую регулятивную роль.

2. Нормативно правовые акты как источники права

Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами. Его определения за прошедшее столетие не претерпели принципиальных изменений. Мы рассмотрим несколько вариантов из их множества. Согласно юридическому энциклопедическому словарю нормативно правовой акт - «властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права (закон, кодекс, постановление, инструкция и др.) Он является одним из основных источников права современного государства, преобладающей формой правового регулирования общественных отношений».11 Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Книжный мир, 2007. 792 с. - ISBN 978-5-8041-0288-4 Имеются не только научные, но и официальные определения нормативного правового акта. Пленум Верховного Суда РФ сформулировал следующее определение: «Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом».22 Infopravo - Законодательство России [Электронный ресурс]: Постановление Пленума ВС РФ от 27 апреля 1993 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону». Режим доступа: http://infopravo.by.ru/fed1993/ch02/akt13262.shtm Конечно, понятие нормативно правового акта во втором случае раскрыто более точно и подробно, нежели в первом, однако смысл в них заложен одинаковый, нет никаких существенных различий между формулировками.

Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов; указывается, какой орган и в соответствии с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт.

Так, согласно действующей Конституции России предусматривается, что высший представительный и законодательный орган Российской Федерации - Федеральное собрание (парламент) принимает законы и постановления. Президент как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Субъекты РФ принимают «законы и иные нормативные правовые акты».11 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря; Ст. 76

Нормативно-правовые акты как источники права имеют определенные организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права. В чем они проявляются? Во-первых, в том, что издающие их государственные органы имеют гораздо большие координационные возможности, чем иные нормотворческие институты для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов. Во-вторых, что в силу четких требований, традиционно сложившихся правил изложения своего содержания нормативно-правовой акт считается лучшим способом оформления устоявшихся норм. И, в-третьих, что нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок в обращении, чем другие формы права. На него, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить необходимые коррективы, контролировать его исполнение.

Мы также должны упомянуть, что нормативно правовой акт входит в единую систему, осуществляя правовое регулирование в соответствии с общими целями и задачами общества и государства. Иерархическое построение выступает не столько признаком отдельного документа, сколько характеризует систему актов. Тем не менее, этот признак - один из основных, так как только в связи с ним нормативные правовые акты и могут выполнять стоящие перед ними задачи. Так, М.Н. Марченко полагает, что «сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативных правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.»11 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 640 с. - ISBN 5-98032-006-7 Нам следует отметить, что нормативно правовые акты как формы права значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера. В их числе, прежде всего акты применения норм права или индивидуальные акты, как их зачастую называют. Проведем наглядно ряд сравнений нормативно правового акта с вышеперечисленными источниками права.

Нормативно-правовые и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру актами. Помимо всего прочего это означает, что с теми и другими связаны определенные юридические последствия. Однако принципиальное отличие их друг от друга заключается в следующем. Первые содержат в себе общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как вторые не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее - неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т.д.). И, наконец, нормативно-правовыми актами охватывается весьма широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений. Действие индивидуального акта завершается с прекращением существования конкретных общественных отношений (например, в связи с выполнением условий конкретного договора купли-продажи, подряда, поставки и т.п.), в то время как нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом.

Приведем пример - действие такого индивидуального акта (акта применения), как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается по мере приведения его в исполнение (окончание срока исправительных работ, тюремного заключения и т.п.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.