скачать рефераты

МЕНЮ


Источники, реализация, толкование права

Источники, реализация, толкование права

113

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Источники, реализация, толкование права

МОСКВА 2005

Введение

Более чем 2,5 тысячелетняя история становления и развития науки свидетельствует о том, что ни одна социальная теория не является исключительной и завершенной. Также это относится и к ТГиП, поскольку государственно-правовая теория самым непосредственным образом связана с политической жизнью общества, участвует в формировании господствующей в обществе идеологии. Современная отечественная наука ТГиП в своем развитии прошла сложный путь в общем русле мировой науки от ранних философских воззрений на госуд-правовые явления, через зарубежные школы философии права, политологию права, энциклопедию права, общую теорию права российских философов и ученых юристов рубежа 19-20 веков, период безраздельного влияния на советскую юридич. науку марксистско-ленинской теории ГиП. Наряду с марк-ленинскими взглядами на ГиП всегда существовали и существуют немарксистские политико-правовые теории. В течении последнего десятилетия происходит эволюция отечественной ТГиП от ее Марк-ленинск содержания и формы (особенно в описании государства к более широко представленным взглядам и направлениям в изучении ГиП). Этот процесс характеризуется объективными изменениями в обществе. Произошло обогащение ТГиП новыми знаниями о происхождении ГиП, сочетании классового и общечеловеческого в сущности ГиП. Появились новые знания о функционировании и эволюции соц-х государств. По новому осмысливаются буржуазные гос-ва. Также появились новые знания о гуманистических и демократических ценностях в развитии современной государственности. Стала понятнее демократическая ценность конституционной законности и верховенства закона. По-новому встал вопрос о соц-м правовом гос-ве как одной из перспективных целей развития рос-й государственности. По другому выглядит и проблематика законности, прав и свобод человека, приоритет прав личности над правами коллектива - государства, нации. Современное состояние общей ТГиП в отличие от первого периода последнего десятилетия характеризуется некоторой стабилизациейб отходом от попыток замены ее фиософией или энциклопедией права. ТГиП на современном этапе представляет собой социологическое истолкование ГиП, поскольку в основном изображает объективную диалектику гос-правовой действительности, ее реального развития и преобразования. Вместе с тем ТГиП все в большей мере стала уделять внимание тому, какими путями, методами и способами происходит само познание гос-правовых явлений. Порисходит формирование нового направления внутри самой науки общей ТГиП, которое можно охарактеризовать как разработку логики, диалектики и теории познания гос-правового бытия. Переживаемый сейчас этап может оказаться очень плодотворным для многих направлений государствоведения и правоведения.

1. Методология исследования государства и права

Каждая наука в процессе познания своего предмета вырабатывает свой метод. Имеет его и ТГП. Методология - это теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей нас действительности, учение о научном методе познания. Методология представляет собой систему методов, наборов способов и приемов исследовательской деятельности, знания о них. Метод ТГП - совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается П и Г. Методология ТГиП - это наука о системе методов, которая своей принадлежностью характеризует науки философские по отношению к частным наукам. Методологической основой ТГП является философия, представляющая собой развитую форму мировоззрения на основе рационального объяснения мира и человека.

Методология ТГП складывается из 4-х составляющих:

- всеобщий диалектико-материалистический метод; его всеобщность выражается в использовании во всех конкретных науках и на всех этапах научного познания;

- общие как для теории государства и права, так и для ряда других наук, методы (сравнения, абстрагирования, функционального, системного и структурного подходов, подведения менее общего понятия под более общее, восхождения от абстрактного к конкретному и другие); сфера их применения ограничивается решением определенных познавательных задач и не охватывает всех стадий научного познания;

- специальные методы (разрабатываются в рамках специальных наук, но широко используются и для изучения государственно-правовых явлений); в их числе статистические, математические и компьютерной обработки, кибернетические, моделирования, психологические, конкретно-социологические (наблюдение, опрос, анкетирование, анализ документов и пр.) и многие другие методы;

- частные методы (вырабатываются самой теорией государства и права, другими юридическими науками и используются в пределах этих наук); в их числе методы выработки правовых решений, толкования норм права, формально-юридический, сравнительного правоведения и другие

Итак, метод ТГП сложен по своей структуре. Он представляет собой внутренне организованную систему общефилософских, общенаучных и частнонаучных принципов, приемов, средств познания государственно-правовой надстройки. Методология не может оставаться раз и навсегда данной, неизменной во всех частях.

2. Значение теории государства и права в правовой подготовке юриста-специалиста

Новое, современное состояние ТГП позволяет ей выступать мощным средством формирования нового юридического мировоззрения российского общества, столь необходимого ему в условиях политических, экономических и правовых реформ. ТГП также способствует и формированию рос-го юриста в духе демократических, гуманистических тенденций и традиций, необходимой политической и правовой культуры.

Без специально подготовленных юристов не может функционировать правовая система. Для современной рос-й действительности эта проблема особенно актуальна. Только юрист, эрудированный, имеющий прочные правовые базовые знания, ориентированные на демократию, социально ориентированную рыночную экономику, на защиту прав и свобод человека, будет в состоянии продуктивно работать в современном мире.

В ТГиП как учебной дисциплине освещаются лишь основополагающие положения, наиболее существенные, узловые проблемы ГиП, выводы о государственно-правовой деятельности. Учеб. дисципл. «ТГиП» ставит перед собой задачу сформировать первооснову научного юридического мировоззрения у студента - юриста, а также сформировать необходимую теоретическую базу профессионального сознания юриста. Значение для практики - в том, что разработанные ей положения, выводы и предложения используются в ходе государственного и правового строительства. Например, в вопросах построения государственного аппарата, организации правотворческого процесса и правоохранительной деятельности. Ряд тем курса имеют практическое значение и содержат знания, которые обеспечивают успешную работу юриста, сотрудника правоохранительных органов, суда и т.д. Это вопросы, прежде всего - норм права, толкования, применения их, определения состава правонарушения и т.д.

Значение для изучающих данную дисциплину - в том, что она является основной базой для усвоения всех юридических наук. Наряду с этим она дает определенные знания, правила, умения, ценностные установки и ориентации необходимые для дальнейшей практической работы. Важно и то, что ТГП создает базу общей и правовой культуры юриста, дает возможность ориентирования в огромной массе законодательных актов, разбираться в сложных государственно-правовых явлениях, принимать законные и обоснованные решения в нестандартных ситуациях.

3. Властные институты и нормативное регулирование в первобытном обществе

В истории человеческого общ-ва первобытное общ-во занимает довольно значительный отрезок времени - несколько тысячелетий. В своём развитии оно прошло несколько периодов: первобытное общ-во проходит два этапа или периода: 1 период присваивающего хозяйства, 2 период присваивающей экономики. До своего разложения первобытное общ-во просуществовало несколько тысячелетий, но находилось на довольно низком уровне развития, экономика этого периода - присваивающая.

Первобытнообщинный строй - древний тип коллективного или кооперативного производства. Формой социальной организации в период после первобытного стада был род, причем не только как объединение людей, связанных узами родства (происходящие от одного прародителя), но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства. Таким образом, функции общественной власти осуществлялись самими членами рода и не требовали какого-то специального и особого аппарата управления. Вооруженную силу родовой общины составляли все мужчины, способные носить оружие. Изложенное позволяет характеризовать общественную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию. В первобытном обществе действовали определенные правила поведения - социальные нормы. Такими нормами были обычаи - исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течении длительного времени и стали естественной жизненной потребностью людей. Содержание социальных норм было направлено на обеспечение присваивающей экономики и воспроизводство членов рода в природной среде.

Существовали три способа регулирования: запреты (различные табу с элементами религиозного страха), дозволения (разрешения) и обязывание (охота, приготовление пищи, изготовление орудий труда). Все эти способы были направлены на эффективное обеспечение присвоения первоб. общиной готовых предметов природы и приспособление их для своих нужд. Специфичность этих социальных норм заключалась в том, что в них не делалось различия между правами и обязанностями членов рода (социальное равенство) и в обычаях не было видового различия нравственных, традиционных, правовых и религиозных норм, обычаи носили нерасчлененный характер (мононормы).

4. Теория государства и права и проблема преодоления идеологизации юридической науки

ТГП относится к общественным наукам. Ее можно определить как учение о сущности, свойствах, социальном назначении, закономерностях возникновения и существования государства и права как целостных, взаимосвязанных явлений. Идеология - система взглядов и идей, отражающих совокупность социальных, в первую очередь, экономических отношений, влияет не только на развитие теории, но программирует политическую и иную социальную деятельность как широких народных масс, их организованных слоев и групп, так и отдельной социально активной личности. Проблемы возникновения и закономерностей развития государства и права во все времена и у всех народов вызывали и продолжают вызывать острые, порой непримиримые споры.

Во-первых, - это причины глубинного экономического характера. Во-вторых, - это социально-политические причины.

Третья группа причин - разночтения многих положений теории государства и права - вытекает из сложности и безграничности собственно процесса познания, его связей с практикой, жизнью общества.

В-четвертых, дискуссионность вопросов о происхождении, сущности и формах государственно-правовых явлений предопределяется различиями в подходах, мировоззренческих позициях, философских установках авторов.

в-пятых, - это причины социально-личностного характера, наиболее сложные в своей субъективности.

5. Закономерности и формы возникновения государства у различных народов

Государство как новая форма организации общества возникает на определенном этапе истории с необходимостью, прежде всего, в силу потребностей экономического развития общества в процессе изменения материальных условий жизни, а также формирования его классовой структуры

С изложенных позиций можно выделить закономерности возникновения государства, которые характеризуются следующими основными связями.

1. Экономическое развитие общества в силу объективных причин достигает определенного уровня, при котором: а) усложнившиеся формы организации хозяйственно-экономического процесса выживания общества не могут обеспечиваться устаревшей родоплеменной организацией; б) в силу развития производительных сил

2. Социальное имущественное расслоение общества означает деление общества на классы и приводит к сознательному стремлению экономически господствующих классов к закреплению в их руках накопленной частной собственности, к закреплению экономического влияния внеэкономическим, политическим, то есть влиянием через государственное устройство общества.

3. Возникает потребность в особой силе - государстве, возвышающейся над обществом в качестве посредника для умерения столкновения классов и решения на этом фоне общих хозяйственных и других наиболее важных организационных вопросов.

Государство- политическая организация общества, опирающаяся на публичную власть, которая необходима для выполнения как классовых, так и общечеловеческих задач на определенной территории: оно есть проявление объективной закономерности общественного развития в связи с определенными историческими условиями и сознательной деятельностью людей, преследующих определенные цели и решение поставленных задач.

Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов мира протекал по-разному. На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как “азиатский способ производства” (Египет, Вавилон, Китай, Индия). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность и др. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства. По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы. Афины - это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов и плебеев против римской родовой аристократии (патрициев). Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена.

6. Соотношение формационного и цивилизационного подходов в типологии государства

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество Г. Исторический тип гос-ва - это совокупность общих признаков, характеризующих гос-во на определенном этапе его развития. Тип Г - это вид Г. Вид который характеризуется наиболее существенными признаками присущими различным гос-ам. Понятие «тип Г» очень емко выражает исторически изменяющуюся социальную природу Г, позволяет достаточно точно определить характер Г самых разнообразных эпох истории. Тип Г представляет собой строгую систему его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохой. Типология - способ научного познания, заключающийся в поиске и систематизации общих признаков тех или иных явлений. Типология - разновидность классификации. По средствам типологии различные Г подразделяются на определенные типы. Формационный подход: С точки зрения марксизма, под историческим типом Г понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же экономич формации, к одному и тому же экономич базису. Согласно данной типологии четырем типам общественно-экономич формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической), четырем типам экономич базиса соответствуют 4 типа Г - рабовладельч, феодальное, буржуазное, социалистическое, - каждое со своим набором признаков. Смена одного историч типа другим - процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип Г должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий. Диалектика соотношений формационного и цивилизационного подходов. В 80-90 ых годах делалась попытка отказа от формационного подхода в типологии государств. Но каждый из подходов имеет как свои достоинства, так и слабые стороны. Формационный подход слишком идеологизирован, имеет большой классовый налет, не выдерживает критики теория об отмирании государства, но эта теория основана на научной базе, теоретически обоснована. Цивилизационный подход избавляет от классовости в теории о государстве, уделяет внимание духовным критериям, но не имеет прочной научной доказательности, недооценивает социально-экономические факторы, предлагает множество критериев для типизации, в этом его слабая сторона. Поэтому следует использовать достоинства обеих подходов.

7. Государство азиатского способа производства

Государство - политическая организация общества, опирающаяся на публичную власть, которая необходима для выполнения как классовых, так и общечеловеческих задач на определенной территории: оно есть проявление объективной закономерности общественного развития в связи с определенными историческими условиями и сознательной деятельностью людей, преследующих определенные цели и решение поставленных задач.

Степень влияния различных исторических факторов (разделение труда, частная собственность, классы) на формирование государства у различных народов проявляется по-разному. Неравномерность возникновения государственности у разных народов в теоретическом плане обычно раскрывается через характеристики так называемого восточного (азиатского) пути возникновения государства и права (с его “азиатским способом производства”) и западного пути. Так, к восточному (азиатскому) типу возникновения государства относят наиболее древние государства, образовавшиеся в конце IV - начале III тыс. до н.э. в долине реки Нил - Египетское царство, в Азиатском Междуречье рек Тигра и Евфрата - Шумерийские и другие государства Древнего Вавилона, а также Ассирийское государство (III тыс. до н.э.), Хеттское государство (конец II тыс. до н.э.), в долинах рек Инда и Ганга - Древнеиндийские, в долинах Янцзы и Хуанхэ - Древнекитайские государства (II тыс. до н.э.) и др. Они составили пояс первичных цивилизаций в наиболее благоприятных для земледелия и скотоводства климатических и ландшафтных условиях, простиравшийся от Средиземного моря до Тихого океана в полосе приблизительно между 20-40 градусами северной широты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.