скачать рефераты

МЕНЮ


Компетенция Президента Российской Федерации

Компетенция Президента Российской Федерации

25

СовременнАЯ ГуманитарнАЯ АКАДЕМИЯ

Филиал ________________________________________

Представительство ________________________________________

Задание на курсовую работу

по дисциплине Конституционное (государственное) право России

Студента (ки) ________________________________________________

Фамилия, имя, отчество

№ контракта ____________, группа _______, направление ___________

1 Тема: № 39 «Компетенция Президента Российской Федерации»

Срок сдачи курсовой работы: __________________________________

3 Краткое содержание курсовой работы:___________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 Дата выдачи темы: __________________________________________

Задание выдано ______________________________ _______________

Ф.И.О. ответственного лица, должность подпись

«___» __________ 200__ г.

СовременнАЯ ГуманитарнАЯ АКАДЕМИЯ

Филиал ________________________________________

Представительство ________________________________________

Курсовая работа

по дисциплине Конституционное (государственное) право России

Тема: № 39 «Компетенция Президента Российской Федерации»

Выполнил студент (ка): _____________________________

Фамилия, имя, отчество

№ контракта ____________________

Направление ____________________

№ группы ____________________

Подпись студента ___ Дата сдачи работы «__» ____ 200__ г.

Нормоконтролер __________________________ _______________

Ф.И.О. подпись

«___» __________ 200__ г.

Работа принята для передачи на аттестацию___________ ____________

Ф.И.О. ответственного лица, должность подпись

«___» __________ 200__ г.

Оценка _______________ Преподаватель-экзаменатор АЦ ___________

Ф.И.О. подпись

«___» __________ 200__ г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Президент Российской Федерации: понятие института президентуры и конституционный статус Президента

1.1 Возникновение института президентства в Российской Федерации

1.2 Место Президента России в системе федеральных органов государственной власти

2 Компетенция Президента согласно Конституции Российской Федерации

2.1 Классификация полномочий Президента России

2.2 Правовые акты Президента России

2.3 Предоставление политического убежища как компетенция Президента РФ

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение А Конституционный статус Президента России

Приложение Б Компетенция Президента России

ВВЕДЕНИЕ

Практике государственного строительства в советский период до 1990 г. не был известен институт президента. Только в 1990 г. был учрежден пост Президента Советского Союза, который избирался не непосредственно населением, а Съездом народных депутатов Советского Союза. Введение этой должности обосновывалось необходимостью обеспечить единство власти и ускорить принятие решений, которые требовались в тех сложных социально-экономических условиях, в которых оказалось государство в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ века.

Институт Президента России был учрежден на основании Закона РСФСР «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 г. [7]. После принятия этого Закона были внесены необходимые поправки в действовавшую тогда Конституцию РСФСР. Президент России в отличие от Президента Союза Советских Социалистических Республик должен был получить свои полномочия не от представительного органа власти, а непосредственно от избирателей. Это само по себе придавало повышенную легитимность этой должности. Введение поста Президента России в значительной мере предопределялось логикой углублявшегося в то время противостояния высших органов власти Советского Союза и РСФСР.

Учреждению института президента предшествовали серьезные политические споры. Основными противниками института президента являлись коммунисты, которые полагали, что президент может разрушить сложившуюся конституционную систему организации власти, в которой центральное место играли представительные органы - Советы. На федеральном уровне они были представлены Съездом народных депутатов и Верховным Советом РСФСР.

Тем не менее, сторонники учреждения поста президента убедили принимавших решение депутатов, что никакой угрозы Съезду и Верховному Совету не существует, поскольку сама законодательная власть устанавливает полномочия президента, через бюджет контролирует деятельность президента и исполнительной власти, а президент может издавать только подзаконные нормативные акты, которые могут быть отменены законодательной властью в случае их противоречия Конституции и законам по заключению Конституционного Суда.

С учетом данных опасений в Закон «О Президенте РСФСР» была внесена статья, в соответствии с которой полномочия Президента РСФСР не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства РСФСР, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти. Впрочем, как показало дальнейшее развитие событий, данная норма сама по себе не сыграла роль работающей гарантии по защите Конституции, когда в 1993 г. Президентом России Б.Н.Ельциным была прекращена деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ.

Президент России в соответствии с Законом «О Президенте РСФСР» и Конституцией РСФСР являлся высшим должностным лицом Российской Федерации и главой исполнительной власти. Он наделялся правом законодательной инициативы, правом отлагательного вето на принятые законы, полномочия назначения Председателя Совета Министров с согласия Съезда народных депутатов, назначения министров, правом объявления чрезвычайного положения, полномочиями по решению вопросов гражданства и некоторыми другими. При этом за Съездом народных депутатов и Верховным Советом, помимо законодательных полномочий, сохранялись весьма существенные контрольные полномочия в отношении Совета Министров.

После августовских событий 1991 г. начался ускоренный процесс разрушения структур власти Советского Союза, закончившийся распадом страны. Дезинтеграционные процессы затронули и органы власти Российской Федерации. В этих условиях реальная власть в стране сосредоточилась у Президента России и в подчиненных ему структурах исполнительной власти. Было принято решение о проведении радикальной экономической реформы, и на время ее проведения были предусмотрены дополнительные полномочия Президента Российской Федерации. Всеми полномочиями, выходившими за рамки действовавшей Конституции, Президент России наделялся временно, до 1 декабря 1992 г.

После истечения этого срока Съезд народных депутатов отказался продлить эти полномочия Президента. Однако для Президента и возглавляемой им исполнительной власти возврат к прежней схеме взаимоотношений с представительной властью означал начало «конституционного кризиса», который впоследствии привел к приостановлению Президентом действия самой Конституции, роспуску Съезда народных депутатов и Верховного Совета, вынесению на голосование и принятие новой Конституции.

Ведущие российские и зарубежные ученые-теоретики государства и права, конституционного права и права государственного управления в монографиях, учебниках и научных статьях разработали теоретические основы учения о государственной власти, истоках становления российской государственности, базовых началах конституционного права России, стран ближнего и дальнего зарубежья, а также отдельных институтов конституционного права, включая институт президентуры. Среди российских авторов необходимо назвать таких, как: С.А.Авакьян, С.С.Алексеев, Д.Н.Бахрах, Б.Н.Габричидзе, Ю.А.Дмитриев, Е.И.Козлова, А.Н.Кокотов, Е.И.Колюшин, М.И.Кукушкин, О.Е.Кутафин, Б.М.Лазарев, В.О.Лучин, Б.А.Страшун, Ю.А.Тихомиров, Б.Н.Топорнин и др.

Конституцией Российской Федерации 1993 г. был существенно изменен статус Президента Российской Федерации [1].

Цель курсовой работы - проанализировать компетенцию Президента Российской Федерации.

Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:

раскрыть понятие института президентуры и конституционный статус Президента;

описать возникновение института президентства в Российской Федерации;

исследовать место Президента России в системе федеральных органов государственной власти.

Правовой основой являются: Конституция Российской Федерации 1993 г., федеральные законы, монографии и научные статьи, посвященные данной проблеме.

1. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТУРЫ И КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА

1.1 Возникновение института президентства в Российской Федерации

Термин «президент» в переводе с латинского означает «сидящий впереди». Сегодня президент - это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов. Родиной института президентства справедливо считают Соединенные Штаты Америки, чья Конституция 1787 г. установила принцип выборности населением главы государства.

В Российской Федерации институт президента был учрежден по результатам всенародного голосования, проведенного 17 марта 1991 г. Статус Президента РСФСР определялся специальным Законом «О Президенте РСФСР» [7], основные положения которого были включены в текст Конституции РСФСР. В настоящее время порядок избрания, компетенция и основания прекращения полномочий Президента РФ регулируются гл. 4 Конституции 1993 г. [1].

Конституция не предусматривает принятия отдельного закона о Президенте, однако некоторые вопросы его статуса, деятельности аппарата главы государства регулируются специальными нормативными актами. Вместе с тем основную роль в регулировании организации и деятельности института президентства играют акты самого Президента России. Данное обстоятельство вряд ли оправданно, поскольку основным регулятором в названной сфере должен быть закон.

Учреждение поста Президента в России определялось рядом объективных и субъективных факторов, задачами усиления исполнительной власти, повышения ее мобильности и оперативности в принятии управленческих решений, совершенствования механизма реализации законов, укрепления государственной дисциплины, законности и правопорядка. Введение этого поста позволило покончить и с искусственным соединением в рамках статуса бывшего председателя Верховного Совета РСФСР полномочий главы государства с правами спикера парламента, что явно противоречило принципу разделения властей [15, с.336].

Известное влияние на появление института президентства в России оказало и учреждение этой должности в Советском Союзе в 1990 г. В свою очередь учреждение поста Президента Российской Федерации повлекло за собой появление этого института власти в большинстве республик в составе Российской Федерации.

Правовой статус Президента РФ основан на учете мирового опыта организации президентской власти. Как и во многих других странах, имеющих институт президентства, в России используется право отлагательного вето, дающее возможность главе государства не подписывать закон, а передавать его на повторное рассмотрение парламента. Из зарубежного опыта восприняты содержащиеся в Конституции РФ процедура импичмента - отрешения Президента от должности, институт обращения с посланием к парламенту. Вместе с тем устройство президентской власти отражает российские условия политической жизни и не дает оснований говорить о механическом копировании опыта какой-либо страны.

Важнейшие особенности организации института президентства в Российской Федерации закреплены в ее Конституции.

Российская конструкция президентской власти сочетает в себе признаки различных классических моделей института президентства.

Наука государственного права выделяет три формы института президентства:

«чистые» президентские республики, имеющие сильного президента, наделенного широким объемом прав, в т.ч. по формированию кабинета министров - Соединенных Штатов, Мексика, Коста-Рика;

парламентские республики, имеющие президента с узким кругом полномочий, не обладающего правами по формированию правительства, которым занимается парламент - Австрия, Германии, Индия, Ирландия, Италия;

так называемые смешанные, полупрезидентские республики, где парламент играет существенную роль в формировании правительства, однако президенту республики принадлежит значительные полномочия в осуществлении государственной власти - Франция, Португалия, Финляндия.

По ряду главных позиций российская модель тяготеет к чисто президентской республике. Ее главная черта - контроль за формированием и деятельностью правительства, руководство им. Конституция США не предусматривает правительство как отдельный орган исполнительной власти. Его функции исполняет президентская администрация.

В Конституции России Президент характеризуется как глава государства [1], он определяет структуру Правительства, назначает и освобождает от должности его членов, принимает решения об его отставке. Назначение председателя Правительства осуществляется с согласия Государственной Думы, но и здесь решающее слово остается за Президентом.

Тем не менее, говорить о полном соответствии российской модели организации власти чистой президентской республике было бы не вполне обоснованно. В России глава государства не является одновременно главой правительства, а право председательствовать на его заседаниях отнюдь не тождественно функции непосредственного руководства. Отличительная особенность взаимоотношений парламента и Президента в России - наличие элементов политической ответственности Правительства не только перед Президентом, но и перед парламентом. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, решение о котором принимается большинством голосов от общего числа ее депутатов.

Организация президентской власти в России основана на использовании элементов и полупрезидентской республики. Особенно много общего у президентской власти в России с моделью ее организации во Франции. В обеих странах президенты имеют сходные права: право направлять принятый закон на новое обсуждение, право роспуска законодательной палаты парламента и др.

Однако и здесь российская модель обладает рядом принципиальных особенностей.

Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в то время как во Франции это прерогатива парламента.

Согласно ст.50 Конституции Франции, если Национальное собрание примет резолюцию порицания или если оно не одобрит программу или декларацию об общей политике Правительства, то премьер-министр должен вручить Президенту заявление об отставке Правительства. По российской же схеме Президент РФ вправе не отправлять Правительство в отставку, но может при известных условиях распустить Государственную Думу.

Следовательно, институт президентства в России сочетает черты как президентской, так и полупрезидентской республики.

1.2 Место Президента России в системе федеральных органов государственной власти

Согласно ст.80 Конституции РФ Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина [1]. Ст.80 обращена к деятельности самого Президента, которая должна строго соответствовать Конституции и быть направлена на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Выполняя названную функцию, Президент имеет право требовать от всех федеральных органов и органов власти субъектов Федерации неуклонного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Если же Президент считает акты Совета Федерации, Государственной Думы, представительных органов власти субъектов Федерации неконституционными, он не может их отметить или приостановить действие. Он вправе обратиться в Конституционный Суд с ходатайством о признании таких актов неконституционными и прекращении их действия.

Акты органов исполнительной власти, непосредственно подчиненных Президенту, он может по мотивам их несоответствия Конституции и нарушения прав и свобод человека и гражданина отменить либо приостановить их действие до решения вопроса соответствующим судом.

Все это свидетельствует о наличии у Президента полномочий по осуществлению контроля за соблюдением Конституции.

Выступая в роли гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, Президент вправе с названных позиций оценивать содержание деятельности подотчетных ему органов, а также руководителей тех государственных структур, по которым он вносит предложения о кадровых назначения.

Президент РФ обладает также рядом других правовых возможностей влиять на конституционную законность в стране. В послании Федеральному Собранию он может изложить свое видение этой проблемы и ориентировать парламент на реализацию первоочередных законопроектов в той или иной сфере общественной жизни. Реализуя право законодательной инициативы, глава государства может вносить проекты законов об изменениях и дополнениях Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов. В арсенале Президента и такие инструменты защиты прав граждан, как решение вопросов гражданства и политического убежища, осуществление помилования и др.

Конституция РФ связывает роль Президента как гаранта Конституции именно с его деятельностью по обеспечению основных прав и свобод человека и гражданина, поэтому главное в деятельности Президента - создание условий для осуществления конституционных прав и свобод человека. Безусловно и другое: реальное положение дел с правами и свободами граждан России - основной критерий оценки деятельности Президента.

Президент РФ в установленном Конституцией порядке обеспечивает охрану ее суверенитета, независимости и государственной целостности. Проблема защиты Президентом суверенитета и территориальной целостности России имеет как внешний, так и внутренний аспекты.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.