скачать рефераты

МЕНЮ


Ведение дел в арбитражном процессе

Ведение дел в арбитражном процессе

63

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………… 2

Глава 1. Основные принципы арбитражного процесса…………………….. 4

1.1. Принцип законности в арбитражном судопроизводстве……… 4

1.2. Принципы организации системы арбитражных судов…………. 6

1.3. Функциональные принципы арбитражных судов………………..7

Глава 2. Подведомственность и подсудность дел арбитражному суду……. 21

2.1. Подведомственность дел арбитражному суду………………… 21

2.2. Подсудность дел арбитражному суду………………………….. 24

Глава 3. Предъявление иска о возбуждении дела по иску в

арбитражный суд……………………………………………………. 32

3.1. Порядок предъявления иска и последствия его нарушения….. 32

3.2. Исковое заявление и порядок исправления его недостатков…. 34

3.3. Принятие искового заявления и основание к его отказу…… .. 37

Глава 4. Подготовка дела к судебному разбирательству…………………. 40

Глава 5. Рассмотрение и разрешение спора в арбитражном суде…………. 49

5.1. Судебное разбирательство по делу……………………………… 49

5.2. Виды судебных постановлений в арбитражном процессе…….. 55

5.3. Отложение дела. Приостановление производства по делу…….. 57

5.4. Окончание производства по делу без вынесения решения……. 60

Заключение……………………………………………………………………. 64

Библиография……………………………………………………………………66 ВВЕДЕНИЕ

Изменения социально-политического и экономического характера, произошедшие в России за последнее десятилетие, внедрение рыночных отношений в экономику, отказ от административно-плановых методов управления экономическими процессами, конституционное закрепление права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, обусловили формирование, в качестве специализированных, арбитражных судов.

И как следствие их деятельность требовала правового закрепления (процессуальную регламентацию). 5 марта 1992 г. вступил в силу первый Арбитражно-процессуальный кодекс (АПК), 5 мая 1995 г. второй, на сегодняшний день принят третий АПК РФ, вступивший в действие с 01 сентября 2002г.

Принятие АПК 1995 г., более совершенного по сравнению с первым, ознаменовало в российском праве начало движения в сторону демократии и создания правового государства.

Новый АПК РФ, 2002г. еще более усовершенствованный, что позволяет надеяться на то, что Россия постепенно, шаг за шагом, но все же становится правовым государством.

Судьба России сегодня решается в сфере экономики, от которой, в конечном счете зависит социальная, политическая и иные стороны нашей жизни. В свою очередь, состояние экономики находится в прямой зависимости от того, кто здесь "правит бал", есть ли в ней правовой порядок, действуют ли цивилизованные правила закона и правоприменения или же она подвластна криминальному произволу.

Система арбитража как раз и служит этим целям - защита прав и законных интересов учреждений, организаций, предприятий и граждан-предпринимателей. Чем совершеннее и мощнее эта система, тем больше возможностей для нормального функционирования субъектов экономики в рыночных условиях, а, следовательно, тем здоровее и сильнее экономика данного государства. Таким образом, построение жизнеспособной системы государственного арбитража является делом общегосударственного масштаба и определяет перспективы развития всей страны в целом

Можно сказать, что предпринятые на этом пути шаги в целом дали положительный эффект и теперь система арбитража отвечает реалиям времени.

Однако возникновение полисистемности в судоустройстве как следствие создания, самостоятельной ветви судебной власти -- арбитражных судов -- повлекло за собой проблемы, связанные с их деятельностью. Эти проблемы являются достаточно важными, ибо правильное их разрешение ведет к эффективности осуществления правосудия. Именно на разрешение проблем, связанных с деятельностью арбитражных судов были направлено реформы последних лет.

Это вызвано, в частности, пробелами в АПК РФ 1995 г., противоречиями в его нормах и их несогласованностью с нормами других законов, которые выявились в практике применения АПК, стремительным развитием законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, требующим иной процессуальной формы разрешения споров, возникающих из этих отношений.

Например, уже после АПК 1995 г. Были приняты такие нормативные акты, как вторая часть Гражданского кодекса, Федеральный закон (далее ФЗ) “Об Акционерных обществах”, Налоговый, Бюджетный кодексы, ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” и многие другие.

Таким образом АПК РФ 1995г. изжил себя и настало время его изменить. В данной дипломной работе «Предварительная подготовка и порядок рассмотрения дел в арбитражном процессе» я буду опираться на статьи нового АПК РФ, принятого в 2002г.

В своей работе я рассмотрю такие вопросы как:

Основные принципы арбитражного процесса

Подведомственность и подсудность дел арбитражному суду

Предъявление иска о возбуждении дела по иску в арбитражном суде

Подготовка дела к судебному разбирательству

Рассмотрение и разрешение споров в арбитражном суде.

В этой работе были использованы следующие материалы:

труды российских процессуалистов в области арбитражного процесса -

В.Ф. Яковлева, В.М. ШерстюкЁвном соблюдении арбитражными судами законов Российской Федерации и субъектов Федерации, решительным пресечением нарушений этого требования.

В случае отсутствия закона, регулирующего спорное отношение, арбитражный суд применяет закон, регулирующий сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такого закона арбитражный суд исходит из общих начал и смысла действующего законодательства (аналогия права).

Принцип законности охватывает как материальное, так и процессуальное право. Его провозглашение в качестве одной из основ деятельности арбитражных судов означает признание последних действительно органами правосудия в сфере экономических отношений.

Разрешение дел на основании действующего законодательства обеспечивается надзором за судебной деятельностью арбитражных судов, осуществляемым Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и федеральными арбитражными судами округов, принципиальное значение действующим законодательством отводится прокурорскому надзору в судебно-арбитражном судопроизводстве. Действительные права и взаимоотношения тяжущихся могут защищаться судом лишь при условии установления по каждому делу юридических фактов -действий и событий, с которыми закон связывает определенные юридические последствия: возникновение, изменение или прекращение прав, обязанностей и тех правоотношений, которые в действительности сложились между сторонами. Тараненко В.Ф. Принципы арбитражного процесса. - М., 1993.

В процессе деятельности арбитражного суда принцип законности проявляется в двух аспектах:

действующее законодательство об арбитражных судах определяет организацию, порядок деятельности и компетенцию арбитражных судов, арбитражные суды разрешают хозяйственные споры на основании Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации и иного законодательства, действующего на территории Российской Федерации, Конституций, законов и иного законодательства субъектов Российской Федерации, международных соглашений, международных договоров.

В этом заключается основное содержание принципа законности и обоснованности. Этот принцип требует также соблюдения установленного порядка рассмотрения хозяйственных споров. Там же

1.2. Принципы организации арбитражных судов

В соответствии с действующим Законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» действует определенная система федеральных арбитражных судов:

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

федеральные арбитражные суды округов;

арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Все арбитражные суды в Российской Федерации составляют единую систему. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации в силу своей независимости не подчинены вышестоящим судам. Однако Высший Арбитражный Суд РФ является высшим экономическим судебным органом, осуществляет надзор за судебной деятельностью всех арбитражных судов России и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Важно заметить, что единство системы федеральных арбитражных судов вытекает из Конституции Российской Федерации (ст.124), предусматривающей единый порядок финансирования всех судов только из федерального бюджета, а также единый порядок назначения судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ Советом Федерации, а всех остальных федеральных судов - Президентом РФ (ст.128).

Единая система федеральных арбитражных судов на территории России предназначена для рассмотрения всех экономических споров, возникающих в процессе осуществления хозяйственной деятельности, а также споров, возникающих в сфере управления производством, хозяйственной деятельностью. Других органов, разрешающих хозяйственные споры, законодатель не предусматривает. Исключение составляют третейские суды, которые могут по соглашению сторон рассмотреть экономический спор, подведомственный арбитражному суду. Но это действительно исключение из общего правила, ибо компетенция третейского суда ограничена.

Во-первых, третейский суд не может рассматривать управленческие споры (он рассматривает только споры экономического характера).

Во-вторых, в случае неисполнения в добровольном порядке решения третейского суда, оно может быть исполнено по исполнительному листу арбитражного суда, выдаваемому в установленном порядке и при определенных условиях.

В-третьих, третейские суды являются добровольными, а не государственными организациями и создание их не обязательно. Кроме того, следует иметь в виду, что третейские суды пока не получили достаточного распространения, а существующие пока не пользуются авторитетом. В настоящее время они, как правило, создаются по отраслевому признаку для обслуживания предприятий отдельной отрасли, или при товарных биржах, что ассоциируется с деятельностью ведомственных арбитражей, достаточно глубоко себя дискредитировавших. Это дает основание полагать, что третейские суды не нарушают принципа осуществления правосудия в сфере хозяйственных отношений.

1.3. Функциональные принципы арбитражных судов

С принятием законодательства об арбитражных судах, с созданием системы арбитражных судов вместо системы государственных арбитражей в России правосудие в области экономических, хозяйственно-правовых отношений действительно стало осуществляться только арбитражным судом. Возможность рассмотрения небольшой категории дел с участием иностранных инвесторов по соглашению сторон в общих судах, а также в третейских судах лишний раз подчеркивает демократичность судебно-арбитражного судопроизводства и не противоречит конституционному началу: правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Принцип рассмотрения арбитражных споров только арбитражным судом позволяет осуществлять единообразное применение законодательства при разрешении хозяйственных противоречий в области права, применять единый порядок, установленный специальным законом. Кроме того, принцип осуществления правосудия в сфере хозяйственных отношений только арбитражным судом обеспечивает равенство сторон перед законом независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также от их подчиненности. Никакие органы власти, кроме суда, не вправе осуществлять правосудие.

Принцип осуществления правосудия в экономической сфере только арбитражным судом гарантирует исследование дела порядком и способом, в максимальной степени обеспечивающими достижение объективной истины, разрешение экономических споров на основе законности.

Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации 1992 г. впервые ввел в процесс рассмотрения хозяйственных споров принцип национального языка арбитражного судопроизводства. Суть его состояла в том, что в арбитражном суде судопроизводство должно осуществляться на русском языке или на языке республики в составе Российской Федерации, автономных образований, в зависимости от места рассмотрения спора. Лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право пользоваться родным языком, а также пользоваться услугами переводчика в порядке, установленном законом. Законодательное утверждение принципа национального языка арбитражного судопроизводства имело важное значение для многонационального Российского государства. Ведь защищая свои интересы в суде на родном языке, легче добиться взаимного понимания участвующими в деле лицами. Данный принцип несомненно способствует установлению объективной истины, и его нарушение рассматривается в судебной практике как нарушение процессуальной формы. Арбитражный процесс: Учебник // Под ред. В.В. Яркова - М.: Юристъ, 1999 .

На всей территории Российской Федерации государственным языком является русский язык. Но республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. Это требование должно распространяться и на арбитражное судопроизводство.

Гласность судебного разбирательства.

Принцип гласности или открытого разбирательства означает рассмотрение дела в открытом для всех граждан заседании суда с правом средств массовой информации получать и распространять информацию о происходящем в суде.

Принцип гласности закреплен в ст. 123 Конституции РФ и в арбитражном законодательстве, согласно которому разбирательство дел в арбитражных судах осуществляется открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны коммерческой и иной тайны, и в других случаях, установленных федеральным законом. Присутствующие в зале заседания имеют право делать письменные заметки, вести стенограмму и звукозапись. Кино- и фотосъемка, видеозапись, а также трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения суда, рассматривающего дело. Порядок ведения заседания арбитражного суда установлен в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации и в Регламенте арбитражного суда. Конституция РФ .- М., 1993.

Другую категорию принципов судебно-арбитражного процесса составляют начала, определяющие процессуальную деятельность. Ими устанавливаются те действия, которые совершаются в процессе судом и другими участниками процесса, а также главные требования по содержанию и форме, которые к этим действиям предъявляются. Эти принципы носят по преимуществу судопроизводственный характер.

В отличие от организационных принципов, принципы деятельности арбитражного суда и процесса определены в действующем арбитражном законодательстве, в частности в ст.6 Закона РФ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и в ряде статей Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Статья 6 Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в качестве основных принципов деятельности арбитражных судов называет законность, независимость судей, равенство организаций, предпринимателей перед законом и судом, состязательность и равноправие сторон, гласность разбирательства дел.

Принципы находят свое закрепление не обязательно в одной какой-то определенной статье закона, а лежат в основе многих норм, отражаются в ряде процессуальных правил, раскрывающих и конкретизирующих содержание данного принципа, обеспечивающих его осуществление на практике.Арбитражный процесс: Учебник для вузов // Под ред. М.К. Треушникова - М.: Спарк, 1999

С принципом законности и обоснованности решений органически связан принцип объективной истины. Суть принципа состоит в философском положении о возможности достоверного познания человеком объективной действительности.

В соответствии с принципом объективной истины рассмотрение дела в арбитражном суде проводится в порядке, обеспечивающем всестороннее, полное и объективное выяснение всех обстоятельств спора.

Принцип объективной истины представляет собой одно из наиболее характерных основных начал судебно-арбитражного процесса. Однако новый процессуальный кодекс значительно ослабил позиции этого принципа. Кодекс усиливает роль субъективных прав, интересов предпринимателей, а не государства. Снижена или исключена активность и инициатива суда. Но позиции объективной истины укреплены за счет усиления принципов диспозитивности и состязательности. Именно действия заинтересованных организаций должны быть направлены на полную и действенную защиту своих прав и законных интересов. Арбитражный суд содействует достижению объективной истины, по представленным сторонами материалам.

Принцип диспозитивности присущ всем формам правоприменительной деятельности. В соответствии с этим принципом участникам арбитражного процесса, сторонам спорного правоотношения при обращении в арбитражный суд предоставляется широкая возможность свободно распоряжаться в пределах закона как предметом спора - субъективным материальным правом, так и процессуальными правами, направленными на возникновение, развитие и прекращение деятельности по защите прав, нарушенных в процессе правоотношения. Арбитражный процесс: Учебник // Под ред. В.В. Яркова - М.: Юристъ, 1999

Под принципом диспозитивности подразумевается зависимость возникновения арбитражного процесса, его дальнейшее развитие, определение предмета процесса от заявления заинтересованной стороны, а также от инициативы прокурора и других юридических лиц, выступающих в процессе с целью защиты прав и законных интересов сторон, государства и общества.

В силу этого принципа возбуждение дела в арбитражном суде происходит по инициативе истца, он же определяет размер исковых требований и основания иска. На любой стадии процесса истец может отказаться от иска, изменить размер исковых требований, основания и предмет иска или отказаться от него. Ответчик вправе признать иск полностью или частично, либо опровергать его.

Стороны вправе прийти к соглашению по спору. Все эти действия производятся под контролем и при участии арбитражного суда. Суд осуществляет контроль над всеми распорядительными действиями сторон, направленными на полный или частичный отказ от судебной защиты. Суд не принимает отказа истца от иска, признания иска ответчиком и не утверждает мирового соглашения сторон, если эти действия противоречат закону или нарушают чьи-либо права и законные интересы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.