скачать рефераты

МЕНЮ


Внешние функции государства

Внешние функции государства

2

  • Содержание
  • 1. Введение 1
  • 2. Функции и обеспечивающая их структурная организация государства 3
    • 2.1. Понятие, содержание и признаки функции государства 3
    • 2.2. Общесоциальное, классовое и национальное в функциях государства 6
    • 2.3. Эволюция функций государства 9
    • 2.4. Классификация функций 11
    • 2.5. Структура государства, обеспечивающая выполнение функций 13
    • 2.6. Государственный аппарат. Бюрократия и функции государства. Функции государства, государственной власти, органа государства 13
  • 3. Функции Российского государства на современном этапе 16
    • 3.1. Понятие и содержание функций государства 16
    • 3.2. Классификация и эволюция функций Российского государства 19
  • 4. Учение о государственных функциях 23
    • 4.1. Самопровозглашение 24
    • 4.2. Назначение и выборы 24
    • 4.3. Функции верховного управления 25
    • 4.4. Законодательные функции 26
    • 4.5. Функции, обусловленные главенством закона в государстве 27
  • 5. Заключение 29
  • 6. Библиография 30

1. Введение

Всякое государство в процессе своей жизни осуществляет ряд весьма сложных заданий и целей, развивает некоторую целесооб-разную деятельность. В этой деятельности нужно прежде всего различать те цели, которые ставит себе государство, и затем те средства, при помощи которых государство эти цели осуществля-ет. Что касается первых, то при универсальности государственной власти научное притязание на общеобязательную их классифика-цию представляется делом совершенно невозможным. Цели эти, с одной стороны, чрезвычайно многочисленны, с другой стороны, при их изменчивости в зависимости от исторических и культур-ных условий чрезвычайно разнообразны. Государство выступает и в качестве хозяина, и в качестве организатора военной силы, и в качестве охранителя безопасности, и в качестве судьи, и в качест-ве хранителя культурных благ и т.д. Старое патримониальное го-сударство одной из своих целей имело организацию царской охоты, современное государство устраивает научные институты и музеи. Перечисление конкретных целей государства может соста-влять предмет чисто описательной дисциплины, изучающей ка-кую-нибудь государственную единицу в определенный период ее жизни, но такое исследование не может быть предметом общей те-ории государства. Практически каждая государственная органи-зация определенного типа культуры имеет некоторый постоянный круг заданий, который она принуждена бывает очертить и определить в процессе своей конкретной деятельности. В частности, государство западной культуры уже в период образо-вания абсолютной монархии составило каталог основных направ-лений государственной деятельности, так называемые Ressorts, сообразно которому и были построены основные отделы государственно-правительственного аппарата Ressorts, то есть области управления.. Эмпирические очерта-ния этого круга государственных деятельностей настолько вошли в привычку в современном государстве, что они даже были приня-ты в революционные эпохи и со стороны правительств, стремя-щихся построить свой организационный аппарат совершенно на новых началах. Когда, например, советская власть приступила к организации своего правительственного аппарата, она построила его, в значительной степени придерживаясь того старого катало-га, который, как было указано, был составлен еще в эпоху абсо-лютной монархии. Ressorts коммунистической власти оказались внутренние дела, земледелие, труд, военное и морское дело, торго-вля и промышленность, народное просвещение, финансы, ино-странные дела, юстиция, продовольствие, почта и телеграф, дела национальностей Декрет II Всероссийского Съезда Советов от 28 октября 1917, Соб-рание Узаконений, № 1.. В основе таких заимствований лежат общие для современной культуры потребности, а также соображения технической целесообразности и потребность в разделении труда и в специализации.

Несколько иначе обстоит дело с изучением тех средств, при помощи которых государство выполняет эти цели. Причем под средствами мы будем разуметь:

1) материальные и технические ресурсы, необходимые при проведений в жизнь поставленных за-дач;

2) совокупность властных актов, к которым государство прибегает при достижении означенных целей и при применении необходимых для этого достижения средств.

Что касается первых, то они столь же разнообразны, как и государственные цели. Госу-дарство ставит цели народного образования -- средством здесь яв-ляется построение учебных заведений, следовательно, проведение прежде всего ряда чисто хозяйственных мер, далее подбор учителей, их подготовка, выработка планов преподавания и т.д. В процессе применения названных средств государство вхо-дит в сложный ряд деятельностей, которые также поддаются только эмпирическим классификациям. Однако государство есть властный союз -- и в процессе постановки своих целей, и в приискивании средств для их осуществления оно поступает властно, оно приказывает, повелевает, распоряжается. Мы подходим здесь к средствам государственной деятельности в смысле общей фор-мы осуществления государственных задач во всем их многообраз-ном объеме. Таковые формы единообразны, поскольку в них всех заключается властный элемент. Во имя чего и как бы ни дейст-вовало государство -- оно властвует и, следовательно, осуществ-ляет одинаковые властные акты. Виды этих властных актов не многочисленны, и классификация их может быть построена на внутренних необходимых принципах.

В настоящее время в общей государственной теории для обо-значения направления государственной деятельности применя-ется понятие государственной функции, причем под функцией понимают и цели, которые ставит государство, и средства, кото-рые применяются им для осуществления этих целей, и формы властных актов Понятие государственной функции в формальном смысле не впол-не совпадает с нашим понятием формы властных актов. Формальной функцией называется специальная деятельность какого-либо органа, ме-жду тем как мы анализируем властные акты вне всякой связи с условной закрепленностью их за какими-либо носителями государственной вла-сти. Дюги называет функциями «1'activite juridique des gouvernants».

Это -- справедливо, если только освободить понятие функции от юриди-ческого смысла. См. Traite, II, стр. 14. Очень близко к нашему понятию стоит Сагге de Malberg, Theorie generate de PEtat, 1920,1, который определяет функцию как активность государства, поскольку она выража-ется в различных способах проявления государственной власти. От функции он отличает атрибуты государства -- то, что мы называем целя-ми и средствами.. Одинаково говорят и о хозяйственных функ-циях государства, и о функциях законодательства, хотя законо-дательство и не есть цель в смысле народного образования или финансов: законодательство есть один из способов выявления властвования, применяемый при осуществлении совершенно различных целей -- и хозяйственных, и финансовых, и полицей-ских, и культурных. В последующем мы будем разуметь под функциями государства только форму его властных актов -- по-нятие, единственно заслуживающее научного анализа в общей теории государства Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. - М.: Аграф. - 1998. - с. 549-562..

2. Функции и обеспечивающая их структурная организация государства

2.1. Понятие, содержание и признаки функции государства

Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства - ха-рактеристики именно того, что и как государство «делает».

Функция, как и многие иные обществоведческие понятия, не является собственно юридическим и политическим понятием. Оно заимствовано из иных наук. Так, в математике, физике понятие функции выражает зависи-мость, когда при изменении одной величины другая величина также изме-няется определенным образом.

Но таково уж свойство юридического языка -- он заимствует чужие по-нятия и наполняет их своим смыслом, порой понятным лишь посвященным, специально обученным лицам, прежде всего юристам. Причем таким смыс-лом, который подчас почти утрачивает связь с первоначальным.

Вот и с понятием «функция», когда оно включается в юридический поня-тийный аппарат, происходит этот процесс. Функция в теории государства оз-начает направление, предмет деятельности того или иного политико-право-вого института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных органов.

Следовательно, функция государства -- это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направле-нии и обеспечивающие ее средства и способы.

Понятие функции государства появилось и стало широко использовать-ся на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права. В рамках марксистско-ленинского подхода к государству выделялись, как уже указывалось выше, классовая сущность государства, общесоциальное и клас-совое назначение государства, утверждалось, что поскольку, и направление, и предмет, и содержание деятельности государства, и обеспечивающая их сис-тема структурных образований изменяются в зависимости от изменения клас-совой сущности и формы государства, постольку для определения этой зави-симости вполне уместным является понятие именно функции.

И это понятие особенно широко было использовано для определения деятельности социалистического государства - его роли как главного орудия построения социализма, подавления эксплуататорских классов, организации народного хозяйства, поддержки национально-освободительных движений и т. п. При этом новые (социалистические) функции государства тесно увязы-вались с новой (социалистической) сущностью государства - социалистичес-кая собственность, господство рабочего класса, правящая коммунистическая партия и т. п.

На современном этапе развития отечественной теории государства и права также сохраняется функциональный подход к деятельной стороне государства, но с одним существенным уточнением: расширяется и углубляет-ся понимание социального назначения государства, отвергается провозгла-шаемая ранее жесткая связь между изменениями классовых характеристик государства и, соответственно, его функций. Эта связь, как показал истори-ческий опыт, оказалась более многогранной, на функции государства оказывают определяющее влияние не столько классовые характеристики государ-ства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации (экология, ядерное вооружение, де-мографические, сырьевые и иные глобальные проблемы). Словом, и в функциональной характеристике государства отечественная теория также уходит от предыдущей методологической вульгаризации и догматизации, учитывает новые проблемы, но вместе с тем сохраняет и то позитивное, что было наработано в этой области на предыдущем этапе. Ценным оказалось прежде всего само понятие функции государства, ее содержание и значение как одной из важных характеристик деятельной стороны государства.

Действительно, функциональный подход позволяет более глубоко изучать длительный исторический процесс возникновения, развития, смены, разру-шения, появления государств различных типов, видов, форм у разных наро-дов, т. е. процесс формирования и эволюции государственности. Понятие го-сударственности как раз и характеризуют наличие государственной организации общества, различные этапы, которые это общество проходит в своем историческом государственном бытии, и самое главное - различные функции, которые государство выполняет. Иными словами, только взятые в совокупности статические и динамические характеристики позволяют глубо-ко познать природу такого сложного социального института, как государство.

Так, государство раннеклассового общества обеспечивало, а подчас и ор-ганизовывало трудовую деятельность земледельцев-общинников, ремеслен-ников, а также жизнедеятельность города-государства и прилегающих к нему сельских общин, ирригационные работы, создание и распределение общест-венных фондов, охрана разных форм собственности. К функциональной деятельности государства относилась и защита населения, завоевательные по-ходы, взимание налогов, дани, захват чужих территорий, организация внут-ренней и особенно внешней торговли, духовная жизнь общества: строительст-во храмов, поддержание религиозных верований, обычаев, а также регламентация семейно-брачных отношений - это и многое другое было предметом, направлением, содержанием деятельности раннеклассового госу-дарства, его функциональной характеристикой.

С развитием, изменением раннеклассового государства, переходом к дру-гим типам государства («азиатского способа производства», рабовладельческо-му, феодальному) одни функции утрачивают свое значение, другие, наоборот, разрастаясь, наполняются новым содержанием, становятся основными. На-пример, основными функциями у государства «азиатского способа производ-ства» становятся функции захвата чужих территорий, жесткой защиты государ-ственной собственности при допущении частной собственности, организации земледельческих работ (выдача семенных ссуд, сбор и распределение урожаев, кадастровая оценка земельных угодий на всей подчас весьма обширной терри-тории государства). На этом этапе государственности у многих обществ основной функцией государства становится поддержание социального расслоения общества, обеспечение господства различных классов, социальных групп, кла-нов. Государство «азиатского способа производства» охраняет господствующую идеологию, как правило, религиозную, осуществляет строительство гран-диозных храмовых сооружений, гробниц, создает разветвленную судебную си-стему, поддерживает нормативно-правовую регламентацию, в экономике фор-мирует и обеспечивает главным образом распределительные отношения.

Уникальные государства иного типа, возникающие на рабовладельческой основе, - государства Древней Греции и Древнего Рима - наряду с другими функциями обеспечивают насильственные захваты иностранцев, обращение и использование их в качестве рабов, а потом и обращение в рабство собст-венных граждан. В этих государствах развиваются не распределительные, а товарно-денежные отношения, включающие в экономический оборот и раба как товар, происходят формирование и защита правовых систем, опосредст-вующих рыночные товарно-денежные отношения. В основе этих отношений лежит частная собственность, которая становится особым предметом заботы и защиты государства.

В государствах Европы и Азии, опирающихся на феодальный строй, функции государства также изменяются: защита, поддержание крепостниче-ских отношений становятся важной деятельной стороной государства. В эти отношения, как известно, входит внеэкономическое прикрепление крестьян в земле, развитие феодальной собственности, сохранение различных отно-шений между сеньорами и вассалами, князьями и городскими общинами, сословного состояния общества и т. п.

Наконец, многоплановое изменение функций происходит при переходе обществ к капиталистическим и социалистическим типам государственной организации. Изменяются характеристики, в том числе устройство государст-ва, и в зависимости от этого изменяются и их функции. Например, в эконо-мической области происходят переходы от невмешательства государства в экономическую жизнь (функция «ночного сторожа» - первоначально у бур-жуазного государства) до тотального регулирования производства, распреде-ления у социалистического государства, а в социальной жизни - от защиты прав и свобод человека до полного фактического попрания этих прав и свобод под лозунгами диктатуры, подавления классовых противников, ликвидации эксплуатации (опять же у социалистического тоталитарного государства).

Все это схематическое изложение зависимости между содержательными и формальными характеристиками государства и его функциями понадо-билось для того, чтобы показать, что исторический опыт действительно да-ет теории государства основание утверждать: с эволюцией государства ме-няется и деятельная сторона государства, эта деятельность наполняется новым содержанием, возникают новые структуры государства, иные сред-ства и способы, обеспечивающие функции государства.

Да и само понятие функции уже используется в научной литературе не столько для показа ее зависимости, особенно от классовой сущности государ-ства, сколько просто для характеристики, описания деятельности государст-ва. Кроме того, это понятие стало использоваться и для учета связи функций государства с многими этнокультурными, идеологическими, духовными и иными факторами воздействия.

Вместе с тем надо обратить внимание и на следующее. Теоретическое описание, обобщение выполняемых функций различными государствами позволяют отнести различные стороны деятельности государства именно к функции.

По мнению Л.А. Морозовой, к этим признакам относятся:

- прочно сло-жившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах обще-ственной жизни -- экономической, политической, социальной, духовной (идеологической, религиозной), правовой;

- непосредственная связь между сущностными, формальными характеристиками государства и его социаль-ным назначением, которое и реализуется в деятельности государства;

- на-правление деятельности государства на решение крупных социально-эконо-мических, политических и иных задач, достижение крупных, общественно значимых целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества;

- деятельность государства в определенных формах (чаще всего правовых) и с применением особых, в том числе властно-принудительных методов.

Совокупность этих признаков позволяет утверждать, что действительно речь идет о функциональной характеристике государства, о наличии у того или иного государства соответствующих функций.

Функциональная характеристика позволяет изучать не только государст-во конкретного типа, формы у того или иного народа в тот или иной конкрет-но-исторический период, но и государственность этого народа. Рассматривая развитие, изменение функций, можно видеть и то, как развивалась, изменя-лась в определенной связи и сама государственная организация общества в длительном историческом процессе.

В этом смысле, например, можно утверждать, что только изучение госу-дарственности России, отложившейся на длительной исторической шкале начиная примерно с государственных реформ Петра Первого (т. е. на протя-жении примерно 300 лет), позволит понять и успешно решить современные проблемы организации и деятельности нынешнего Российского государства. Изучение этой государственности только за 80 лет, т. е. с 1917 года -- социа-листический этап - уже не является достаточным для решения современных сложных задач возрождения и процветания Российского государства, его новой функциональной ориентированности.

Следует еще раз подчеркнуть, что появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно-следственного характера, не же-стко детерминировано новой формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует те функции государ-ства, которые представляют собой важнейшие направления деятельности го-сударства в определяющих областях его существования: в экономической, по-литической, социальной и иных. Основные функции (наиболее важные направления деятельности государства) все же достаточно «чутки» к глобаль-ным изменениям основных характеристик государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.