скачать рефераты

МЕНЮ


Возникновение государства в Древнем Риме

Возникновение государства в Древнем Риме

План

Введение

Глава I. Возникновение государства в Древнем Риме.

1.1. Развитие древнего государства.

1.2. Реформы Сервия Туллия.

Глава II. Становление Римской Республики.

Глава III. Падение республики и переход к империи.

Глава IV. Римская империя.

4.1. Общественный и государственный строй.

4.2. Принципат.

4.3. Доминат.

Заключение

Список использованной литературы.

Введение.

История древнего Рима - последний этап в развитии древнего мира, охватывает время с начала 1 тысячелетия до н.э. (754/3г.г. до н.э. - традиционная дата основания города Рима) до конца V в н.э. (476 г.н.э. - падение Западной Римской империи). В ее развитии следует выделить определенные периоды. В VШ - Ш вв н.э. происходил процесс становления раннего римского рабовладельческого общества; в Ш в до н.э. - П в н.э имеет место его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре в сильнейшую италийскую и затем средиземноморскую державу. Для Ш в н.э. характерно наступление экономического, социального, политического кризиса Римского государства, который в 1V-V вв н.э. сменился периодом продолжительного упадка.

Литературные данные о возникновении Рима легендарны и противоречивы. Это отмечают сами античные авторы. Так, например, Диосиний Галикарнасский говорит, что “существует много разногласий как по вопросу о времени основания города Рима, так и о личности его основателя”. Наиболее распространена была версия, которую приводит Ливий: основателем Рима был потомок троянца Энея, приехавшего в Италию.

Изучение истории римского общества - прослеживание основных закономерностей его экономического, социального, политического и культурного развития и выявление специфических, присущих только древнему Риму черт - имеет особый интерес. Ведущие проблемы курса древней истории (определение своеобразия экономического развития рабовладельческого общества, института рабства, социальной и классовой борьбы, форм рабовладельческих государств) получили наиболее четкое оформление и завершенность в римское время Черниловский З.М. «Всеобщая история государства и права», М.: - «Юристъ», 1996., С. 67

.

История цивилизации, как известно, начинается с Древнего Востока. Ее новая и более высокая ступень связана с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге Европы в бассейне Среди-земного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в I тысячелетии до н.э. -- в начале I тыся-челетия н.э. Именно к этому времени относятся впечатляющие ус-пехи греков и римлян во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в политико-правовой. Именно античности человече-ство обязано многими шедеврами литературы и искусства, дости-жениями науки, права и философии, уникальными образцами демократи-ческой государственности.

Глава I. Возникновение государства в Древнем Риме.

1.1. Развитие древнего государства.

Время основания города Рима, которое историческая тради-ция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения перво-бытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объ-единение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины.. Члены старейших римских родов называ-лись патрициями.

Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой появление частной собственности. Возникает и рабство, источниками которого ста-новятся войны, а вместе с тем и зачатки классо-вого деления общества.

В родах выделяются богатые ари-стократические семьи. К ним переходят лучшие земельные участ-ки, считающиеся еще коллективной собственностью общины. Они получают и большую долю военной добычи. Вместе с тем появля-ется и обособленная социальная группа обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, и, иногда, от-пущенных на свободу рабов. Будучи лично свободными, но ограни-ченными в правах, они находились под покровительством патро-нов из патрициев, за что, в свою очередь, должны были оказывать им имущественные и личные услуги.

Благоприятные для скотоводства и земледелия климатиче-ские условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли геогра-фическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен. Они не входили в рим-скую общину Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима Ш-I вв. до н.э. - М., 1977., С. 39.

Оказавшееся вне рим-ской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами об-щины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами.

Во главе римской общины стоял выборный вождь -- реке. Хотя по традиции его называли царем (отсюда "период царей"), его полномочия были ограниченны. Они сводились главным образом к военным, жреческим и судебным.

Органом управления был совет старейшин родов -- сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Однако его реше-ния могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Последний мог изда-вать общеобязательные постановления.

В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы. Каждая курия в собрании была представлена только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос.

Военизированный характер римской родовой организации по-зволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Риме развивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Появляются плебеи -- богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль в экономике Рима. Вместе с тем увеличивается число плебеев-бедняков, многие из которых становятся неоплатными должниками патрициев и попадают в долговую кабалу. Беднеющая часть плеб-са в условиях возрастающей численности рабов становится еще более опасной для римской общины силой Сизиков М.И. «История государства и права». М.: - «Юридическая литература», 1997., С. 113

.

Положение осложнялось и тем, что римляне были вынужде-ны привлекать плебеев к участию в военных походах. Развиваю-щееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внут-ренними противоречиями римской родовой общины, представлен-ной ее ведущей силой -- патрициями. Она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и рас-чистившей тем самым путь к образованию государства.

Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнооб-щинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами рим-ской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима.

Победа пле-беев и возникновение государства в Древнем Риме связывают с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э.

1.2. Реформы Сервия Туллия.

Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима -- и члены римских родов, и плебеи -- было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входи-ли в первый разряд, тремя четвертями надела -- во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа гра-ждан -- всадники, а безземельные -- пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии -- сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1--3 разряды -- тяжеловооружен-ной пехоты, 4--5 разряды -- легковооруженной пехоты. Пролета-рии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число цен-турий равнялось 193. Из них. 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий Струве В.В. Хрестоматия по истории древнего мира. - М., 1975., С. 182.

Наиболее важным в этой части реформ было то, что центу-рии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные коми-ции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформ -- деление свободного населения по тер-риториальному принципу. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских терри-ториальных округов, за которыми сохранили старое название пле-мен -- трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Не-сколько позднее по территориальным трибам также стали созы-ваться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепен-ной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появ-лении в организации общественной власти в Риме территориаль-ного, а не кровнородственного принципа ее действия.

Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-полити-ческим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном на-родных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных про-летариев.

Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важ-нейшему этапу процесса образования государства, но не заверши-ли его. Этот процесс развивался как путем трансформации орга-нов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Ре-формы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социаль-ных их ограничений. Последующие два века в истории Рима ха-рактеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в пра-вах с патрициями.

В этой борьбе можно выделить два основных этапа. В V в. до н.э. плебеи добились успеха в стремлении ограничить произвол должностных лиц, которые по сохранившейся традиции были пат-рициями. В этих целях в 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебея-ми в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto -- правом запрещать исполнение распо-ряжения любого должностного лица и даже постановления сената. Второе важное достижение плебеев -- издание в 451--450 гг. до н.э. Законов XII таблиц, ограничивших возможности патрицианских магистратов произвольно толковать нормы обычного права. Эти законы свидетельствуют о почти полном уравнении плебеев с пат-рициями в гражданских правах -- само слово "плебей", судя по дошедшему до нас изложению текста Законов, упоминается в них только один раз в связи с сохранением запрета на браки между плебеями и патрициями. Однако и этот запрет вскоре в 445 году до н.э. был отменен по Закону Канулея.

Второй этап относится к IV в. до н.э., когда плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364--337 гг. до н.э. им было предоставле-но право на занятие и остальных государственных должностей. В этом же веке были изданы также законы, способствовавшие консо-лидации плебеев и патрициев.

Завершением борьбы плебеев за равноправие было принятие в 287 году до н.э. Закона Гортензия, по которому решения плебей-ских собраний по трибам стали распространяться не только на плебеев и, следовательно, получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собраний.

Глава II. Становление Римской Республики.

В 509 году до н.э. в Риме после изгна-ния последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Период республики -- период интенсив-ного восходящего развития производства, приведшего к значитель-ным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении пра-вового положения отдельных групп населения. Значительную роль в этом процессе сыграли и успешные завоевательные войны, неук-лонно расширявшие границы Римского государства, превращав-шие его в могущественную мировую державу.

Основным социальным делением в Риме стало деление на сво-бодных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов) не-которое время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. Однако со временем коллективная собственность на землю стано-вилась фиктивной, общественный земельный фонд переходил к отдельным собственникам, пока, наконец, аграрный закон 3 года до н.э. не ликвидировал его, окончательно утвердив частную собствен-ность Сизиков М.И. «История государства и права». М.: - «Юридическая литература», 1997., С. 72

.

В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала усло-виям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования респуб-лики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-преж-нему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое по-ложение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

В Рим-ской республике сочетались аристократические и демократиче-ские черты, при существенном преобладании первых, обеспечи-вавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания счита-лись органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управ-ляли государством. Это делали сенат и магистраты -- органы ре-альной власти нобилитета.

В Римской республике существовали три вида народных со-браний -- центуриатные, трибутные и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивав-шие благодаря своей структуре и порядку принятие решений пре-обладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консу-лов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Второй вид народных собраний представляли трибутные со-брания, которые в зависимости от состава жителей триб, участво-вавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматрива-ли жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собра-ния, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их зна-чения в политической жизни Рима.

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии -- ликторов Струве В.В. Хрестоматия по истории древнего мира. - М., 1975., С. 97.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению выс-ших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и пе-ренести его на другой день. Они же председательствовали в собра-нии и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники со-брания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования).

Важную роль в государственном механизме Римской респуб-лики играл сенат. Сенаторы не избирались. Специальные долж-ностные лица -- цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из предста-вителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делало сенат органом вер-хушки рабовладельцев, фактически независимым от воли боль-шинства свободных граждан.

Формально сенат был совещательным органом, и его поста-новления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной. Он, как указывалось, контролировал законодатель-ную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассмат-ривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом кон-тролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии -- кандидатур). Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении се-ната находилась казна государства. Он устанавливал налоги и оп-ределял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоус-тройству и религиозному культу. Важное значение имели внешне-политические полномочия сената. Если войну объявляло центур-атное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе ут-верждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Магистратурами в Риме именовались государственные долж-ности. В Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были вы-борность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответст-венность.

Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Это правило не рас-пространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, ко-мандовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампа-нии могли быть продлены сенатом. Все магистра-туры были коллегиальными -- на одну должность избиралось несколько человек (диктатор назначался один). Но специфика кол-легиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение мог-ло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознагражде-ния магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского пе-риода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по исте-чении срока их полномочий могли быть привлечены к ответствен-ности народным собранием, избравшим их Кузищин В.И. История Древнего Рима. - М.: Высшая школа 1982., С. 61

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.