скачать рефераты

МЕНЮ


Возникновение и развитие прокуратуры в РФ

Возникновение и развитие прокуратуры в РФ

http://monax.ru/order/ - рефераты на заказ (более 2300 авторов в 450 городах СНГ).

30

Тема:Возникновение и развитие прокуратуры в РФ

Введение

Любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации правовых предписаний. Такие знания нужны не только для будущей профессиональной практики после получения юридического образования. Они потребуются при изучении многих юридических дисциплин, с которыми приходится сталкиваться в процессе обучения всем студентам- правоведам.

Понятие “прокуратура” происходит от латинского (procure)- что означает -

забочусь, обеспечиваю, предотвращаю.

Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.

При создании этого органа  идея состояла отнюдь не в карательном его предназначении, а в обеспечении справедливости и законности. Предназначение прокуратуры в Греции и в странах Востока состояло, во-первых, в надзоре за исполнением предписаний государственной власти, а во-вторых,  в осуществлении обвинения в суде.

В европейских странах впервые прокуратура возникает во Франции в XIY  веке, причем с первых ее шагов это был сугубо обвинительный, карательный орган.

К XIY веку в европейских странах, в особенности в Испании, уже твердо сформировался процесс инквизиционный, пришедший на место процессу публичном, гласному, состязательному. Это явилось побудительным мотивом для трансформации основ организации и деятельности прокуратуры.

Прокуратура Франции послужила прообразом   прокуратуры России и до настоящего времени эталоном прокуратуры Западных стран.

1. Становление российской прокуратуры.

Создание российской прокуратуры связано с госу-дарственными реформами, осуществленными Петром I. Выдающаяся заслуга Петра I состоит в том, что он впервые в России создал органы, специально предназначенные для контроля и надзора за законностью деятельности чиновничьего аппарата. Вначале это был институт фискалов, а затем -- прокуроров.

Указ Петра I о создании прокуратуры состоялся 12 января 1722 г. Тогда же при Правительствующем Се-нате была учреждена должность генерал-прокурора, ко-торому предписывалось надзирать за законностью дея-тельности государственных органов. Вместе с тем, по замыслу Петра I, прокуратура наделялась и существен-ными функциями по защите прав граждан.

Прокуратура создавалась в России как орган импе-раторской власти, осуществляющий от ее имени и по ее поручению постоянный надзор и контроль за действия-ми и решениями Сената, других центральных и местных учреждений. Суть самой должности прокурора Петр I выразил словами: "Сей чин яко око наше". С тех пор в общественном сознании и закрепилось представление о прокуроре как об "оке государевом".

Функции прокуратуры были довольно широкими, хотя и видоизменялись. Тем не менее основным назна-чением прокуратуры практически на всех этапах ее существования (вплоть до 1864 года) был надзор за исполнением законов всеми государственными и обще-ственными органами, а также российскими подданными.[2, c. 123]

Общая обязанность прокурора состояла в осущест-влении функции наблюдать за тем, "чтобы закон не был никем нарушен и в случае замеченных нарушений при-нимать меры к восстановлению оного".

В отдельные периоды отечественной истории (осо-бенно во времена царствования Екатерины II и Павла I) генерал-прокурор выступал не только как блюститель законности, но и как министр юстиции, финансов, внутренних дел1. Начиная с 1802 года, когда было создано Министерство юстиции, генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции, а губернская про-куратура стала превращаться в орган юстиции на местах.

Судебная реформа 1864 года знаменовала собой по-ворот прокуратуры от положения всеобщего блюстителя законности, "ока государева", к функции обвинитель-ной власти - "обличения обвиняемых перед судом". Отцы судебной реформы 1864 года -- русские правове-ды ввели прокурора в уголовное судопроизводство, лик-видировали инквизиционный процесс, но вместе с ним -- и так называемый общий надзор, осуществляв-шийся прокуратурой в дореформенный период.

Учреждение судебных установлений от 20 ноября 1864 г. вверяло прокурорский надзор в судах обер-про-курорам, прокурорам и их товарищам под высшим наблюдением министра юстиции как генерал-прокуро-ра. Полномочия прокуроров конкретизировались Уста-вами уголовного и гражданского судопроизводства. По Уставу уголовного судопроизводства, например, прокуроры осуществляли надзор за деятельностью судеб-ных следователей, могли присутствовать при производ-стве любых следственных действий, давать указания следователю, контролировать взятие обвиняемого под стражу, требовать дополнительного расследования (ст.ст. 278--287 Устава). По окончании предварительного следствия прокурор давал заключение о предании обвиняемого суду, излагая его в форме обвинительного акта.

Обвинительный акт направлялся прокурором в суд. Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор поддер-живал обвинение, выступал в суде с обвинительной речью. После вынесения приговора он имел право на принесение апелляционного или кассационного про-теста.

В таком виде российская прокуратура просущество-вала до 1917 года.

После Октябрьской революции органы прокуратуры были ликвидированы. Однако в 1921 году со всей ост-ротой встал вопрос о воссоздании института прокурор-ского надзора. Беззаконие в стране приняло угрожаю-щие размеры.[1, c. 114]

2. Развитие советской прокуратуры.

Советская прокуратура была создана 28 мая 1922 г., когда Председателем ВЦИК было подписано Положе-ние о прокурорском надзоре. Этому предшествовала ожесточенная идеологическая борьба по вопросам фор-мирования и подчинения органов прокуратуры. Про-тивники проекта Положения о прокурорском надзоре, представленного на сессию ВЦИК Народным комисса-риатом юстиции, выступали против централизации ор-ганов прокуратуры и независимости их от местных органов. Они выступали за "двойное" подчинение про-куроров -- центральной прокурорской власти и губерн-ским исполкомам.

В ход дискуссии по вопросу о статусе прокуратуры вмешался В.И. Ленин, написавший "О "двойном" под-чинении и законности". В этом письме были изложены принципы организации и деятельности советской про-куратуры, реализованные в Положении о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г. В Положении нашли последо-вательное закрепление принципы единства и централи-зации прокурорской системы и ее независимости от местных влияний.

Если до 1864 года российская прокуратура была учреждением надзорного типа, затем в основном осу-ществляла условное преследование, то с 1922 года был создан смешанный тип прокуратуры, она стала выпол-нять функции и надзора за исполнением законов, и уголовного преследовании.

Поначалу созданная прокуратура не была самостоя-тельным органом. В течение длительного времени она находилась в составе Наркомюста РСФСР, а затем, вплоть до 1933 года, при Верховном Суде СССР осу-ществляла надзор за законностью в стране во взаимо-действии с органами юстиции. Народный комиссар юстиции являлся одновременно и прокурором респуб-лики.[5, c.87]

Важное событие в истории прокуратуры -- принятие 10 июня 1933 г. постановления ЦИК и СНК СССР "Об учреждении Прокуратуры Союза ССР". Постановлени-ем ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1933 г. было утверждено Положение о Прокуратуре Союза ССР. В нем были определены функции Прокуратуры СССР и порядок их осуществления, а также отрасли прокурор-ского надзора: общий надзор, надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ и милиции, надзор за предварительным расследованием, надзор (наблюде-ние) за правильным и единообразным применением законов судебными органами, надзор за законностью и правильностью деятельности исправительно-трудовых учреждений.

Известный этап в жизни прокуратуры был связан с периодом массовых репрессий, когда деятельность пра-воохранительных органов была деформирована и на первый план вышли карательные учреждения (ОГПУ, НКВД, МГБ). Неблаговидная миссия обвинителей в довоенных и послевоенных тайных и "гласных" процес-сах существенно компрометировала прокурорскую сис-тему в целом. В это время и сами органы прокуратуры, в особенности военной, понесли тяжелые потери.

В период так называемой "хрущевской оттепели", знаменующей отказ от бесчеловечной сталинской уго-ловной политики, очередным важным этапом в разви-тии прокуратуры стало принятие 24 мая 1955 г. Поло-жения о прокурорском надзоре в СССР. В нем были законодательно закреплены и получили развитие идеи о значении законности в Советском государстве и о роли органов прокуратуры в его обеспечении. В Поло-жении были определены задачи, полномочия прокуро-ров, средства прокурорского реагирования на обнару-женные нарушения законов в уголовном и гражданском судопроизводстве.

Были преобразованы и органы военной прокурату-ры. Из Положения о военной прокуратуре, утвержден-ного 14 декабря 1966 г., следовало, что военная проку-ратура входит в систему органов советской прокуратуры и подотчетна Генеральному прокурору СССР.

Принятие Конституции СССР 1977 года обусловило необходимость подготовки Закона о прокуратуре СССР. Такой Закон был принят 30 ноября 1979 г. Верховным Советом СССР. В нем нашли закрепление и правовую регламентацию основополагающие принципы органи-зации и функционирования органов советской проку-ратуры, основные направления их деятельности. В раз-витие этого Закона было принято и новое Положение о военной прокуратуре, утвержденное 4 августа 1981 г.[3, c.69]

3. Прокуратура Российской Федерации.

Распад Союза, новые политико-правовые и эконо-мические условия нашей жизни, связанные с реальным разделением законодательной, исполнительной и судебной властей, становлением подлинного федерализма во взаимоотношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, развитием рыночных отношений, суще-ственно изменили место и роль прокуратуры.

Много нового в теорию и практику прокурорского надзора внес Закон "О прокуратуре Российской Феде-рации", принятый 17 января 1992 г.2. Однако данный Закон был принят в то время, когда еще действовала Конституция РСФСР 1978 года. К тому же этим Зако-ном объем и полномочия прокурорского надзора по сравнению с ранее действовавшим законодательством были в определенной степени ограничены. Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. потребовало подготовки новой редакции Закона о про-куратуре, внесения в него существенных изменений и дополнений.

Конституция Российской Федерации 1993 года по-свящает прокуратуре ст. 129, где устанавливает, что она составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Из содержания ст. 129 следует, что Конституция не определяет функции (полномочия) прокуратуры Рос-сийской Федерации, относя этот и другие вопросы организации и деятельности прокуратуры к предмету регулирования специального закона.

Отсутствие конституционного решения таких вопро-сов стало одной из причин различных подходов к опре-делению функций (полномочий) и места прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации. В частности, имели место попытки "ликвидировать" надзорные функции российской прокуратуры, сведя ее деятельность лишь к поддержанию обвинения в суде в качестве одной из сторон уголовного судопроизводства. Однако эти "реформаторские" идеи не получили обще-ственной поддержки.

В условиях идеологической борьбы группой ученых и практиков была создана Концепция развития проку-ратуры Российской Федерации на переходный период1. На основе этой Концепции разработан и введен в действие Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации". Изменения, внесенные в ранее действовавший Закон, настолько существенны, что можно говорить о качест-венно новом нормативном акте, отвечающем интересам укрепления законности и правопорядка в сложный переходный период развития России. В нем в значи-тельной мере учтен опыт сходных государственно-пра-вовых структур развитых стран мира. Одновременно сохранены и усилены положения, учитывающие преем-ственность отечественного правового опыта. Акцент сделан на развитие огромного правозащитного потен-циала прокуратуры, в том числе в реализации ею конституционного приоритета обеспечения реальных га-рантий прав и свобод человека и гражданина. С учетом этого в Закон введена специальная глава о прокурор-ском надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как главном приоритете в ее деятельности. В этих целях прокуроры осуществляют надзор за испол-нением законов федеральными министерствами и ве-домствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Фе-дерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также руководи-телями коммерческих и некоммерческих организаций.[4, c. 57]

Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов имеет ключевое значение для опреде-ления сущности прокурорской системы, функций про-куратуры, ее правового статуса, организационного по-строения, форм и методов деятельности.

Фундаментальные ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная), олицетворяющие собой единую государственную власть и ее разделение, не исключают возможность существования иных функци-онально самостоятельных правовых институтов. Их на-личие определяется реальными потребностями государ-ственно-правовой жизни, необходимостью демократи-ческого контроля и "сдерживания" любой из основных ветвей власти. Актуальным в этой связи представляется развитие сформулированной в отечественной юриспру-денции концепции контрольной власти.

В российских условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы "сдержек и противовесов". Она устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили. Одновременно всей своей деятельностью прокуратура способствует взаимодействию разделенных властей, их согласованному функционированию как единой государственной власти; все ветви власти заин-тересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура.

^Подчинение прокуратуры исполнительной либо су-дебной власти может разрушить сложившуюся в госу-дарстве систему "сдержек и противовесов", усилить опасность нарушения законов. И исполнительные ор-ганы, и судебная власть так или иначе применяют законы. Нарушения Конституции, федеральных зако-нов судьями, органами исполнительной власти приве-дут к тяжким последствиям. Если не иметь независимо-го от судов прокурорского надзора, то не будет механиз-ма реагирования на нарушения законов судьями, а если подчинить прокуратуру исполнительной власти, полу-чится, что последняя осуществляет надзор за исполне-нием законов представительными органами и в опреде-ленной мере судебной властью.

Из содержания Конституции Российской Федера-ции следует, что прокуратура не может относиться к органам ни судебной, ни исполнительной власти. Пра-восудие в Российской Федерации осуществляется толь-ко судом (ст. 1 18 Конституции), а ст. 77 Конституции устанавливает, что федеральные органы исполнитель-ной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему ис-полнительной власти в Российской Федерации. Органы же прокуратуры, действующие на территории субъектов Российской Федерации, являются федеральными орга-нами -- звеньями единой централизованной системы прокуратуры (ст. 129 Конституции).

До принятия Конституции 1993 года прокуратура была своего рода контрольным органом законодатель-ной власти, чему соответствовал порядок назначения Генерального прокурора Российской Федерации на должность, его' подотчетность только высшим законо-дательным органам. Таким образом, прокурор был ори-ентирован на сотрудничество преимущественно с одной ветвью власти -- законодательной, только ей был под-контролен и только ее решения обязан был выполнять.

В настоящее время Президент, будучи главой госу-дарства, принимает на себя ответственность за состоя-ние правовой системы и правопорядка. Прокуратура должна стать важной опорой президентской власти в ее усилиях по преодолению правовой нестабильности об-щества, повышению авторитета законов и подзаконных актов.

Таков правовой статус современной российской прокуратуры.

4. Система органов прокуратуры Российской Федерации и организационное их построение.

В соответствии со ст. 129 Конституции и ст. I Феде-рального закона от 17 ноября 1995 г. "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Фе-дерации представляет собой единую федеральную цент-рализованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, уголовное пре-следование в соответствии с полномочиями, установ-ленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступнос-тью. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, возложенные на нее федеральными законами.

Согласно ст. 11 Федерального закона "О прокурату-ре Российской Федерации" систему российской прокуратуры составляют Генеральная прокуратура Россий-ской Федерации, прокуратуры республик в ее составе, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, городов и районов.

В системе прокуратуры Российской Федерации функционируют и специализированные звенья проку-рорской системы (органы Главной военной прокурату-ры, транспортные, природоохранные прокуратуры и некоторые другие). Эти прокуратуры осуществляют свою деятельность в соответствии с конституционными принципами прокурорского надзора и Законом о про-куратуре, являются составной частью централизован-ной прокурорской системы и руководствуются прика-зами и указаниями Генерального прокурора.

Верхнюю ступень в иерархической лестнице систе-мы органов прокуратуры занимает Генеральная проку-ратура Российской Федерации -- высшее звено проку-рорской системы.

В основе построения системы прокурорских органов лежит административное и национально-государствен-ное устройство, установленное Конституцией Россий-ской Федерации.

Система территориальных прокуратур Российской Федерации соответствует федеративному устройству России. Согласно ст. 5 Конституции Российская Феде-рация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автоном-ных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. В каждом из них имеется соответствующая прокуратура.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.