Анализ конкурентоспособности ВУЗа
Анализ конкурентоспособности ВУЗа
65
Дипломная работа
Анализ конкурентоспособности ВУЗаСодержание
- Введение 3
- Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности Вуза 5
- 1.1. Понятие и составляющие конкурентоспособности 5
- 1.2. Особенности конкурентоспособности Вуза 11
- Глава 2. Особенности конкурентоспособности МИЭМП 18
- 2.1. Общая характеристика деятельности МИЭМП 18
- 2.2. Конкурентоспособность внеучебной деятельности МИЭМП 32
- Глава 3. Основные направления совершенствования внеучебной деятельности МИЭМП 41
- 3.1. Развитие студенческого самоуправления МИЭМП 41
- 3.2. Усовершенствование бытовых условий 47
- 3.3. Организация спортивных секций 50
- Заключение 56
- Список литературы 59
- Приложение 1 62
- Приложение 2 64
- Приложение 3 65
- Приложение 4 66
- Приложение 5 67
Введение
Ситуация на отечественном рынке образовательных услуг становиться все более напряженной. Так, с одной стороны, на рынок выходит все больше и больше коммерческих вузов, которые, хотя пока и уступают по престижу государственным вузам, но благодаря своей мобильности постепенно увеличивают свою долю. С другой стороны - дисбаланс финансирования в экономике привел к резкому перетоку квалифицированных кадров в другие, более оплачиваемые отрасли экономики. Особенно это касается молодых кадров. С третьей стороны - Россия подписала Болонскую декларацию, которая, несет для отечественного рынка образовательных услуг как положительные, так и отрицательные стороны. И, прежде всего, это совершенно новые требования к структуре и сущности образовательных программ. Все быстрее меняется сама экономика, вынуждая адаптировать учебные программы к новым потребностям.
Все это порождает проблему поиска новых источников повышения конкурентоспособности вуза. Для выживания в постоянно усложняющейся конкурентной среде вузам необходимы высококвалифицированные специалисты, способные творчески мыслить и использовать свои знания для решения задач, направленных на повышение их конкурентоспособности. В условиях развитого рынка конкурентоспособность вуза определяется его готовностью к постоянному и непрерывному инновационному процессу, основанному на использовании существующих и генерации новых знаний.
Таким образом, решение задачи повышения конкурентоспособности вуза в условиях ужесточения рыночной среды и постоянно изменяющихся требований экономики требует повышенного внимания к проблеме поиска конкурентных преимуществ и обуславливает актуальность исследования, как разработку методических рекомендаций для улучшения механизмов управления знаниями в вузе на основе комплексной оценки потенциала Вуза.
Предметом данной дипломной работы является разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности Вуза.
Объектом исследования является Московский Институт Экономики Менеджмента и Права.
Цель дипломной работы - изучить теоретические аспекты конкурентоспособности вузов и разработать рекомендаций по повышению конкурентоспособности Вуза, на примере МИЭМП.
Для достижения заданной цели поставлены следующие задачи:
- Изучить теоретические основы конкурентоспособности Вуза;
- Проанализировать конкурентоспособность МИЭМП;
- Рассмотреть направления совершенствования конкурентоспособности МИЭМП.
Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности Вуза.
1.1. Понятие и составляющие конкурентоспособности
Конкурентоспособность - это свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений. См.: Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция и конкурентоспособность: Учеб. пособие, 2007. - С.8.
Однако в современной экономике все чаще термин «конкурентоспособность» используется для определения категорий разного уровня: конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли национальной экономики и др.
Конкурентоспособность предприятия - это ее способность выпускать конкурентную продукцию (оказывать услуги), ее преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами.
Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдерживать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными услугами на рынке. Соперничество ведется за покупателей, где основной целью является «привязка» покупателя к продукции фирмы не только сегодня, но и завтра.
Конкурентоспособность услуг - это величина относительная, и определенный показатель этой важной экономической категории может быть выявлен при исследовании конкурирующих услуг.
Конкурентоспособность включает три основные составляющие. Первая жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Вторая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и огра-ничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как челове-ку, как члену той или иной социальной группы.
Покупатель -- главный оценщик товара. А это приводит к очень важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособ-ности товара должны быть настолько очевидны потенциальному поку-пателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем "комп-лекс конкурентоспособности", в рекламе очень важно учитывать особенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера. Интересный факт: почти все зарубежные пособия по рекламе особо выделяют мате-риал, связанный с рекламой в малограмотной или интеллектуально не-развитой аудитории.
Как известно, каждый рынок характеризуется "своим" покупате-лем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности. См.: Сульповар Л.Б. Маркетинг потребительских товаров и услуг. - М., 2002. - С. 62.
Рыночное хозяйство, а вслед за ним и его ученые давно и хорошо поняли, что пытаться схематически выразить конкурентоспособность товара -- это все равно, что пытаться схемой показать всю сложность и все тонкости рыночного процесса. Для них конкурентоспособность стала просто удобным, концентрирующим внимание и мысль терми-ном, за которым выстраивается все разнообразие стратегических и так-тических приемов менеджмента в целом и маркетинга в частности. Кон-курентоспособность -- не показатель, уровень которого можно вычис-лить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего -- это философия работы в условиях рынка, ориентированная на:
- понимание нужд потребителя и тенденции их развития;
- знание поведения и возможностей конкурентов;
- знание состояния и тенденций развития рынка;
- знание окружающей среды и ее тенденций;
- умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.
Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг:
- Качество товаров и услуг;
- Цена товаров и услуг;
- Уровень квалификации персонала и менеджмента;
- Технологический уровень производства;
- Доступность источников финансирования.
Для своего бизнеса выбирают товары (или услуги), производство (оказание) которых требует минимальной кооперации и поставок со стороны или где достижима широкая заменяемость исходного сырья и материалов.
Но эта хозяйственная стратегия не может рассматриваться как универсальная и уж тем более она мало пригодна для тех предприятий, которые готовят бизнес план в связи с освоением продукции, предназначенной для конкуренции на мировых рынках.
Более глубокий подход - обеспечение себе устойчивой конкурентоспособности. Существует два типа конкурентных преимуществ: более низкие издержки и специализация. Под более низкими издержками понимается не просто меньшая сумма затрат на производство, чем у конкурентов, а способность фирмы разрабатывать, производить и сбывать товар более эффективно, чем конкуренты. То есть необходимо организовать с меньшими затратами и в более короткие сроки весь цикл операций с товаром: от его конструкторской проработки до продажи конечному покупателю. Неспособность выстроить всю эту цепочку сведет на нет успех в любом из её звеньев. См.: Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. - СПб., 2002. - С. 82.
Специализация - это способность удовлетворять особые потребности покупателей и получать за это премиальную цену, т.е. цену в среднем более высокую, чем у ваших конкурентов. Иными словами, для обеспечения такого типа конкурентных преимуществ необходимо научится искусству выделяться в толпе конкурентов, предлагая покупателям товар, заметно отличающийся либо высоким уровнем качества при стандартном наборе параметров, определяющих это качество, либо нестандартным набором свойств, реально интересующих покупателя. См.: Швальбе Х. Практика маркетинга для малых и средних предприятий.- М., 2004. - С. 88.
При этом в любой данный момент времени строится стратегия обеспечения конкурентоспособности, опираясь лишь на один из видов конкурентных преимуществ - либо на более низкие издержки, привлекая покупателей относительной дешевизной товаров по сравнению с аналогичными изделиями других производителей, либо на специализацию, вызывая интерес у наиболее взыскательных и требующих, прежде всего, высокого качества клиентов.
Имея в виду такое толкование видов конкурентных преимуществ выбирается наиболее приемлемая стратегия обеспечения и поддержания конкурентоспособности. Но прежде чем описать ассортимент таких стратегий, введем ещё одно понятие "диапазон конкуренции", обозначающее широту той номенклатуры товаров, которая изготавливается, а затем продаётся.
Рыночная система хозяйствования требует от предприятий постоянного повышения уровня своей конкурентоспособности. Конкурентные преимущества организации закладываются уже на стадии постановки целей и разработки стратеги.
Основные типы стратегий обеспечения конкурентоспособности представлены на рис. 1.
Рис. 1. Стратегии обеспечения конкурентоспособности См.: Томас Й. Интеграция маркетинга и стратегического менеджмента, проблемы теории и практики управления.- 2005. - С. 86.
Есть фирмы, стратегия конкурентной борьбы которых основана не на специализации, а на более низких издержках производства. Они изготавливают большой ассортимент продукции стандартного мирового уровня качества и со стандартной ценой.
Третий тип фирм строит конкурентную стратегию на менее рискованных и более дешевых принципах - специализация при узкой номенклатуре продукции. Это продукция высшего мирового уровня в своих классах специализации и стоит недешево.
Четвертый тип фирм занимается выпуском узкого круга качественной продукции по дешевым ценам. Такая продукция не отличается изысканными и разнообразными свойствами. Она проста, надежна и дешева.
Естественно, не обязательно придерживаться только одной, некогда выбранной стратегии обеспечения конкурентоспособности. Освоив выпуск одного-двух изделий, доступных широкому кругу небогатых покупателей, можно начать подготовку к освоению другой стратегии. Путь расширения своего ассортимента, сохраняя все столь же низкие цены, оправдывающие не особенно высокий уровень качества приведет к стратегии ориентации на издержки, которая позволит резко увеличить и объемы реализации, и суммы получаемой прибыли (при довольно умеренной рентабельности, т.е. не слишком - то высоком отношении этой прибыли к сумме вложенных вами в дело собственных и заемных средств).
Если не расширять ассортимент, а все доходы направить на повышение качества своих товаров, то этот путь приведет к стратегии выборочной специализации. Этот путь может обеспечить достаточно высокий уровень рентабельности вложенного капитала.
Таким образом, конкурентные преимущества малых и средних предприятий, на наш взгляд, кроются в постоянном совершенствовании бизнес-процесса при эффективном использовании и распределении ресурсов. Причем, рынок заставляет предпринимателей производить продукт/услугу с целью максимально удовлетворения своих потребителей, повышения уровня их лояльности и увеличения доли постоянных клиентов. В связи с этим, стратегию достижения конкурентоспособности для малых и средних предприятий мы предлагаем рассматривать в виде комплексной трехшаговой стратегии совершенствования бизнес-процесса, направленной на удержание и, по возможности, увеличение числа постоянных клиентов компании (рис.2.).
Рис. 2. Трехшаговая стратегия достижения конкурентоспособности См.: Русинов Ф., Журавлев А. Конкурентоспособность: образование, информационный потенциал, принятие управленческих решений. - М., 2003. - С. 22.
Шаг 1: Тотальное управление качеством (TQM) - совершенствование при помощи цикла PDCA каждого этапа бизнес-процесса. - Охватывает всю деятельность организации.
Шаг 2: Бенчмаркинг - заимствование процессов у конкурентов и эталонных компаний. - Применяется для улучшения стандартного процесса в случаях, когда внутренние и внешние ограничения позволяют внедрить сторонний процесс, изменив его в соответствии с требованиями вашего предприятия.
Шаг 3: Аутсорсинг - покупка процесса у сторонней организации. - Применяется в случаях, когда затраты на совершенствование процесса собственными силами или применение бенчмаркинга превышают стоимость услуг внешней организации. См.: Сульповар Л.Б. Маркетинг потребительских товаров и услуг. - М., 2002. - С. 89.
Основные особенности конкурентоспособности Вуза будут изложены в следующем параграфе.
1.2. Особенности конкурентоспособности Вуза
Вуз - это оказание образовательных услуг, основной деятельностью которого является учебная и внеучебная деятельность. К деятельности Вуза относятся такие составляющие как:
- учебная деятельность;
- методическая деятельность;
- научная деятельность;
- управленческая деятельность;
- маркетинговая деятельность;
- экономическая деятельность;
- хозяйственная деятельность;
- ремонто-строительная деятельность
- и др.
Организацию деятельности Вуза обеспечивают:
- администрация;
- профессорско-преподавательский состав;
- научные работники вуза;
- административно-хозяйственный персонал;
- инженерно-технический персонал;
- производственный персонал;
- учебно-вспомогательный персонал;
- иной персонал вуза.
Качество образования на современном этапе выступает главным конкурентным преимуществом учебных заведений наряду с ценой. Качество обучения представляет собой совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающих возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности обучаемого. См.: Куярова Л.Я., Пономарев И.П. Исследование востребованности маркетинговых услуг со стороны среднего бизнеса/ / Маркетинг в России и за рубежом. № 1. 2004. - С. 19.
По мнению автора, особенности конкурентоспособности вуза проявляются в следующем:
- во-первых, в конкурентоспособности фокусируются все показатели качества и ресурсоемкости работы всего персонала вуза по всем стадиям жизненного цикла образовательной услуги;
- во-вторых, в настоящее время отсутствуют международные документы по оценке конкурентоспособности вуза;
- в-третьих, например, в России техническая, экономическая, кадровая, социальная политика вуза не ориентированы на обеспечение конкурентоспособности вуза.
В России практически отсутствуют исследования по проблемам конкурентоспособности вуза.
Конкурентоспособность Вуза обеспечивается:
- Конкурентоспособностью студентов
- Конкурентоспособностью выпускников;
- Уровнем профессорско-преподавательского состава;
- Методическими средствами обучения;
- Научными средствами обучения;
- Техническими средствами обучения;
- Наличием собственны основных средств (Учебные и вспомогательные корпуса, оборудование);
- Наличием собственной библиотеки;
- Наличием лекционных аудиторий;
- и др.
Особенности изменения конкуренции между вузами проявляются в следующем:
1) конкуренция усиливается с увеличением количества соперничающих вузов;
2) конкуренция усиливается, когда крупные вузы присоединяют другой вуз и принимают решительные меры по выводу его в ведущие;
3) конкуренция сильна, когда спрос на услуги растет медленно;
4) конкуренция усиливается, когда условия хозяйствования в отрасли толкают вуз на снижение цены или на применение других средств увеличения объема продаж;
5) конкуренция усиливается, когда затраты покупателей при переходе с потребления одной услуги на другие невелики;
6) конкуренция усиливается, когда одна или несколько вузов не удовлетворены своей долей рынка;
7) конкуренция усиливается пропорционально росту прибыли от успешных стратегических решений;
8) конкуренция усиливается, когда затраты на выходе из рынка велики, высоки барьеры;
9) ход конкуренции предсказуем, когда стратегии, ресурсы, организационные особенности, миссии вузов различаются в значительной мере и открыты большинству.
Анализ конкурентоспособности основывается на маркетинговых исследованиях, соблюдении нормативных показателей и информации внутреннего характера.
Позиции вузов на рынке неразрывно связаны с изучением конкурентоспособности предоставляемых ими услуг.
Более прочные позиции на рынке займут те вузы, которые наряду со сбалансированным деловым портфелем будут работать над созданием пользующейся доверием у потребителей торговой марки (brand name). Фактором, повышающим конкурентоспособность вуза, является также его готовность предоставить образовательные услуги в инновационном режиме с использованием современных информационных технологий и ноу-хау.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|