Анализ и оценка эффективности системы управления торговым предприятием
Руководитель
коммерческого отдела подчиняется непосредственно директору. К его
функциональным обязанностям относятся: организация работы отдела по сбыту
продукции, осуществляет контроль за качеством продукции, организовывает
периодическую сверку фактического наличия товарно-материальных ценностей с
учетными данными, ведет учет материальных ценностей, доводит до сведения
персонала отдела приказы, инструкции, правила и другие документы, проводит
расстановку работников в отделе и т.д. В ее подчинении находятся менеджеры.
На менеджеров
возлагаются следующие функции:
1. Определение
соответствия качества материальных ресурсов нормативным документам и
заключенным договорам.
2. Осуществление
связей с поставщиками и потребителями продукции.
3. Оперативный учет
поступления и реализации товарно-материальных ценностей.
5. Оформление
документации на постановку и реализацию продукции, составление отчетности.
6. Осуществление
контроля за соблюдением правил хранения товарно-материальных ценностей на
складах.
В обязанности
менеджера входит: обслуживание покупателей, контроль своевременного пополнения
рабочего запаса продукции, ее сохранность, подготовка рабочего места,
консультирование покупателей о свойствах, вкусовых особенностях.
Таким образом,
организационная структура ИП Иванова А.А. представляет собой упорядоченную
совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых
отношениях и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого
целого.
Первый уровень
управления представлен директором ИП Иванова А.А., он определяет миссию и цели
существования организации, осуществляет общее руководство деятельностью
предприятия.
На втором уровне
находятся главный бухгалтер и руководители подразделений.
Третий уровень
представлен операторами, рабочими цеха, водителями.
Перейдем к
рассмотрению следующего раздела курсовой работы, связанного с анализом
внутренней и внешней среды функционирования торгового предприятия.
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия
Любая организация
находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций
возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внешняя
среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для
поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится
в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе
возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них
претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому
всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные
ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим
негативным для организации последствиям.
Внутренняя среда
организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот
потенциал, который дает возможность организации функционировать, а,
следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но
внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели
организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого
функционирования организации.
Рассмотрим внешнюю
и внутреннюю среду ИП Иванова А.А. (рис.2.15).
Рис. 2.15. Внешняя и внутренняя среда торгового предприятия
Рассмотрим
макроокружение более подробно, т.е. проведем СТЭП-факторный анализ.
Макроокружение
создает общие условия нахождения организации во внешней среде и состоит из
экономического, политического, социального и технологического фактора. Влияние
компонент макроокружения показано в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Характеристика компонентов макроокружения
Компоненты
|
Влияние компонента на предприятие
|
Социальная (определяет влияние на бизнес социальных явлений и
процессов)
|
Социальные процессы изменяются относительно медленно, однако,
если все-таки происходят какие-либо изменения, то они оказывают существенное
воздействие на окружение организации. Влияние социального фактора заключается
в том, численность и темп роста населения оказывают благоприятное воздействие
на деятельность компании. За исследуемый период население г. Шарыпово
снижалось, для предприятия данный фактор имеет отрицательное действие, так
как снижается количество потенциальных потребителей.
|
Технологическая (заключается в отслеживании процесса развития
технологий)
|
На предприятие используется применение новейшей компьютерной и
офисной техники, что в значительной мере облегчает задачи получения
информации, ускоряет процессы ведения внутренней отчетности. Кроме того,
используются современные систему учета, которые являются наиболее заметной
частью полной системы менеджмента, основанной на компьютерной технике.
|
Экономическая (позволит понять, то, как формируются и
распределяются ресурсы)
|
На результат деятельности ИП Иванова А.А. наибольшее влияние
оказывает величина доходов населения, так как снижение доходов приводит к
снижению покупательского спроса, а значит и к снижению прибыли предприятия.
Также неблагоприятное воздействие оказывают рост уровня инфляции на 11-13% в
год а, следовательно, и рост уровня цен.
|
Политическая (намерения органов государственной власти в
отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство
намерено проводить в жизнь свою политику)
|
В законодательстве РФ принято большое количество
нормативно-правовых документов, регулирующих торговую и поизводственную деятельность.
В своей деятельности ИП Иванова А.А. отслеживает число вновь принятых и
отмененных законодательных актов. Администрацией города разработана программа
стратегического развития, в которой обозначены мероприятия по поддержке
развития малого и среднего бизнеса.
|
Проведем оценку
силы влияния факторов внешней среды на деятельность ИП Иванова А.А.. Результаты
ранжирования факторов приведем в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Оценка важности факторов внешней среды
Группа факторов
|
Факторы
|
Оценка силы влияния факторов на развитие компании
|
|
|
-5
|
-4
|
-3
|
-2
|
-1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Социальные
|
1. Уровень рождаемости
|
|
|
|
х
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Снижение численности населения
|
|
х
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Технологические
|
1. Появление новых технологий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х
|
|
Экономические
|
1. Снижение доходов потребителей
|
|
х
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Рост уровня инфляции
|
|
|
|
|
х
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Рост безработицы
|
|
|
|
х
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Низкий уровень заработной платы
|
|
|
х
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Уровень налоговых ставок
|
|
|
|
|
х
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Снижение ЕСН
|
|
|
|
|
|
|
|
х
|
|
|
|
Политические
|
1. Низкий уровень правового регулирования экономики
|
|
|
|
х
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Поддержка местных властей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х
|
|
|
|
3. Большое количество законодательных актов, регулирующих торговую
деятельность
|
|
|
х
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изучение
непосредственного окружения организации (микросреды) направлено на анализ
состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в
непосредственном взаимодействии.
1. Анализ
поставщиков.
Закуп сырья и
материалов производится по договорам с промышленными предприятиями,
коммерческими структурами и частными лицами. Основными поставщиками мяса
являются ЗАО Солгонское, ЗАО Авангард, ЗАО Искра, СПК Чистогорский Кемеровской
области. С данными предприятиями налажены длительные отношения в плане
заключения долгосрочных и взаимовыгодных договорных обязательств по поставке
мяса говядины и свинины.
Налажены прочные
партнерские отношения с российскими представительствами австрийских компаний по
поставке специй, что позволяет технологам регулярно посещать семинары,
проходить обучение как в России, так и за рубежом.
Расходные материалы
закупаются в г. Красноярске и г. Новосибирске.
2. Анализ
конкурентов.
На рынке колбасных
изделий присутствует несколько компаний, прочно занимающих свое место. Следует
отметить, что состав конкурентов в разных городах существенно отличается. Так,
например, в г. Шарыпово и г. Назарово основным конкурентом ИП Иванова А.А.
является продукция компании «Мавр» г. Абакан, компании «Искра» г. Ужур.
Основными конкурентами ИП Иванова А.А. на рынке г. Ачинск и г. Назарово
являются: ЗАО Назаровское, Ачинский мясокомбинат, продукция «Дымов» и «КПК» на
данных рынках не составляют большой конкуренции из-за высокой ценовой политики.
Существенно
отличается конкурентный состав в г. Красноярске: основная часть рынка
принадлежит продукции компании «Дымов», следующая по величине доля принадлежит
«КПК», в низком ценовом сегменте лидирует «Россколбас», далее делят позиции
«Мавр», продукция Томского мясокомбината, продукция «Доча», продукция Канского
мясокомбината и т.д. Следует отметить, что в 2008г. ИП Иванова А.А. выиграл
несколько тендеров на поставку своей продукции в муниципальные учреждения г.
Красноярска.
Определим оценку конкурентных преимуществ ИП Иванова А.А. в
конкуренции. Баллы из расчета 100 - максимальный балл, характеризующий реальное
<#"1.files/image014.gif"> = 89,3%
Темп экономического роста ООО "Торговый центр" составил
89,3 %, что является достаточно низким показателем для данного предприятия.
2.3 Оценка эффективности системы управления ИП Иванова А.А.
Для наиболее
успешного внедрения разработанной стратегии необходимо проанализировать
коммерческую деятельность торгового предприятия.
Коммерческая работа
в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной
деятельности, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для
удовлетворения спроса населения и получение прибыли.
Коммерческая
деятельность как объект управления может быть представлена матричной моделью
функций управления с описанием достоинств и недостатков (табл. 2.7):
Таблица 2.7
Функции управления в системе коммерческой деятельности
ИП Иванова А.А.
Подсистема
|
Производство товаров
|
Товарные запасы
|
Организация продаж и реклама
|
Функции Управления
|
|
|
|
Планирование
|
Изучение спроса потребителей не проводится. Производится
стандартный ассортимент товаров
|
Планирование ассортимента предлагаемой продукции не
производится, все зависит от поставщика
|
Не планируются затраты на организацию продаж и рекламу
|
Организация
|
Заключение договоров на поставку. Необходимость в создании
системы «компания - поставщик». Формирование связей.
|
Создание системы способной эффективно управлять товарными
запасами и ассортиментом
|
Внедрение прогрессивных форм и методов продаж. Разработка рекламных
мероприятий
|
Мотивация
|
Создание необходимых условий для достижения результативности
работы
|
Контроль
|
Не проводится оценка целесообразности каждой закупки
|
Анализ изменения товарных запасов не проводится. Необходима
разработка мероприятий по ликвидации сверхнормативных неликвидных товарных
запасов
|
Проведение анализа выручки от реализации, себестоимости и других
важных показателей деятельности
|
Коммерческая
деятельность занимает важное место в деятельности всего предприятия. Основными
показателями, характеризующие коммерческую деятельность ИП Иванова А.А.
являются:
• изучение спроса;
• закупка товаров;
• товарные запасы и
ассортимент;
• продажа;
• реклама.
У ИП Иванова А.А.
изучение спроса на продукцию не проводится. Тем самым не обеспечивается
экономическая эффективность деятельности предприятия, так как получена
необъективная информация, в результате неполного
удовлетворения
спроса и, как следствие, получение низкого дохода.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|