Анализ и состояние текучести кадров на Новосибирском электровозоремонтном заводе – филиале ОАО "РЖД"
Анализ и состояние текучести кадров на Новосибирском электровозоремонтном заводе – филиале ОАО "РЖД"
РОССИЙСКАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ИНСТИТУТ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Кафедра
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
ОТЧЁТ
о
прохождении преддипломной практики
Студент
Мурашова Галина Семёновна
Группа №
02404
Научный
руководитель кандидат философских наук, доцент
Аверченко
Любовь Кузьминична
Отчёт
представлен на кафедру ________________ 2006г.
Защита отчета
состоялась _____________________ 2006г.
Оценка за
практику___________________________
ДНЕВНИК
ПРАКТИКИ
Студент Мурашова Галина Семёновна
Начальник отдела по управлению персоналом Новосибирского
электровозоремонтного завода - филиала ОАО «РЖД»
Группа № 02404
Специальность Государственное и муниципальное управление
Руководитель Васькина Татьяна Николаевна
Заместитель директора завода по управлению персоналом Новосибирского
электровозоремонтного завода - филиала ОАО «РЖД»
Место практики Новосибирский электровозоремонтный завод - филиал ОАО
«РЖД», г. Новосибирск, ул.Электровозная,2, а/я 12.
Сроки прохождения с 01 февраля 2006г. по 29 марта 2006г.
№№
|
Дата
|
Описание работы
|
1
|
01.02 - 02.02.
|
Знакомство с организацией
|
2
|
03.02 - 12.02.
|
Изучение нормативно-
правовых документов организации, структуры организации, основных задач и
функций отдела управления персоналом
|
3
|
13.02- 23.02.
|
Разработка методов
исследования
|
4
|
24.02.- 14.03
|
Исследование текучести
кадров на заводе
|
5
|
15.03 - 20.03.
|
Анализ результатов
исследования
|
6
|
21.03 - 29.03.
|
Отчёт о преддипломной
практике
|
Студент Г.С.Мурашова
ОТЗЫВ
О прохождении практики с 01 февраля 2006г по 29 марта 2006 года
на Новосибирском электровозоремонтном заводе - филиале ОАО «РЖД»
студентом Мурашовой Галины Семеновны.
Мурашова Г.С. студентка группы №2404 специальности «Государственное и
муниципальное управление» проходила преддипломную практику на Новосибирском
электровозоремонтном заводе в отделе по управлению персоналом. Практика
пройдена в соответствии и в полном объеме с «индивидуальным заданием на
преддипломную практику». В ходе практики были изучены нормативно-правовые акты
организации, структура организации, основные задачи и функции отдела управления
персоналом. Рассмотрены и изучены способы сохранения профессиональных кадров
руководителей, специалистов и рабочих путем оценки уровня квалификации и
профессиональных знаний персонала, проведен анализ текучести кадров.
В работе Галина Семеновна показала отличное знание теории, грамотное и
умелое применение их на практике.
Заместитель директора завода
по управлению персоналом Т.Н.Васькина
30.03.2006г
Содержание
Введение
1. Описание характеристики организации и методов исследования
2.
Результаты исследования текучести кадров на Новосибирском электровозоремонтном
заводе - филиале ОАО «РЖД»
3.
Пути совершенствования проблемы текучести кадров на заводе
Заключение
Список литературы
Введение
Железнодорожный транспорт является стержнем экономических отношений между
отраслями. Определяющим фактором, влияющим на экономический рост и
эффективность производства, является наличие на предприятии человеческих
ресурсов, способных профессионально решать поставленные производственные
задачи.
Люди теперь рассматриваются не как кадры, а как «человеческие ресурсы» и
их ценность как фактора успеха все время возрастает. В результате в крупных
организациях постепенно стала складываться система управления человеческими
ресурсами, заменяющая систему управления кадрами. Она призвана сыграть ключевую
роль в обеспечении условий конкурентоспособности и долгосрочного развития
организации на основе регулирования отношений между ней и работниками в рамках
стратегии бизнеса.
Данная тема становится сегодня крайне актуальной в условиях дефицита
профессионалов на очень динамичном рынке труда. Как показывают последние
опросы, в России примерно две трети работающих людей время от времени
задумываются о переходе в другие компании, хотя пойти на такой шаг готовы
далеко не все. Из-за ухода специалистов и кадровой нестабильности предприятия
несут немалые финансовые потери. Поэтому лояльность к своей компании становится
сегодня таким же ключевым требованием к сотруднику, как и профессионализм.
Большинство компаний старается решить проблему текучести применением
какой-либо единственной меры, например, повышения заработной платы «утекающим»
специалистам, или предоставления им некоторых социальных льгот и компенсаций,
без глубокого анализа причин сложившейся ситуации.
Задачи исследования:
1. подобрать инструментарий исследования;
2. выявить благоприятные и неблагоприятные показатели текучести
кадров на Новосибирском электровозоремонтном завода - филиале ОАО «РЖД»;
3. определить уровень текучести через упорядоченную поэтапную
деятельность;
4. рассчитать коэффициент текучести на основании сведений,
полученных с помощью анкетирования работников;
5. наметить пути совершенствования проблемы текучести кадров на
заводе.
Анализ документов и результаты наблюдения позволили сформулировать
гипотезу: причиной текучести кадров являются проблемы мотивационного характера
- низкий уровень заработной платы, отдаленность места жительства, жилищный
вопрос, задержки выплаты заработной платы.
В отчете «Анализ и состояние текучести кадров на Новосибирском
электровозоремонтном заводе - филиале ОАО «РЖД»» представлены результаты
исследования текучести кадров с использованием конкретной статистической
информации, различных аналитических методов (анализ документов, наблюдение,
анкетирование), предложены пути совершенствования проблемы текучести кадров на
заводе.
В заключении подводятся итоги проделанной работы, формулируются выводы и
рекомендации.
1. Описание характеристики организации и методов исследования
Новосибирский электровозоремонтный завод - филиал ОАО «РЖД» прошел вместе
со всей нашей Родиной 62 года - начиная с далекой уже Великой Отечественной.
Бурный рост промышленности в период тридцатых годов в Новосибирской, Томской,
Кемеровской областях и Алтайском крае вызвал увеличение перевозок грузов на
Томской железной дороге. В связи с этим в Наркомате путей сообщения приняли
решение о строительстве новых железнодорожных узлов, станций, а отдельные
станции и разъезды - реконструировать.
Для увеличения перевозок потребовались локомотивы и вагоны. Для их
ремонта необходима была и ремонтная база. Но война изменила все эти планы, и
ремонтные мастерские были перепроектированы под паровозоремонтный завод.
Новосибирский электровозоремонтный завод был новостроящимся предприятием,
он обосновался не с эвакуированных заводов, а строился в запланированном
порядке Наркомате путей сообщения. Первым заработал в 1942 году механический
цех, в феврале 1943 года кузнечный цех, в июле была проведена первая плавка
бронзы. И, наконец, вышел в свет приказ Наркомата путей сообщения за подписью
замнаркома, вице-генерал-директора путей сообщения I ранга Б.Н.Арутюнова, которым первая очередь строительства
Новосибирского паровозоремонтного завода объявлялась зачисленной в число
действующих предприятий с 1 января 1944 года.
Ряды рабочего класса пополняли собою подростки, в том числе из окрестных
сельских районов. В 1943-1944гг. завод принял группу молодых специалистов из
городского профессионально-технического училища. Возраст их был от 14 до 16
лет. Чтобы эти ребята могли работать на станках, молотах и другом оборудовании,
им подставляли специальные скамейки. Общежития не было, помещение, отведенное
для общежития, было совершенно непригодно для жилья, поэтому в нем почти не
жили. А спали на котлах в паросиловом цехе, на формовочных землях в литейном
цехе, на печах кузнечного цеха, т.е. там, где было тепло. И только в конце 1944
г. было закончено строительство бытовых помещений кузнечного цеха, паросилового
цеха, которые приспособили под общежитие.
Несмотря на тяжелые условия труда и жизни, когда работали по 12-14 часов
в сутки, без выходных дней, жили в голоде и холоде, задание Наркомата путей
сообщения не только выполняли, но и перевыполняли, за что за IV квартал 1944 г. нашим мастерским
впервые в истории присвоили классное место Наркоматом путей сообщения с
вручением денежных премий.
Победу над фашисткой Германией наш коллектив встретил, как и все
трудящиеся Советского Союза, с большой радостью и ликованием. Сколько было
воспоминаний о пережитом, сколько слез было пролито, но оставшиеся в живых
пришли к Празднику Победы с честью.
По заданию Министерства путей сообщения завод изготовлял мостовые опоры
для восстановления мостов, вагонные детали для ремонта вагонов, путевые детали
для ремонта и восстановления путевого хозяйства.
Но главная наша цель была - быстрей смонтировать цеха и приступить к
ремонту паровозов, которые были так необходимы стране для перевозки
народнохозяйственных грузов.
1949 год - наш знаменательный год: наконец-то поставили первый паровоз в
ремонт и в первом полугодии отремонтировали его. Это паровоз серии «ФД» №
20-298. Обкатка, а затем отправка его были для всего завода настоящим
праздником. В то время начальником завода был Алексей Тимофеевич Колчин,
главным инженером Константин Васильевич Вощакин. Затем коллектив возглавил
Б.Я.Сарнов, ставший здесь Героем Социалистического Труда. Он стоял у руля в
течение двадцати лет. При Сарнове предприятие стало градообразующим и практически
преобразило отдаленный Первомайский район Новосибирска. После Сарнова
начальником стал С.С.Горбенко. Под его руководством Новосибирский
электровозоремонтный завод прочно закрепил за собой репутацию предприятия с
высокоразвитой инженерной мыслью и чуткостью ко всему новому в организации
производства. При В.М.Климове в 1990-1998гг. заводу удалось выжить.
Коллектив устоял в водовороте перестроечных процессов, и в настоящее
время по динамике финансово-экономических показателей заводу принадлежит
ведущая роль в системе ОАО «РЖД».
В России всего 6 заводов, которые ремонтируют электровозы для
магистральных путей сообщения. Один из них - Новосибирский.
Сегодня завод восстанавливает тяговый подвижной состав для
Западно-Сибирской, Московской, Северной, Юго-Восточной, Куйбышевской,
Горьковской, Северо-Кавказской, Октябрьской, Свердловской, Восточно-Сибирской,
Забайкальской, Дальневосточной железных дорог. Ремонтирует электровозы трех
серий: чешские ЧС-2,
ЧС-4 и отечественные ВЛ-60.Товарная продукция Новосибирского
электровозоремонтного завода - филиала ОАО «РЖД» - не только электровозы как
таковые. С «линии», то есть из депо, приходят в ремонт тяговые двигатели,
колесные пары, вспомогательные машины. Кроме того, завод является ведущим в
отрасли предприятием по производству вагонных тормозных колодок. Литейный цех
выдает их десятками в месяц.
Коллектив завода получил Почетный диплом МПС РФ за наивысшие результаты в
отраслевом соревновании за 2000 год. Постановлением Коллегии Министерства путей
сообщения России и президиума ЦК профсоюзов отрасли коллектив завода был
признан победителем отраслевого соревнования за 2001 год, неоднократно занимал
классные места среди предприятий «Желдорреммаша».
По решению координационного комитета международной программы «Партнерство
ради прогресса» в 2000 году завод награжден призом «Хрустальная Ника» -
директору заводу присуждена золотая медаль и присвоено звание «Директор года».
Почетная грамота Мэрии г. Новосибирска вручена заводу «За вклад в развитие
машиностроительной отрасли».
Завод стал лауреатом награды «За успешное управление бизнесом в Сибири» с
присвоением официального статуса «Надежный партнер» и вручением специального
приза «Ника Сибири» в 2001,2002,2003 годах и вручением именных дипломов
директору завода. Заводу вручен диплом Управления Министерства РФ по налогам и
сборам по Новосибирской области «Лучший налогоплательщик 2002 года».
Около 120 работников награждены орденами и медалями, 2 Героя
Социалистического Труда, 2 заслуженных работника транспорта РСФСР, около 50
человек являются почетными железнодорожниками, 14 человек воевали в Афганистане
- таков кадровый состав завода, его золотой запас.
Планы развития производства руководство завода связывает с модернизацией
электровозов серии ВЛ-80 в односекционный грузопассажирский локомотив для
Западно-Сибирской железной дороги. В электровозе внедрена практически новая
электрическая схема, увеличен размер и по новому решен дизайн кабины
машинистов. Специалисты завода создали практически новую машину ВЛ-40. Первые
восемь опытных электровозов уже отданы в эксплуатацию. В ноябре 2003 года
выпущен из ремонта 8000-й электровоз.
Основными задачами работы завода являются - увеличение объемов
производства, удовлетворение потребности железных дорог в ремонте подвижного
состава, изготовление запасных частей (ремонтных комплектов), наращивание
темпов освоения нового вида ремонта электровоза ВЛ-40 и ЧС-4т, увеличение
объемов выпуска продукции для других отраслей промышленности России.
Железнодорожный транспорт является стержнем экономических отношений между
отраслями. Рынок потребовал изменения этих взаимоотношений по всей цепочке, в
том числе и внутри самой железнодорожной отрасли. Первым встал вопрос о
реформировании кадровой политики.
Кадровая политика является составной частью всей производственной
политики. Управление кадрами в рамках предприятия осуществляется на основе
концепции развития предприятия. Задачи проведения кадровой политики становятся
во главу угла с началом реформы железнодорожного транспорта. Концепция реформы
и поэтапная программа ее реализации учитывают, что решающим в осуществлении
поставленных целей остается кадровый ресурс, сама возможность так организовать
идущую уже работу, чтобы максимально использовать деловые качества людей, их
компетенцию и квалификацию, трудовую мотивацию и социальный настрой во благо
общим интересам.
Процесс реформирования сопряжен с многочисленными
социально-психологическими, производственно-этическими проблемами, ибо он будет
сопровождаться, с одной стороны, ростом экономических показателей и производительности
труда работников, а с другой стороны - неизбежным сокращением численности
персонала, расходов на социальную сферу. В этих условиях требования к кадрам не
просто резко возрастают - меняется стратегия и тактика, приоритеты кадровой и
социальной политики. На заводе разработана и реализуется комплексная программа
работы с кадрами.
Основными направлениями комплексной кадровой программы являются:
- подбор и расстановка кадров подходящих, как по личным, так и по деловым
качествам, и использование их согласно способностям и умению;
- формирование резерва кадров на замещение руководящих должностей;
- оплата труда преимущественно по конечному результату при поддержании
соответствующего социального обеспечения;
- управление предприятием на основе взаимного доверия, уважения и
сотрудничества между администрацией и работниками;
- обеспечение систематического обучения и повышения квалификации кадров;
- решение социальных задач;
- активизация деятельности по стабилизации трудового коллектива,
повышения его трудовой и социальной активности.
Основными задачами службы управления персоналом являются:
- прогнозирование текущей и перспективной потребности в кадрах и
источников ее обеспечения, заключение договоров с учебными заведениями на
подготовку специалистов, разработка и реализация мер по стабилизации трудового
коллектива;
- изучение профессиональных, деловых и личностных качеств работников,
разработка рекомендаций по рациональному использованию кадров в соответствии с
их способностями, профессиональным уровнем и потребностями производства;
- планирование и обеспечение непрерывной подготовки и переподготовки
кадров с учетом потребностей производства;
- изучение причин текучести кадров в трудовом коллективе;
- использование всех форм материального и морального стимулирования
работников в соответствии с их трудовым вкладом, изучение влияния этих стимулов
на повышение трудовой и социальной активности работников и улучшение морально -
психологического климата в коллективе завода;
- укрепление инженерно-технических должностей специалистами, имеющими
базовое образование, проведение работы по замене практиков на квалифицированных
специалистов, имеющих образование..
Работа с персоналом на заводе осуществляется отделом управления
персоналом. Схема структуры управления отдела включает в себя:
- начальник отдела
- заместитель начальника отдела
- ведущий инженер по подготовке кадров
- пять специалистов по кадрам
- 2 инспектора по кадрам
- психолог.
Руководство осуществляется заместителем директора завода по управлению
персоналом.
Качественный состав работников кадровой службы:
5 работников отдела кадров имеют высшее образование, 6 - среднее
профессиональное образование, из них 3 обучаются в ВУЗах.
Средний возраст работников кадровой службы - 43 года.
Рис. 1. Функциональная структура службы персонала
Работа в отделе планируется и проводится в соответствии со Стандартом
работы предприятий Дирекции «Желдорреммаш» по управлению персоналом,
разработанной Программой работы с персоналом на Новосибирском электровозоремонтном
заводе до 2010 года, приказом директора завода о распределении обязанностей
между заместителем директора завода по управлению персоналом и работниками
отдела управления персоналом, личными планами работ.
Деятельность кадровой службы осуществляется в тесном взаимодействии со
всеми подразделениями завода, Советом ветеранов и профсоюзным комитетом завода.
Вся работа с кадрами направлена на закреплении профессиональных кадров на
заводе, подготовку и повышение квалификации кадров, ужесточения контроля за нарушителями
дисциплины, повышения качества выпускаемой продукции, улучшения социальной
защищенности работников завода.
Кадровое планирование начинается с планирования потребностей в кадрах, их
привлечения или увольнения, а также планированием использования и развития
кадров.
При планировании потребности в кадрах выделяется минимальный набор
информационных документов и перечень данных о рабочих местах и об имеющихся
кадрах:
Страницы: 1, 2, 3
|