скачать рефераты

МЕНЮ


Анализ коммерческой деятельности и пути усовершенствования диспетчерского управления автотранспортного предприятия ООО "Донус"

Машины находятся в лизинге. Лизинг (финансовая аренда) – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передачи его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Иными словами, по договору лизинга (финансовой аренды) арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Лизингополучатель осуществляет владение и пользование имуществом в собственных предпринимательских целях, уплачивая ежемесячные платежи. Полученные в ходе использования предмета лизинга доходы являются собственностью лизингополучателя. По окончании срока лизинга предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя

Ежемесячные расходы на лизинг одной машины составляют около 11 000 рублей в месяц, или по 370 рублей в день. Еще один обязательный при лизинге вид расходов - это страховка, по «каско» (5~8% от цены машины или 12-20 тысяч рублей) , ОСАГО (7 709 рублей), а также пассажиров во время движения что обходится примерно в 1% от страховой суммы. Итого требуется от 30 до 40 тысяч рублей в год. Расходы на топливо, ремонт, обслуживание, мойку и стоянку машин: в среднем эта сумма составляет 30 тысяч рублей в месяц, или 1000 рублей в день на одну автомашину. Большую часть этих денег уходит на бензин, поскольку Газели не являются экономичными машинами в дополнение ко всем остальным недостаткам, и расход топлива у них очень большой - 18 л на 100 км. Расходы на зарплату водителей небольшие, это 5600 рублей на авто (на двоих водителей) при установленном плане. Это традиционная схема работы водителей, когда основной заработок они получают сверх плана. Понятно, что такая схема не совсем легальна и провоцирует людей на серьезную переработку (зачастую они находятся на маршруте по 14-16 часов в сутки), но такова суровая российская действительность - кто захочет заканчивать рабочий день по графику, когда за пару вечерних часов можно «срубить» еще 300-500 рублей себе в карман? Даже обязав водителей выдавать каждому пассажиру билеты и введя строгую дисциплину по времени заезда и выезда машин из парка, вряд ли вам удастся победить в людях стремление дополнительно заработать.

Основной источник доходов маршрутных такси – это плата за проезд. Устанавливается она по решению мэрии и является обязательной для всех маршрутов. Не подлежит изменению, поэтому важно правильно установить план водителю. Самый сложный вопрос здесь - примерно высчитать, сколько одна «маршрутка» может зарабатывать за день и какой установить план водителю. Перевозка людей и грузов с точки зрения законодательства в первую очередь регулируется главой 40 Гражданского кодекса РФ «Перевозка», в которой определяются общие положения и правила этого вида деятельности. Понятно, что, как и при оказании любой другой услуги, при перевозке между клиентом и перевозчиком заключается договор, который чаще всего существует в устной форме, а в документарном виде должен иметь форму билета или квитанции. Очевидно, что, наверное, нигде в мире «извозчицкие» конторы, перевозят они грузы или людей, не соблюдают это правило предельно строго, но совсем без билетов, квитанций и тому подобных бумажных форм обойтись тоже не получится. Поэтому в каждой машине, в доступном месте, в салоне, находятся билеты, которые пассажир по необходимости берет сам. Контрольные билеты не являются предметами строгой отчетности для водителей, а предоставляются скорее для потребностей пассажиров. Дневной план на ООО «Донус» установлен в размере 2500 рублей. Маршрутные такси работают без выходных – 365 дней в году. Подводим итоги. В среднем один автомобиль привозит в парк около 2500 рублей. Из них 1000 руб. уходит на эксплуатацию и обслуживание машины, 470 руб. за лизинг и страхование, около 530 руб. отчисления в фонд заработной платы. Итого остается без учета налогов около 500 рублей в день с каждой машины или примерно 15000 в месяц, при условии, что не было простоя. Сумма отчислений на налоги составляет от 5000 до 6 000 рублей в месяц. Итоговая прибыль получается примерно 10000 рублей в месяц. Отсюда конечно надо еще вычесть расходы на аренду, рекламу и прочие. Это все теория. Посмотрим реальные итоговые показатели хозяйственной деятельности.


Таблица 2 - Динамика основных показателей

хозяйственной деятельности предприятия за 2006 – 2008 гг.

показатели




Отклонение по годам


Тыс. руб.

2006

2007

2008

2006-2007

2007-2008

Выручка

3493221

3166469,40

2397706,28

-326751.6

-768763.12

Валовой доход

1143068,48

785447,23

427868,91

-357621.25

-357578.32

Издержки обращения

2350152,52

2381022,17

1969837,37

30869.97

-411184.8

Внереализаци-онные расходы

371923

467751,36

579515,41

95828.36

111764.05

Балансовая прибыль

771145,48

317695,87

-151646,5

-453449.61

-469342.3


А теперь подробнее рассмотрим структуру издержек обращения и составим таблицу:


Таблица 3 - Динамика издержек обращения предприятия за 2006 – 2008

Статьи расходов

Тыс.руб.

2006

2007

2008

Отклонение

2006-2008

На оплату труда

384617.14

914214

991071

606454

На транспорт

(материал.)

765975.93

674304.53

558248.86

-207727.07

Отчисления

На соц.нужды

56923.34

135303.68

148517.51

91594.17

прочие

1142636.11

657199.96

272000

-870636.11


В реальности мы видим, что предприятие закончило 2008 год с убытками. Печально, но факт. Произошло это потому, что росла заработная плата, увеличились расходы на ремонт машин и платежи по кредитам в банк. При этом не происходило роста выручки из-за частого простоя машин и появления дублирующего маршрута конкурентов. Предприятию в 2007 году из-за долгов пришлось вернуть часть машин, для снижения расходов на аренду было снято более дешевое помещение под автопарк, но, как видим, это не спасло ситуацию и 2008 год закончен с минусами.


2.3 Диспетчерское управление


При обслуживании населения перевозками необходимо организовать регулярность и точность движения маршрутных такси. Регулярность и точность движения маршрутных такси обеспечивается:

·     организацией диспетчерского управления и систематического контроля за движением каждого микроавтобуса по маршруту;

·     введением контроля и учёта за движением маршрутных микроавтобусов по каждому рейсу, как на конечных, так и на промежуточных контрольных пунктах маршрута;

·     использованием для контроля за движением такси технических средств связи;

·     введением расписания движения для каждого микроавтобуса, в котором водителю указывается не только прибытие и отправление с конечных пунктов, но и время проследования промежуточных пунктов;

·     установлением для водителей строго допустимых отклонений от заданного времени по расписанию

Диспетчерская служба на маршрутном транспорте призвана подготавливать и организовывать выпуск маршрутных такси на линию, руководить их движением на маршрутах, осуществлять контроль за своевременным возвращением их в предприятие. Диспетчерское руководство на маршрутном транспорте подразделяется на внутрипарковое и линейное.

Основными задачами внутрипарковой диспетчеризации являются:

·     контроль за подготовкой микроавтобусов к выпуску на линию;

·     подготовка путевой и диспетчерской документации;

·     организация своевременного выпуска на линию и контроль за временем выезда;

·     контроль и регистрация времени возвращения с линии по окончании рабочего дня;

·     регистрация всех случаев преждевременного возвращения маршруток с линии по техническим и др. причинам и принятия мер по внеочередной подготовки этих автомобилей к повторному выезду или замене их другими такси;

Задачи линейной диспетчеризации:

·     контроль за соответствием фактического времени движения каждого микроавтобуса времени установленному в утверждённых маршрутных расписаниях;

·     регулирование движения, если фактическое движение маршрутных такси откланяется от времени установленного в расписаниях, изменились условия движения (туман, гололёд и др.), изменились условия перевозок и распределения пассажиропотоков на каких либо направлениях или маршрутах в отдельные периоды суток;

·     восстановление нарушенного движения при задержках на линии или выбытие машин по техническим или другим причинам;

·     подготовка суточной отчётности по исполненному движению;

Диспечерское руководство в «Донусе» полностью возложено на механика. ОН проводит и внутрипарковую, и линейную диспетчеризацию. Контроль за соблюдением фактического времени движения микроавтобусов дополнительно осуществляют сами водители, следя чтобы впереди идущий транспорт не отставал от графика (не собирал «лишних» пассажиров) и предупреждая друг друга по телефону в случае появления пробок на дороге. В случае недоразумений, непредвиденных обстоятельств или конфликтных ситуаций сообщают претензии механику, который в свою очередь проводит регулировку. Часто ему приходится выезжать на линию и следить за соблюдением маршрута, особенно в часы пик.


2.4 Общие вопросы организации труда маршрутных бригад


Комплекс мер обеспечивающих рациональную расстановку водителей, регламентирующий время и сменность их на маршруте, а так же время отдыха – называют системой организации труда маршрутных бригад.

Организация труда водителей должна обеспечивать:

· чёткую работу маршрутных такси в соответствии с утверждённым расписанием и качественным обслуживанием пассажиров;

· безопасность перевозок пассажиров;

· полное использование нормы рабочего времени за учётный период;

· соблюдение установленных трудовым законодательством продолжительности рабочего дня, порядка предоставления отдыха и перерывов в работе для приёма пищи;

· эффективное использование маршрутных такси;

Условия движения микроавтобусов на каждом маршруте различаются по характеру распределения пассажиропотока и объёма перевозок, времени оборотного рейса, открытия и закрытия движения, а так же по продолжительности пребывания маршрутных такси на линии. Поэтому продолжительность смены водителей различаются по времени их выезда на различных маршрутах и зависят от маршрутных расписаний.

Учитывая, что время оборотного рейса, как правило, не кратно продолжительности рабочей смены не всегда возможно создать водителям рабочий день нормальной продолжительности. Поэтому по действующему положению, водителям маршрутных такси допускается введение суммированного месячного учёта рабочего времени, с тем, что бы продолжительность рабочего времени фонда рабочего времени за месяц не превышала месячного фонда рабочего времени установленного законодательством.

По условиям безопасности дорожного движения продолжительность рабочей смены водителя при суммированном учёте рабочего времени может устанавливаться не более 10 часов.

В графиках сменности определяется время начала, окончания и продолжительности рабочей смены, время перерывов для отдыха и питания, а так же время предоставляемое для межсменного и еженедельного отдыха. Графики сменности доводятся до сведения водителей не позже чем за две недели до введения их в действие.

Перерыв для отдыха и питания предоставляется продолжительностью не более 2-х часов, как правило, в середине рабочей смены. Продолжительность ежедневного отдыха, вместе со временем перерывов для отдыха и питания, должна быть не менее двойного продолжительности времени работы в предшествующую отдыху смену. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

На ООО «Донус» применяется сдвоенная форма организации труда.

Эта форма предусматривает закрепление за одним маршрутным такси 2-х водителей, продолжительность рабочей смены 7 ч., время нахождения такси на маршруте 15 – 16 ч.


2.5 Составление расписания движения маршрутных такси


Общие требования к расписанию.

Расписание является основой организации движения микроавтобусов на маршрутах, обязательно для выполнения всеми линейными работниками пассажирского автотранспорта. Им определяется количество рейсов, время движения между остановочными пунктами и т.д.

Расписание движения должно разрабатываться с учётом необходимости обеспечить:

·     удовлетворение потребности населения в перевозках по каждому маршруту;

·     использование вместимости микроавтобусов по установленным нормам;

·     минимальные затраты времени пассажира на поездки;

·     регулирование движения микроавтобусов на всём протяжении маршрутов;

·     создание необходимых удобств в пути следования;

·     соблюдение режима и условий труда водителей, согласно трудовому законодательству;

·     эффективное использование микроавтобусов;

АТП, организации, предприниматели и частные лица обязаны составлять расписание движения микроавтобуса в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Расписание движения при осуществлении всех видов автобусных перевозок (городских, пригородных, междугородных), должно составляться на основе нормативных скоростей движения на отдельных этапах маршрута при условии, что эти скорости соответствуют разрешённым правилами дорожного движения и дорожными знаками. Исходя из условий эксплуатации подвижного состава, максимальные скорости движения на маршрутах могут устанавливаться ниже предела установленного правилами дорожного движения.

Расписание движения микроавтобусов для городских, пригородных, междугородных и внутрирайонных автобусных маршрутов ежегодно согласовывается с администрациями районов и городов, и утверждаются государственным заказчиком на пассажирские перевозки.

Маршрутное расписание представляет собой основной документ службы эксплуатации АТП и определяет режим его работы, необходимое количество подвижного состава, водителей, материальных, финансовых и других ресурсов.

В целях наилучшего обслуживания пассажиров, повышения производительности подвижного состава и лучшего его использования маршрутное расписание разрабатывается в нескольких вариантах:

·  будних, предвыходных и выходных дней;

·  осенне-зимнего и весенне-летнего сезонов;

Необходимость наличия различных вариантов расписания движения являются:

·  непостоянство пассажиропотоков;

·  изменения норм времени движения подвижного состава на маршруте;

·  изменения количества подвижного состава, выпускаемого для работы на маршруте;

На основании данных, содержащихся в маршрутном расписании движений, разрабатываются:

·  водительские расписания;

·  расписание движения для диспетчеров на конечных, промежуточных пунктах маршрута;

·  расписание движения для пассажиров (в случае, если интервал движения превышает 15 минут);

Каждому микроавтобусу маршрута в расписании присваивается определённый номер выхода, т.е. номер графика по которому осуществляется последовательность выпуска микроавтобуса на каждый маршрут.

Начало и окончание движения микроавтобусов на каждом маршруте определяют по местным условиям, учитывая распределение спроса на перевозки.

Методика составления расписания движения носит в значительной степени формализованный характер. В процессе составления расписания движения используется в основном аналитические и частично графические методы. Маршрутные расписания, разрабатываемые в табличной форме, содержат данные характеризующие трассу маршрута, дифференцированные нормы пробега по периодам суток, принятый режим труда водителей, тип и количество используемого подвижного состава, время начала и окончания движения на маршруте, длину и время нулевых пробегов и других требований.

Необходимое количество рейсов, интервал и частоту движения рассчитывают в соответствии с данными распределения пассажиропотоков отдельно для «часов пик» и других часов суток, особое внимание уделяется определению количества необходимых рейсов в «час пик», расчёт которых осуществляется с учётом нормального наполнения микроавтобусов при соблюдении установленных нормативов качества обслуживания пассажиров.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.