скачать рефераты

МЕНЮ


Анализ производственно-хозяйственной деятельности Новотроицкого филиала ОАО концерна Уралэлекроремонт за 1997г.

Анализ производственно-хозяйственной деятельности Новотроицкого филиала ОАО концерна Уралэлекроремонт за 1997г.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Трансформация экономического развития в современных условиях и необходимость повышения производительности и мотивации труда. 6
Глава 2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности Новотроицкого филиала ОАО концерна "Уралэлекроремонт" за 1997г. 17

2.1.1. Основные технико-экономические показатели Новотроицкого филиала концерна "Уралэлекроремонт" 17

2.1.2. Анализ выполнения плана производства и реализации продукции. 21

2.1.3. Анализ себестоимости продукции 24

2.1.4. Анализ численности, состава, квалификации и движения рабочей силы 34
2.2. Анализ и оценка состояния результатов финансовой деятельности
Новотроицкого филиала за 1997г. 38
Глава 3. Анализ действующей в Новотроицком филиале системы оплаты труда и разработка наиболее эффективной. 50
3.1. Организация труда 50
3.2. Организация оплаты труда 53
3.3. Анализ выполнения плана по труду и з/плате. 62
Заключение 84
Список литературы 86

Введение

Рыночная экономика - это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже товара на рынке, где сталкивается спрос как представитель потребления и предложение как представитель производства.

В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты. К ним относятся отдельные физические лица (предприниматели, потребители, инвесторы, вкладчики, фермеры, продавцы, покупатели) и юридические лица
(хозяйствующие субъекты).

Хозяйствующие субъекты на рынке представлены предприятиями различных организационно-правовых форм и форм собственности (малые предприятия, арендные, совместные, муниципальные и др.), акционерными обществами, товариществами, кооперативами, биржами,фондами, банками, компаниями, ассоциациями, обществами, фирмами, концернами, консорциумами и другими юридическими лицами.

Экономические субъекты рыночной экономики могут выступать только в качестве продавцов и покупателей. Таким образом, в основе рыночных отношений лежат отношения между продавцами и покупателями по удовлетворению их интересов. Продавец стремится продать свое предложение, свою продукцию.
Покупатель стремится реализовать свой спрос, купить нужную ему продукцию.

В основе функционирования рыночной экономики лежат следующие принципы.

1) Равенство производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) перед внешними факторами.
2) Свободное ценообразование (курсов, процентных ставок) на основе сбалансированности спроса и предложения
3) Использование юридических законов для экономического регулирования.
4) Наличие конкуренции как условие экономического прогресса и экономического регулирования.

Суть рыночных отношений состоит в том, что производители и продавцы должны быть абсолютно свободными и действовать на свой страх и риск, ориентируясь лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, курсы, дивиденды и др.).

Цена является объектом конкуренции. Без конкуренции рыночные отношения теоретически не мыслимы и практически не осуществимы. Соединяясь с конкуренцией, рыночные регуляторы образуют единый экономический метод рыночного хозяйствования, который заставляет производителя (продавца) учитывать интересы и запросы потребителей (покупателей), производить ту продукцию и оказывать те услуги, которые им требуются и поэтому могут быть проданы на товарном рынке.

Рыночная экономика - очень тонкий механизм и более сложный, чем планово-директивная экономика. Роль государства в рыночной экономике заключается в том, что оно создает правила хозяйствования (законы) и контролирует их выполнение.

Поэтому доверие потребителя к государству является неотъемлемой частью существования рыночной экономики.

Смысл рыночной экономики заключается в разрушении монополии как со стороны производителей (монополия, олигополия), так и потребителей
(монопсония, олигопсония); свободной купле-продаже; в самостоятельном выборе партнеров; свободном ценообразовании и государственном регулировании хозяйственных процессов. Обязательным условием рыночной экономики является наличие товаропроизводителей разных форм собственности

Рыночная экономика в Российской Федерации набирает все большую силу.
Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. Конкурентоспособность предриятию, акционерному обществу, любому другому хозяйствующему субъекту может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капиталов, находящихся в их распоряжении.

Целью настоящей дипломной работы является исследование деятельности
Новотроицкого филиала ОАО концерна "Уралэлектроремонт" в условиях рыночной экономики; анализ действующих систем оплаты труда и разработка наиболее эффективной системы оплаты труда в условиях рынка.

Глава 1. Трансформация экономического развития в современных условиях и необходимость повышения производительности и мотивации труда.

Слово реформа (от лат. reformo) означает прогрессивное изменение каких-либо сторон жизни с целью упрочнения или спасения существующего строя. Например, реформы Петра I, Александра I, Сперанского, Витте,
Столыпина. Примером реализации современных экономических реформ является
Япония и Китай.

У реставраторов цель иная, чем у реформаторов: спешно создать состоятельную прослойку общества (так называемый средний класс), которая станет экономической и политической опорой дикого капитализма.

В России за семь лет объем валового внутреннего продукта (ВВП) сократился более чем в два раза, а инвестиции на три четверти. По официальным данным треть населения находится за чертой бедности. Но если учесть, что прежняя минимальная зарплата и пенсия по своей покупательской способности на 50 % превышает современную среднюю заработную плату, то за чертой бедности оказалось 37 млн. пенсионеров и более половины работающих с членами своих семей.

Разрыв между нищим и богатым слоем населения России увеличивается темпами, которых не знала мировая практика. Закон Парето, согласно которому при капитализме на долю 20 % богатых приходится 80 % всех доходов, в современной России уже превзойден. Анализируя ход реформ в России с января 1992 года, убеждаемся в очевидности тех предположений, которые высказывали специалисты ещё на этапе перестройки, когда переход к рынку поставил вопрос о механизме вхождения в него.

Лауреат Нобелевской премии В.Леонтьев в 1990 году отмечал, что "было бы неверно полагать внедрение в России свободно функционирующей экономики американского образца. Несомненно, это сделать невозможно, даже если очень захотеть. Идеальным результатом успешной перестройки могло быть создание в отдалённой перспективе смешанной системы европейского образца, в которой рыночный механизм основан на конкуренции, но действует под строгим контролем со стороны государства, а также со всеми системами государственных и социальных услуг, поглощающими значительную часть национального дохода[1] ". Он говорил и о сроках реформы, подчёркивая, что при самых благоприятных обстоятельствах начало роста производства следует ожидать не раньше, чем через 5-6, а возможно и 7 лет.

В Японии в период реформ велась целенаправленная государственная политика сдерживания-замораживания вкладов, введение твёрдых цен на основные продукты и товары, избирательное предоставление инвестиций, распределения ресурсов и фондов. Подъём начался только после 1956 года, но и тогда роль государства оставалась достаточно значительной. Лишь к 1975 году Япония пришла к модели свободного рынка.

Пятилетний этап реформирования в России даёт основания для анализа и оценки результатов. Отмечается, например, резкое (более чем в два раза) падение производства, снижение уровня жизни большей части населения, значительная дифференциация доходов.

Основными причинами падения производства, на наш взгляд, являются следующие. Во-первых, снижение общего уровня управления производством: с самого начала реформ было очевидно, что механизм саморегулирования не сработает, так как только начали формироваться новые отношения собственности, финансовая система, цены, не развита была ещё и конкуренция.

Отсутствие права вмешиваться в действия предприятий лишало органы государственного управления возможности контролировать рациональное использование находящейся в ведении предприятий собственности, осуществление технической и кадровой политики. Предоставление полной самостоятельности предприятиям в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" при отсутствии чётких нормативно-правовых основ их деятельности создавало почву для служебных злоупотреблений, нерационального использования мощностей и ресурсов.
Формальные отношения между предприятиями и органами государственного управления сохранились. Однако ответственность за результаты деятельности ни та, ни другая сторона по закону уже не несли.

В целях стабилизации производства, очевидно, должны сохраняться элементы государственного контроля управления деятельности государственных предприятий и других организационно-правовых форм базовых отраслей производства.

Во-вторых, отсутствие чётко выраженной структурной политики. Мы имеем в виду формирование структуры предприятий, которые наиболее эффективно работают в условиях рыночной экономики. В развитых странах большая часть продукции производится в мощных корпорациях.

И в России следовало бы реализовать аналогичную идеологию, временно сохранить созданные за годы советской власти производственные комплексы.
Фактически всё было наоборот, желание предприятий получить самостоятельность в хозяйственной деятельности вылилось в стремление их структурных единиц и подразделений иметь аналогичные права, тем более законодательно такие акции не только разрешались, но и инициировались.

Соотношение численности предприятий и численность их работников в период с 1970 по 1997 гг. представлены в табл. 1.1.

Число предприятий с 1990 по 1997 год увеличилось почти в 5 раз при сокращении численности рабочих на 17 %.

При реализации правительственных решений по развитию малого бизнеса в промышленности создано 127.2 тыс. малых предприятий с общей численностью
2.4 млн. чел. Средняя численность работающих на одном малом предприятии -
20 человек. А если предположить, что в общей структуре промышленных предприятий 1990 года сохранились основные (крупные) по сравнению с 1997 годом, то на оставшихся (до разукрупнения) предприятиях средняя численность составила 370 человек. Представляется, что создание малых предприятий в целом произошло за счёт разукрупнения (с 370 до 20 человек), хотя на самом деле всё было значительно сложнее.

Табл. 1.1.

Соотношение численности промышленных предприятий и промышленно- производственного персонала (ППП) за 1970 по 1997 гг.
|Показатель |1970г|1980г|1990г|1991г|1993г|1995г|1997г|
| |. |. |. |. |. |. |. |
|Число предприятий, тыс.|28,5 |25,4 |26,9 |28,0 |104,1|146,8|138,0|
| в т. ч. малых |– |– |– |– |91,4 |109,6|127,2|
|Численность ППП, |20206|22745|20998|20117|18804|17913|17440|
|тыс.чел. | | | | | | | |
| в т. ч. на малых |– |– |– |– |2261 |2318 |2382 |

Наибольшее разукрупнение произошло в машиностроении и металлообработке - с 5252 предприятий в 1990 г. до 46558 в 1997 г., т.е. почте в 9 раз, при уменьшении численности рабочих с 7.5 до 5.42 млн. чел., т. е. почти на 25 %. Со значительным опозданием вышли нормативные документы по созданию холдингов и финансово-промышленных групп. До их выхода органы государственного управления не вели планомерной структурной политики : многие объединения, концерны можно было сохранить в виде холдингов, не лишая самостоятельности предприятия и оказывая им всемерную поддержку.
Попытки создания холдинговых структур, предпринимаемые многими министерствами и ведомствами, так и не увенчались успехом или осуществились со значительной задержкой.

В-третьих, в разделе структурной политики, в рабочих программах
Правительства РФ не были рельефно определены приоритеты в государственной поддержке предприятий отдельных отраслей и ведомств с позиции стабилизации производства. Выживание базовых отраслей и предприятий, кроме, может быть, топливно-энергетического комплекса, которые бы стали основой последующего развития народного хозяйства, так и не обеспечено.

Отмеченные три группы факторов имеют по сути стратегический и тактический характер. Сюда же можно отнести проблемы неплатежей, финансовой системы и бюджетного финансирования, инвестирования, каждая из которых является предметом отдельного анализа.

Можно говорить и об объективных факторах падения производства, вызванных неудовлетворительной структурой производства и переходом на новые экономические отношения.

В условиях общего падения производства в наибольшей степени страдают предприятия, выпускающие средства производства, ибо при дефиците денег резко сократилось обновление техники. То же самое можно сказать и о ремонтно-строительной сфере. Более того на большинстве предприятий оказались не загруженными ранее введённые мощности. По данным Госкомстата
РФ, в 1990 г. коэффициенты обновления и выбытия основных фондов составили соответственно 6 и 1.8 %, в 1997 г. -1.3 % каждый. Степень износа основных фондов в 1997 году достигла 56.8 %. Использование производственных мощностей по выпуску отдельных видов продукции составило, например, по кузнечно-прессовому оборудованию 28 %, металлорежущим станкам 34 %, сборным железобетонным конструкциям и изделиям 51 %, цементу 62 %. Действительную потребность в тех или иных видах продукции и услуг можно выявить лишь механизм спроса, и предложения.

Экономика многих предприятий подрывалась в связи с наличием на их балансе мощной социальной инфраструктуры. На обслуживании жилья, например, используется до 25 % и более производственных затрат. Возрастают расходы на топливо и электроэнергию, сырьё, материалы, транспорт, услуги. Все это приводит к увеличению цен на продукцию и снижает возможность её реализации.

Снизилась производительность труда на предприятиях в связи с недостаточным обновлением техники и применением новых технологий, отсутствием оборотных средств, падением производственной и технологической дисциплины и разрушением сложившейся за многие годы системы обучения и повышения квалификации кадров.

Отрицательно сказываются и социальные факторы: большой разрыв в доходах и снижение их общего уровня, отсутствие у работников заинтересованности в повышении квалификации, отток молодых и наиболее эффективных кадров в коммерческие структуры.

Для стабилизации положения в отдельных отраслях, а там, где она уже достигнута - подъёма, предоставляется целесообразным ввести определённые коррективы в осуществляемые реформы. Особое внимание следует обратить на следующие моменты :

. на период реализации реформ восстановить управление государственными предприятиями со стороны министерств и координации деятельности ограниченного числа предприятий других организационно-правовых форм, законодательно закрепить возможность контроля за расходованием выделяемых государством средств. Это позволит повысить взаимную ответственность органов государственного управления и самих предприятий;
. сформировать единую структурную политику организационного построения предприятий преимущественно на корпоративной базе в сочетании с частным предпринимательством в сфере обслуживания. Поскольку корпоративную систему представляют акционерные общества, необходимо соблюдать предусмотренные законом основы их жизнедеятельности. Преимущество корпоративных систем реализуются главным образом через механизм объединения и реорганизации. Мелкие корпорации, как правило, нежизнеспособны, а масштаб деятельности корпоративных систем представляет гораздо больше возможностей для саморазвития за счёт привлечения акционерного капитала;
. исходя из сложившихся условий, определять приоритетные отрасли, виды деятельности, требующие государственной поддержки;
. создать необходимые условия для инвестирования технического перевооружения отраслей и видов производств, в которых достигнут прогресс по сравнению с зарубежными аналогами, причём инвестирование следует осуществлять адресное - конкретным предприятиям, по конкретным проектам, что уже пытается предпринимать Министерство экономики России.

Необходимо всемерно способствовать конкуренции, ибо только через её механизм появляется высокое качество продукции и поддерживается уровень цен;
. выработать активную политику дифференциации и уровня доходов, стимулирования технического прогресса, подготовке кадров, привлечь к разработке и реализации указанных мер кроме территориальных органов управления отраслевые федеральные власти.

На уровне отдельно взятого предприятия должна быть разработана своя программа экономической стабилизации и стратегического развития. В основу программы прежде всего должны быть положены разработки, направленные на повышение эффективности производства и рост производительности труда. Это является залогом конкурентоспособности предприятия в условиях действия рыночных механизмов.

Наиболее распространённым показателем повышения эффективности является производительность труда - соотношение результата и затрат труда.

Главным стержнем в современных условиях является разработка и внедрение более рациональных методов труда в производственных процессах на каждом рабочем месте за счёт коренной перестройки в области организации и нормирования труда, определение технологической численности работников, исходя из фактического объёма работ, комплекса мер по сокращению потерь рабочего времени. Необходим новый подход к оценки труда работников при совмещении профессий и должностей, при неполной загрузке сменных работников.

Проблемы производительности труда, её уровня и управления динамикой как самостоятельной научной проблемы, имеющий собственный способ разрешения
(механизм прямого, непосредственного воздействия на исследуемый объект), не существует. Задача повышения уровня производительности труда является более общей проблемы сбалансированного развития факторов производства, их рациональной взаимосвязи, выбора наиболее эффективной формы хозяйствования, обеспечивающих полное использование как технологического, так и трудового потенциала. Таким образом, речь идёт, по существу, о комплексной проблеме совершенствования организации общественного труда.

Основная проблема организации труда - недостаточная сбалансированность технической и кадровой политики, не обеспечивающей должного взаимного соответствия технического базиса и организации труда. Внедрение новой техники не даёт должной отдачи, если оно не сопровождается существенными изменениями в организации труда, во взаимосвязи работников друг с другом и со средствами труда.

Несомненно, организация труда может стать важнейшим средством реализации возможностей современного производства, обеспечения динамизма экономики и использование технического и трудового потенциала общества.
Однако для этого требуется коренное изменение взгляда на организацию труда, причём как в теоретическом, так и в практическом плане.

Во-первых, организацию труда необходимо понимать не только как пассивно складывающийся итог общественного процесса, но в первую очередь как одну из его активнейших движущих сил.

Во-вторых, все основные направления осуществления мероприятий в области организации труда ( формы разделения и кооперации труда, нормативная база, методы повышения трудовой активности работников и их участие в управлении производством, принципы распределения результатов труда и методы его стимулирования, способы воспроизводства рабочей силы) должны органически сочетаться с работой по совершенствованию всего хозяйственного механизма, стать его естественной составной частью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.