Анализ регионального рынка подсолнечного масла (Ростовская область)
Анализ регионального рынка подсолнечного масла (Ростовская область)
Анализ регионального рынка подсолнечного масла
(Ростовская область)
Введение
Ростовская
область среди всех территорий России традиционно относится к территориям –
ведущим производителям растительного масла, территориям – экспортерам
растительного масла. Так, по данным Госкомстата России, в сентябре 2003 года в
России производство растительного масла составило 84,8 тыс. тонн, в том числе
рафинированное 46,3 тыс. тонн. В том числе производство подсолнечного масла –
81,2 тыс. тонн, соевого – 500 тонн, кукурузного – 400 тонн, других видов – 220
тонн. Основными производителями растительного масла в сентябре, как обычно,
были названы Краснодарский край – 45% всего производства, Ростовская область –
18%, Белгородская область – 11%, Ставропольский край – 8 %, Воронежская область
– 6%, Волгоградская область – 5%. Также Госкомстат России отмечает, что
загрузку предприятий в сентябре можно оценить в размере не более 40%.
Следовательно, рынок имеет существенный производственный потенциал для роста.
Что
касается потребления растительного масла, то отмечается его неуклонный рост.
Аналитики Госкомстата оценивают потребление растительного масла в России в
расчете на 1 человека на уровне 10-12 л в год, или в расчете на 1 домохозяйство
3,41 л в месяц. В то время как в конце 90-х годов потребление растительного
масла составляло около 6,5 л в год на 1 человека. По нашим оценкам, потребление
растительного масла на душу населения значительно ниже и составляет около 6,5 л
в год. (С нашими оценками согласны еще ряд аналитиков, например, аналитики
агентства «Качалов и коллеги») Обратим внимание, что Министерство
здравоохранения рекомендует норму потребления растительного масла 13-15 л в год
в расчете на 1 человека, а в развитых странах Запада потребление растительного
масла оценивается от 15 до 26 л в год в расчете на 1 человека. Таким образом,
мы видим и в оценках возможности для роста объемов потребления.
Следовательно,
рынок растительного масла будет привлекать внимание инвесторов, производителей,
намеренных расширять свое производство и сбыт, а, следовательно, маркетологов.
Анализ результатов опросов
Компания
Альянс Мажор (г. Ростов-на-Дону) с 2003 года начала программу изучения и
мониторинга розничного рынка растительного масла г. Ростова-на-Дону. К данному
моменту проведены 2 волны исследования: в декабре 2003 года и в апреле 2004
года. Исследование включает в себя 2 вида активности: мониторинг точек
розничной торговли и опрос потребителей. В мониторинге принимают участие 100
торговых точек различных видов (супермаркет, магазин, ларек), выборка
квотируется пропорционально представленности видов торговых точек в г.
Ростове-на-Дону. В ходе опроса опрашивается 400 покупателей растительных масел,
выборка квотируется по полу (30% - мужчины, 70% - женщины).
Покупательское поведение
Наблюдается
незначительная тенденция ускорения (увеличения) частоты покупки растительного
масла. Если в декабре 2003 года 1 раз в неделю покупали растительное масло 11%
опрошенных, то в апреле уже 14%. Однако в среднем покупатели покупают
растительное масло один раз в 34 дня.
График
1. Частота покупки растительного масла.
Чаще
всего покупатели покупают подсолнечное масло (более чем в 90% случаев). Однако
в последнее время набирает популярность оливковое масло. Так, в декабре 2003
года оливковое масло покупали 4% опрошенных, то в апреле 2004 года – 7%.
Таблица
1. Предпочтения покупателями различных видов масла
|