скачать рефераты

МЕНЮ


Анализ среды бизнеса АО Сибнефтепровод

p> Повышение квалификации кадров

[pic]

Рис 1.1

Желание иметь у себя хорошие, грамотные кадры, что видно по рис. 1.1 и табл. 1.1 и исходя из того, что текучесть кадров на предприятии минимальна (средняя зарплата высока и созданы удобные условия для работы), положительно характеризует АО “СИБНЕФТЕПРОВОД” и говорит о грамотно проводимой кадровой политике.

В новых экономических условиях России изменилось положение трубопроводного транспорта нефти: он прекратил выполнять роль посредника между добывающими предприятиями и потребителями нефти и стал самостоятельной отраслью. С 1992г. АО”СИБНЕФТЕПРОВОД” оказывает услуги по транпорту нефти по тарифам, утвержденными федеральными органами исполнительной власти.

Тарифы за перекачку нефти формируются под влиянием множества факторов: внутрисистемных, т.е. полностью зависящих от деятельности предприятий АО “СИБНЕФТЕПРОВОД”, и внешних, т.е. тех факторов, величина которых формируется в других системах.

Основой для определения уровня тарифа за перекачку нефти по системе магистральных нефтепроводов АО “СИБНЕФТЕПРОВОД” является себестоимость.

Такие внешние факторы, как объем перекачиваемой нефти, дальность перекачки, уровень цен на материалы, энергию, оборудование оказывают существенное влияние на себестоимость и вто же время практически не зависят от деятельности предприятия.

Объем перекачиваемой нефти по магистральным нефтепроводам АО
“СИБНЕФТЕПРОВОД” в 1996г. снизился относительно 1992г. на 26,1%.

Снижение объемов перекачки вывывает рост ее себестоимости, так как при этом условно-постоянные (не зависящие от объема перекачки )затраты распределяются на меньший объем транспортируемой нефти и, следовательно, большей долей ложатся на каждую тонну нефти.

Затраты по содержанию, эксплуатации и ремонту основных производственных фондов (ОПФ) занимают большой удельный вес в себестоимости транспорта нефти.

Удельный вес анализируемых затрат в общих затратах на транспорт нефти вырос 32,54%(1992г.) до 54,64%(1996г.), т.е. более чем на 22%. При этом отмечается рост затрат по всем статьям, кроме статьи “Энергия покупная”.
Снижение удельного веса затрат по этой статье объясняется тем, что эти затраты зависят от объемов перекачки нефти, а, как уже отмечалось выше, объем перекачки нефти за анализируемый периодснизился на 26,1%.

1.3 Анализ внешней среды АО “СИБНЕФТЕПРОВОД”

Магистральные нефтепроводы обеспечивают транспорт 97% добываемой в
России нефти. Все нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) и пункты экспорта (за исключением Дальнего Востока) соединены трубопроводами с крупнейшими нефтепромыслами. Сеть магистральных нефтепроводов, резервуарных парков, пунктов налива, слива и перевалки нефти представляет собой интегрированную систему предприятий (Единую систему нефтеснабжения РФ) с централизованным управлением, осуществляемой АК ”Транснефть”, куда входит
АО”СИБНЕФТЕПРОВОД”. В силу этого система магистральных нефтепроводов (СМН) является естественной монополией.

Фактически СМН находится в государственной собственности и полностью контролируется государством посредством установления цен (тарифов) на транспортные услуги, распределением прав доступа к экспортным нефтепроводам, согласования инвестиций в нефтепроводный транспорт, также влияющих на тариф. Государство сохраняет право принимать решения по внесению изменений и дополнений в Устав Компании и акционерных обществ нефтепроводного транспорта, по ликвидации, слиянию, присоединеию или преобразованию в предприятие иной организационно-правовой формы, по утверждению ее отчетов, избранию Совета директоров, назначению президента
(генеральных директоров).

Монополия имеет обычно более высокую эффективность производства в связи с его большими масштабами, концентрацией мощностей, осуществлением крупных капиталовложений в научно-технический прогресс т.п. Это дает монополии большие возможности снижения издержек. Поэтому вопрос сохранения или уничтожения монополиивсегда является вопросом конкретного баланса ее положительных и отрицательных свойств.

Организация нефтяного рынка. Система нефтетранспорта является связующей структурой, которая обеспечивает нормальное функционирование нефтяного рынка. Сеть межрегиональных нефтепроводов объединяет поставки нефти от различных производителей в общий поток и распределяет его потребителям согласно договорам на оказание транспортных услуг компанией
“Транснефть” и ее акционерных обществ.

Стандартный набор услуг, предоставляемый АО”СИБНЕФТЕПРОВОД” своим контрагентам, включает транспортировку, перевалку , налив и ответственное хранение нефти. Фактически же АО”СИБНЕФТЕПРОВОД” вменены обязанности оперативного обеспечения поставок нефти потребителям (с учетом текущего состояния их сырьевых запасов) и на экспорт с соблюдением таможенного режима и контролем документации.

Принципиально важно, что коммерческие потоки нефти (т.е. потоки, планируемые по сумме договоров) не совпадают с оперативными физическими потоками. Последние возникают как результат приспособления системы к возникающей ситуации путем маневрирования потоками, свободными емкостями нефтепарков, запасами нефти в системе.

Коммерческие потоки нефти (графики движения партий нефти от предприятий добычи к потребителям и на экспорт) разрабатывает
Межведомственная комиссия при Правительстве России,по которым руководствуется АО”СИБНЕФТЕПРОВОД”. Эти графики утверждаются затем
Минтопэнерго и становятся официальным заданием на транспортировку и поставки, которое АО”СИБНЕФТЕПРОВОД” должно выполнить в фиксированный период времени (месяц, квартал). Задание определяет коммерческую схему грузопотоков как результат согласования заявок и договоров и тем самым плановые квоты доступа грузоотправителей к мощностям сети.

В коммерческих потоках нефти учитываются ограничения, налагаемые выработанной АК “Транснефть” и принятой нефтяными компаниями “схемой нормальных грузопотоков”. Последняя составлена исходя: из существующих мощностей НПЗ по переработке нефтей с учетом состава оборудования НПЗ и возможностей их приспособления к изменениям параметров качествасырья (содержания серы, плотности и т.п.); структуры и состояния мощностей нефтепроводов; возможностей системы транспорта по подготовке поставляемых потребителями смесей с заданными параметрами.

На основании этого задания и сообразуясь с текущей ситуацией
АО”СИБНЕФТЕПРОВОД” вырабатывает оперативные схемы физических (реальных) потоков нефти в системе. Реализуя эти схемы, компания должна одновременно отслеживать исполнение всей суммы договоров о приеме нефтей в сеть и поставках их потребителям.

Таким образом, схема коммерческих потоков определяет цели и программу функционирования сети нефтепроводов в агрегированных валовых показателях, а реализуемые АО”СИБНЕФТЕПРОВОД” физические потоки являются способами достижения этих целей, согласованными с имеющимися мощностями и адаптированными к текущей ситуации.

Координация потоков нефти в системе обеспечивает рациональное удовлетворение заявок грузоотправителей в режиме реального времени, включая изменения маршрутов, оперативную корректировку графиков, перенос задолженности в поставках во времени. Это требует оперативного согласоваия режимов приема и поставки нефти по множеству потребителей и поставщиков и последующей сверки исполнительных балансов.

Можно утверждать, что работа”строго по уставу” без выполнения этих дополнительных функций или отсутствие органа, координирующего оперативные потоки и деятельность предприятий нефтетранспорта, дезорганизовала бы функционирование нефтяного рынка. Ни одно предприятие транспорта нефти не может реально работать без координации компанией фимзических трансрегиональных потоков нефти.

Поставка нефти на экспорт (а значит и предоставление доступа к экспортным нефтепроводам и терминалам) производится по ежеквартальным и месячным графикам, выработанным Межведомственной комиссией и утвержденным
Минтопэнерго. В этих графиках приходится учитывать не только указанные выше ограничения, но и возможности размещения российской нефти на зарубежных нефтяных рынках (что не всегда доступно нефтедобывающим корпорациям).
Поставки по государственным обязательствам пользуются в таких графиках известным приоритетом.

Предприятия транспорта приобретают нефть для собственных нужд на общих основаниях и отражают эти покупки в исполнительных балансах.

Для оперативного учета и контроля Компания использует собственную систему связи между вычислительными центрами предприятий и
Автоматизированную систему исполнения договоров (АСКИД), которая ежесуточно собирает данные о приеме и сдаче нефтей предприятиями транспорта, о запасах нефти в трубопроводах и резервуарах, о свободной емкости резервуарных парков, о потерях и т.п.

АСКИД формирует ежесуточную сводку валовых показателей перекачки, а также нарастающие с начала месяца балансы нефти по свем контрольным точкам сети в целом. Параллельно ведется регистрация и контроль актов приемки- сдачи нефтей от одних предприятий к другим (по объему и показателям качества), а также учет времени хранения нефтей.

Тарифы. Перейдя в 1992г. к экономическим расчетам по транспортным тарифам, АК “Транснефть” фактически отказалась от выполнения ею ранее функций распределения нефти. Она покупала нефть у производителей и продавала ее потребителям. Введение тарифов повысило самостоятельоность предприятий и упростило их финансовые отношения с другими участниками нефтяного рынка, число которых возросло. Тарифы утверждаются Федеральной энергетической комиссией (ФЭК) РФ, корректируются два раза в год и публикуются в журнале ”Трубопроводный транспорт нефти”. Все грузоотправители на данном маршруте перекачки уплачивают одинаковый тариф на единицу грузооборота.

Общий для естественных монополий принцип ценообразования состоит в распределении по объектам расчетной выручки предприятий, куда входят эксплуатационные издержки, чистая прибыль и налоги. Прибыль вместе со средствами амортизации должна обеспечить первоочередные потребности предприятий по модернизации производства и социальному развитию.

Процедура расчета транспортных тарифов состоит в следующем.
Предприятия планируют тарифную выручку и грузооборот по участкам сетей, находящихся под их управлением. Отношение тарифной выручки к грузообороту дает значение удельного тарифа в руб./тыс.км. на территории данного нефтепроводного предприятия (управления).

АО”СИБНЕФТЕПРОВОД” собирает и контролирует обосновывающие материалы нефтепроводных предприятий и представляет удельные тарифыв сводном виде для утверждения. Затем удельные тарифы умножают на длины участков сети и получают тарифы на перекачиваемых направлениях перекачки. Грузо отправитель согласует с Компанией (или ее дочерним акционерным обществом) маршрут перекачки и оплату транспортировк, суммируя тарифы по составляющим маршрут участкам сети. Аналогичным способом устанавливаются тарифы за перевалку и налив нефти.

Структура рублевого тарифа за поставку нефти на НПЗ России и СНГ представлена на рис.1.

[pic] Рис.1.2

Нефтетранспортный тариф используется по следующим направлениям: на оплату налогов и сборов (включая сбор за перекачку нефти) ( 29,5%; на обеспечение надежности и безопасности нефтепроводного транспорта ( 39,1%; эксплуатационные расходы ( 20,5%; расходы на оплату труда ( 6,8%; содержание социальной сферы ( 4,1%.

Размер этого тарифа, входящего также переменной составляющей в тариф за транспортивку нефти на экспорт, должен покрывать эксплуатационные затраты, расходы по работам по техническому перевооружению, реконструкции, диагностики и капитальному ремонту, с уплатой налогов в бюджет, а также социальные расходы. Оценочые расчеты показывают, что при снижении тарифа на
1% с учетом обязательных платежей доля тарифа на обеспечение надежности и безопасности сокращается до 3%, что эквивалентно затратам на замену 50 км нефтепровода.

Постоянная валютная составляющая тарифа за транспортировку нефти на экспорт имеет строго целевое использование, т.е. направляется на поддержание в рабочем состоянии импортного оборудовани, закупленного ранее за счет бюджетны средств, а также на техническое перевооружение и модернизацию оъектов трубопроводного транспорта. Компания осуществляет закупки импортного оборудования только в случае уверенности в невозможности заменить его отечественным аналогом.

Проблемы тарифов. Государственное регулирование ограничивает тарифы минимальным уровнем, достаточным для покрытия текущих расходов транспорта, обеспечения финансовой стабильности всей совокупности предприятий нефтетранспорта и достижения минимальной финансовой независимости. Быстрое изменение экономических и социальных условий в стране требует специальных механизмов подстройки для своевременного автоматического изменения тарифов
( в частности, механизм индексации).

Ценовое (тарифное) регулирование должно связывать норму прибыли не с себестоимостью, а с капиталом и инвестициями. Процедуры регулирования должны быть в ясной и исчерпывающей форме зафиксированы в производственном договоре, иначе границы полномочий ответственных лиц и прав администрации
Компании окажутся размытыми. Производственный договор должен быть основным документом, позволяющим разрешать споры сторон.

Главный принцип тарифного регулирования состоит в прерогативе государства устанавливать не сами тарифы, а формализованный механизм определения тарифов. Таким расчетным механизмом могла бы служить формула, связывающая тарифную выручку с суммой обоснованных затрат системы, налогов, платежей по обслуживанию инвестиций и справедливой чистой прибыли, соотнесенной со стоимостью основных фондов. Раскладка же тарифов по тарифным участкам в соответствии с утвержденной формализованной методикой должна быть прерогативой Компании.

Уровень прибыли должен быть достаточным для привлечения капитала и реализации перспективных проеков развития и реконструкции системы нефтепроводов.

Проблемы государственного регулирования в нефтепроводном транспорте.
Целью ближайшего этапа преобразований является стабилизация рынка нефти, которая позволит более обоснованно прогнозировать его конъюнктуру, то есть оценивать динамику платежеспособного спроса, возможности экспорта, располагаемые ресурсы и потребности в транспортных услугах, а значит сделать более эффективным управление системой.

Структурные преобразования АК”Транснефть” должны исходить из следующих целей: повышения эффективности и надежности нефтеснабжения сейчас и в будущем; обслуживания экспансии российской нефти на внешнем рынке; улучшения производственной структуры системы нефтеснабжения.

Эти цели и должны быть критериями выбора решений по реорганизации управления нефтепроводным транспортом.

Функции государственного регулирования по свободному доступу производителей к мощностям сети сейчас поделены между Минтопэнерго и
Межведомственной комиссией, а контроль тарифов осуществляет ФЭК, которая имеет следующие важнейшие задачи в сфере регулирования нефтепроводного транспорта как естественной монополии: контроль тарифов и обоснованности включения в тариф затрат предприятий и статей прибыли, направляемых на финансирование инвестиционных проектов; выработка рекомендаций по реорганизации системы государственного регулирования конкуренции на нефтяном рынке, совершенствованию юридических норм такого регулирования, системы ценообразования на услуги АК
“Транснефть”, тарификации, индексации тарифов, а также по созданию нормативных моделей расчета тарифов на стандартные транспортные операции и другие услуги; защита прав участников нефтяного рынка, разрешение конфликтов между поставщиками, потребителями и АК ”Транснефть” в части предоставления транспортных и других услуг взаимодействие поэтим вопросам с региональными энергетическими комиссиями; разработка рекомендаций по механизмам налогообложения, экономического стимулирования надежного функционирования и развития системы нефтепроводного транспорта.

К ведению ФЭК будет отнесена выработка рекомендаций по регулированию межгосударственных тарифных соглашений, что является одним из актуальных вопросов международной торговли российской нефтью. Главной осью этой проблематики является тарифная система и формирование инвестиционных фондов для реконструкции и развития системы нефтеснабжения.

Реорганизация форм собственности. В подотрасли подготовлена и реализуется программа приватизации собственности предприятий нефтеповодного транспорта, которая ставит следующие цели: сохранение государственного контроля за транспортировкой нефти и формированием тарифов; включение ЕСН в рыночную среду в качестве системы общественного пользования, обеспечивающей равный и недискриминируемый доступ к трубопроводным мощностям свех субъектов нефтяного рынка; повышение эффективности функционирования и развития системы нефтеснабжения за счет использования рыночных механизмов стимулирования.

Проблемы реконструкции и развития. Механизмы экономического стимулирования в нефтетранспорте еще слабо ориентируют подотрасль на достижение указанных целей по следующим причинам: потребность в транспортных услугах снижается вместе с продолжающимся сокращением добычи нефти, а последнее в значительной мере провоцируется технической отсталостью, нерациональной структурой продукта, высокими затратами и налогами в нефтепереработке; производственные мощности системы нефтетранспорта не соответствуют новому размещению потоков нефти, физический износ основного оборудования достиг значительных размеров, средства автоматизации управления морально устарели, реконструкция системы постоянно откладывается из-за нехватки инвестиций; механизм налогообложения и другие экономические механизмы являются затратными и не стимулируют повышения эффективности; основные фонды подотрасли не получили реальной рыночной оценки, приватизация сделала только первые шаги, акции нефтепроводного транспорта не котируются на фондовом рынке, поэтому частные инвестиции в систему практически не поступают; другие финансовые источники оказались зажатыми ( тариф не окупает затрат подотрасли (он зажат рыночной “равновесной” ценой нефти, которая в свою очередь ограничена ценами на конечные нефтепродукты, уже перевалившие за мировой уровень); цены на оборудование и строительно-монтажные работы выросли во много раз больше чем тариф.

Одна из важных проблем состоит в возросшем в связи с резким падением добычи разрывом между пропускной способностью сети и реальным потоком нефти, что приводит к заметному росту удельных издержек на единицу грузооборота. Этот разрыв обусловливает омертвление значительной части капитала (что и является причиной низкой оценки фондов), а высокая концентрация мощностей препятствует адаптации структуры производственных фондов к изменившимся условиям. Нельзя ликвидировать только часть пропускной способности мощного нефтепровода и соответствующуюей долю издержек. Неоходимость сохранения “лишних” мощностей связана не столько с надеждами на рост добычи нефти в будущем, сколько с самой конструкцией сети.

Техническая политика. АО”СИБНЕФТЕПРОВОД” традиционно уделяет повышенное внимание проблемам надежности и безопасности магистральных нефтепроводов, что объясняется риском потери достигнутого уровня функционирования нефтепроводов в связи со старением основных фондов и введением более жесткихнорм и экономических санкций со стороны государства, пользователей и местными органами.

Техническая политика Компании связана со стратегической установкой на сохранение долговременного потенциала действующей системы нефтепроводов.
Ремонтное обслуживание подчинено требованиям экономии затрат и кардинально изменено за последние пять лет прежде всего за счет комплексного диагностического обследования.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.