Анкетирование
Анкетирование
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 1. Социологический исследовательский проект. 3 2. Опрос. 4 2.1. Социологическая анкета как инструмент сбора информации. 6 2.1.1.Композиция анкеты. 7 2.2. Интервью. 10 2.2.1.Факторы смещения или искажения информации при интервьюировании. 11 3.Основные преимущества анкетирования и интервьюирования. 12 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14 ВВЕДЕНИЕ Превращение отечественной социологии в одно из ведущих направлений
современной научной мысли и деятельности обуславливает резкое возрастание
требований к социологическому образованию и профессиональной подготовке
социологов. Проблема заключается в том, что многие научные каноны в
освоении методов остаются для обучающихся чистой теорией. Задача
заключается в том, чтобы унифицировать многообразный развивающийся аппарат
современной социологии и дать возможность социологам и широкой научной
общественности ознакомится с методикой прикладной социологии. Усиление
практической стороны обучения в отработке профессиональных приемов, навыков
и умений социологического исследования ориентирует на необходимость
сопровождения изучения прикладной социологии демонстрацией образов
процедурно-методического инструментария, наглядными представлениями
технологии в рамках логической структуры реализации социологического
исследовательского проекта. 1. Социологический исследовательский проект. Социологическое исследование – это инструмент социологического
изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов,
позволяющих производить количественные и качественные сборы, измерения,
обобщения, анализ социологической информации. Социологический исследовательский проект – это система научно –
исследовательских процедур, методов, методик поэтапного изучения социальных
явлений на основе фактологических данных. Но так как темой нашей работы является анкетирование и интервью, мы
не станем описывать все этапы изучения социальных явлений, а сразу перейдем
к методам сбора данных, в т.ч. к проведению опроса
2. Опрос.
При разработке метода сбора социологических данных происходит перевод
теоретического уровня исследовательской проблемы на уровень эмпирического
описания и анализа. Это обеспечивает основу для проверки рабочих гипотез и
получения нового теоретического знания. Одним из таких методов сбора социологических данных является опрос. Опрос представляет собой вопросно-ответный метод сбора
социологических данных, при котором источником информации выступает
словесное сообщение людей. Приоритетность опроса: . слабая обеспеченность изучаемого предета исследования статистической и документальной информацией; . исследуемые явления мало доступны непосредственному наблюдению. Варианты опроса (по формам контакта): . личный или опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый, телефонный); . индивидуальный или групповой; . свободный или формализированный, фокусированный (направленный); . устный или письменный; . сплошной или выборочный; . по месту жительства или работы, временные целевые аудитории. Основные элементы опроса: . социолог, конструирующий инструментарий; . анкетер или интервьюер; . анкета или план интервью; . ситуация опроса; . респондент; . социальная реальность. Основные фазы опроса: 1. Адаптация: . обращение; . начало опроса. 2. сбор основной информации. 3. Завершение опроса. Вопросы различаются: 1. По содержанию (о событиях и фактах или о мотивах, оценках, мнениях); 2. По форме (прямые или косвенные); 3. По структуре (открытые или закрытые); 4. По функциям (ловушки или фильтрующие (контрольные), или основные (контактные)). Разновидности опроса: 1. Анкетирование – опосредственный, письменный опрос; 2. Интервью – непосредственный, устный опрос; 3. Экспертный опрос – опрос компетентных лиц; 4. Социометрический опрос – выявление социально- психологических проявлений межличностных отношений.
2.1. Социологическая анкета как инструмент сбора информации.
Анкета (расследование) является одним из условий получения объективно
значимых результатов о различного рода опросах населения. Поэтому
разработке анкеты социологи придают особое значение. Созданию нкеты
предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в
анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит
решить в ходе социологического исследования. Следует помнить, что при разработке анкеты исследования встречаются
трудности, которые социолог непременно должен себе представлять. Если не
учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при
соблюдении всех остальных требований методики социологического исследования
можно получить ошибочные результаты.
2.1.1.Композиция анкеты.
1. Титульный лист; 2. Водная часть; 3. Основная (содержательная часть); 4. Социально – демографическая часть. Примечание: титульный лист можно исполнять вместе с вводной частью. В вводной части описывается цель исследования, характер использования
результатов, а также способ заполнения анкеты. Следует также проанализировать вводную часть: 1. Наличие и правильность обращения респонденту. 2. Удалось ли кратко и ясно показать цель опроса? 3. Сделано ли указание на то, как будет использоваться результат опроса? Примечание: Не рекомендуется использовать обращения или неясные
формулировки указаний, например типа: «Ваши ответы будут использоваться в
чисто научных целях», так как респонденты ждут практической отдачи от
своего участия в опросе. 4. Не забыли ли в сделать указание на анонимность опроса? Примечание: Надо иметь ввиду, что сам по себе термин «анонимность»
носит некоторый психологический оттенок. Поэтому лучше его не использовать. 5. Есть ли указание на то, что делать опрашиваемым с полностью заполненной анкетой? 6. Не забили ли вы поблагодарить опрашиваемых за их работу? 7. Удалось ли с помощью вводной части заинтересовать опрашиваемых участвовать в опросе? Основная часть анкеты содержит блоки вопросов к опрашиваемым. Вопросы могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае
опрашиваемый сам формулирует свой ответ на поставленный социологом вопрос.
Например: «Как вы провели свой выходной день?» Ответы: «Ходил в кино», «Был
на вечеринке» и т.д. Ответы на закрытые вопросы, сформулированные социологом, представляют
собой «меню» для выбора опрашиваемого. Например тот же самый вопрос можно
«сделать» закрытым: «Как вы провели свой выходной день?» Ответы:
«Положительно», «Отрицательно». В этом случае опрашиваемый отмечает то
вариант ответа, который наиболее отвечает его установка. Структура и последовательность вопросов в анкете по сути дела
представляют собой установку социолога на развитие коммуникации с
опрашиваемым: пробуждение интереса, завоевание доверия, подтверждение
уверенности опрашиваемых в своих возможностях, дальнейшее поддержание
беседы. Как правило, хорошо разработанная анкета может быть заполнена
опрашиваемым в течение не более 30 минут. В дальнейшем наступает
психологический порог утомляемости и внимание к заполняемой анкете
значительно снижается. В социально – демографической части содержаться блоки вопросов о
социально – демографических характеристиках респондента – это «паспортичка»
об объективном положении и статусе опрашиваемого. Она необходима для
анализа собранных данных, для оценки представительности собранных
результатов, проведения сравнительных исследований и т.д.
2.2. Интервью.
Интервью – это метод получения информации по определенной теме путем
непосредственного целенаправленного диалога интервьюера с респондентом. 1. Неформализированное интервью – это свободный диалог по определенной теме, когда вопросы (открытые) формулируются в контексте обращения и формы фиксации ответов нестандартизированы. 2. Полуформализированное – в ходе диалога задаются заранее заготовленные вопросы по теме и дополнительные. 3. Формализированное – вопросы задаются по заранее подготовленному вопроснику с использованием карточек «закрытых вопросов» (анкета – интервью»), не допуская изменений в формулировке и порядке постановки вопросов.
2.2.1.Факторы смещения или искажения информации при интервьюировании.
1. Влияние индивидуальных особенностей интервьюера. 1.1. различия в возрасте. 1.2. различия пола. 1.3.различия национальной принадлежности и профессии. 1.4. негативное влияние фигуры, одежды, прически. 1.5.различия образовательного уровня. 1.6.различия в мировоззренческих взглядах и установках интервьюера и опрашиваемого. 2. Стиль поведения интервьюера. 2.1. демонстрация собственной точки зрения. 2.2. реакция на ответы и поведение опрашиваемого. 2.3.демонстраци чувства превосходства над опрашиваемым. 3. Неправильный выбор места интервьюера. 4. Неправильный выбор времени для интервьюирования 5. Неадекватное восприятие интервьюера и опрашиваемым. 6. Чрезмерная длительность интервью. 7. Запись беседы при помощи технических средств без разрешения опрашиваемого.
3.Основные преимущества анкетирования и интервьюирования.
|анкетирование |интервьюирование |
|1. анкетный опрос дает |1. интервью позволяет |
|массовую представительную |осуществлять наблюдение за |
|картину об изучаемом |поведением небольшого |
|предмете |числа опрашиваемых |
|2. на респондента не |2. в интервью может быть |
|оказывают «возмущающего» |создана более откровенная |
|влияния личность |неформальная обстановка, |
|интервьюера, его собственные|атмосфера доверия. |
|установки и взгляды. | |
|3. отсутствие интервьюера |3. общение интервьюера с |
|формирует у опрашиваемого |опрашиваемым обеспечивает |
|ощущение большей |более серьезное отношение |
|анонимности, поэтому |респондента к опросу. |
|приводит к | |
|более обоснованным ответам.| |
|4. при заполнении анкет |4. Личный контакт |
|респондент подбирает для |интервьюера с опрашиваемым |
|себя наиболее подходящее |обеспечивает получение |
|время и скорость заполнения |ответов на все вопросы, в|
|анкеты. |то время как при |
| |анкетировании возможны |
| |пропуски вопросов. |
|5. анкетирование может быть |5. интервью может |
|проведено кадрами, не |вестись как по |
|обладающими высокой |заранее разработанным |
|квалификацией. |вопросам, так и |
| |свободно. |
|6. с помощью анкетирования |6. при использовании |
|можно собрать информацию за |интервью существует |
|более короткий срок. |уверенность, что |
| |на вопросы отвечает|
| |именно тот индивид,|
| |который определен |
| |требованиями выборки. | В отличие от анкетера, роль интервьюера (реестр навыков и умений) за
время короткого инструктажа освоить невозможно. Требуется подбор
соответствующих людей и обучение особенностям интервью. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Капитонов Э.А. Социология XX века, Ростов – на - Дону: издательство «Феникс», 1996 г. – 512 с. 2. Харчева В. Основы социологии. Учебник для срдних специальных учебных заведений. М.: «Логос», 1997. – 304 с.: ил.
|