скачать рефераты

МЕНЮ


Библиотечный менеджмент и его модели

Подчеркивая роль лидера в позитивном развитии библиотеки, мы должны признать, что темп и содержание инновационных процессов зависит не только от его компетентности и предприимчивости. Особое значение приобретает и степень сплоченности коллектива, его организационная культура, наличие в коллективе групп, прямо или ко косвенно препятствующих изменениям или поддерживающих их, профессионализм кадров библиотеки, наличие в традициях библиотеки благоприятных и продолжительных связей с региональной общественностью, представителями библиотечных школ, структур власти, бизнес-кругов, средств массовых коммуникаций.

В ходе исследования важно было установить, что, по мнению руководителей, тормозит развитие библиотеки и мешает результативному управлению. Как выяснилось, руководители библиотек видят несколько ограничивающих факторов:

* недальновидность вышестоящих руководителей, зачастую сдерживающих творческую, инициативную деятельность;

* инертность и неквалифицированность кадров, не желание сотрудников поддерживать инициативу;

* отсутствие необходимых ресурсов и неспособность в сложившихся условиях их изыскать;

* отсутствие возможности привлечь в штат библиотеки молодых перспективных сотрудников - выпускников новых библиотечных специализаций или кадры, получивших образование в области информационных систем и вычислительной техники, психологии, рекламы, дизайна и связей с общественностью.

Одним из основных выводов исследования явилось то, что качественное преобразование библиотечной деятельности возможно лишь там, где ведется целенаправленная работа по формированию организационной культуры. Не случайно специалисты в области организационного управления выделяют два среза организации, которые являются основными при проведении стратегических изменений. Первый срез - это структура организации, второй - организационная культура. Если организационная структура определяет границы структурных подразделений и задает формальные связи между ними, то организационная культура направляет действия членов коллектива. Под организационной культурой библиотеки в современной литературе понимается совокупность наиболее важных предположений, принимаемых и господствующих в коллективе и получаемых выражение в заявляемых библиотекой ценностях, задающих ее сотрудникам ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации определяют моральный климат, помогают библиотекарям понять назначение своей библиотеки и тем самым создать нормы деятельности и поведения, правила следования им.

Культура не только отличает одну библиотеку от другой, но и существенно предопределяет успех ее функционирования и развития в долгосрочной перспективе. Так как носителями организационной культуры являются люди, ее формирование составляет основу управления персоналом библиотек. На ее основе определяются установки поведения и регулируются межличностные отношения в коллективе, строятся взаимоотношения между руководством и подчиненными. Она находит отражение в стратегии и структуре организации, принципах управления, которые, в свою очередь, рассматриваются как инструменты организационной культуры.

Содержание организационной культуры влияет на направленность поведения и определяется не простой суммой предположений, а тем, как они связаны между собой и как они формируют определенные образцы поведения. Организационная культура начинает определять пределы гибкости системы в экстремальных ситуациях, она выражает степень подготовленности коллектива к осуществлению преобразований, и степень его зрелости. Необходима не слепо увековеченная культура, а такая, которая выдвигает все новые требования к менеджерам и коллективу и ими воспринимается.


4. Модели российского менеджмента


Сегодня России, как никогда, нужны системы управления, которые бы обеспечили предприятию или фирме достижение стандартов производства мирового класса, высокий уровень конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Это означает способность компании решать, казалось бы, взаимоисключающие задачи: одновременно повышать качество и производительность, быть лидером в области удовлетворения нужд и запросов потребителей (по ассортименту и новизне предлагаемой продукции, уровню обслуживания и т.п.) и обеспечивать приемлемый уровень цен за счет постоянного снижения издержек.

С производительностью и качеством в России положение обстоит не лучше (если не хуже), чем в бывшем СССР. По большинству товарных позиций качество продукции российских предприятий в 1997 г. снизилось по сравнению с 1990 г., а уровень производительности труда в российской промышленности составляет не более 10% уровня производительности труда в американской промышленности (в СССР он был 25%). Нашим менеджерам предстоит решить, способны они сделать управление главным фактором конкурентоспособности, а значит, и долгосрочного преуспевания в бизнесе, или должны заниматься лишь поиском способа выживания на рынке.

С точки зрения некоторых экспертов, в России можно выделить три основные модели управления:

менеджмент здравого смысла, характерный для компаний, которыми владеют "новые русские";

менеджмент, исповедуемый оперирующими в РФ западными фирмами;

советскую модель, характерную для большинства бывших государственных предприятий.

Именно эти модели берутся в качестве отправной точки развития сферы управления в России".

Первая модель - менеджмент здравого смысла, характерный для руководства фирм, выросших из коммерческих структур (кооперативов, оптово-розничных трейдерских фирм). На поверку она оказывается не чем иным, как менеджментом малого и среднего бизнеса: с его простыми хозяйственными и финансовыми операциями, когда вся инновационная активность сводится в лучшем случае к отработке оффшорных или иных юридически чистых способов ухода от чрезмерных налогов; с небольшими активами (особенно основными фондами); со слабоспециализированными функциями управления (что, действительно, зачастую не нужно в малом бизнесе, когда один руководитель может совмещать многие функции); с большой долей неформального документооборота; с быстрым принятием решений и высокой гибкостью хозяйственной политики, когда маркетинг чаще всего сводился к поиску единственного удачного хода (будь то правильный выбор ниши рынка или способа продвижения продукта).

Вторая модель - менеджмент инофирм и их представительств в России. Модель отличают не столько дизайнерские или технологические изыски (в виде интерьеров офисов или типов компьютеров и средств связи, вежливого обращения менеджеров), прочие внешние атрибуты менеджмента, сколько откровенная фрагментарность при внедрении любых зарубежных технологий управления. Причины этого кроются отчасти в нежелании зарубежных компаний "тратиться" на перспективу в условиях российской нестабильности.

Третья модель - советская, представляющая собой на самом деле изрядно выродившийся американо-немецкий гибрид пятидесятилетней давности.

Так, все штатные расписания и нормативы численности административного персонала, как и организационные структуры управления, системы, методы и процедуры принятия решений для промышленных предприятий в СССР были разработаны в начале 30-х годов, в период индустриализации, и были незатейливо скопированы с предприятий аналогичного профиля в США и Германии. Они и не менялись вплоть до настоящего времени на подавляющем большинстве бывших государственных, а ныне сугубо акционерных и лихо приватизированных предприятий.

Отсюда неоправданно высокие накладные расходы, низкая производительность, лукавое качество продукции, неспособность конкурировать с ведущими фирмами иначе, как "сидя на игле" бюджетных вливаний и примитивно-драконовских мер государственного протекционизма и т.п.

Сплав этих трех моделей неприемлем. Подобного рода "русский менеджмент" ориентирован на:

воздействие на потребителя с помощью интенсивной телерекламы для сбыта товаров не всегда новых и невысокого качества;

применение ценовой политики, базирующейся исключительно на перекладывании своих неоправданно высоких производственных затрат на плечи и без того нищего потребителя;

всемерную монополизацию рынков, неспособность вести честную конкуренцию;

продвижение продуктов на рынке не иначе, как в тесной коррупционной спайке с госчиновниками всех уровней.

Умение преуспеть по части дележа госсобственности еще не гарантирует успеха в настоящей конкурентной борьбе. Тем более в перспективе. И уж тем более все это не позволит нашему менеджменту подтянуться поближе к мировому уровню. Так что модернизировать наши нынешние менеджмент и маркетинг нельзя, их можно только заменить. Не сразу, конечно же, а постепенно. Шаг за шагом трансформировать все это в нечто более современное по сути и по форме


5. Современные модели библиотечного менеджмента


Современный мир меняется с пугающей быстротой, рождая как новые возможности, так и новые угрозы. Стало общим местом утверждение: "Для поиска и отыскания путей развития в ХХI в. человечество нуждается в новой парадигме, которая обеспечила бы баланс экономического, социального и экологического развития". Но какова же эта новая парадигма? Последнее десятилетие обозначило зону острой критики, в которой оказались стереотипы управленческого мышления и устаревшие концептуальные подходы к управлению. Стала отчетливо проявляться ограниченность традиционной модели "рационального управления". Оно связывается, прежде всего, с возможностью предельно упорядочить и регламентировать организацию библиотеки, происходящие в ней процессы, достичь стабильности и устойчивости деятельности структурных подразделений. Несмотря на большую привлекательность четкости, определенности управленческих действий, заложенных в рациональной модели, она лишена главного - гибкости, столь необходимой в современных условиях. Сегодня одним из самых популярных понятий менеджмента является "неопределенность", не в смысле незнания, а как постоянная изменчивость условий, возникновение новых связей, быстрая переориентация функционирования в ответ на динамику потребностей. В условиях динамизма жизнедеятельности полный учет и просчет заранее, до мелочей всех деталей становится малореальным. Поэтому задача управления состоит в создании адаптивных, гибких управленческих моделей, а руководителя - в реализации комплексных и системных подходов.

Менеджмент эффективно решает проблемы создания таких моделей. В прошлом столетии менеджмент как новый социальный институт, новая ключевая социальная функция, новая, лидирующая в обществе группа менеджеров, возник и развивался с необычайной быстротой, стал незаменимым. И никогда прежде новый институт не охватывал земной шар с такой легкостью, пересекая границы рас и культур, языков и традиций, как это сделал менеджмент в течение одного поколения. И действительно, там, где внедрялся компетентный менеджмент, начиналось стремительное развитие. По-видимому, мы имеем дело с крупнейшей социальной инновацией.

П. Друкер, который сумел распознать, обобщить и описать появление нового могущественного фактора развития, пишет: "Всюду, где мы вкладывали только экономические факторы производства, особенно капитал, мы не добивались развития. В немногих случаях, когда мы могли породить энергию менеджмента, мы порождали стремительное развитие. Развитие, иными словами, - дело скорее человеческой энергии и придание ей направления есть задача менеджмента. Менеджмент - двигатель, развитие - следствие".

Реальный менеджмент всегда содержит общее и особенное в определенном соотношении и сочетании. В мире существует понимание не только менеджмента вообще как концепции, философии, типа управления, но и понимание различных моделей менеджмента.

Модели национального менеджмента - североамериканского, западноевропейского, скандинавского, японского, турецкого или латиноамериканского, несмотря на существенные различия между ними, постепенно начинают терять свою специфику. Традиционно противопоставляют модели менеджмента США и Японии, которые в сравнении показаны ниже.

Американская модель:

Индивидуальные решения и свобода действий.

Индивидуальная персональная ответственность.

Жесткая должностная субординация в четко установленной канонической организационной структуре управления.

Четкие формализованные должностные инструкции, процедуры контроля и алгоритмы управления.

Четко установленная властная вертикаль единоначалия.

Непрерывный мониторинг, быстрая оценка количества и качества индивидуального труда.

Быстрое продвижение по результатам труда и индивидуальным достижениям.

Критерии отбора: текущие результаты, профессиональные качества, самостоятельность, инициатива.

Стиль руководства, ориентированный на индивидуального работника, командный.

Ориентация менеджеров на достижение индивидуальных результатов.

Жесткая формальная регламентация отношений иерархии "руководитель-подчиненный".

Специализированная должностная и квалификационная профессиональная подготовка (предпочтение узким специалистам технократической ориентации).

Материальное стимулирование в тесной связи с индивидуальными результатами труда и достигнутой производительностью.

Краткосрочная занятость.

Японская модель:

Совместные решения и действия на основе группового согласия.

Коллективная ответственность.

Гибкое перераспределение

Функций руководства, прав и обязанностей в неформальной структуре управления.

Неформализованные процедуры

Координации, принятия решения и группового контроля.

Размытые в латентных структурах управления права, полномочия и функции руководства.

Отсроченная оценка коллективных результатов труда.

Медленное продвижение по результатам, старшинству, стажу.

Критерии отбора: способность занять в группе позицию делового неформального лидера.

Стиль руководства, нацеленный на группу, групповые санкции.

Ориентация менеджеров на достижение гармонии в группе.

Личные неформальные отношения с подчиненными и верхами.

Неспециализированная профессиональная подготовка работников и менеджеров универсального типа.

Сочетание морального стимулирования с материальными в зависимости от стажа работы, старшинства и показателей работы всей группы.

Долгосрочная занятость (пожизненный найм).

В настоящее время, по свидетельству специалистов, можно говорить о все ускоряющемся процессе конвергенции моделей менеджмента. Теоретики и практики менеджмента различных стран взаимно обогащают друг друга идеями, наиболее продуктивными методами руководства, современными организационно-структурными формами и технологическими средствами управления.

В этой связи практически важным и полезным является целенаправленное изучение опыта использования разнообразных моделей менеджмента в США, Японии, Западной Европе, в целом ряде других стран, доказавших в последнее время реальные возможности не только преодоления кризисов, но и скачкообразного перехода к новому качеству развития. В изучении этих моделей важно выявить методы и механизмы, прогрессивные технологии и способы, эффективные в российских условиях. Весьма плодотворным представляется подход, стимулирующий попытки изучать управленческие и организационные модели развитых государств в связи с решаемыми проблемами перестройки управления в России.

Главные моменты во всех национальных моделях менеджмента, ожидающие своего научного решения, везде одни и те же. Это проблема обеспечения стабильности развития в условиях нестабильной внешней среды, характеризующейся высокой динамикой и сложностью изменений. Ключевая проблема полемики, как в отечественной, так и в мировой науке - какие принципы, методы и механизмы регулирования должны соответствовать закономерностям нынешнего этапа социально-экономического развития.

В российской истории и действительности существует множество факторов (менталитета, общественного сознания, уровня научного мышления, методологической культуры, развития социально-экономического знания), как благоприятствующих использованию моделей менеджмента, так и затрудняющих их понимание и практическое осуществление.


Заключение


Рыночные условия качественно усложнили библиотечную деятельность, нацелили ее на гибкость, адаптированность к среде, структуре спроса и предложения на информационном рынке. Это, в свою очередь, обострило проблемы компетентности персонала библиотеки, ее менеджеров для работы в новых, быстро меняющихся, рыночных условиях, усложнило задачи подготовки и повышения квалификации библиотекарей.

Становятся все более высокими требования к уровню профессионального образования библиотечного специалиста, так как опыт все меньше может служить руководством для будущего. Все в большей мере требуются постоянно обновляемые знания и интуиция. Особое значение приобретает новый стиль мышления, способность к результативной профессиональной деятельности в условиях отсутствия специализиpoванныx методик, определенных норм и шаблонов, когда нет четких и ясных указаний.

Особую роль в обновлении библиотеки, повышении ее конкурентоспособности должны сыграть библиотечные менеджеры, для которых профессионально значимыми становятся способность находить решения на основе анализа и синтеза воздействующих на библиотеку факторов, мобильность в освоении новых технологий.

Основой формирования современной системы управления информационно-библиотечной деятельностью служат модели общего менеджмента, которые строятся, во-первых, на представлениях о природе человека и человеческих качествах и, во-вторых, на базе сведений о групповой динамике поведения малых социальных групп и закономерностях совместной деятельности людей в библиотеках и информационных центрах.

Менеджмент информационно-библиотечной деятельности должен быть творческой интерпретацией мировых моделей управления.


Список литературы


1.       Суслова, И.М. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности [Текст] / И.М. Суслова. - М: Профессия, 2009. - 600 с.

2.       Колесникова, М.Н. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности [Текст] / М.Н. Колесникова. - М: Профессия, 2008. - 350 с.

3.       libconfs. narod.ru

4.       www.univer. me

5.       biglibrary.ru


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.