Бизнес-планирование
Бизнес-планирование
Содержание:
1. Введение.
2. Для чего нужен бизнес-план?
3. Этапы разработки бизнес-плана.
4. Структура и содержание бизнес-плана.
5. Оформление и стиль бизнес-плана.
1.
Введение.
Любое новое дело нуждается в
принятии важных предварительных решений о его развитии. Бизнес-план- это очень
хорошее средство для их осмысления. В условиях становящегося российского
бизнеса уже работающие предприятия и люди, ещё недавно далёкие от хозяйственной
деятельности, ищут новые возможные применения своих сил в экономике.
Предпринимательство- это в
большей степени творчество. Однако первые шаги в предпринимательской сфере
требуют тщательного расчёта и умения правильно предвидеть своё будущее.
2. Для чего нужен бизнес-план?
Бизнес-план-это план развития предприятия, необходимый для
освоения новых сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнеса.
Бизнес-план может быть разработан как для нового,
только создающегося, предприятия, так и для уже существующих экономических
организаций на очередном этапе их развития.
Каковы основные цели бизнес-плана?
Грубое, но верное определение того, что означает бизнес-план для
предпринимателя, дал специалист по бизнес - планированию Г. Райен: «Понять себя
и продать себя». Другими словами, бизнес-планирование решает следующие важные
проблемы:
-
определяет степень
жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижает риск
предпринимательской деятельности;
-
конкретизирует
перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей
системы;
-
привлекает внимание и
интерес, обеспечивает поддержку со стороны потенциальных инвесторов фирмы;
-
помогает получить ценный
опыт планирования, развивает перспективный взгляд на организацию и её рабочую
среду.
Как видно, в отличие от традиционного плана организации
бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской
организации, но и внешние цели лиц которые могут быть полезны новому делу.
Помимо инвесторов заинтересованными лицами будущего бизнеса являются
потенциальные потребители и поставщики фирмы.
Для начинающего предпринимателя бизнес-плен- это по сути, всё, чем
он может привлечь внимание инвесторов. Уровень составленного бизнес-плана
становится показателем надёжности серьёзности предпринимателя и его дела.
Как правило, бизнес-план является отправной точкой для начала
переговоров между предпринимателем и возможными инвесторами (например,
банками). Особенно необходим бизнес-план при ведении переговоров с иностранными
инвесторами.
Бизнес-план, как никакой другой из планов фирмы, имеет внешнюю
направленность, превращая в своего рода товар, продажа которого должна принести
максимально возможный выигрыш.
В современных российских условиях бизнес-план осуществляет ещё
одну важную функцию- он является инструментом приватизации государственных
предприятий. Здесь он используется для обоснования предложений по приватизации,
для определения круга задач, связанных с санацией (оздоровлением)
приватизируемых предприятий. Бизнес-план входит в состав проспектов эмиссии
ценных бумаг, публикуемых при акционировании экономической организации.
Для сегодняшней российской практики характерна тенденция перехода
чрезмерно формализованного к более взвешенному и разумному применению
бизнес-планов в процессе приватизации.
Бизнес-план, как и стратегический план организации, охватывает
достаточно длительный период, обычно- 3-5 лет, иногда больше. Однако между
бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий:
-
в отличие от
стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы,
а только одну из них, ту, которая связана с созданием и развитием определенного
нового бизнеса. Бизнес-план ориентирован только на развитие, в то время как
стратегический план может включать другие типы стратегий организации;
-
стратегические планы- это
обычно планы с растущим горизонтом времени. По мере выполнения очередного
годичного плана его результат анализируется, что отражается на корректировке
или пересмотре стратегического плана. Нередко затем к стратегическому плану
добавляется очередной годичный период. Бизнес-план имеет чётко очерченные
временные рамки, по истечению которых определённые планом цели и задачи
должны быть выполнены(например, должен быть построен и достигнут проектной
мощности завод). Таким образом, бизнес-план по своей форме, в отличие от
стратегического плана, тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и
определённой самодостаточностью;
-
в бизнес-плане функциональные составляющие (планы
производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в
стратегическом плане, являются полноправными, равновесными частями
структуры бизнес-плана.
Близким «родственным» бизнес-плана можно
назвать такой документ, как технико - экономическое обоснование (ТЭО). ТЭО- это
ещё один вариант плана развития предприятия. В связи с этим функции ТЭО во
многом близки функциям бизнес-плана.
Главным отличием ТЭО от бизнес-плана
является то, что технико- экономическое обоснование- это специфический плановый
документ для создания и развития промышленных объектов. Поэтому особый акцент в
структуре ТЭО сделан на производственно- технические аспекты проекта, в то
время как коммерческие, рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти
нераскрытыми. Следовательно, можно говорить о гораздо узком, специфическом
характере ТЭО по сравнению с бизнес-планом.
Методика составления ТЭО разработана
Организацией Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). У нас
методика ЮНИДО была использована при разработке Рекомендации по обоснованию
предложений о создании совместных предприятий.
В соответствии с разработками ЮНИДО
предлагается следующая последовательность изложения материалов ТЭО.
1.
Общие исходные данные и
условия.
2.
Рынок и мощность
предприятия.
3.
Материальные факторы
производства.
4.
Место нахождения
предприятия.
5.
Проектно-
конструкторская документация.
6.
Организация
предприятия и накладные расходы.
7.
Трудовые ресурсы.
8.
Планирование сроков
осуществления проекта.
9.
Финансово-экономическая
оценка проекта.
Для российских предприятий ТЭО
является более привычной фирмой обоснования экономического проекта из-за
указанных особенностей его содержания. В современных условиях ТЭО отечественных
предприятий в наибольшей степени приближены к образу, предложенному ЮНИДО.
Бизнес-план, как форма обоснования предпринимательского проекта,
постепенно вытесняет ТЭО из сферы плановой деятельности бизнеса. В нём заложены
преимущества гибкого сочетания производственного и рыночного, финансового и
технического, внутреннего и внешнего аспектов деятельности фирмы.
3.Этапы разработки бизнес-плана.
Прежде чем приступить к
созданию бизнес-плана, необходимо получить весь комплекс необходимой
информации.
Первый шаг в подготовке бизнес-плана предполагает определение
источников нужной информации.
Ими могут стать:
-
учебники по бизнес -
планированию;
-
правительственные
учреждения (в том числе занимающиеся проблемами малого бизнеса);
-
фирмы по управленческому
консультированию и другие подобные организации;
-
отраслевые издания;
-
курсы по составлению
бизнес-планов;
-
аудиторские фирмы;
-
знакомые, коллеги, друзья.
Вторым шагом в работе над бизнес-планом становится определение
целей его подготовки. Цели определяются перечнем тех проблем,
которые призван разрешить бизнес-план. Очень важно понять, что внутренние и
внешние цели предприятия могут быть достигнуты, только если создан
по-настоящему добротный и качественный план.
Российские бизнесмены часто
приводят доказательства, опираясь скорее на эмоциональные, чем на рациональные
доводы. Однако в кредитной сфере словам и формальным отпискам доверять не
склонны.
Хилый, скудный по содержанию,
скрывающий важную хозяйственную информацию бизнес-план не может соответствовать
целям привлечения инвесторов.
Наиболее распространённые
недостатки при составлении бизнес-плана российскими предпринимателями будут
указаны при характеристике содержания его разделов (в разделе 4)
Третий шаг к созданию бизнес-плана- это
точное определение своих целевых читателей- будут ли это только
внутренние участники организации (что крайне маловероятно) или также внешние
лица, которых организация хотела бы видеть своими инвесторами, - будущие
акционеры, коммерческие банки, венчурные капиталисты. (Венчурный, или
рисковый, капитал- это коммерческие организации, специализирующиеся в области
финансирования предпринимательских проектов на различных стадиях их
осуществления (как на этапе становления, так и на этапах расширения и
модернизации), а также финансирования отдельных рисковых подразделений- видов
бизнеса, входящих в крупную хозяйственную организацию).
Выбор круга читателей
определяет специфику содержания бизнес-плана, необходимость тех или иных сторон
деятельности фирмы, экономических показателей (фирма, ориентированная на
финансирование в первую очередь за счёт выпуска и продажи акции, должна
подчеркнуть размеры дивидендов, порядок их выплат; если организация
рассчитывает на получение банковского кредита, в бизнес-плане нужно указать
величину процентов, имея в виду их типичные размеры на рынке вообще и на рынке
банковских кредитов в частности).
Когда автор будущего
бизнес-плана очертил круг своих будущих читателей, он может перейти к
следующему, четвёртому шагу- установление общей структуры
создаваемого документа.
Обычно бизнес-план включает в
себя такие составные части:
-
титульный
лист;
-
резюме;
-
историю
своего бизнеса ( если предприятие уже действует );
-
описание
продуктов (услуг);
-
описание
дел в отрасли, товарные рынки;
-
конкурентов:
оценку и выбор конкурентной стратегии;
-
производственный
план;
-
план
маркетинга;
-
организационный
план;
-
финансовый
план и оценку риска;
-
план
исследований и разработку;
-
приложение
(аппендикс).
Подробное описание каждого
раздела бизнеса- плана в (разделе 4).
Пятый шаг
бизнес- планирования предполагает сбор информации для подготовки
каждого из намеченных разделов бизнес-плана. На этом этапе необходимо заручится
поддержкой тех людей, которые имеют необходимые опыт и знания для составления
бизнес-плана.
Это могут быть внутренние
участники- работники организации, имеющие опыт и хорошее знание внутренней
среды. Желательно также привлечь внешних консультантов, особенно для
использования их в сферах финансового прогнозирования и маркетинговых
исследований рынка. Кроме финансистов, бухгалтеров, маркетологов в работу над
бизнес-планом могут вовлечены экономисты широкого профиля ( в том числе
специализирующиеся на макроэкономических проблемах), консультанты по
управлению.
Следующий, шестой
шаг в бизнес- планировании- непосредственное написание бизнес- плана. Это
очень ответственный и трудоёмкий этап.
Главное правило здесь:
предприниматель должен самостоятельно написать бизнес-план, даже если это
требует большого количества времени и у предпринимателя нет навыков такого рода
работы. Помощь консультантов предпринимателю завершается на предыдущем этапе,
когда внешние и внутренние консультанты помогают собрать необходимую информацию
и осуществляют её первичную обработку. На конечном этапе консультанты могут
ассистировать предпринимателю.
Если предприниматель
перепоручает написание бизнес-плана кому-нибудь другому, то следствием этого
являются:
-
неполное
и несистематичное знание предпринимателем слабых и сильных сторон своей
организации, основных направлений её деятельности, возможного будущего
запланированного проекта.
-
отсутствие
периода обучение деятельности по планированию, которое негативно скажется на
будущих действиях организации
( ведь планирование- это
неотъемлемый компонент управленческой деятельности);
-
неумение
предпринимателя доказательно и глубоко продемонстрировать преимущества своего
проекта будущим инвесторам.
Когда все разделы бизнес-плана
написаны, предприниматель должен подготовить резюме основных идей бизнес-план.
В целом работа по бизнес
планированию - это очень трудоёмкий и достаточно длительный процесс.
Предпринимателю приходится тратить недели и месяцы для создания бизнес-плана.
Различные специалисты по
бизнес- планированию единодушны в том, что суммарное время, необходимое для
этого, составляет около 200 часов.
4. Структура и содержание бизнес-плана.
В этом разделе
рассмотрим составляющие и содержание бизнес-плана.
Титульный лист и
оглавление.
Титульный лист имеет
следующее содержание:
-
заголовок
плана;
-
дата
его подготовки;
-
кто
подготовил план, полное название и адрес фирмы, имя предпринимателя и его
домашний телефон;
-
для
кого подготовлен план;
-
иногда
рекомендуют включить в титульный лист заявление о том, что содержащиеся в
документе сведения не подлежат разглашению,- так фиксируется право
предпринимателя на свою идею.
Оглавление- это наиболее читаемая часть
бизнес-плана, после титульного листа и резюме. Оно должно дать чёткое
представление о всём содержании бизнес-плана. Оглавление не должно быть
перенасыщено деталями, однако необходимо выделить подзаголовки наиболее
значимых отделов плане и не забить пронумеровать страницы.
Резюме.
Резюме пишется в последнюю
очередь, после того как бизнес-план в целом составлен. Оно должно включать в
себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришёл
предприниматель.
Страницы: 1, 2
|