скачать рефераты

МЕНЮ


Ценообразование в системе финансового планирования и финансового контроля на предприятии

Рентабельность расходов в 2007 году достигла 34,53%, что на 13,47% больше данного показателя за 2006 год.

Рассмотрим структуру себестоимости продукции.


Таблица 13 - Фактические затраты на производство продукции (основной деятельности)

Наименование

2006

2007

По основной деятельности, тыс. руб.

Удельный вес,

%

По основной деятельности, тыс. руб.

Удельный вес,

%

1. Выручка от продажи продукции

105039


162891


2. Себестоимость продукции

91249

100

120866

100

3. Материальные затраты

43287

47,43

85724

70,92

4. Затраты на оплату труда

9759

10,69

15907

13,16

5. Единый социальный налог

2537

2,78

4135

3,42

6. Амортизация

2544

2,78

3063

2,53

7. Работы и услуги, выполненные сторонними организациями

-


716

0,3

8. Прочие затраты

7794

8,54

13502

11,17


Проанализировав данную таблицу можно сделать вывод, что выручка от продажи продукции в 2007 году увеличилась на 57852 тыс. руб. по сравнению с 2006 годом. Себестоимость продукции значительно увеличилась и в 2007 году составила 120866 тыс. руб., что на 29617 тыс. руб. больше, чем в 2006 году. Самая большая доля в структуре себестоимости отводится материальным затратам, а именно затраты на сырье и материалы - в 2007 году они составили 47,3%.

Проведем анализ себестоимости по элементам затрат для производства 1 кг. пшеницы.

Из анализа таблицы 14 видно, что в 2007 году произошло снижение себестоимости на 48 коп. или на 14,2%, что вызвано значительном увеличением урожайности и соответствующим снижением всех затрат на 1 единицу продукции.


Таблица 14 - Анализ себестоимости по элементам затрат для производства 1 кг. пшеницы (руб)

Наименование

2006

2007

Абсолютное изменение, (+, -)

Относительное изменение,%

1. Сырье

1,85

1,64

-0,21

88,6

2. Топливо

0,59

0,52

-0,07

88,1

3. Заработ. плата

0,34

0,31

-0,03

91,2

4. ЕСН

0,09

0,08

-0,01

88,9

5. Амортизация

0,21

0, 20

-0,01

95,2

6. Прочие затраты

0,30

0,16

-0,14

53,3

7. Итого себестоимость

3,39

2,91

-0,48

85,8


Изменение себестоимости продукции происходит под влиянием объема продаж и структуры расходов, поэтому важное значение имеет факторный анализ себестоимости продукции.

Проведем факторный анализ себестоимости на основе переменных и постоянных расходов в себестоимости продукции.

Переменные расходы включают: сырье, материалы, топливо, электроэнергию, заработную плату рабочих-сдельщиков. Эти расходы прямо зависят от объема выпуска продукции. В 2006 году переменные расходы составили - 116011 тыс. руб., в 2007 году - 29422 тыс. руб.

Постоянные расходы включают в себя: заработную плату управленцев и обслуживающего персонала, работающего на повременной оплате труда, амортизацию, а также минимально необходимые материальные затраты для функционирования предприятия.

В 2006 году постоянные затраты составили - 2545 тыс. руб., в 2007 году - 2891 тыс. руб.

Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели:


 (3)


где Ci - себестоимость единицы i-гo вида продукции;

Аi - постоянные затраты, отнесенные на i-й вид продукции;

bi - переменные затраты на единицу i-гo вида продукции;

<VBПi - объем выпуска i-гo вида продукции.

Используя эту модель и данные таблицы 16, произведем расчет влияния факторов на изменение себестоимости изделия методом цепной подстановки.


Таблица 15 - Исходные данные для факторного анализа себестоимости

Наименование

2006

2007

Абсолютное изменение

1. Количество продукции, ц.

54682

111122

56440

2. Себестоимость, тыс. руб.

18556

32313

13757

3. Переменные расходы, тыс. руб.

16011

29422

13411

4. Постоянные расходы, тыс. руб.

2545

2891

346

5. Себестоимость 1 ц. продукции, руб.

339,3

290,8

-48,5

 

 

Общее изменение себестоимости единицы продукции составляет


ΔСобш = С1 - С0 = 290,8 - 339,3 = - 48,5 руб.,


в том числе за счет изменения:

а) объема производства продукции


ΔСVBП = Сусл1 -С0 = 315,7 - 339,3 = - 23,6 руб.;


суммы постоянных затрат


ΔСа= Сусл2 - Сусл1 = 318,8 - 315,7 = 3,1 руб.;


в) суммы удельных переменных затрат


ΔСb = С1 - Сусл2 = 290,8 - 318,8 = - 28 руб.


Переменные и постоянные расходы на 1 ед. продукции (1 кг) составят для 2006 года.


Переменные: 16011 тыс. / 54682 = 292,8 руб.

Постоянные: 2545 тыс. / 54682 = 46,5 руб.

Общая себестоимость: 292,8 + 46,5 = 339,3 руб.


Для 2007 года:


Переменные: 29422 тыс. / 111122 тыс. = 264,8 руб.

Постоянные: 2891 тыс. / 111122 тыс. = 26,0 руб.

Общая себестоимость: 264,8 + 26,0 = 290,8 руб.


Из приведенных расчетов видно, что переменные расходы снизились на 28 руб., постоянные снизились на 20,5 руб., общая себестоимость 1 ц. продукции в 2007 году снизилась на 48,5 руб.

Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели

Снижение общей себестоимости 1 ц. продукции вызваны значительным увеличением объемов производства в 2007 году.

Таким образом, основным фактором снижения себестоимости является увеличение объемов производства продукции за счет увеличения урожайности.


2.3 Анализ ценовой политики предприятия


Для того чтобы иметь представление о ценообразовании в ЗАО "Агрофирма Павловская нива" необходимо описать структуру управления отдела цен и ценовую политику предприятия.

Цели ценовой политики в ЗАО "Агрофирма Павловская нива":

Достижение заданного уровня прибыли (либо рентабельности капитала).

Стабилизация цен, прибыльности и рыночной позиции.

Расширение доли рынка.

Максимизация прибыли (либо рентабельности капитала).

Достижение наиболее высоких темпов роста продаж.

Формируют ценовую политику в ЗАО "Агрофирма Павловская нива" в несколько этапов. На первом этапе они формируют стратегические цели, которые являются основой для определения направлений его деятельности и устанавливаются на длительный период. Такими целями являются проникновение на рынок и закрепление на нем, увеличение своей доли продаж на рынке и пр. На втором этапе реализуют выбранную стратегию при помощи решения задач в самых разнообразных видах деятельности предприятия: производстве, ценообразовании, управлении затратами и пр. Если анализ рыночной ситуации подтверждает, что стратегические цели предприятия могут быть обеспечены за счет решения конкретных задач в области ценообразования, приступают к разработке тактики ценообразования. Тактика ценообразования - это конкретные практические меры по управлению ценами на продукцию предприятия, которые используют для решения задач, поставленных перед специалистами по ценообразованию. В ЗАО "Агрофирма Павловская нива" к числу таких мер относят установление скидок и надбавок к ценам. И, наконец, определение тактики ценообразования создает основу для разработки ценовой политики и определения на ее основе уровня цен.

Определяя возможный уровень цен, следует хорошо понимать взаимоотношения между ценой, с одной стороны, и покупками потребителей и их представлениями, с другой. С позиции экономической теории эта взаимосвязь определена тем, что рыночная равновесная цена на товар достигается при соответствии спроса со стороны покупателя и предложения со стороны продавца. Покупателя интересует потребительная стоимость, определяющая, являются ли эти издержки общественно необходимыми (способен ли товар удовлетворять общественные потребности), продавца - стоимость, обусловливаемая затратами предприятия.

Главной задачей отдела цен и ценовой политики ЗАО "Агрофирма Павловская нива" является разработка эффективной ценовой политики на основе контроля, анализа, разработки рекомендаций, расчета и корректировки текущих цен с целью обеспечения надежной адаптации предприятия к колебаниям рыночной конъюнктуры, ценовой политики к изменениям внешней среды и внутренних факторов для обеспечения рентабельности хозяйственной деятельности предприятия.

ЗАО "Агрофирма Павловская нива" относится к предприятиям - ценовым последователям, которые следуют рыночным ценам. Эти предприятия обладают слишком малой властью над рынком, чтобы проводить собственную ценовую политику, а потому в этих компаниях цены устанавливает рынок (спрос и предложение). Такие предприятия не могут существенно влиять на цены реализации продукции. Подобные ситуации характерны для рынков таких товаров, как пшеница, рис, сахар, кофе и некоторых других.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Проведем анализ ценовых показателей при помощи индексного метода. Сущность его заключается в построении ряда экономически обоснованных относительных величин, на основе которых делаются определенные выводы о состоянии организации и ее ассортимента на рынке либо в определенный момент времени, либо за определенный период деятельности организации.

По способу построения различают индивидуальные и сводные индексы цен (ценовые показатели). Индивидуальные индексы рассчитываются на основе данных, относящихся к одному и тому же товару. Это могут быть данные за отчетный и базовый периоды, данные о ценах реализации на территории А и территории Б:


 (4)


где ро, р1 - цена на товар в базисном и отчетном периоде соответственно.

Рассчитаем индивидуальный индекс цены для одного из товаров ЗАО "Агрофирма Павловская нива".

Стоимость 1 кг. пшеницы в первом квартале 2007 года составляла 12 руб., стоимость 1 кг. пшеницы во втором квартале 2007 года составляла 13 руб.



Для организаций, торгующих как одним наименованием товара, так и несколькими позициями, необходима информация о среднем уровне цен реализации. Эти данные используются для определения планируемого объема выручки, а, следовательно, и прибыли предприятия.

Расчет среднего уровня цен производится по формуле средней хронологической простой или взвешенной.

Дело в том, что цены реализации фиксируются в момент совершения сделок купли-продажи, то есть собранные сведения представляют собой моментный ряд динамики, как с равными, так и с неравными промежутками времени между наблюдениями (продажа может осуществляться не периодично).

Расчет средней хронологической простой и средней хронологической взвешенной производится соответственно по следующим формулам:


 (5)

 (6)


где рi - средний уровень цены в промежутке от n - 1 до n, рассчитывается по формуле средней арифметической простой;

ni - длина i-го промежутка.

Формула (6) используется при моментном ряде динамики с неравными периодами между наблюдениями.

Рассчитаем средний уровень цен за год на муку по формуле 5.

В первом квартале 2007 года цена 1 кг. пшеницы составляла 12 руб., каждый следующий квартал цена вырастала на 1 руб.



Для более точного определения среднего уровня цен одного вида товара используется следующая формула:

 (7)


где q - объем реализованного товара в натуральных единицах.

Рассчитаем более точно среднегодовой уровень цен на муку.

Объем продаж пшеницы в первом, втором и третьем квартале известен, в четвертом квартале 2007 года по прогнозу он составит 4000 кг.



При расчете средних ценовых показателей, относящихся к качественно разным товарам, необходимо приводить эти показатели к одному измерителю. В экономике универсальным является денежное измерение наряду с натуральным и условно-натуральным. Поэтому в качестве своеобразного веса выступает количество реализуемого товара, которое при умножении его на цену дает объем реализации, выраженный в деньгах.

Для совокупности нескольких видов товаров или товарных групп количество реализованного товара, зафиксированного на уровне базисного периода (индекс Ласпейреса), определяется следующим образом:


 (8)


где рi, рi0 - цена в отчетном и базисном периодах соответственно;

qi0 - объем реализации в натуральных единицах в базисном периоде.

Количество реализованного товара, зафиксированного на уровне отчетного (текущего) периода (индекс Паше), определяется так:

 (9)


где qi1 - объем реализации в натуральных единицах в отчетном периоде.

Формула Ласпейреса используется для расчета ценового показателя при условии, что структура потребления в базисном и отчетном периодах остается постоянной. Также эту формулу используют для расчета индекса потребительских цен (ИПЦ).

Индекс Паше, наоборот, в свою очередь фиксирует цены отчетного периода и отражает изменения в структуре потребления товаров.

Поскольку и индексу Ласпейреса, и индексу Паше присущи определенные недостатки в методике расчета, на практике довольно часто используется так называемый индекс Фишера, который представляет собой корень квадратный из произведения этих индексов:


 (10)


Для проведения индексного анализа динамики ценовых показателей выстраивают временные ряды, которые по принципу своего построения могут быть цепными (отражают изменение текущего значения ценового показателя по сравнению с предыдущим значением) и не привязанными к уровню предыдущего показателя.

Комплексное наблюдение за ценами началось в РФ в 1992 г. По настоящий момент этим наблюдением занимается Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Приоритетной задачей Росстата в области мониторинга ценовых показателей является отслеживание динамики потребительских цен. Эти данные служат основой для расчета прожиточного минимума, уровня потребительских расходов населения (уровня потребления), а также уровня накопления.

Основная задача индекса потребительских цен - элиминирование действия инфляции и инфляционных ожиданий, которые существуют на рынке среди потребителей. Использование этого индекса (иногда его называют коэффициентом-дефлятором) позволяет проводить сравнения потребительских расходов населения в их сопоставимом выражении.

Использование коэффициента-дефлятора важно не только с точки зрения макроэкономических задач государства, но и с точки зрения микроэкономического анализа деятельности торговой организации. При составлении и разработке финансовых планов и расчетов, графиков потоков денежных средств и прогнозировании финансового состояния организации применение коэффициента-дефлятора позволяет исключить инфляционный фактор из рассматриваемых моделей и, более того, учесть его при планировании своих будущих поступлений.

Таким образом, использование коэффициента-дефлятора позволяет установить соответствие между текущими (номинальными) величинами и этими же величинами в их реальном выражении. Планирование ценовых показателей с учетом уровня инфляции целесообразно либо в условиях осуществления торговой деятельности, в которой момент заключения сделки купли-продажи и момент оплаты отстают, друг от друга во времени, либо в условиях быстро растущих или падающих цен (обвалы и прорывы рынка).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.