Два ключевых показателя. Матрица рентабельности как средство управления ассортиментом
Два ключевых показателя. Матрица рентабельности как средство управления ассортиментом
Два ключевых показателя. Матрица рентабельности как
средство управления ассортиментом
Екимов Евгений - Баланс ЛТД
Область
профессиональных интересов - стратегическое управление, экономика предприятия,
управленческий учет, финансовый анализ, описание и проектирование
бизнес-процессов. Специализация - работа с предприятиями среднего бизнеса, в
том числе с группами компаний или холдингами.
В
производственных или производственно-торговых компаниях ассортимент собственной
продукции может насчитывать сотни или тысячи наименований. Эффективное
управление таким ассортиментом - задача сложная, для решения которой необходимо
собирать аналитическую информацию и представлять ее в наглядном и удобном для
понимания виде. Поможет продуктовая матрица, построенная в координатах
и названная здесь матрицей
рентабельности.
Два
показателя Матрица рентабельности представляет собой таблицу или диаграмму, в
которой размещаются названия или обозначения (номера, коды) продуктов из
ассортимента компании. По горизонтальной оси отображается объем продаж за
отчетный период (например, за месяц), по вертикальной - рентабельность каждого
продукта. При этом объем продаж может указываться в натуральном или денежном
выражении. Под рентабельностью здесь понимается отношение прибыли от реализации
продукта к его себестоимости, определенное следующим образом: R = (P-C) / C, где
R - рентабельность; P - отпускная цена единицы продукта; C - полная
себестоимость единицы продукта (можно использовать неполную себестоимость,
указав, какие виды затрат в нее входят, а какие - нет).
Если
в пределах отчетного периода цена изменялась, то в формулу подставляется ее
средневзвешенное значение. Пример матрицы приводится в табл. 1. Почему для
построения матрицы выбраны именно эти два показателя? Объем продаж отражает
востребованность продукта со стороны покупателей, а рентабельность - выгоду его
выпуска для компании-производителя. Насколько согласуются эти условия, можно
увидеть с помощью матрицы.