скачать рефераты

МЕНЮ


Экологические аспекты инноваций

p> Исследовать социальный механизм экономических нововведений и их оценки, означает определить: каково их состояние, каковы тенденции их развития; в какой мере эти тенденции совпадают (или не совпадают) с историческим развитием соответствующей закономерности

2. Социальная эффективность нововведений

2.1. Эффективность использования инноваций

Важным этапом является непосредственно использование иннваций, а также последующая оценка их эффективности. Значимость определения эффекта от реализации инноваций возрастает в условиях рыночной экономики. Не менее важна она и для переходной экономики.

В зависимости от учитываемых результатов и затрат различают следующие виды эффекта (см. таблицу 1)

Виды эффекта от реализации
|Вид эффекта |Факторы, показатели |
|Экономический |Показатели учитывают в стоимостном выражении все виды |
| |результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций |
|Научно-техниче|Новизна, простота, полезность, эсте тичность, компактность |
|ский | |
|Финансовый | |
| |Расчет показателей базируется на финансовых показателях |

В зависимости от временного периода учета результатов и затрат различают показатели эффекта за расчетный период и показатели годового эффекта.

Продолжительность принимаемого временного периода зависит от следующих факторов:

• продолжительности инновационного периода;

• срока службы объекта инноваций;

• степени достоверности исходной информации;

• требований инвесторов.

Выше отмечено, что общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта (результата) и затрат. Необходимо также отметить, что эффективность в производстве — это всегда отношение.

В целом проблема определения экономического и социального эффекта, а также выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию. Для оценки общей экономической эффективности инноваций может использоваться система следующих показателей:
1) интегральный эффект; 2) индекс рентабельности; 3) норма рентабельности;
4) период окупаемости.

Индекс рентабельности инноваций. Представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году. Рассмотренный метод помогает выбрать направления вложения средств в инновации, когда этих средств особенно мало.
Данный метод часто используют организации, находящихся на подчиненном положении и получающих от вышестоящего руководства уже жестко сверстанный бюджет. В качестве показателя рентабельности можно использовать индекс рентабельности. Индекс рентабельности представляет собой отношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам.
Другими словами, здесь сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная.

В условиях жесткого дефицита средств предпочтение отдается тем инновационным решениям, для которых наиболее высок индекс рентабельности.

Норма рентабельности представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту:

Период окупаемости. Является одним из наиболее распространенных показателей оценки эффективности инвестиций. В отличие от используемого в отечественной практике показателя «срок окупаемости капитальных вложений» он также базируется не на прибыли, а на денежном потоке с приведением инвестируемых средств в инновации и суммы денежного потока к настоящей стоимости.

Инвестирование в условиях рынка сопряжено со значительным риском, и этот риск тем больше, чем длиннее срок окупаемости вложений. Слишком существенно за это время могут измениться и конъюнктура рынка, и цены.

Наконец, ориентация на показатель «период окупаемости» часто выбирается в тех случаях, когда нет уверенности, что инновационное мероприятие будет реализовано, и потому владелец средств не рискует доверить инвестиции на длительный срок.


2.2. Характеристика результатов инновационной деятельности

Результаты инновационной деятельности выражаются в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или быть в неовеществленной форме (например "ноу-хау").

Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними права. Возникает такое юридическое понятие, как интеллектуальная собственность. В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией Российской Федерации (ст. 44).


2.3. Эффективность затрат на инновационную деятельность

Осуществление инновационной деятельности связано с внутренними и внешними источниками финансирования: собственные средства организации; средства бюджета; средства внебюджетных фондов; средства организаций предпринимательского сек тора.

Внутренние текущие затраты на исследования и разработки распределяются по видам работ: фундаментальные исследования; прикладные исследования; разработки по секторам деятельности; государственный; предпринимательский; сектор высшего образования; частный бесприбыльный сектор. Для оценки эффективности затрат на инновационную деятельность необходимо решить проблему оценки ее результатов.

Однако эффективность, получаемая продавцом и покупателем значительно отличается. Покупатель, приобретая новшества, совершенствует свою материально-техническую базу, технологию производства и управления. Он несет затраты, связанные с покупкой новшеств, их транспортировкой, освоением и др.

Важную роль в социальной эффективности нововведений играет экономическая культура того общества, в которое данное нововведение вытекает.

Экономическая культура в данном случае является регулятором экономического поведения и его частных случаев: спроса на нововведение, что, в свою очередь, определяет эффективность нововведения. Рассмотрение экономической культуры как способа взаимосвязи между экономическим сознанием общества и экономическим мышлением индивида или социальной группы предполагает суждения о регулятивных возможностях, заложенных в этом способе относительно экономического поведения хозяйствующих субъектов, выступающих носителями соответствующего типа экономической культуры.

Чем совершеннее способ взаимодействия между обществом и экономикой, тем эффективнее экономическая деятельность и рациональнее экономическое поведение, тем, следовательно, выше уровень экономической культуры. А ведь именно от уровня экономической культуры во многом зависит и судьба нововведения. Как упоминалось ранее, косное, пассивное, неразвитое экономическое сознание, не испытывающее в течение длительного времени потребности изменяться, обусловливает противоречивое, эмоциональное (а не рациональное) экономическое мышление, совмещающее внешнее следование политике экономических реформ со сложившимися социальными стереотипами.
Вследствие этого экономическое поведение приобретает скорее эмоциональный, нежели рациональный характер и осуществляется порой в состоянии психилогического стресса. В свою очередь это сказывается на НВ.
Экономически косное общество к нововведениям относится с подозрением (будь то НВ в сфере экономики или же просто быта, опаской. Посему социальная эффективность НВ неразрывна с экономической культурой. В рассматриваемом нами примере экономически косного общества, экономическое мышление такого типа в свою очередь не способно существенно обогатить социальной практикой экономическое сознание. Негибкий, отягощенный социальными стереотипами способ взаимодействия экономического сознания и экономического мышления в постсоветской экономике пока не порождает особых иллюзий относительно высокого уровня экономической культуры. Регулятивное воздействие несовершенного способа взаимосвязи экономического сознания и экономического мышления на экономическое поведение невелико и слабо обусловливает гибкость этого поведения. Особенности экономической культуры как процесса, регулирующего экономическое поведение, заключаются в следующем. Во-первых, экономическая культура включает в себя только те ценности, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на нее значимое (положительное или отрицательное) влияние. Во-вторых, особенность экономической культуры определяется теми каналами, через которые она регулирует взаимосвязь экономического сознания и экономического мышления. В- третьих, экономическая культура как регулятор связи экономического сознания и экономического мышления в большей мере, нежели любая другая культура, ориентирована на управление экономическим поведением людей.

Для анализа механизмов этого взаимодействия используется методология системного подхода, позволяющая раскрыть многообразие связей сложного объекта и свести их в целостную теоретическую картину. Данная методология позволяет углубить существующее знание исследуемого явления и найти способы объяснения, в основе которых лежит поиск конкретных механизмов целостности объекта, и выявления достаточно полной типологии его связей. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что задачей экономистов является, кроме всего прочего, повышение экономической культуры общества, дабы нововведение находило в нем положительный отклик.

3. Разработка программы по поддержке нововведений

Изучая данный вопрос важно уточнить сам механизм введения инноваций в общество, а также рассмотреть схему формирования затрат на инновации и их поддержку, но, в отличие от предыдущей главы, не сколько в экономическом аспекте, а сколько в законодательном, юридическом.


3.1. Механизм введения инноваций и затраты на них

Говоря о программе поддержки инноваций, важно подробно рассмотреть механизм воплощения в жизнь нововведений. Несомненно, важная роль в этом процессе принадлежит научным организациям. Существуют специальные организации, которые занимаются воплощением в жизнь инноваций, их поддержкой и распространением. Они носят название организационных структур инновационного менеджмснта — это организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.

Научная организация — организация (учреждение, приятие, фирма), для которой научные исследования и разработки составляют основной вид деятельности. Они могут быть основной деятельностью также для подраздолений, находящихся в составе организации.

Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам. Небольшой коллектив гораздо мобильнее может воспринимать и генерировать новые идеи. Малый исследовательский бизнес сформировался в 1960-х годах. Мелкие и средние исследовательские фирмы создавались, например, вблизи крупных университетских центров. Так, в США вблизи Стэнфордкого университета сосредоточено свыше 3 тысяч средних и мелких электронных фирм с общим числом занятых 190-200 тысяч человек.
Каждая из них ориентирует-на разработку и освоение одного-двух видов новой продукции, а в целом они покрывают 20% мировых потребностей в компьютерных и электронных компонентах определенных видов.

В зарубежной практике к малому и среднему предприниматльству относят фирмы с числом работающих до 500 человек. В перерабатывающей промышленности
Японии 750 тысяч заводов, из них 70% — это маленькие предприятия, где работают от 1 до 9 человек; 10% - предприятия с численностью работающих от
10 до 20 человек.

Знаменитые автомобили "Тойота" и "Хонда" на больших японских заводах просто собираются, а отдельные детали и узлы для них изготавливают десятки тысяч средних и малых предприятий. Американская практика организации поисковых исследований породила своеобразную форму предпринимательства — рисковый (венчурный) бизнес.

Венчурный бизнес представлен самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися на исследованиях, разработках, производстве новой продукции, Их создают ученые-исследователи, новаторы. Он широко распространен в США, Западной Европе, Японии.

Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных изысканий.

Как правило, венчурные фирмы неприбыльны, так как не занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки другим фирмам - эксплерентам, патиентам, коммутантам.

Венчурные фирмы могут быть дочерними у более крупных фирм. Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов: идеи инновации — нового изделия, технологии; общественной потребности и предпринимателя, готового на основе предложенной идеи организовать новую фирму; рискового капитала для финансирования.

Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах — путем приобретения акций новых фирм, либо предоставлением кредита различного вида, Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов в сферы с повышенной степенью риска, в новый расширяющийся или претерпевающий резкие изменения бизнес.

Для российской экономики венчурное предпринимательство привлекательно.
Успехи рискового предпринимательства в разработке, научно-технических новшеств заставили отдельные крупные промышленные предприятия Военно- промышленного комплекса (ВПК) Российской Федерации, как и за рубежом, пойти на внутренние рисковые проекты, или внутренние венчуры.

Инновационный бизнес не является занятием чистой наукой или изобретательством, хотя научно-технические разработки имеют приоритетное значение.

Поведение фирмы как потребителя инноваций можно определить, выяснив, какой она избрала вариант для проведения технологических изменений (рис.1).

Обозначения на рисунке: периоды цикла спроса — Е — зарождение; ?1 — ускоренный рост; ?2; — замедленный рост; М — зрелость; Д — затухание; Р — рентабельность (Р1 , Р2 , Рз); Т1 , Т2, Тз — временной диапазон оценки.

В случае стабильной технологии (рис, 1.а) высокая потребность в технологических инновациях появляется в области возникновения спроса и развития производства —Е и в области зрелости — М.

В случае плодотворной технологии (рис. 1.б) поnребность в инновациях также невелика, так как удовлетворение спроса происходит путем модификации продукции или освоения новых изделий без существенных изменений первоначальной технологии их производства.

И только в варианте изменчивой технологии (рис. 1.в) потребность в инновациях для поддержания жизненного цикла спроса постоянна на всех его стадиях.

На территории Российской Федерации существует около 15 тыс. структур, поддерживающих малый бизнес. Большинство из них создано или работает при содействии бывшего Госкомвуза (вошедшего в Министерство общего и профессионального образования РФ).

Высшая школа имеет около 800 малых фирм, объединенных в технопарки.
Целью технопарков является стимулирование малого инновационного предпринимательства.

Кроме технопарков, существуют бизнес-инкубаторы, цель которых — реализация любого сулящего прибыль проекта.

Фирмы-патиенты работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств.
Они действуют на этапах роста выпуска продукции и одновоеменно на стадии падения изобретательской активности. В сфере крупного стандартного бизнеса действуют фирмы-виоленты.Фирмы-виоленты — это фирмы с "силовой" стратегией.
Они обладают крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологии.

Фирмы-коммутанты действуют на этапе падения цикла выпуска продукции.
Их научно-техническая политика требует принятия решений о своевременной постановке продукции на производство, о степени технологической особенности изделий, выпускаемых виолентами, о целесообразных изменениях в них согласно требованиям специфических потребностей.


3.2. Приоритет государства в поддержке нововведений

Но главная роль в поддержке нововведений принадлежит государству. В свою очередь приоритет в объеме нововведений бесспорно принадлежит науке – т.к. именно благодаря ей происходят открытия, движущие прогресс человека вперед.
Учитывая выше привиденные факторы, процесс разработки программ поддержки нововведений мы рассмотрим на примере финансирования науки и ее деятельности, связанной с инновациями, государством.

Говоря о современной экономике, необходимо учитывать ее переходный характер. Это влияет на процессы финансирования государством научных нововведений. Такой процесс изменения вызван рядом факторов. Среди них нельзя не назвать и постепенное нарастание с началом политики либерализации цен нехватки денежных средств у товаропроизводителей, рост объемов взаимных неплатежей, привели к уменьшению поступлений в научные организации отраслевого профиля средств от основных их заказчиков — промышленных предприятий и объединений. «Сокращательные» тенденции затронули также академические и вузовские научные организации, имеющие договорные отношения с предприятиями.

Важнейшим источником финансирования НИОКР являются бюджетные средства.
Они используются в первую очередь для финансирования исследований и разработок в оборонных отраслях промышленности, а также для финансирования бюджетных организаций и проведения фундаментальных и прикладных исследований в академических и вузовских организациях. Сказанное выше приводит к выводу, что падение спроса на научно-техническую продукцию в начальный период становления рыночных отношений, приведшее к сложному финансовому положению многих научных организаций, явилось неизбежным следствием изменения принципиальных основ функционирования экономики. В этой ситуации факторами выживаемости научных организаций явятся квалификация их кадров, материально-техническая оснащенность. Но в любом случае изменение существующих организационных структур представляется неизбежным. Однако этот процесс не стоит драматизировать. Он будет способствовать формированию адекватной рыночной экономики научно- технической сферы, более приспособленной к реализации задачи по ускорению научно-технического прогресса. Тем не менее, благоприятные условия для саморегулирования появятся не сразу. Поэтому в современный период возрастает роль государства. Другим, сравнительно новым направлением использования предприятиями своих средств, не связанных с проведением
НИОКР, является покупка акций и облигаций акционерных обществ и предприятий, ценных бумаг государства с последующим получением по ним дивидендов (процентов). Третьим направлением финансовой поддержки государством научно-технической сферы являются прибыльно направленные организации.

Кроме методов прямого (посредством заключения контрактов, выдачи субсидии и т.д.) финансирования государством исследований и разработок необходимо активно использовать и так называемое косвенное финансирование научно-технических мероприятий, стимулирующее увеличение расходов предприятий. Применяются и другие льготы для стимулирования научно- исследовательской деятельности компаний, причем их состав и размер постоянно уточняется. Так, в 80-е годы в США, Франции, Японии, Канаде введена новая специальная налоговая скидка.

В заключение главы отметим, что условиями адаптации формируемой системы финансирования НТП к реалиям рыночной экономики является активная государственная научно-техническая политика: во-первых, направленная на непосредственое финансирование как конкретных НИОКР, так и отдельных научных организаций, в существовании и развитии которых заинтересовано государство; во-вторых, устанавливающая четкие приоритеты в финансировании, а также методы экономического регулирования участия государственных и негосударственных предприятий в создании научно-технической проекции.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.