Экономические обоснование стоимости туристского продукта (на примере Турции)
В любом случае цена будет определяться на основе
себестоимости и нормативной прибыли.
Общество с ограниченной ответственностью «Вояж» является
юридическим лицом - коммерческой организацией. Уставной капитал которого
разделен на доли определенных учредительными документами размеров, созданных в
целях извлечения прибыли.
Общество имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные
счета. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное
наименование на русском языке и указанием на его место нахождения.
Общество приобретает права юридического лица с момента его
государственной регистрации.
Полное фирменное наименование Общества: Общество с
ограниченной ответственностью «Вояж».
Место нахождения Общества: 190000, Санкт-Петербург,
ул.Б.Морская, дом 17 корп.4, офис 236., тел.(812) 325 69 66, т/факс 325 69 17.
ООО «Вояж» осуществляет законодательно определенную
туристическую деятельность, которая указывает на туроператорскую и турагентскую
деятельность, в соответствии своего Устава. Это:
• производство туристского продукта (производство товаров
туристского назначения и оказание услуг туризма);
• реализацию туристского продукта;
• организацию потребления туров и отдельных услуг туризма.
Общество «Вояж» специализируется на выездном туризме в
страны с сухим жарким влажным климатом – Турция, Египет, Кипр, Италия, Греция.
Подбор кадров в турфирме производился на конкурсной основе. Персонал составляет
55 чел.
Ассортимент услуг предоставляемых ООО «Вояж» рассмотрим в таблице 2.
Таблица 2
Анализ структуры объема
реализации туристических услуг
за декабрь 2002 г.
Ассортимент План Факт %
выполнения
__________________________ (отклонение)
т.р. % т.р. %
__________________________________________________________________
Реализация
турпутевок 1600 53.3 2000 55.5 +125
Эксклюзив-туры
500 16.7 550 15.3 +110
Заказ
билетов 450 15.0 500 13.9
+111
Аренда
автомобиля 150 5.0 200 5.6 +133
Страховка
120 4.0 130 3.6 +108
Другие
услуги 180 6.0 220 6.1 +122
__________________________________________________________________
ИТОГО:
3000 100 3600 100 120
Как видим из таблицы, даже в зимний период, т.е. в декабре
месяце, план по реализации туристических услуг фирмой выполнен на 120%.
Ведущую роль в деятельности фирмы
выполняют туроператоры. Они формируют (пакетируют) различные услуги
(размещение, транспорт, питание, развлечения в единый туристический продукт
реализуемый туристу непосредственно.
Турфирма комбинирует в пакете
услуг («package- tour»), по своему усмотрению и желания клиента, услуги
непосредственных производителей: гостиниц, транспортных предприятий,
экскурсионных бюро. Продукция туроператоров находит свой сбыт через турагентов.
Турагент выступает в качестве
продавца туристического продукта на основе договора, сформированного
туроператорами (рисунок 1).
|
|
Рынок:
- Туристов – около 15 тыс. чел.
-
Туров - 850 .
-
Оборот- 2564 млн. руб
-
Занятость- 55 чел.
-
|
|
Производители:
15 туроператоров
25 турагентов
|
|
Потребители:
Около 15 тыс. туристов
–отпускников со средним достатком
|
|
Рис.
1. Деятельность туроператоров
ООО
«Вояж» на рынке туризма г. Санкт-Петербурга
Туроператоры и турагенты ООО
«Вояж» контактируют с 60 агентствами в 5 странах мира – Турции – 10, Греции –
5, Египет-10, Кипр-10, Италия-
15. Необходимо отметить, что в создание объектов туристского показа туристская
фирма свой капитал не вкладывает, но уже само их существование приносит
туристской фирме денежный доход. Фирма оплачивает лишь услуги, связанные с
показом туристам этих объектов.
Структура продаж ООО «Вояж» в
2000-2002 гг. представлена на рис.2.
Рис.2. Структура продаж ООО «Вояж»
Своеобразие кругооборота оборотных средств в туризме сказывается
на скорости их оборота.
Важным показателем эффективности использования оборотных
средств является коэффициент загрузки средств в обороте.
Он характеризует сумму оборотных средств, авансируемых на
один рубль выручки от реализации туристского продукта. Иными словами, он
представляет собой оборотную фондоемкость, т. е. затраты оборотных средств для
получения одного рубля реализованного туристского продукта.
Коэффициент загрузки средств в обороте есть величина,
обратная коэффициенту оборачиваемости средств, и определяется как отношение
среднего остатка оборотных средств к сумме выручки от реализации туристского
продукта. Снижение этого коэффициента свидетельствует о повышении
эффективности использования оборотных средств.
Для туристских фирм характерны особый состав и структура
финансовых ресурсов. Этот состав определяется наличием турагентов и
туроператоров на туристском рынке. При этом следует отметить, что в летнее
время, на которое приходится пик туристского сезона, доля дебиторской
задолженности в составе финансовых ресурсов у туроператоров увеличивается до
70%, а доля денежных средств снижается до 15%.
Особенность состава и структуры финансовых средств, а также
их источников обусловлена своеобразием потока денег и задолженности между
субъектами туристского рынка, которое определяется прежде всего тем, что между
моментом продажи туристского продукта и актом его потребления имеется
значительный разрыв во времени. Туры составляются и продаются обычно за
несколько месяцев до начала отдыха, поэтому одновременно возникает кредиторская
и дебиторская задолженность у турагентов и туроператоров.
Туристический продукт (турпакет)
имеет время действия услуг свыше 24 - часов и / или включает ночевку
(размещение) и услуги перемещения (перевозки). Турпакет предлагается по общей
цене, включающей все показания услуги и все расходы, а потребительские свойства
соответствуют условиям договора.
Разработка туристского продукта - ответственный этап создания нового предложения. На этой стадии
замысел продукта должен воплотиться в нечто более конкретное. Самое главное
состоит в том, чтобы добиться полного соответствия услуги характеристикам,
заложенным в ее замысле. Только в этом случае новый продукт будет встречен
клиентами так, как и предполагалось при формировании его идеи.
При разработке нового туристского продукта необходимо уметь
правильно скомплектовать предложение.
Для целевых групп со сходными потребностями подбираются
туристские товары и услуги, которые в состоянии решить наиболее полно проблему
требований, предъявляемых ими к потреблению на месте. Правильный набор услуг в
«пакет» по количеству создает ясность туристу еще до начала самого путешествия
и облегчает ему выбор.
Комплексное обслуживание помогает туристам
планировать и организовывать рационально свободное время и ориентироваться на
уровень цен, который реально действует на рынке. Это, безусловно, ведет к
увеличению реализации туристского продукта.
Структура себестоимости тура на выезд из Российской
Федерации в Турцию выглядит следующим образом (таблица 3):
Таблица
3
Виды
затрат % к итогу
Размещение в
аппартаменте (четырех-
звездочный атель),
включая завтрак
11.7
Питание (обед и
ужин) 3.5
Информационный
коктейль 0.9
Коммунальная
такса
1.4
Трасферт:
от аэропорта в
отель и обратно
3.2
на берег моря и
обратно
4.4
Медицинский
осмотр 2.9
Медицинское
страхование 0.3
Экскурсии 3.8
Итого себестоимость
тура: 100.0
При дальнейшем определении
направлений развития бизнеса туристической фирмы ООО «Вояж», был разработан проект
мероприятий на повышение деловой активности фирмы (таблицы 4 - 5).
Таблица 4
План производства услуг в год ( в у.е.)
Наименование услуг Кол-во Стоимость Сумма
1. Выездные туры 45 11345
510525
2. Въездные туры 45 11345
510525
Таблица 5
Примерный прогноз
продаж туров
Количество
туров шт- 20 30 30 10
Цена
в у.е. 11345 11345 11345
11345
Общий объем
продаж в
у.е. 226900 340350 340350 113450
ООО «Вояж» использует упрощенную систему налогообложения.
Рассмотрим следующие таблицы, в
которых спланирована дальнейшая деятельность фирмы (таблицы 6 - 8).
Таблица 6
Проект
рентабельности ООО «Вояж»
____________________________________________________________________
на 01.06.2003 г.
Балансовая прибыль 50.0
Рентабельность туристических услуг
2.5
Рентабельность основной
деятельности 1.5
Рентабельность основного капитала 3.0
Рентабельность собственного капитала 4.5
Таблица
7
Проект деловой активности ООО «Вояж»
на 01.06.2003 г.
Выручка от
реализации туров 600
Балансовая
прибыль 50
Оборачиваемость
дебиторской задолженности 5.5
Оборачиваемость
кредиторской задолженности 3.0
Продолжительность
финансового цикла 2.0
Продолжительность
операционного цикла 5.0
Таблица 8
Проект о прибылях и убытках ООО «Вояж»
на 01.06.2003.
ДОХОДЫ:
Выручка от
реализации услуг 110000
Прочие
поступления 5000
ИТОГО
доходы:
115000
РАСХОДЫ:
Материальные
затраты 10000
Заработная
плата 30000
Отчисления на
социальные нужды 2000
Транспортные
расходы 4000
Прочие
расходы
1000
Налоги
9000
Проценты за
кредит, включаемые в себестоимость 1000
Амортизационные
отчисления 2000
ИТОГО
расходы:
59000
Балансовая
прибыль 56000
Налог на
прибыль
6000
ЧИСТАЯ
ПРИБЫЛЬ 50000
В завершение проектированного обоснования и расчетов экономической
эффективности произведем расчет показателей рентабельности турфирмы посредством
которого определим коэффициент рентабельности :
Балансовая прибыль
---------------------------------- х 100%
выручка + доходы
Подставим
проектируемые показатели и получим:
56000
-------------------------- х 100% = 7.8
600000 + 115000
Полученная проектируемая
рентабельность предприятия ООО «Вояж» - 7.8, лучший способ эффективного решения
проблем выхода на международный рынок за счет использования оргструктур управления,
разработки и реализации специальных программ.
Размещение сайта, запланированное на июль 2003 г. в Интернет позволит регулярно
информировать значительное число потенциальных потребителей о содержании
турпакетов предприятия.
Организационные формы осуществления такого взаимодействия
возможны при использовании внешне-экономических связей, в разработке планов
освоения новых эксклюзив-маршрутов, вежливое и компетентное обслуживание
потенциальных потребителей (туристов).
В данной курсовой работе проанализирован экономический механизм
формирования стоимости турпродукта.
Проанализированы особенности развития
международного туризма в общемировом и отечественном масштабе. Определена
сущность современного туризма, сделан акцент на том, что туризм сегодня играет
одну из ключевых ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового
валового национального продукта.
Рассматриваемая отрасль экономики –
туризм - развивается весьма динамично и в ближайшие годы может стать наиболее
важным ее сектором.
В качестве примера было выбрано
государство Турция, которое пользуется большой популярностью у российских
туристов. Разработано экономическое обоснование стоимости туристического
продукта (на примере Турции) и представлен проект мероприятий туристической
фирмы ООО «Вояж», который направлен на повышение деловой активности на рынке
туристических услуг Санкт-Петербурга, повышение доходности предприятия, повышение
уровня обслуживания потенциальных потребителей туристических услуг, расширение
сферы обслуживания путем контактирования с международными турагенствами по
реализации эксклюзив-туров и других форм
туризма.
В связи с вышеизложенным, можно сделать ВЫВОД:
Туристская индустрия - это совокупность гостиниц и иных средств размещения,
средств транспорта, предприятий общественного питания, средств развлечения,
объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного
назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую
деятельность, а также учреждений, предоставляющих экскурсионные услуги и
услуги гидов-переводчиков.
Основным туристским продуктом является комплексное
обслуживание, т.е. стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном
«пакете».
1.
Балабанов И.Т., Балабанов А.И.
Экономика туризма. - М.:
2.
Финансы и статистика, 1999.
3.
Биржаков М.Б. Введение в туризм. –
М.-СПб.: «Невский фонд», 2000.
4.
Биржаков М.Б., Биржаков К.М.
Железнодорожные туры. В справочнике «Туристские фирмы». - Вып. 16. - СПб.:
ОЛБИС, 1998.
5.
Волошин Н.И. Правовое регулирование
туристской деятельности. - М.: Финансы и статистика, 1998.
6.
Доклад Лиги Наций. Экономический
комитет «Исследование туристской поездки как международного фактора». -
Женева, 1937.
7.
Квартальнов В.А. Иностранный туризм.
- М.: Финансы и статистика, 1999.
8.
Отдых и путешествия, №7 (9), май
2001.
9.
Папирян Г.А. Международные
экономические отношения: Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 1999.
10.
Путешественник.-2001.-№ 7.
11.
Родионов П. Град Петра // Эксперт. –
1999. - № 21.
12.
Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция,
структура, маркетинг. – М.: «Ось-89», 1998.
13.
Сборник действующих договоров,
соглашений и конвенций, заключенных СССР и иностранными государствами: Вып. XXI. - М., 1957.
14.
Справочник выезжающего за
границу.2-е издание исправ. и дополн.-М.,”Книга”,1999.
15.
Справочник.Страны мира.-СПб., 2002.
16.
Документы ООО “Вояж”.
[1] Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика
туризма.-М.:Финансы и статистика, 1999, с.8.
[2] Биржаков М.Б. Введение в туризм. -
М.-СПб.: «Невский фонд», 2000. – С. 23.
[3] Там же.
[4] Доклад Лиги Наций. Экономический комитет «Исследование туристской
поездки как международного фактора». - Женева, 1937. - С. 8.
[5] Сборник действующих договоров,
соглашений и конвенций, заключенных СССР и иностранными государствами: Вып.
XXI. - М., 1957. - С. 259.
[6] Справочник.Страны мира.-СПб., 2002.
[7] Отдых и путешествия, №7 (9), май 2001.
[8] Путешественник.-2001.-№ 7.
8 Справочник
для выезжающего за границу.2-е изд, испр.и доп.-М.:»Книга»,1999 г.с.234.
10
Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. Учебное пособие.-М.:Финансы и
статистика, 1999.с.111.
11
Балабанов И.Т., Балабанов А.И.Экономика туризма:Учебное пособие.-М.:Финансы и
статистика,1999.с.110
Страницы: 1, 2, 3
|