скачать рефераты

МЕНЮ


Экономическое обоснование инвестиционного проекта на базе Донецкого металлургического завода

p> Приоритетными направлениями для привлечения и поддержки стратегических инвесторов могут быть определены те, где Украина имеет традиционные производства, владеет необходимым ресурсным потенциалом и формирует значительную потребность рынка в соответствующей продукции, а именно: производство легковых и грузовых автомобилей; тракторо- и комбайностроение; авиа- и ракетостроение; судостроение; замкнутый цикл производства топлива для АЭС; развитие энергогенерирующих мощностей; нефтегазодобыча, в частности на Черноморском шельфе; внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий; переработка сельхозпродукции; транспортная инфраструктура.

Инвестиции являются (в образном смысле) как бы воротами научно- технического прогресса. Научный потенциал страны, который раньше отличался мировым уровнем достижений в разных областях фундаментальной науки и техники, с возобновлением инвестиционной активности получит новое дыхание.
Эффективно решить проблему снижения ресурсо- и энергоемкости можно только путем широкого внедрения новых технологий современной техники, связав воедино интересы научных исследований и практики через потребности рынка.

В рыночных условиях на новых технологиях и новой технике можно только тогда заработать деньги, когда они содействуют улучшению жизни. При этом ученым в новой для них среде международной конкуренции на открытых рынках следует помнить, что время является главным фактором в современной экономике. Однако, как ни странно, многие рассматривают время как неисчерпаемый ресурс.

Современные условия экономического развития требуют проведения активной политики по привлечению прямых иностранных инвестиций. В Украине создана законодательная база в сфере регулирования инвестиционной деятельности, которая постепенно совершенствуется с целью достижения большего притока иностранных инвестиций и повышения эффективности их использования.

Одобренным 19 марта 1996 года Законом Украины “О режиме иностранного инвестирования” для зарубежного инвестора в Украине установлены равные условия деятельности с отечественным инвестором. Указанным Законом иностранным инвесторам даются государственные гарантии защиты их капиталовложений.

В частности, иностранные инвестиции в Украине не подлежат национализации. Государственные органы не имеют права реквизировать иностранные инвестиции, за исключением случаев осуществления чрезвычайных мер при стихийных бедствиях, авариях, эпидемиях, эпизоотиях. При этом зарубежному инвестору гарантируется адекватная и эффективная компенсация.

Иностранные инвесторы имеют право на возмещение ущерба, включая упущенную выгоду и моральный ущерб, причиненный им в результате действий, бездеятельности или ненадлежащего исполнения государственными органами
Украины либо должностными лицами предусмотренных законодательством обязательств перед иностранным инвестором.

В случае прекращения инвестиционной деятельности иностранному инвестору гарантируется возвращение его капиталовложений в натуральной форме или в валюте инвестирования без уплаты таможенной пошлины, а также доходов с этих инвестиций в денежной или товарной форме. Государство также гарантирует беспрепятственный и срочный перевод за границу прибылей и других средств в иностранной валюте, полученных на законных основаниях в результате осуществления иностранных инвестиций.

Если в дальнейшем специальным законодательством об иностранных инвестициях будут меняться гарантии защиты зарубежных инвестиций, определенные вышеуказанным Законом, то на протяжении десяти лет со дня вступления в силу такого законодательства по требованию иностранного инвестора применяются гарантии защиты иностранных инвестиций, определенные
Законом Украины “О режиме иностранного инвестирования”.

Важными правовыми документами, которые регулируют взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности, являются межгосударственные соглашения “О содействии и взаимной защите инвестиций”. Такие договоры являются гарантом придания справедливого статуса инвестициям и защиты их на территории другого государства. Они подписаны с 44 странами мира. Целый ряд проектов договоров находится на стадии согласования.

Положительно влияет на привлечение иностранных инвестиций сотрудничество и помощь Украине со стороны Международного валютного фонда и других международных организаций.

С целью поддержки разработки и реализации государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в экономику Украины, использования современного мирового экономического опыта ускорения интеграции Украины в систему международных хозяйственных связей Указом Президента Украины создан
Консультативный совет по вопросам иностранных инвестиций в Украине.

Для поиска финансовых ресурсов и реализации инвестиционных проектов создана Украинская государственная кредитно-инвестиционная компания.
Компания может осуществлять функции сопровождения и финансирования инвестиционных проектов.

В июле 1996 года создано Национальное агентство Украины по реконструкции и развитию, основной целью деятельности которого является создание благоприятных условий для развития международного экономического сотрудничества, взаимодействия с международными финансовыми организациями, соответствующими межгосударственными и региональными организациями, организациями иностранных государств в сфере привлечения и использования внешних финансовых ресурсов.

Во избежание споров между иностранными инвесторами и органами исполнительной власти и местного самоуправления, с целью содействия их оперативному внесудебному регулированию Указом Президента Украины создана
Палата независимых экспертов по вопросам иностранных инвестиций при
Президенте Украины.

Для содействия решению спорных вопросов, которые возникают в процессе реализации инвестиционных проектов при участии американских компаний, в октябре 1997 года Указом Президента Украины создана украинская часть
Специальной группы быстрого реагирования.

Однако, несмотря на созданную определенную законодательную базу, институционную инфраструктуру, привлекательность экономического потенциала
Украины (сравнительно богатые природные ресурсы, выгодное географическое положение, наличие квалифицированных “дешевых” рабочих кадров, достижения в научных исследованиях, значительная емкость внутреннего рынка), поступления иностранных инвестиций в Украину - незначительные. По сравнению со странами
Восточной Европы объем иностранных инвестиций, которые поступают в экономику Украины, в 3-7 раз меньше.

Две трети мировых капиталовложений приходится на 10 стран мира.
Крупнейшие инвесторы - США, Великобритания, Германия, Япония и Франция. В развивающиеся страны (в основном азиатские) было инвестировано 100 млрд. долл. США. На долю же 100 стран - наименьших реципиентов (включая Россию и
Украину) - приходится лишь 1,0 % прямых иностранных инвестиций, что для нашей страны не может считаться нормальной ситуацией.

Общий объем прямых иностранных инвестиций, которые фактически поступили в Украину (согласно квартальным данным Госкомстата Украины) за первое полугодие 2000 года по сравнению с первым полугодием 1999 года выросли на 58,6% и составили 420,1 млн. долларов. При этом из стран СНГ и
Балтии за январь-июнь поступило 5,3 млн. долларов (1,2% всех инвестиций), из других стран мира - 414,8 млн. долларов (98,8%).

Наибольшие объемы инвестиций внесены нерезидентами из США - 629,3 млн. долларов (17,5%), Кипра - 337,9 млн. долларов (9,4%), Нидерландов -
329,9 млн. долларов (9,2%), России - 284,2 млн. долларов (7,9%),
Королевства Великобритании - 271,9 млн. долларов (7,6%), Германии - 226,8 млн. долларов (6,3%), Кореи – 171,2 млн. долларов (4,8%), Швейцарии - 151,7 млн. долларов (4,2%), Вирджинских островов - 151,5 млн. долларов (4,2%).
Прямые иностранные инвестиции в Украину поступили из 107 стран мира, их общий объем на 1 июля 2000 года составил 3596,1 млн. долларов.

Наибольшие объемы иностранных инвестиций в млн. долларов приходятся на: г.Киев - 555,1; Киевская область - 170,6; Днепропетровская область -
141,5; АР Крым - 119,8; Одесская область - 119,0; Черкасская область -
106,3. В инвестициях в одинаковой мере остро нуждаются все регионы
Украины.

Зарубежные инвесторы проявили наибольший интерес к таким отраслям народного хозяйства (в млн. долл. США), как пищевая промышленность - 366,5; внутренняя торговля - 303,6; машиностроение и металлобработка - 152,2; финансы и кредит - 152,3; строительство и промышленность строительных материалов - 116,9; химическая и нефтехимическая промышленность 114,1; что составляет 67,1 % от общего объема.

Иностранные инвестиции вложены в 6247 предприятий, из которых лишь
1854 (29,7 %) выпускают продукцию.

Общая потребность экономики Украины (прогнозируемая) составляет более
40 млрд. долл. В инвестициях нуждаются практически все отрасли экономики: металлургия - 7 млрд. долл., машиностроение - 8,5 млрд. долл., транспорт -
3,7 млрд. долл., химия и нефтехимия - 3,3 млрд. долл.

Полный обзор инвестиций в основной капитал по регионам за период с
1985 по 1999 год представлен в таблице 1.3.

Таблица 1.3 – Инвестиции в основной капитал по регионам Украины
|Регионы |Объем инвестиций по годам в сравнительных ценах, млн. |
| |грн. |
| |1985 |1990 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |
|Украина |44690 |55368 |16097 |12557 |11449 |12151 |12197 |
|Автономная | | | | | | | |
|Республика Крым |2323 |2740 |428 |327 |279 |287 |503 |
|области | | | | | | | |
|Винницкая |1015 |1435 |448 |334 |265 |246 |202 |
|Волынская |678 |932 |196 |142 |162 |167 |174 |
|Днепропетровская |4632 |5557 |1784 |1335 |1162 |1133 |1083 |
|Донецкая |4991 |5866 |2027 |1652 |1330 |1497 |1480 |
|Житомирская |1048 |1906 |473 |322 |212 |173 |148 |
|Закарпатская |819 |1063 |143 |132 |122 |146 |169 |
|Запорожская |2386 |2898 |809 |702 |583 |688 |661 |
|Ивано-Франковск. |684 |802 |690 |259 |237 |239 |231 |
|Киевская |2451 |2938 |779 |611 |489 |572 |490 |
|Кировоградская |1132 |1575 |283 |219 |189 |173 |157 |
|Луганская |2567 |3102 |903 |647 |653 |583 |513 |
|Львовская |1807 |1883 |624 |538 |571 |502 |482 |
|Николаевская |1322 |1679 |448 |328 |272 |285 |241 |
|Одесская |2958 |3014 |674 |495 |512 |519 |602 |
|Полтавская |1430 |1832 |752 |704 |796 |850 |813 |
|Ровненская |1125 |1388 |323 |259 |237 |279 |270 |
|Сумская |1114 |1250 |357 |328 |285 |283 |303 |
|Тернопольская |668 |973 |247 |190 |198 |217 |157 |
|Харьковская |2523 |3095 |717 |721 |766 |703 |582 |
|Херсонская |1229 |1558 |282 |189 |171 |168 |140 |
|Хмельницкая |1253 |1735 |441 |295 |321 |334 |289 |
|Черкасская |965 |1306 |426 |305 |208 |194 |219 |
|Черновецкая |560 |868 |168 |110 |108 |101 |83 |
|Черниговская |823 |1220 |367 |309 |220 |207 |212 |
|г. Киев |1978 |2488 |1209 |1048 |1050 |1546 |1945 |
|г. Севастополь |209 |265 |99 |56 |51 |59 |48 |

Приведенные данные и тенденции, которые из них следуют, свидетельствуют о завершении короткого периода романтического отношения к инвестированию в экономику Украины. В реальной ситуации сложился и негативно влияет на поведение независимых инвесторов целый ряд проблем, которые требуют безотлагательного урегулирования.

Главными основами государственной инвестиционной политики на ближайшую перспективу являются: увеличение объемов капитальных вложений субъектов хозяйствования за счет прибыли и новой амортизационной политики; усиление влияния государства на активизацию инвестиционного процесса через увеличение объемов бюджетного финансирования капитального строительства крупных инфраструктурных объектов и введения кредитных основ бюджетного финансирования инвестиций; создание условий для привлечения долгосрочных кредитов коммерческих банков, упорядочение деятельности инвестиционных и инновационных фондов, переход от сертификации к денежной приватизации; увеличение инвестиционных ресурсов, которые формируются на фондовом рынке и за счет сбережений населения; введение экономического механизма страхования рисков внутренних и внешних инвестиций; образование соответствующих институтов по вопросам интеграции промышленного и банковского капитала, мобилизации средств под эффективные инвестиционные проекты в приоритетные отрасли экономики.

С целью облегчения поиска эффективных объектов инвестирования и инвесторов во многих министерствах и ведомствах Украины образованы банки данных объектов инвестирования в разрезе отраслей народного хозяйства и регионов (например, база данных Минэкономики включает более 2000 таких объектов).

На основании информации посольств, стран - потенциальных инвесторов и материалов, которые поступают в правительство, образована база данных иностранных инвестиционных фирм (их более 200), которую используют украинские производители для поиска иностранных инвесторов.

Увеличение поступлений иностранных инвестиций в экономику Украины способствовало бы образованию отдельных экспортно-промышленных зон (вариант свободных экономических зон).

Государство должно прилагать все силы для реструктуризации экономики, стабилизации общей политической и экономической ситуации, что будет способствовать улучшению инвестиционного климата в стране.

Успешно проведенная денежная реформа монетарными способами приостановила инфляцию - за 11 месяцев 1997 года ее уровень - 8,6 %, отменены нетарифные методы регулирования экспортно-импортных операций, ведется работа по стабилизации и либерализации внешнеэкономической деятельности, сбалансированности таможенной и ценовой политики, осуществляется реформирование налоговой системы в сторону уменьшения давления на производителя, совершенствуется нормативно-правовая база.

В соответствии с распоряжением Президента Украины от 18.08.97 года №
298 “О неотложных действиях по ускорению реформ и выводу экономики Украины из кризиса” готовится ряд законодательных актов, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности, улучшение условий деятельности инвесторов, в том числе зарубежных, в конкретных сферах хозяйственной деятельности, а именно:
- об изменениях и дополнениях к Закону Украины “О режиме иностранного инвестирования”, что предполагает освобождение от ввозной пошлины иностранных инвестиций в виде устройств, оборудования,, которые вносятся в уставный фонд предприятий с иностранными капиталом;
- об изменениях к Закону Украины “О государственной пошлине” в части уменьшения государственной пошлины за нотариальное освидетельствование договоров залога;
- о восстановлении льгот совместным предприятиям производственной сферы с иностранными инвестициями, зарегистрированных до 01 января 1995 года;
- об изменениях и дополнениях к Земельному кодексу Украины относительно предоставления иностранному инвестору права собственности на земельный участок под предприятия, а также возможности продажи ему объектов приватизации вместе с земельными участками.

Планируется принятие закона Украины о соглашениях по разделению продукции, который должен ускорить привлечение иностранного капитала для освоения запасов нефти и газа в Украине.

После принятия закона о бухгалтерском учете и отчетности будет проведена окончательная гармонизация национальной системы отчетности соответственно к международным стандартам.

1.4 Условия повышения эффективности инвестиционной деятельности

Экономика имеет дело с выбором – это выбор между ориентирами инвестиционной стратегии, между разными технологиями производства, между производством различных товаров и услуг, в то время как должны вознаграждаться различные вложения ресурсов. Любой выбор влечет за собой издержки. Вопрос состоит в том, какой выбор позволяет получить наибольшую эффективность.

К тому же инвестор прекрасно осознает, что далеко не всякие инвестиции играют позитивную роль в экономическом процессе. Инвестиции могут быть также “ошибочными”, то есть, направленными в бесперспективные секторы и виды производства. Это случается обычно из-за неверной информации о будущем. Когда органы хозяйственного управления, принимающие решения об инвестициях, просто-напросто не могут верно определить, производство какой продукции будет выгодным или когда, в целом, экономическая политика, стратегия, сориентированы неверным образом.

Ошибочные инвестиции означают расточение ресурсов, поскольку связывают их в проектах, которые не приведут к намеченному росту экономики.
И, конечно, они не являются надежным источником рабочих мест в долгосрочной перспективе.

Научное знание о новейшей технологии производства, о будущем спросе и о грядущей деловой коньюктуре – является определяющим для экономического роста. Образование же, сфера научных исследований становятся решающим фактором экономического роста.

Чтобы имел место приемлемый по уровню стабильный экономический рост, ресурсы должны направляться в те отрасли хозяйства, которые дадут наивысший экономический эффект.

Рынок инвестиций должен быть подвижным. Инвестиции должны иметь возможность переливаться из стагнирующих отраслей и предприятий в те, у которых более благоприятные перспективы.

В силу чисто экономических причин существуют различия в доходах от инвестиций. При этом доходы на производственные инвестиции должны быть больше доходов по альтернативным видам вложений, таким, например, как вложения в антиквариат, золото, бриллианты, банковские вклады и т.п. Так как, в противном случае, нет экономической выгоды от вложения средств в производство, которое всегда связано с риском, а более предпочтительным выступает получение дохода от более гарантированных операций.

Технический взгляд на эффективность инвестиций состоит в том, что производство должно занимать положение на кривой производственных возможностей, а не внутри нее. Но он ограничен в том, что не учитывает, есть ли у населения потребность в тех товарах, которые производятся в данном случае. Мир товаров и услуг разнообразен. Ориентироваться в нем непросто.

Для наполнения понятия эффективности инвестиций приемлемым макроэкономическим содержанием, необходимо принимать во внимание пожелания и потребности людей. Таким образом, эффективной комбинацией инвестиционных вложений в различные отрасли и сферы хозяйства, должна стать та точка на кривой производственных возможностей, которая наилучшим образом отвечает желаниям и потребностям людей. Общество располагает различными ресурсами, которые выносятся на рынок и люди имеют возможность выбирать между различными товарами и услугами. Таким образом, каждое вложение ресурсов и каждый обмен должны быть организованы таким способом, чтобы затраты точно соответствовали тем потребностям, которые потребитель удовлетворяет в результате определенного экономического действия. Если же оказывается, что издержки, затраты больше, чем получаемый эффект, то необходимо отказаться от данного действия.

В экономическом расчете последнее слово принадлежит соотношению издержек и выгоды, которая последует за действиями, предпринимаемыми хозяйствующими субъектами.

Таким образом, будет ли потенциальный инвестор делать новые вложения
– определяется не тем, какую прибыль дали предыдущие инвестиции, а тем, какую прибыль предполагается получить от новых. Примет ли предприятие еще одного работника зависит не от того, что производят те, кто уже работает, а от того, что принесет новый работник.

Выгода (благо), которую получает субъект хозяйствования от осуществления данного варианта инвестиционных вложений, называется предельной полезностью. Доход, который получает предприятие от продажи дополнительной единицы товара, произведенного в результате данных инвестиций, называется предельным доходом. Производительность, вызванная дополнительной затратой инвестиционных ресурсов, называется предельной производительностью. Дополнительный продукт, произведенный еще одним новым работником, в результате расширения предприятия, называется предельным продуктом. Эти добавочные потребительские блага, доходы предприятий и производительность дополнительных ресурсов сравниваются с предельными издержками, которые вызываются дополнительными затратами или отказом от каких-либо благ. Иногда используются термины “маргинальные издержки”,
“маргинальная полезность”, “маргинальный продукт” и “маргинальный доход”.
Считается, что предельные издержки (в расчетах этого типа) обычно возрастают, а издержки производства дополнительной единицы товара или услуги растут. Это связано с убывающей производительностью, которая подразумевает, что для производства дополнительной единицы товара или услуги необходимо вкладывать относительно больше ресурсов, чем для производства предыдущей. Точно так же считается, что для индивида постоянно возрастает и тягость (отрицательная полезность) от дополнительного труда.
Иными словами, каждый добавочный час труда требует больших жертв, чем предыдущие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.