Билет 1. Роль управления в развитии экономики, предпринимательства
и общества Управление (менеджмент) — процесс сочетания ресурсов для
достижения поставленной цели. Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди
работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого
общества: - социальной – необходимость установления и поддержания порядка в
группах, в социальных сообществах; - экономической – необходимость в производстве и распределении
ресурсов; - оборонительной – защита от врагов и диких зверей.
1. В развитии экономики: Экономика является научным направлением,
определяющим структуру и состояние отраслей хозяйственной деятельности
и в целом государств и международных сообществ. Для современной
экономики характерно функционирование большого числа крупнейших
организаций, оказывающих мощное воздействие на жизнь общества.
Совершенствование управления организацией, в частности, повышение
уровня организационной культуры, становится решающим фактором
общественного прогресса. Наука управления сформировалась под воздействием технического
прогресса и стала ответом на потребности государства крупного бизнеса
и сферой самоутверждения энтузиастов. Наука управления является и
необходимым условием и мощным фактором роста эффективности
современного производства, важным направлением междисциплинарных
исследований, способом анализа опыта, практики управления.
Управленческая деятельность осуществляется в различной экономической
среде. Теория управления представляет собой науку, изучающую процессы
управления в социально-экономических системах, содержание и форму
управленческих отношений, закономерности их возникновения и развития,
а также принципы эффективного управления. Управление, нередко в экономике, именуемое менеджментом, охватывает
все ее сферы. Основными же объектами управления являются: персонал;
исследование и разработки; маркетинг и риск; производство; качество
продукции; финансы и капитал.
2. В развитии предпринимательства: Инструментом предпринимательской
деятельности является – предприятие. С правовой точки зрения, под
предприятием подразумевается самостоятельный хозяйственный субъект с
правовыми, юридическими лицами, которые на основе использования
закрепленного за ним имущества производят и реализуют продукцию,
выполняют работы и оказывают услуги. К любому типу организации,
независимо от ее размеров и целей может быть применен ряд основных
принципов выбора оптимального сочетания ресурсов – земли, труда и
капитала.
3. В развитии общества: Окружающий человека мир принято делить на
неживую природу, живую природу и человеческое общество. Соответственно
выделяют управление техническими системами (производственно-
техническими процессами, механизмами, системами машин), управление
биологическими системами и управление социальными системами
(человеком, семьей, фирмой, отраслью, муниципальным образованием,
регионом, государством и т.д.), или иными словами социальное
управление. Поскольку управление связано с организацией людей,
социальных групп и других общностей по “производству” и
воспроизводству самих себя, то его можно рассматривать как социальное
управление. Существует множество определений, что такое управление. В качестве
рабочего понятия предлагаем взгляд, согласно которому управление
рассматривается как воздействие на отношения между людьми в целях
согласования и объединения их совместного труда по созданию
благоприятных условий жизнедеятельности. В данном контексте управление
рассматривается в качестве ключа к формированию и функционированию
рациональных общественных отношений.
3. Значение любой науки в жизни общества определяется теми целями
которые она решает и темы функциями, которые она выполняет. Цели
теории управления можно сформулировать следующим образом: -изучение наиболее важных, типичных фактов управленческих
отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и
управляемых; -определение основных тенденции развития управленческих процессов; -построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития
управленческой деятельности в будущем; -формулирование научно-обоснованных рекомендаций по
совершенствованию системы управления.
К функциям теории управления следует отнести: -познавательную. Она связана с изучением сущности управленческих
отношений, основных особенностей управления как специфической сферы
трудовой деятельности, ее роли и значимости в развитии общества и его
подсистем. -оценочная. Ее суть состоит в том, чтобы оценить в какой мере
соответствует или не соответствует существующая в данном обществе,
организации система управления основным тенденциям развития этого
общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства
населения; -прикладную. Данная функция связана с разработкой научно
обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления
обществом и его элементов; -прогностическую. Она направлена на выявление наиболее вероятных и
желательных изменений в управленческой деятельности в обозримом
будущем. -образовательно-воспитательная. Ее предназначение состоит в
распространении знаний об управлении, его основных задачах, принципах,
функциях, механизмах среди управленческих кадров и широких слоев
населения. -идеологическая. Идеология – это система основополагающих взглядов
на существующие общественные отношения (в том числе и управленческие
отношения) в соответствии с положением и интересами личности,
социальных групп, общества в целом. Теория управления аккумулирует и
приводит в систему управленческие идеи и оказывает влияние на сознание
субъектов управленческих отношений.
Билет 2. Наука управления. Предмет ее изучения и отличительные
признаки научного управления. Управление (менеджмент) — процесс сочетания ресурсов для
достижения поставленной цели. Управление как общественный феномен известен с древних времен и
является предметом изучения целого ряда наук, в том числе,
менеджмента, социологии, политологии, философии, кибернетики,
психологии, экономики. Теория управления представляет собой науку,
изучающую процессы управления в социально-экономических системах,
содержание и форму управленческих отношений, закономерности их
возникновения и развития, а также принципы эффективного управления. Объектом теории управления является управленческие процессы
протекающие в территориальных, профессиональных и иных группах людей,
которые обеспечивают процесс производства и воспроизводства человека,
т. е. управленческие отношения. Теория управления как любая наука имеет предмет своего
исследования. Предмет науки представляет собой область познания
объективной реальности, на которую направлено научное исследование. К элементам предмета теории управления могут быть отнесены: -сущность управленческих отношений, как системы взаимодействия
людей по поводу организации их совместной жизни; -механизм управления разными системами социально-экономического
организма; -механизм самоорганизации и саморегулирования систем различного
уровня (индивида, коллектива, города, района, области, страны и т.д); -приемы, техника и методика процесса управления; -структурные элементы системы управления. -общие закономерности возникновения, функционирования и развития
управленческих явлений; -основные понятия, используемые в управленческих науках (понятие
управления, цели управления, принципы управления, управленческие
отношения, методы управления, эффективность управления, функции
управления, объект управления, субъект управления и др.).
2. Важнейшая задача любой науки состоит в том, чтобы всесторонне
изучить, а затем выразить в понятиях и научных определениях свой
предмет. К основным категориям теории управления относятся:
управление; система управления; субъект управления; объект управления;
управленческие отношения; цели управления; принципы управления; методы
управления; функции управления; процесс управления; модель управления;
технологии управления; стиль управления; управленческое решение;
эффективность управления; совершенствование управления; и др.
3. По сравнению с другими видами труда, управленческий труд имеет
ряд специфических особенностей: -он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов
деятельности: организационно-административной и воспитательной,
аналитической и конструктивной, информационно-технической; -участвует в создании материальных благ и оказании услуг
опосредовано, через труд других работников; -предметом труда является информация; -средством труда – организационная и вычислительная техника; -результатом труда – управленческое решение.
3. Каждая наука для познания своего предмета вырабатывает
собственную методологию. Методология теории управления представляет
собой систему методов, используемых при познании управленческих
процессов. К функциям теории управления следует отнести: -познавательную. Она связана с изучением сущности управленческих
отношений, основных особенностей управления как специфической сферы
трудовой деятельности, ее роли и значимости в развитии общества и его
подсистем. -оценочная. Ее суть состоит в том, чтобы оценить в какой мере
соответствует или не соответствует существующая в данном обществе,
организации система управления основным тенденциям развития этого
общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства
населения; -прикладную. Данная функция связана с разработкой научно
обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления
обществом и его элементов; -прогностическую. Она направлена на выявление наиболее вероятных и
желательных изменений в управленческой деятельности в обозримом
будущем. -образовательно-воспитательная. Ее предназначение состоит в
распространении знаний об управлении, его основных задачах, принципах,
функциях, механизмах среди управленческих кадров и широких слоев
населения. -идеологическая. Идеология – это система основополагающих взглядов
на существующие общественные отношения (в том числе и управленческие
отношения) в соответствии с положением и интересами личности,
социальных групп, общества в целом. Теория управления аккумулирует и
приводит в систему управленческие идеи и оказывает влияние на сознание
субъектов управленческих отношений.
Билет 3. Понятие об управлении, о процессе и системе управления Управление (менеджмент) — процесс сочетания ресурсов для
достижения поставленной цели. 1. Процесс управления представляет собой совокупность отдельных
видов деятельности, направленных на обеспечение функционирования и
развития системы в интересах достижения стоящих перед ней целей.
В процессе управления решаются две задачи: -тактическая – связана с поддержанием устойчивости и взаимодействия
всех элементов системы; -стратегическая – обеспечивает развитие и совершенствование
системы, перевод ее в качественно иное состояние. Процесс управления включает следующие элементы: - предмет и продукт управленческого труда (информация, решения); -средства управленческого труда (компьютеры, телефоны и т.д.). В процессе управления выполняется множество операций. Среди них
выделяются такие: вычислительные, логические, описательные,
контрольные, сбора и анализа информации и т.п.
Документально зафиксированная последовательность выполнения
элементов управленческого процесса, определяющая состав, очередность,
содержание составляющих его операций называется управленческой
процедурой. Способ выполнения управленческих операций и их элементов в
оптимальной последовательности при рациональном распределении между
исполнителями с учетом их квалификации и затрат времени называется
управленческой технологией.
Выделяют следующие виды технологий управления: -линейная – характеризуется строгой последовательностью отдельных
управленческих фаз, вытекающих друг из друга и сменяющихся в
соответствии с заранее намеченным планом (например, при управлении
поездов); -управления по отклонениям - исходит из того, что незначительные
отклонения не требуют корректировки управленческого процесса и
преодоление незначительных отклонений возможно силами самих
исполнителей; вмешательство руководителя происходит лишь при
значительной величине отклонений; -управления по результатам – заключается в том, что в зависимости
от степени достижения запланированных результатов на предыдущей фазе,
происходит уточнение последующих управленческих действий (например,
при управлении войсками); -управления по целям; -управления по ситуации; -поискового управления.
2. Управление представляет собой сложную систему. Система
(гр.systema – составленное из частей; соединение) – это некоторая
целостность, состоящая из взаимозависимых и взаимодействующих
элементов, каждый из которых служит единству целого. В систему управления входят: 1) субъект управления – это лицо, группа лиц, специально созданный
орган или общество в целом, которые воздействуют на управляемую
систему в целях обеспечения ее функционирования и движения к заданной
цели. Субъект управления осуществляет управленческую и организационную
работу, принимает решения и обеспечивают достижение поставленных
целей. Субъект управления называют еще управляющей системой. Очень
часто из круга субъектов управления исключается общество, что неверно.
Ведь общество выступает в качестве субъекта управления по отношению к
элементам государства. Например, общество создает органы
государственной власти, может принимать конституцию страны и т. д. 2) объект управления – это общество и его элементы (государство,
регион, муниципальное образование, отрасль, предприятие, трудовой
коллектив, семья, личность и т.п.) на которые направлено
управленческое воздействие в целях обеспечения их функционирования и
развития. Объект управления иногда называют управляемой системой.
Объекты управления можно классифицировать по следующим основаниям: По масштабам и уровням управленческого воздействия объектами
управления выступает мировое сообщество, страна, регион, муниципальное
образование, отрасль, предприятие, коллектив и т. п. По сферам общественной жизни объекты управления включают в себя
экономическую, политическую, социальную, культурную деятельность. По адресату управленческого воздействия объекты управления
подразделяются на население страны, региона, муниципального
образования; персонал министерств, предприятий, организаций и
учреждений; персонал органов государственной и муниципальной власти и
т.п. При этом управленческое воздействие во всех случаях оказывается на
отношения и взаимодействие людей, вовлеченных в тот или иной вид
жизнедеятельности и объединенных в те или иные социальные группы и
институты. Строго говоря в качестве объекта управления выступают не
люди, как нередко считают, а отношения между людьми существующие на
различных уровнях управления (государство, регион, муниципальное
образование, отрасль промышленности, социальные организации, трудовой
коллектив, семья, личность). 3) Содержание управления или процесс управления. Основное в
процессе управления - управленческие технологии. Технология управления
состоит из информационных, вычислительных, организационных и
логических операций, выполняемых руководителями и специалистами
различного профиля по определенному алгоритму вручную или с
использованием технических средств. Иными словами технология
управления – это приемы, порядок, регламент выполнения процесса
управления. 4) социальные ресурсы (мотивационные, интеллектуальные,
информационные, коммуникативные, демографические, инновационные,
организационные и др.) Кроме того, в систему управления входят управленческая теория и
идеология, принципы и методы управления.
Билет 4. Сущность и содержание управленческого цикла. Его
реализация во времени и пространстве Управленческий цикл содержит в себе четыре функции, — это
планирование, организация, мотивация, контроль. Данные функции
охватывают все виды управленческой деятельности по: созданию
материальных ценностей, финансированию, маркетингу и т. д. Планирование. Эта функция представляет собой по существу процесс
подготовки решений. Этапы планирования: а) постановка целей; б) определение исходных предпосылок; в) выявление альтернатив; г) выбор наилучшей альтернативы; д) ввод и исполнение плана. Организация. Функция организации нацелена на упорядочение
деятельности менеджера и исполнителей. Это прежде всего оценка
менеджером своих возможностей, изучение подчиненных, определение
потенциальных возможностей каждого работника, расстановка сил и т. д.
Вся эта организаторская деятельность протекает на фоне проявление
вполне конкретных структур предприятия. Мотивация. После проведения подготовительных мероприятий менеджер
должен обеспечить успешное выполнение работы. В этих целях
используются: а) стимулирование, т. е. побуждение работников к
активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и
моральное стимулирование); б) собственно мотивирование, т. е. создание
у работников внутренних (психологических) побуждений к труду. Главным
здесь являются: заинтересованность в труде, потребность в трудовой
активности, переживание чувства удовлетворения от трудовой
деятельности. Менеджер, чтоб успешно осуществить эту функцию
управления должен быть компетентен в различных аспектах коммуникации
он обязан развивать у себя соответствующие умения и навыки. Контроль. Эта функция, как говорил Г. Файоль, «состоит в
подтверждении того, что все идет в соответствии с принятым планом,
существующими директивными документами и принятыми принципами
управления». Другими словами, контроль — это процесс проверки и
сопоставления фактических результатов с заданиями.
Круговорот управленческого цикла. Поясним содержание
управленческого цикла на примере. Для того, чтобы оказывать адекватное
воздействие на управляемую подсистему, необходимо организовать сбор
информации о функционировании этой подсистемы. Следующая стадия -
стадия переработки информации, на которой производится уже несколько
операций. Прежде всего, на основе полученных в результате контроля
многочисленных данных необходимо создать обобщенную картину процесса,
выявить причины и отделить их от следствий, проследить тенденции. Это
обеспечивается анализом. Затем, проведя анализ, необходимо принять принципиальное
управленческое решение, представить себе, каких результатов необходимо
добиться на следующем этапе работы, убедиться в реальности достижения
поставленных целей и определить принципиальные пути их достижения.
Иначе этот этап управленческого цикла можно назвать целеполаганием. Определив цель (цели) и стратегию ее (их) достижения, нужно
осуществить уже более детальное планирование предстоящей деятельности,
то есть от идеи перейти к конкретным делам, перевести ее на язык
мероприятий, определить этапы, конкретных исполнителей, сроки - иными
словами, составить технологическую карту предстоящей деятельности. Но мало составить такую карту, необходимо, чтобы управляемая
подсистема еще и заработала. Важно довести необходимую информацию до
каждого исполнителя, объяснить ему и общий замысел, и “его маневр”,
обеспечить всем необходимым для работы, скоординировать деятельность
работников. Это - этап организации. Система заработала. Но было бы наивным предполагать, что работать
она будет именно так, как это нами смоделировано: мы не могли все
предусмотреть заранее, будут сбои, отклонения, будут неожиданные
влияния внешней среды. Естественно, мы не можем ожидать начала нового
большого управленческого цикла. Мы будем вмешиваться в работу
управляемой подсистемы “по ходу” - начнем регулировать и
корректировать образовательный процесс. Понятно, однако, что этот этап
включает в себя и получение информации, и ее анализ, и принятие
управленческого решения, и планирование, то есть представляет собой
меньшие управленческие циклы, вложенные в больший. Достаточно очевидно
при этом, что необходимость в коррекции будет тем большей, чем хуже
осуществлены все остальные функции управления. Наконец, мы осуществляем контроль, то есть получение информации,
и... круг (точнее, управленческий цикл) замкнулся!