скачать рефераты

МЕНЮ


Этика и психология управления

Этика и психология управления

ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА УПРАВЛЕНИЯ

Лекция 1.

1. Понятие этики.
2. Структура этики
3. Развитие этики предпринимательской
4. Роль этитки в бизнесе.
5. Определение этики бизнеса.
6. Аспекты этики бизнеса.
7. Особенности развития этики в России

Этика - наука о морали, ее сущности, законах ее исторического развития и роли в общественной жизни.

Этика

Общечеловеческая этика Профессиональная этика

Юридическая деятельность Медицина

Научные исследования
Предпринимательство

Этика предпринимательства.
1. Аристотель
Если вкладывать труд в производство, получать с этого прибыль, это этично.
Если даете деньги в долг под %-ты, то это неэтично.
2. Фома Аквинский
Рассуждения о справедливости цены товара. Все предприниматели должны следовать общечеловеческой этике.
3. Макс Вебер для дела

Вернер Зомберт

Карл Маркс в деле
4. 1952 год Семинар “Этика на государственной службе”
5. 1989 год Конференция “Этика в правительстве”
6. 1992 год Конференция г. Москва (международная) “Этика бизнеса”

Этика бизнеса:
1) Административная ответственность
2) Этические аспекты принятия управленческих решений
3) Этика и логирование
4) Вопросы обучения этике
5) Конфликт ценностей в организации

Требования к менеджеру в условиях переходного периода
|Дефицитная экономика |Переходный период |
|1) Профессионализм |1) Профессионализм |
|2) Выполнить план |2) Менеджер должен учитывать |
| |изменения в политической, |
| |правовой, технологич., |
| |демографич., информационной и |
| |экологической сферах |
|3) Умение хорошо отличаться |3) Внутренняя самостоятельность и |
| |умение рисковать |
| |4) Должен уметь аккумулировать |
| |информацию |
| |5) Культивировать плюрализм мнений|
| |6) Умение создавать рабочие |
| |коллективы |


Основные причины, которые привели наше общество к стагнации:
1) Политическая и социальная нестабильность общества, связанная с проведением 3-ех реформ:

- политическая

- экономическая

- социальная
2) Отсутствие устойчивой привычки к нравственному самоконтролю и самоограничению
3) Господство в обществе старого стиля мышления

Характеристика: а) Оперирование парными категориями полярного мышления. В сфере бизнеса это приводит к конфликтам во время переговоров и соответственно к их разрыву. б) Склонность к поиску простых, одномерных решений в) Высшая ценность - это власть, а не человек.

Цель дисциплины этики бизнеса:
1) Преодолеть стереотипы мышления
2) Выработать умение руководить людьми с учетом нравственных категорий.
3) Получать и использовать эффективную, психологическую информацию.
4) Извлекать из негативного опыта позитивные выводы
5) Уметь заниматься самоанализом и объективной самооценкой

Этика бизнеса связана со следующими дисциплинами:

Маркетинг Философия Социология

Этика бизнеса

Культурология Психология Политология

Шесть источников этики бизнеса:
1) Наследственность (эволюционные силы естественного отбора оказывают влияние на развитие таких черт, как альтруизм и кооперация, которые лежат в основе этической системы).
2) Религия (эта основа формирует этику бизнеса)
3) Философская система (Эпикурейцы: добродетель - удовольствие от деятельности; стоики и пуритане: трудолюбие и экономичность)
4) Культурный опыт (правила, обычаи, передавания из поколения в поколение)
5) Правовая система (закон дает представление об этическом курсе жизни, но не выражает всех этических предпочтений общества)
6) Нормы поведения:

- определенные нормы поведения на фирме

- оперативная политика компании

- этические кодексы компании

Вывод: Этика бизнеса - это процесс, в ходе которого предприниматель, государственный служащий или менеджер определяет этические стандарты в отношении возникающих в организации проблем, самостоятельно анализирует эти стандарты и несет личную, профессиональную ответственность за принятые решения.
В этом определении можно выделить 2 момента:
1) Содержание этических стандартов
2) Процесс, позволяющий их воспроизводить.

Лекция 2.

Этика предпринимательства включает 4 компонента:
1) Ценности: убеждения, мнения, отношения людей, общества в целом к таким понятиям, как свобода, справедливость, честность, лояльность, нейтральность и ответственность, терпимость.
2) Стандарты и нормы: принципы, определяющие действия людей, и служащие для руководства и контроля за их поведением (законы, кодексы).
3) Внешняя среда: условия, в которых протекает деятельность людей: политические, социальные, культурные и т.д.
4) Поведение людей: формы деятельности людей, ориентированные на ценности данного общества в рамках определенных стандартов и норм.

Этика отвечает на следующие вопросы:
1) Что есть добро и зло.
2) Что неправильно и что правильно в поведении людей в сфере бизнеса.
3) Каковы их мотивы и условия их этического поведения.
4) Что нужно делать для формирования нравственных принципов.

Чтобы поведение в сфере бизнеса отвечало определенным нормам и стандартам, необходимо три компонента:
1) Внутренний контроль (моральные принципы и сознание самого человека).
2) Внешний контроль (законы этики, этические кодексы, этические принципы)
3) Механизм решения этических дилемм. Этическое обучение.

Для решения этого механизма в США разработали 4 модели решения этических дилемм:
1) Личность и ситуация. В этой модели 2 группы переменных. 1-ая группа включает: самоконтроль, степень зависимости; 2-ая группа - ситуационные: способности к самосовершенствованию, организационная культура.
2) Индивидуальная и внешняя среда. Этическое поведение как производная от индивидуальных качеств человека. Внешняя Среда охватывает правовую, социальную, профессиональные стороны человека.
3) Модель 4-х компонентов. В основу этой модели положен психологический процесс формирования этического поведения, который состоит из четырех этапов:

1. Этическое восприятие, интерпретация ситуации отдельным человеком;

2. Этическое суждение о данной ситуации;

3. Выбор моральных ценностей;

4. Реализация моральных норм.
4) Общая модель.
В этой модели объединены все основные элементы предыдущих моделей: внешняя
Среда, индивидуальные характеристики человека, особенности процесса принятия решения.

Внешняя среда:

- система поощрений и наказаний;

- взаимоотношения в коллективе;

- роль и стиль руководства и отношения к руководству.

Ключ к принятию этических решений:
1) Что говорит закон?
2) Каковы философские основы, культурные факторы, связанные с данным этическим вопросом?
3) Профессиональный опыт и знания помогают ли понять и решить этическую проблему?
4) Является ли организация частью этической проблемы?
5) Что необходимо знать о себе для адекватного решения этической дилеммы?

Решение этических дилемм

Нахождение моральной точки зрения (определение специфических прав и обязанностей всех участников моральной дилеммы).
Насколько моральна точка зрения зависит от того, насколько широко сумели охватить всех участвующих сторон, которые претендуют, чтобы их права и обязанности были приняты во внимание.

Общие для всех принципы.
Основание - философские принципы социальной ответственности: а) утилитаризм: максимум благ для большинства людей (интересы для всех участвующих сторон); б) соблюдение прав человека: защита чести и достоинства каждого человека; в) справедливость - обеспечение равных прав при распределении ответственности и благ.

Алгоритм решения этических дилемм
1. построение матрицы интересов и прав
|ИНТЕРЕСЫ |ПРАВА |
| |ПОЗИТИВНЫЕ |НЕГАТИВНЫЕ |
| | | |


2. построение матрицы конфликтующих требований
|ИНТЕРЕСЫ |ПОЗИТИВНЫЕ |НЕГАТИВНЫЕ |
| | | |


3. установить объем и границы ответственности при решении дилеммы
4. принятие моральной точки зрения
5. определить общую структуру моральных аргументов сторон
6. оценить требования каждой конфликтующей стороны
7. найти баланс между требованиями (равенство)
8. определить общий принцип для данного случая
9. если принцип подходит - идти к п.13, если нет, идем дальше
10. провести вариации условий данного случая с подобными
11. определить возможные границы справедливости правил в данных обстоятельствах
12. формирование четкой позиции для конфликтной ситуации
13. проблема решена

Сущность этики.

Как дисциплина этика представляет собой нормативную науку. В ней упор делается не на то, что представляет ситуация, а на то, как она возникла, что следует делать, а что нет.

Этика бизнеса касается норм и ценностей определенной важности, т.е. тех, которые люди не могут легко игнорировать.

Соотношение общечеловеческой этики и этики бизнеса.

4 основных этических категории: доверие, честность, кач-во труда и совесть.
Основная этическая категория в бизнесе, которая связана с деньгами - доверие.
Там, где доверие к деньгам отсутствует, сущ. особый вид сделки - бартерная сделка (двойное совпадение потребностей)
Такой вид сделок относится к экономике дефицита.
2-я функция денег - учетная, связана с доверием (в нашей экономике отсутствует)
Сущ. 2 подхода на вопрос о существовании этики в бизнесе:
1. Этический релятивизм;
2. Универсальные этические нормы.

Сущность 1-го подхода:
- люди, придерживающиеся этого подхода, считают, что для любой референтной
(особой) группы требуются свои этические нормы, т.е. обычные нормы морали с бизнесом несовместимы и требуется разработка своих специфических норм.
2-я группа (подход) и большинство людей считают, что в бизнесе этика должна основываться на всеобщих моральных нормах, но эти нормы должны конкретизироваться с учетом социальной роли бизнеса.

Особенности развития этики бизнеса в России.

Любое развитие страны влияет на все институты страны, в т.ч. на предпринимательство.
Наша этика развивается под воздействием 2-х культур.
Культура - система ценностей, установок, правил, шаблонов, ритуалов поведения.

|Культура | |Культура теневой |
|административно-команд| |экономики |
|ной системы | | |
|Ї | |Ї |
|Жесткая этика | |Этика двойной морали |
|Ї | |Ї |
|Наша деловая этика экономики переходного периода |
|Ї Ї Ї |
|3 группы предпринимателей |

30-е гг. - лагерная экономика - служение системе, рабский труд
(бесплатный), церковь была отделена от государства, религия запрещена.
Рынок существовал, потенциально существовала рыночная экономика, были предпосылки к теневой экономике.

50-60-е гг. - механизм власти был ослаблен (оттепель), жесткий деспотизм перестал существовать. Возникла этика двойной морали. Светлого будущего нет, религии нет.

3 группы предпринимателей.
1. Пришли из партийной номенклатуры. Деловая хватка, цепкость, знание промышленности, их основные черты. Также широкая сеть неформальных связей.
Отмывают партийные деньги.
2. Пришли из теневой экономики. Отмывают деньги черного бизнеса. Бывшие работники хозяйства. Их черты: жестокость, деловая хватка, предпринимательство.
3. Инженеры, учителя, врачи, которые не нашли себя в своей профессии или из- за обстоятельств.

Был проведен анализ этих 3-х групп, где использовался метод Виктора Франка.
Суть: человек строит свою жизнь на мотивациях.
Смысл учения - стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни.
Четырехугольник, где в каждый сегмент попали по психологическому состоянию эти 3 группы предпринимателей.

осуществление желаний

IV I неудача успех

III II отчаяние

I - Предпринимательская, рыночная элита. Они имеют четкую цель и смысл жизни. Их цель - захват эк. власти, а затем и политической. Сюда попали представители 1-й группы и часть 2-й;
II - Представители 1-й группы и 2-я группа. Они потеряли смысл жизни, новый не нашли. Попали в бизнес по необходимости, сориентировались и через своих людей ушли в бизнес. Бизнес для них не является целью жизни. Пытаются изменить ситуацию. Часть из них могут уйти в I-й, а часть в III-й сегмент.
(30%)
III - Зона фрустрации - псих. расстройства. Люди с расстроенной психикой, потерявшие смысл жизни и надежду на будущее. Часть бывшей номенклатуры, обычные люди, пришедшие в бизнес и потерпевшие неудачу, часть ученых, писателей. (3-я группа). Эти люди видят себя богатыми, преуспевающими, имеющими власть. Реально у них отчаяние, неудачи, банкротство. Как следствие, злость, алчность, ненависть. Эта группа людей опасна для общества. Их характеризует апатия. (5%)
IV - Самые стойкие. Люди из 3-й группы. Считаются основой и надеждой нашего нового бизнеса. Добиваются чего-то путем получения 2-го образования. Учатся на своих ошибках. Самооценка близка к нормальной.

Лекция 3.

Психология предпринимателей и их отношение к бизнесу.

Главным принципом отличия людей друг от друга является принцип соц. направленности действий и степень социальной ответственности. Все многообразие людей можно разделить на 2 типа: акулы и дельфины.

Этическая направленность
Все для себя Все для других.
Между ними рыбы и раки.

Нарисуем четырехугольник, где по вертикали будет социальная ориентация, а по горизонтали - жизненный потенциал.

Рыба Дельфин

Рак Акула

Положительная соц. ориентация и максимальный жизненный потенциал - дельфины.

Максимальный жизненный потенциал и положительная ориентация рыбы.

Средний жизненный потенциал и положительная ориентация - рыбы.

Низкий жизненный потенциал и отрицательная ориентация - раки.

|Акулы |Дельфины |
|1) Отношение к людям |
|Люди злые, глупые, лживые, |Люди достойны уважения, человек |
|ленивые; они - объекты, которых |многогранен; добром можно добиться|
|нужно использовать, поэтому |больше, чем злом; искренность и |
|полезно владеть техникой |доверие в деловых отношениях |
|управления людьми, а конкурентов | |
|нужно устранять, все средства | |
|хороши | |
|2) Отношение к обществу |
|Общество - скопище людей, |Общество - это средство |
|устанавливающих законы; одни |согласования интересов; закон, |
|законы мне выгодны, другие вредны,|если он не справедлив, нужно |
|вредные нужно обойти. |менять |
|3) Отношение к себе |
|Я - лучше всех; если я беден, то в|Я неплохой человек; я беден, но |
|этом виноваты законы и общество; |только потому, что неправильно |
|тактика: все дураки, я один умный |выбрал сферу деятельности |
|4) Отношение к миру |
|Мир враждебен, холоден и опасен, |Мир чудесен, он не ограничен |
|реальны лишь материальные |только материальными ценностями, |
|ценности; после нас хоть потоп |природе мы обязаны жизнью, ее |
| |нужно беречь |
|5) Отношение к духовным ценностям |
|Законы бога и законы людей разные |Существует совесть и сострадание; |
|вещи, но верить в бога сегодня |помогают другим и помогают себе. |
|выгодно, а следовательно выгодно | |
|жертвовать на благотворительные | |
|цели | |
|6) Отношение к делу |
|Мое дело - основа и источник моей |Мое дело - средство реализовать |
|власти, средство защиты от людей и|мои способности и идеи |
|общества | |
|7) Отношение к риску |
|Определяется отношением между |Расчетом между прибыль и |
|прибылью и потенциальной |опасностью делу и другим людям |
|опасностью для себя | |
|8) Цель жизни |
|Я живу для себя, жизнь одна и |Сделать жизнь лучше свою и другим |
|прожить ее надо дольше и лучше | |

Типы менеджеров и их отношение к этическим принципам.

В своей работе “Игрок” Майк Маккати выделил 4 типа менеджеров:

1) Мастер - этот человек внутренне удовлетворен своей работой и своим стилем жизни, но он не способен принять на себя роль лидера.

2) Дикарь - главная цель - власть, он агрессивен, проявляет себя эффективным лидером, избегает работ в группе, стремится в организации разъединить людей, как следствие его управления враждебность в организации, это приводит к ее ослаблению.

3) Человек - компания - он отождествляет себя с самой компанией, ненадежная личность.

4) Игрок - стремится оказывать влияние на любое изменение, любит рисковать, проекты, работу людей он воспринимает как игру, он работоспособен и честен.

Дикарь и человек-компания представляют угрозу для этической интеграции. Дикарь жаден и стремится к власти. Человек-компания опасается предварения в жизнь своих личных принципов перед лицом организации. Игрок тоже создает угрозу. Цель - выиграть, а как - это не важно, для этики самый опасный. Мастер - это не менеджер, не берем его во внимание.

Рассмотрим понятия:
- рыночная экономика;
- единое политическое и правовое пространство;
- личная свобода;
- эффективный рынок.
Религия формирует мораль, моральные нормы.

РЫНОК

ПРАВОВЫЕ

ИНСТИТУТЫ

ОБЩЕСТВА

ЭТИЧЕСКИЕ И

НРАВСТВЕННЫЕ

НОРМЫ

РЕЛИГИЯ

ЧЕЛОВЕК

На базе единых моральных норм каждая страна формирует свои законы.

|название |религия |этика |право |свобода |уровень |потенциал|
|страны | | | |личности |эк. | |
| | | | | |развития |развития |
| | | | | | |стр |
|США |4 |4 |5 |5 |5 |5 |
|Зап. |3 |4 |5 |4 |4 |4 |
|Европа | | | | | | |
|Вос. |3 |2 |3 |3 |3 |3 |
|Европа | | | | | | |
|Япония |2 |5 |4 |4 |5 |3 |
|Новые |4 |4 |3 |3 |4 |4 |
|инду- | | | | | | |
|стриальны| | | | | | |
|е | | | | | | |
|Стр. 3 |5 |2 |2 |2 |2 |2 |
|мира | | | | | | |
|Россия |2 |2 |3 |2 |2 |2 |
|Китай |2 |4 |3 |1 |3 |4 |


(Этика Конфуция в Японии ограничивает свободу личности, Японское чудо - следствие высокой этики и свободы личности)

Сравним 2 системы капитализма и социализма.
|Критерии |Социализм |Капитализм |
|Индивидуализм |плохо |хорошо |
|Кооперация |хорошо |средняя |
|Взгляд на человека |оптимистический |пессимистический |
|Равенство |хорошо |плохо |
|Разумный риск |плохо |хорошо |

Соц.: человека можно подкорректировать. Кап.: человека берут как индивидуалиста
Результаты по отношению к системе социализма:
Капитализм, основанный на индивидуальном интересе, справился с задачей удовлетворения потребностей отдельного индивида.
В этом случае экономическая система соединяет в себе индивидуализм и кооперацию. В основе - чувство самосохранения.
На Западе считается, что абсолютного равенства быть не может, Социализм: все люди равны.

Лекция 4.

Практика этического анализа в бизнесе.

Классические теории при решении моральных дилемм

1. Контрактная теория ответственности.

Производитель и потребитель вступают постоянно между собой в контрактные отношения (явные ли неявные), согласно которому покупатель должен оплатить сразу и полностью свой товар.

Продавец (производитель) гарантирует покупателю качество товара, всю информацию о товаре (как позитивную, так и негативную), гарантирует не злоупотреблять доверием своего покупателя и при всем этом у покупателя остается полная свобода выбора. Продавец не обязан давить на покупателя.
Если эти условия выполнены, то моральные обязательства в контракте считаются выполненными. Как только сделка свершилась, считается, что все товары переходят покупателю, и продавец за товар больше не отвечает. Эта теория имеет трудности, т.к. потребитель и производитель явно не встречаются.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.