скачать рефераты

МЕНЮ


Этика и психология управления

p> Стабильность

На общение с внешним миром оказывают влияние понятия: экстраверсия и интроверсия.

|Экстраверт |Интроверт |
|Ориентирован на внешний мир, открыт|Ориентирован на свои мысли и |
|всему происходящему во внешней |впечатления, старается отгородиться|
|среде, соотносит свои суждения с |от внешней информации, узкий круг |
|мнением окружающих. |друзей, с трудом входит в новые |
| |группы. |

Явление экстраверсии и интроверсии связаны с работой левого и правого полушария мозга. У интровертов левое полушарие развито, у экстравертов правое.

На поведение людей кроме темперамента оказывает влияние и их характер.

Характер - общее качество личности. совокупность ряда ее черт, в которой наиболее отчетливо выражено ее своеобразие. Это каркас личности. В характере сосредотачиваются самые выразительные особенности личности, проявляется достаточно устойчиво, представляет собой существенные черты всего поведения человека.

Формирование характера

В основе формирования характера лежат психические процессы, состояния, свойства личности, черты характера. Большинство особенностей сведено к типичным особенностям отдельных психических процессов.

Структура психических процессов

- Внимательность

- Рассеянность

- Наблюдательность

- Критичность

- Фантазерство

- Ловкость

- Настойчивость

- Трусливость

Все черты характера - это свойства личности, но свойства личности только тогда становятся чертами характера, когда они выражены отчетливее других.

Большинство особенностей характера не может быть сведено к типичным особенностям отдельных психологических процессов.

У каждого человека число отдельных характерологических черт может быть велико, а количество оттенков каждой черты - необозримо. Пример:
Аккуратность, Оттенки: педантичность, точность, чистоплотность, подтянутость, пунктуальность.

На поведение человека оказывают влияние не только личностные качества, особенности качеств, но и внешняя среда. Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения. Многие личностные качества, присущие человеку, могут не стать чертами характера, но эти качества могут найти свое выражение в характере человека. Характер человека - неврожденное качество, он начинает оформляться с рождением на протяжении всей жизни. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер, не являются случайными, они определяют четко различимые типы людей.

Схема вырождения отдельных свойств, черт характера.

Свойства сильного характера: природных талант, воля. Черты: эгоизм, властолюбие.
Требование, черта - жестокость
Деловитость - делячество
Лидерство - властность, деспотизм
Принципиальность - личные амбиции

Слабый характер:
Искренность - месть
Откровенность - подхалимство.

Кроме того необходимо учитывать, что не у всех людей поступки определяются свойственными личными особенностями. Поступки некоторых людей определяются внешними обстоятельствами. Такие люди называются бесхарактерными. У них отсутствует воля. Воля является стержнем характера.

Главным критерием характера является также привычка. Чтобы узнать характер человека, надо присмотреться к его привычкам, как к способам поведения в типичных ситуациях. За привычками стоят основные характерологические черты.

Характер - это не врожденное качество, а он формируется на протяжении всей жизни. На него влияет эпоха, жизненный путь человека.

Темперамент и характер тесно взаимосвязаны друг с другом. Темперамент
- это форма. Содержание является характером.

Влияние темперамента на характер зависит от выраженности базового психического свойства.

Но не только темперамент влияет на характер, в свою очередь характер оказывает влияние на темперамент:

1. Под влиянием характера человек направленно регулирует проявления отдельных свойств темперамента. Под влиянием времени это свойство может изменяться.

2. Можно маскировать свой истинный темперамент.

Динамика поведения зависит не от темперамента, а от мотивов и отношений личности в определенных ситуациях. Наиболее ярко взаимовлияние темперамента и характера проявляется в индивидуальном стиле поведения.

Под стилем поведения понимается сочетание способов и приемов, с помощью которых осуществляется конкретная деятельность человека.
Индивидуальный стиль проявляется также и в процессах мышления.

Важно в процессе общения с коллективом психическое состояние.
Совокупность отдельных видов психических состояний образует целостное психическое состояние - настроение (виды: радостное, грустное, бодрое, подавленное, никакое). Особенности настроения:
- полярность (переход настроения из одного в другое состояние (возбуждение, торможение, бодрое, подавленное))
- изменчивость (изменяются отдельные психические состояния)
- относительная устойчивость (псих. состояние меняется не сразу)
- индивидуальное своеобразие (обусловлено темпераментом, направленностью личности)
- внешняя выраженность (мимика, поза, цвет лица)
- групповое настроение

Настроение одного человека в группе может влиять на целую группу.

Очень важно анализировать групповое настроение. Алгоритм анализа:
1. Выяснить общее настроение (выражение глаз, разговоры);
2. Определить доминирующее состояние;
3. Установить его причину (состояния)
4. Установить его силу влияния;
5. Найти способ исправить ситуацию.

Лекция 13.

Эмоции и чувства.

Эмоции - это непосредственное отображение переживаний сложившихся обстоятельств. Проявляется с помощью невербального языка. Выражения бывают внешние и внутренние (изменение состава крови, давление). Эмоции могут быть обманчивы. Эмоции могут быть положительными и отрицательными. Зависит от обмена информации. Чем меньше информации, тем эмоции отрицательнее. Влияет и культурный уровень человека, и возраст. Чем выше уровень умственного развития, тем меньше эмоций. Чувства носят предметный характер и обычно связываются с представлением или идеей о некотором объекте.

Эмоции имеют высокое значение в общении т.к. любое общение эмоционально окрашено. Каждая эмоция имеет свою противоположность.
Необходимая информация - имеющаяся = 0 - положительная эмоции. НИ > ИИ - отрицательные эмоции.

Эмоции проявляются во в невербальном (бессловесном) общении (поза, мимика). Особенности бессловесного общения: интернациональность, честность, бессознательность.

Помощь к установлению контактов и выхода из них (жесты, движение и выражение глаз). Люди могут быть классифицированы на 3 группы по восприятию и обработке информации (модальность):

1. Визуальная модальность;

2. Аудиальная (человек должен услышать информацию)

3. Кинестетическая (почувствовать информацию)

Аффекты - особо выраженное эмоциональное состояние, сопровождаемое видимыми изменениями поведения человека. Они препятствуют нормальной ориентации поведения человека и оставляют глубокие следы в долговременной памяти человека.

Обычно эмоции и чувства связаны с кратковременной памятью. Следствием аффекта является стресс.

Стресс.

Стресс закрепляется в темпераменте. Он сохраняется на всю жизнь и проявляется в 3-х формах:

- агрессивно-оборонительная;

- панически-оборонительная;

-пассивно-оборонительная.

Французский ученый Селье определил начало стресса. Этапы синдрома адаптации:
- Реакция тревоги (ощущение непонятного, смутного беспокойства);
- Сопротивление;
- Истощение.
Нервный срыв, смерть.

Причины стресса:
- уровень аффектных связей;
- уровень учебы;
- профессиональный уровень;
- повседневная жизнь;
- уровень здоровья;
- уровень личных установок;
- здоровье.

Стрессовая устойчивость - способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям. Стрессовая устойчивость является проявлением индивидуальных особенностей человека. Наиболее устойчивы сангвиники, менее - меланхолики.

Стратегия борьбы со стрессом:
- рационально расходовать свое время, энергию;
- изменить свое отношение к людям (уметь наладить связи; войти в положение другого человека; умение сказать нет);
- изменить свою точку зрения (искусство называть вещи другими именами);
- метод купирования;
- укрепление сил (зарядка);
- расслабление, медитация.

Интеллект.

Подходы к развитию интеллекта:
- дан природой от рождения;
- скорость восприятия внешней среды;
- способность человека адаптироваться к окружающей среде.

По Терстоуну, 7 способностей адаптации человека к внешней среде:
- счетная;
- вербальная гибкость (запоминание запаса слов);
- вербальное восприятие (способность к языкам);
- пространственная ориентация;
- память;
- способность к рассуждению;
- быстрота восприятия.

Подход Гилберта. 120 факторов интеллекта. Выделяет уровни интеллекта:
- конкретный. Этот уровень помогает человеку решать повседневные проблемы и ориентироваться с различными взаимоотношениями между людьми и предметами
(навыки, знания, информация). Таких людей называют мудрыми;
- абстрактный. Люди ориентируются словами и понятиями;

Факторы, влияющие на интеллект:
- генетически врожденные (наследственная информация);
- другие врожденные;
- питание;
- психические стимуляции;
- число детей в семье;
- социальное положение.

Интеллект проверяется с помощью IQ теста (max - 150, нормально - 84
-116). Первые тесты были разработаны в 1912 г ученым Штерном. Основные требования к тестам: валидность, стандартизация, надежность, нормализация.

Мышление бывает Конвергентным (ищут решения, и считают только его правильным. Ищут с помощью логического суждения), и Дивергентным (ищут решение во всех областях). Творческое мышление - дивергентно. Оно пластично, подвижно, оригинально.

Основные черты творческого человека:
- с трудом входят в социальную группу;
- они популярны среди окружающих, имеют собственное мнение;
- у них обновляется восприятие мира;
- эклектичны (объединяет все знания гибок);
- любознательны и мечтательны.

Лекция 14.

Я - концепция

Типы защиты при различных видах самооценки.

Роль Индивид

Личность Человек Человек как организм

Человек как “Я” Человек как физическое тело

Индивидуальность

Индивид - это потенциальный человек, это единичное природное существо. Его свойства: рост, вес, голос, почерк, походка, мимика, жесты. Кроме того, он обладает такими свойствами, которые отличают его от других, и в разных социальных условиях они могут проявляться по-разному.
Личность - это особые качества, приобретаемые индивидом в обществе. Она может быть описана только в системе отношений, которая складывается между людьми. Из истории: личность - это “личина”, более обиходно в Греции - личность - это маска, которая надевалась актерами во время выступлений.
Роль - это необходимая, но недостаточная характеристика личности. Роль - это характеристика поведения человека. Роли могут приниматься чисто формально.

У каждого из нас есть свой неповторимый “Я”-образ, на основе которого он строит взаимоотношения. Каждый хочет, чтобы его понимали, но не каждый - чтобы его узнали.
Три стороны “Я”-образа:
1) Представление человека о его внешности, способностях, умении и соц.
Значимости, т.е. результат познаваемого процесса человека;
2) Эмоциональная, т.е. наличие (отсутствие) самокритичности, самоуважения, себялюбия и самоуничижения;
3) Волевое начало, т.е. стремление завоевать симпатию, уважение, сохранить свой статус или остаться в тени (волевая сторона может быть активной или пассивной).
“Я” - концепция. Выступает итогом познания и оценки себя через отдельные
“Я”-образы в условиях различного наполнения системы “Я”-другие.
Структура “Я”-концепции (“Я”-образ):
1. “Я” реальное
2. “Я” идеальное
3. “Я” конструктивное
4. “Я” зеркальное
Эти “Я” проявляются в 4-х модальностях:
1. “Я” физическое (рост, фигура и т.д.)
2. “Я” эмоциональное
3. “Я” умственное (2 и 3 - “Я” духовное (на сколько я доволен собой))
4. “Я” социальное

“Я” реальное - это “Я” настоящее, которое является синтезом установок, самовосприятия и самоотношения. Этот элемент отражает меру принятия себя в настоящем. Это степень самоуважения или неуважения к себя. Каждая установка включает три аспекта отношения: эмоциональный, поведенческий, познавательный. И они синтезируются в указанных на схеме 4-х модальностях самооценки. Физическое: рост, фигура, etc. Духовное: на сколько я доволен собой. Социальное: отношение к себе с т.з. места в системе общественных отношений и множества ролей, которые мы выполняем. Социальное “Я” в реальном “Я” определяет меру принятия себя через роли, субъектом которых является личность.

“Я” идеальное формируется как некоторая совокупность качеств и характеристик, которые бы индивид хотел бы видеть у себя или ролей, которые он хотел бы исполнять, причем это может быть только мечтой. Эти же установки “Я”-идеальное формирует по тем же модальностям, что и “Я”- реальное. Причем противоречия между “Я”-реальным и “Я”-идеальным составляет одно из важнейших условий саморазвития личности. “Я”-идеальное может подменять “Я”-реальное, и тогда человек живет иллюзией самолюбования. В других случаях “Я”-идеальное подминает под себя “Я”-реальное и тогда жизнь человека протекает в состоянии “гадкого утенка”.

Особую роль играет “Я”-конструктивное. В нем трансформируются те элементы “Я”-идеального, которые личность принимает и ставит для себя, как достигаемую реальность.

“Я”-зеркальное - это образ “Я”, который формируется в нас глазами других. Оно выполняет важную функцию самокоррекции всех наших притязаний и представлений человека о себе. Для самокритичного человека - этот механизм помогает удержать “Я”-реальное в адекватных пределах и остаться открытым новому опыту.

Рассмотренные установки формируют самооценку человека: неадекватно завышенная или неадекватно заниженная может стать источником внутреннего конфликта личности. Статистика показывает, что большинство людей имеют завышенную самооценку.

Самооценка является базой самоуважения, а самоуважение является одним из основных источников психологической устойчивости личности (психозащита).

Психозащита - это прием, с помощью которого трактуется положение вещей с выгодой для себя позиции для сохранения своего достоинства.

Психозащита часто искажает информацию.

Самооценка:

. высокая

. низкая

. приближается к нормальной

Эта система самооценок является своеобразным регулятором во взаимоотношениях с людьми.

Социальная оценка адекватна личностной оценке. Социальная оценка выше личностной (мера успеха). Социальная ниже личностной (мера неудач).

Неадекватность оценки возникает, как интегральный результат унаследованного типа высшей нервной деятельности, природных задатков, способностям; воспитанием и воздействием среды.

Самооценка реализовывается в уровне притязаний в самоподаче.

Существуют два механизма для сохранения самоуважения:

Личностный ресурс - готовность человека изменить сложившееся представление о себе, нормальное восприятие неудач (это мера мужества знать правду о себе)..

Психологическая защита - это социальная специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведения до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Если самооценка адекватна, такие люди неконфликтны, они довольны жизнью и окружающими, чужие успехи и свои неудачи воспринимаются ими нормально. Они не завистливы.

Уровень притязания личности больше возможностей человека - у человека не хватает ресурсов. Он опирается в жизни на свое идеализированное воображение о себе. Дорожит и держится за свое идеальное Я.

Система психозащиты для завышенной самооценки:
- искаженное видение себя. Я большой, значимый, остальные все маленькие.
- врожденность к оппоненту;
- ложные образы ситуации;
- консерватизм. Я прав;
- недоверие к чужим суждениям.

Поведение человека с завышенной самооценкой.
- подчеркивает свои достоинства (даже в оскорбительной форме);
- авторизация в поведении;
- эмансипация от среды;
- ревность, зависть к другим;
- провоцирует чрезмерную обидчивость (любое нормальное замечание провоцирует обиду).

Оценка ситуации.
- недооценка сложности ситуации;
- переоценка своих возможностей, своего влияния на ситуацию;
- все люди - завистники.
- соперничество;
- вызывать у противника страх, чувство вины.
Стагнация личности начинается с завышенной самооценки.

Человек с заниженной самооценкой.
Уровень притязаний низок. Человек считает себя маленьким, слабее других.
Себя не любит и не уважает. Высокая мнительность, страх ошибки. Психозащита
- искаженное видение себя (чрезмерно маленький). Ложные образы - подыгрывание оппоненту. Самоотношение - позиция шакала, шестерни. Попытка компенсировать чужое мнение самоистязанием. Немотивированные вспышки гнева, подавление своего маленького Я через нападки. Искаженное видение действительности.

Тактика человека с заниженной самооценкой.
- приемы, основанные на жалости к себе.
- самоуничижение.

Самоподача личности.
Всякий человек заинтересован во впечатлении, производимом им на окружающих, некоторые факты поведения, направленные на поддержание имиджа.

Самоподача


|Ублажающая |Самоконтролирующая |
|Направлена на то, чтобы выставить |Направлена на поддержание и |
|себя в благоприятном свете, |укрепление своего идеального Я, и |
|подстраиваясь под аудиторию, в |вытекает из желания произвести |
|надежде получить вознаграждение |впечатление на других качествами, |
| |которые входят в идеальные |
| |представления. |

Поведение человека меняется.
Самоподача тесно связана с таким понятием как имидж. Он складывается под влиянием поступков человека, внешнего вида, высказываний, манерами, эмоциональной окраской. Это устойчивое впечатление о человеке, но он не является строго заданным. Он может меняться и корректироваться, но всегда несет в себе эмоциональную окраску. Имидж может быть принимаемый и непринимаемый.
Принимаемый имидж:
- использование социально одобряемых норм поведения.
- постоянная работа над собой.

3 уровня воспринимаемого имиджа:
1. биологический: пол, возраст, здоровье, физические данные;
2. психологический: черты характера, способности, мимика, мотивы, интересы;
3. социальный: слухи, сплетни, легенды.

Работа над имиджем, 2 этапа
1. Что раздражает в вас, что привлекает;
2. пытаться сгладить себя, устранение раздражающих факторов и поиск привлекающих. Для звезды необходимо создать легенду.

Основные элементы считываемой информации при первой встрече:
- рост;
- объем;
- характер одежды;
- поза;
- лицо;
- темперамент;
- эмоциональное состояние.

по Кэттелл
|Скрытая шкала |Открытая шкала |
|1. Скрытность |1. Открытость |
|2. Менее сообразительный, |2. Более сообразительный |
|подвержен эмоциям |3. Беспечный |
|3. Серьезный |4. Доминирующий |
|4. Подчиненный |5. Добросовестный |
|5. Полагающийся на случай |6. Дерзкий |
|6. Застенчивый |7. Чувствительный |
|7. Твердый |8. Недоверчивый |
|8. Доверчивый |9. Романтичный |
|9. Практичный |10. Хитрый |
|10. Прямой |11. Болезненный |
|11. Самоуверенный |12. Авантюрный |
|12. Консервативный |13. независимый |
|13. Стадный |14. Контролируемый |
|14. Неконтролируемый | |

Обаяние
Характеристики обаятельного человека:
1. Профессионализм, компетентность, эрудиция
2. Остроумие, чувство юмора
3. Способность к психологическому заражению
4. Независимость
5. Умение вести полемику
6. Психологическая защищенность
7. Неординарная внешность

Качества, помогающие создать обаятельный имидж
|1. Природные |2. Следствия воспитания |
|1. Коммуникабельность |1. Псих. здоровье |
|2. Эмпатичность |2. Нравственные ценности |
|3. Рефлективность |3. Человеческие технологии |
|4. Красноречивость | |

3. Жизненный и профессиональный опыт

Формы общения

- Соперничество;

- Сотрудничество;

- Блокировка.

Установки в обращении

- расположение и доверие;

- неприязнь;

- равнодушие. хороший
Он плохой никакой
Форму общения регулирует этикет.
Перед тем, как начать общение, надо задать себе 7 вопросов:
- что я хочу сказать;
- кто я, чтобы общаться;
- где сказать;
- чем пользоваться (жесты, мимика);
- почему я решился на это;
- как подается информация;
- когда общаться.

Личностные характеристики определяют поведение.
У каждого человека есть свои приемы общения. Совокупность приемов создает индивидуальный тип общения.
1. ритуальное (жестко ограниченное социальной ситуацией), деловое общение - ритуальное.
При переговорах ритуальное общение помогает избежать конфликтных ситуаций и недопониманий.
2. Идентификация себя со значимым другим.
3. Личное творчество.

2 уровня делового общения.
1. Само дело. Цель - удовлетворить интересы сторон. (осознанное).
2. Процедура: цель - устранить спорные отношения между сторонами. ( иногда неосознанно).
Успех общения на 1-м уровне зависит от профессиональной компетенции. На 2- м уровне - от адекватности тактики поведения, умелого противостояния псих. давления партнера, умения последовательно проводить свою выбранную стратегию.

Поведение.
Совокупность умений человека для достижения поставленной цели. Поведение должно быть подчинено цели. Стратегия формируется под определенные цели и является способом ее достижения.
Стратегия выбирается:
1. под определенную цель;
2. Должно вписываться в личность.
Манипулятор. В жизни -человек, манипулирующий людьми. Самый страшный манипулятор - который сидит рядом. Он сознательно применяет уловки для контролирования ситуации и достижения целей.
Актуализатор. Он признает свои ошибки в совместной творческой работе.
Причины манипуляции: конфликт между собой и внешним окружением. Риск и нестабильность заставляет нас манипулировать
Поведение - сами приемы действия, способы, направляемые на достижение цели, реализуются через совокупность тактик.
Манипулятивная стратегия.
В общении цель - выманить уступки. Личностные качества воспринимаются как релевантные. Беспринципность, презрение к морали, этическим нормам, отсутствие эмпатии.

Общие характеристики тактического репертуара
- За счет тенденциозной подачи информации, выпячивание фактора.
- Быть льстивым, вкрадчивым, придавать поступкам несвойственные им значения.
- Использовать порочащие сплетни;
- Подкуп, измена.

Способы противостоять манипуляциям.
- ассертивность (четко выдерживать стратегию);
- противостоять слезливым (мягко оказывать ответное давление с юмором).


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.