скачать рефераты

МЕНЮ


Формальное и неформальное управление: проблемы сочетания

Формальное и неформальное управление: проблемы сочетания

УЛЬЯНОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

 МЕНЕДЖМЕНТ

По теме: Формальное и неформальное управление :проблемы сочетания

 

 

 

 


 

ВЫПОЛНИЛА:

СТУДЕНТКА ГР. 02 МН-1

БРЫКИНА МАРИЯ

 

ПРОВЕРИЛА:

Никандрова Н.Г.


2005г



Содержание

 


ВВЕДЕНИЕ


I

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.

ПОНЯТИЕ ГРУПП И ИХ ЗНАЧИМОСТЬ


1.1.

Стадии развития групп


1.2

Ситуационные факторы, оказывающие влияние на группы


1.3.

Воздействие состава группы


1.4.

Статус индивида в группе


1.5.

Нормы поведения


1.6.

Виды воздействия группы на индивида


2.

ФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ


2.1.

Повышение эффективности формальных групп


2.2.

Факторы, влияющие на эффективность групп


2.3.

Проведение эффективных собраний


2.4.

Управление с помощью комитетов


3.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ


3.1.

Образование неформальных групп


3.2.

Характеристики неформальных групп


3.3.

Управление неформальной группой


4.

ХОТОРНСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ


4.1.

Хоторнский эффект


4.2.

Влияние хоторнского эксперимента на теорию управления


5.

КОНФЛИКТЫ В ГРУППЕ


II

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ



Тест на надежность в качестве делового партнера



Тест на терпимость к людям, гибкость в общении



Тест на способность к взаимодействию с другими людьми



Тест на способность избегать конфликты



Тест на конфликтность



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



ПРИЛОЖЕНИЯ


 

ВВЕДЕНИЕ

  Организация – это социальная категория и одновременно – средство достижения це­лей. Это – место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые обра­зовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество де­ятельности и организационную эффективность.

  Несмотря на то, что неформальные организации созданы не по воле руководства, они представля­ют собой фактор, с которым должен считаться каждый руководи­тель, потому что такие организации, и другие группы могут оказывать сильное влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение сотрудников. Кроме того, как бы хорошо руководитель ни выполнял свои функции, невозможно определить, какие действия и отношения потребуются для достижения целей в организации, стремящейся вперед. Руководителю и подчиненному часто приходится взаимодействовать с людьми, находящимися за пределами данной организации и с подразделениями вне их субор­динации. Люди не смогут успешно выполнять свои задачи, если они не добьются должного взаимодействия отдельных лиц и групп, от которых зависит их деятельность. Чтобы справляться с такими ситуациями, менеджер обязан понимать, какую роль в конкретной ситуации играет та или иная группа, и какое место в ней занимает процесс руководства.

  Одним из необходимых условий эффективности управления также является умение работать в малых группах, таких как различные комитеты или комиссии, созданные самими руко­водителями, и умение строить взаимоотношения со своими непосредственными подчиненными.





I.                ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. ПОНЯТИЕ ГРУПП И ИХ ЗНАЧИМОСТЬ

1.1.        Стадии развития групп


  Группы бывают формальными и неформальными. Формальные группы созда­ются организацией со специфическими задачами по достижению ка­ких-либо конкретных целей. Неформальные группы, напротив не создаются организацией. Напротив, они возникают практически спонтанно, без какой-либо помощи (а иногда и вопреки желанию) организации. Но независимо от формальности или не формальности, люди хотят вступать в группы. В связи с этим возникает вопрос, какие выгоды несет человеку принадлежность к той или иной группе. Можно выделить несколько таких выгод.

Во-первых, люди вступают в группы потому, что им необходимо объединяться друг с другом, потому что они чувствуют необходи­мость общественного взаимодействия. Во-вторых, группы могут предоставлять информацию о ком-то конкретном и о внешнем мире вообще. В-третьих, группа служит источником вознаграждения. В-четвертых, находясь в группе легче достигнуть целей, которые были бы недостижимы в одиночку. Наконец, мы часто вступаем в группы потому, что об этом нас просит или приказывает наш на­чальник.

Каждая группа формируется и развива­ется по-своему. Вместе с тем в развитии различных групп могут быть выявлены некоторые общие закономерности

Любая группа в своем развитии проходит через следующие этапы, которые формируют 5-ступенчатую модель развития группы:

- начальная стадия формирования;

- внутригрупповой конфликт;

- обеспечение сплоченности членов группы;

-стадия наивысшей работоспособности и производительности;

- заключительная стадия (для временных групп).

Начальная стадия формирования. Эта стадия, как правило, харак­теризуется неопределенностью относительно структуры группы, ее целей.  Зачастую неясно, кто является лидером этой группы, и какой тип поведения в ней наиболее приемлем. Эта стадия завершается, когда члены группы начинают отчетливо понимать, что они являют­ся частью данной группы.

Внутригрупповой конфликт. Вторая стадия развития группы обыч­но характеризуется развитием внутригруппового конфликта. Идет борь­ба за лидерство и распределение ролей между членами группы. После того как эта стадия будет завершена, становится ясно, кто лидер в данной группе (если это формальная группа, то речь идет о нефор­мальном лидере).

Обеспечение сплоченности членов группы. На этой стадии отноше­ния между членами группы становятся более тесными и сплоченны­ми. Одновременно появляется ясность относительно неформальных норм поведения и распределения ролей в данной группе.

Стадия наивысшей работоспособности и производительности. На данной стадии группа полностью функциональна. Энергия ее членов направлена уже не на распределение ролей и борьбу за власть, а непосредственно на обеспечение эффективной работы и достижение высоких результатов.

Заключительная стадия. Для временных групп, например групп, созданных на время осуществления конкретных задач, выполнение этих задач становится заключительной стадией их существования. Чем ближе к завершению работы над проектом или чем ближе выполне­ние поставленной перед группой задачи, тем больше ее члены начи­нают думать о том, что данная группа скоро прекратит свое суще­ствование, а также о новых перспективах своей работы в другом коллективе Производительность работы группы в этот период может заметно снижаться.

Безусловно, что рассмотренные стадии развития группы дают лишь упрощенное представление о достаточно сложных процессах, проте­кающих в реальной жизни. В действительности бывает достаточно труд­но отделить одну стадию развития группы от другой; иногда несколь­ко стадии проходят одновременно. Возможен переход с более высокой стадии на более низкую (например, конфликт по поводу лидерства и распределения ролей в группе может возникнуть на любой стадии ее развития, в том числе и на  заключительной)

Специалисты, анализировавшие стадии функционирования групп, выявили еще одну интересную закономерность развития временных групп. Было установлено, что производительность работы группы колеблется в разные периоды, существенно увеличиваясь во второй половине периода ее деятельности. Первая фаза деятельности группы по решению какой-либо задачи характеризуется относительной инер­цией. Существенные изменения происходят лишь в конце этой фазы, после того, как истекает примерно половина времени, отпущенного на решение данной задачи. В этот период часто становится ясно, что время, которое отпущено на решение стоящей перед группой зада­чи, ограничено и, чтобы успешно прийти к финишу, необходимо сконцентрировать усилия и ускорить работу. На второй фазе произво­дительность группы обычно увеличивается, что в конечном счете позволяет успешно достичь намеченной цели Практика работы над различными проектами и групповыми докладами во многих случаях является убедительным тому подтверждением.


1.2 Ситуационные факторы, оказывающие влияние на группы


Су­ществует большое количество факторов, влияющих на "выпуск" группы. Среди них территориальные факторы, характеристики за­дания, и контрольные системы организации.

Важное место в групповой структуре занимают территориальность (territoriality) и физическое место. Замечено, что индивидуумы и группы часто считают, что имеют права на некоторые объекты или места, кото­рые в действительности не являются их собственностью. Данный объект или территория занимаются и используются так, как будто принадлежат данной группе, причем чужаки оттуда всячески изго­няются, а если данная территория потеряна, то ее стремятся как можно скорее вернуть.

Личное место - то пространство вокруг индиви­дуума, которое является его собственным, в которое никто дру­гой не имеет доступа. Люди всячески отражают вторжения в их личное место, испытывая отрицательные чувства к тем, кто такое вторжение предпринимает. Интересным является тот факт, что лю­ди сохраняют между собой дистанцию, пропорционально близости межличностного взаимодействия.

То, как располагаются люди в процессе взаимодействия друг с другом, во многом оказывает влияние на их отношения. Например, люди, стремящиеся к сотруд­ничеству, садятся обычно рядом, тогда как оппоненты предпочи­тают сидеть друг напротив друга. Расположение, например, стола в кабинете управляющего также красноречиво свидетельствует о его позиции по отношению к посетителям. Здесь существуют два главных положения: "трон", когда управляющий "отгораживается" своим письменным столом, и положение "стол касается стены", создающее в кабинете более неформальную атмосферу.

Еще одна ситуационная переменная, оказывающая сильное влияние на структуру группы и ее деятельность, это тип задания, которое выполняет группа. Задание - это некоторые требования, предъявляемые к группе, если они удовлетворяются, то задание считается выполненным. Задания различаются по сте­пени взаимодействия между членами группы, требующегося для их выполнения. Ситуация, которая требует тесного взаимодействия, называется обоюдной взаимозависимостью (reciprocal interdependence).

Гораздо меньшего взаимодействия требует последовательная взаи­мозависимость (sequential interdependence). Заметим, что при такой ситуации общая производительность группы не превышает производительности самого медленного ее члена. Существуют так­же задания, вообще не требующие никакого взаимодействия. В та­ких случаях говорят, что имеет место объединенная взаимоза­висимость (pooled interdependence). При таком положении увели­чение взаимодействия ведет даже к снижению производительности.

Само   по себе задание может значительно воздействовать на поведенческие стереотипы, наблюдаемые в группе.  Некоторые ведут  к конфликту,  тогда как некоторые - наоборот,  к кооперации. Все эти факторы должны быть приняты во внимание при изучении при­чин того или иного поведения в малых группах.

Последний тип ситуационной пере­менной, воздействующей не поведение человека в группе. В той или иной группе может быть установлена высокая или низкая раз­ница в вознаграждении. При этом принципиально важным является факт, соответствует ли разница в вознаграждении типу выполняе­мого задания.

Важно воздействие этого свойства на организации. Они должны внимательно следить за соответствием их системы вознаграждения типам выполняемых заданий, иначе при внедрении неправильной системы вознаграждения производительность в организации пони­зится, вместо того, чтобы повыситься.


1.3 Воздействие состава группы


В дополнение к ситуационным пе­ременным, поведение людей в группах может в большой степени зависеть от личных характеристик членов группы. Мы рассмотрим, как на функционировании группы отражается воздействие некото­рых таких характеристик, а также размера и сплоченности груп­пы.

Большое количество исследова­ний было посвящено влиянию различных качеств членов групп на их внутреннюю среду. В частности, было найдено, что согласо­ванность групповых норм появляется тогда, когда члены группы молоды, обладают средними умственными способностями и высоким авторитетом. Приверженность групповым нормам оказалась также сильнее у женщин, чем у мужчин, хотя это возможно отражает культурные различия в половых ролях, чем природное различие между женщинами и мужчинами. Кроме того, важной характеристи­кой членов группы является способность к выявлению лидера.

Когда мы пытаемся объяснить поведение группы, необходимо учитывать один важный фактор. При выполнении задания, члену группы приходится взаимодействовать с другими членами группы. То есть важно знать, являются ли ха­рактеры разных членов группы совместимыми. Эта проблема прояв­ляет себя в сравнении доминирующего и подчиняющегося типов личности. При объединении в одну группу двух представителей разных типов, они, вероятнее всего, будут работать успешно. Но если получится так, что в одной команде окажутся люди одного типа личности, тогда либо будут возникать постоянные конфликты (если у обоих доминирующий тип личности), либо процесс не сдвинется с мертвой точки из-за отсутствия лидерства (если у обоих подчиняющийся тип личности).

Также важным, хо­тя и точно не выясненным, является вопрос о том, должна ли группа для более эффективной производительности быть гомоге­ничной или гетерогеничной, то есть, должны ли ее члены принад­лежать к разным расам, разным социальным слоям, разным полам, придерживаться различных взглядов, или же идентичность по этим показателям более предпочтительна. Как правило, предпочтитель­нее оказывается частичная гомогеничность и частичная гетероге­ничность группы.

При составлении задания для формирующейся группы встает вопрос, какое количество людей будет наиболее оптимальным для выполнения этого задания. Здесь существует несколько аспектов.

Эксперименты, проведенные Робертом Бэйлсом (Robert Bales), показали, что в меньших по размеру группах более высок уровень согласия и взаимного доверия, тог­да как в больших группах сильнее тенденция к даче советов и обмену информацией. Кроме того, существует важная разница меж­ду группами с четным и нечетным числом членов. Достижение сог­ласия в последних является делом несравненно более легким, чем в первых, из-за большей легкости в формировании большинства.

Слэтер (Slater, 1958) обнаружил ин­тересную взаимосвязь между размером группы и удовлетворен­ностью ее членов. Оказалось, что наиболее предпочтительным числом членов группы является число пять. Очевидно, при мень­шем числе членов отношения становятся более напряженными, тог­да как при большем числе не всегда хватает времени со всеми переговорить.

Соотношение между размером и про­дуктивностью в значительной степени зависит от характера рабо­ты, которую выполняет группа. В случае объединенной взаимоза­висимости существует прямая зависимость между размером и про­изводительностью, тогда как в случае обоюдной взаимозависи­мости будет наблюдаться обратное соотношение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.