Формирование коллектива
Формирование коллектива
ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Факультет заочного и послевузовского обучения
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: "Организация труда персонала"
на тему "Формирование коллектива"
План
а/ Коллектив как социальная группа
б/
Классификация и характеристика социальных групп
в/ Формальные и неформальные группы
г/ Критерии
работоспособности групп
д/
Построение эффективной команды
Литература
а/ Коллектив как
социальная группа
Конституирование рабочей группы и степень влияния на своих
членов и на организацию в целом прямо зависят от ее сплоченности.
Сплоченность характеризуется привлекательностью группы для
каждого члена, желанием оставаться в ее состав, а также развитостью
сотрудничества и групповых коммуникаций на основе принципов солидарности,
взаимной поддержки.
Групповая сплоченность наиболее полно отражается понятием
"коллектив". Под коллективом понимается устойчивое объединение людей,
стремящихся к общей цели и обладающее групповой сплоченностью.
Начало исследованиям коллектива как группы, существующей в
специфических социальных условиях, положил А.С. Макаренко. Он определил ряд
признаков, отличающих коллектив как специфическую социальную группу.
Сила коллектива состоит в том, что:
совместно лучше решаются крупные или междисциплинарные
задачи, в том числе такие, которые не могут быть решены простой суммой усилий
членов группы;
коллективный труд способствует быстрому усвоению задачи, ее
принятию и реализации;
коллектив - действенный регулятор поведения сотрудников, во
многом осуществляющий координацию их деятельности без участия руководителя. Он
стимулирует повышенное трудовое усердие.
в коллективе вырабатывается больше идей и возрастает
инновационная способность группы;
коллектив позволяет быстро интегрировать новых сотрудников и
стабилизировать культуру организации.
коллективный труд создает лучшие возможности для овладения
передовым опытом, повышения квалификации и развития сотрудника в целом.
Социальная группа - любая относительно устойчивая
совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими
интересами и целями.
В каждой социальной группе воплощаются некоторые
специфические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом в рамках
определенного исторического контекста.
Внешние отличительные признаки социальной группы:
1) статистика существования, которая проявляется в
непрерывной динамизации групповых процессов в латентной или явной форме;
2) социальная группа характеризуется определенным набором
социальных норм, институциализацией ценностей, репродуцируемых групповым
контекстом.
Формирование социальной группы должно рассматриваться сквозь
призму внутренних, связей в ней.
Группа характеризуется определенной целостностью и
устойчивостью, что обуславливает ее целями и задачами. Наличие общих целей и
задач становится фактором формирования и развития структуры группы.
В зависимости от характера отношений и связей индивидов
выделяют группы первичные и вторичные.
Первичная группа отличается особой эмоциональностью
привязанностью ее членов друг к другу. Вторичная группа - это целевая группа, в
которой особое значение имеют вещественные контакты, чаще всего посредственные.
В зависимости от структуры и внутренней организации выделяют
группы формальные и неформальные.
Еще одна классификация связана с таким критерием, как время,
существования группы. Здесь выделяют кратковременные и долговременные группы.
Малые, средние и большие группы могут быть как
кратковременными, так и долговременными.
Например: этническая общность - это всегда долговременная
группа, а политические партии могут существовать веками, а могут и очень быстро
сходить с исторической сцены.
в/ Формальные и
неформальные группы
Формальные группы имеют юридический статус, создаются
руководством для закрепления разделения труда и улучшения его организации.
Роль и место их в общем трудовом процессе определено в
нормативных документах типа "Положение о подразделении", в
инструкциях, распоряжениях руководства. Среди формальных групп западные ученые
выделяют следующие:
команды - соподчиненные группы руководителя-лидера и его
сотрудников, а также рабочая группа, достигшая высшего уровня сплоченности,
действующая как новая система, единая общность, в которой сочетаются
преимущества формальных и неформальных групп при отсутствии их недостатков.
В команде обеспечивается наиболее эффективное достижение
результатов организации и удовлетворение личных и социальных потребностей ее
членов.
Рабочие (целевые) группы - создаются на определенное время с
целью выполнения определенного задания;
Комитеты - специальные и постоянные группы, которым
делегированы отдельные полномочия по управлению, координации деятельности и т.п.
(совет директоров, правление банка, комитет профсоюза)
Неформальные группы образуются спонтанно для удовлетворения
тех индивидуальных потребностей работников, которые по тем или иным причинам (некомпетентное
руководство, авторитарные методы руководства и т.д.) не удовлетворяются в
рамках формальной группы - потребности в причастности, в понимании причин
принимаемых решений, в защите, в участии, в общении, в информации.
Поведение членов неформальных групп, возглавляемых неформальным
лидером, может как способствовать, так и препятствовать достижению целей
организации. Неформальные группы делятся на заинтересованные и дружеские.
Заинтересованная группа формируется для реализации
определенного общего интереса, например для предъявления руководству требований
о современной выплате зарплаты или ее повышении.
Дружеские группы образуются на основе личных симпатий и
взаиморасположения. Членство в таких группах изменяется в зависимости от
установления или разрыва дружеских связей.
Не всегда и не любые группы способны превратиться в единое,
слаженно действующее целое. Существуют определенные критерии работоспособности
группы, к которым относятся:
согласие между членами группы по поводу ее целей;
широкое общение и взаимодействие между членами группы;
близость или не слишком большое, приемлемое для всех
неравенство социального статуса и происхождения членов группы;
демократизм групповых взаимоотношений, предоставление всем членам
группы возможностей для непосредственного участия в установлении групповых норм
и стандартов;
положительное мнение членов группы друг о друге;
ярко выраженная у каждого члена группы потребность в тех
преимуществах, в том числе защите, которые дает принадлежность к ней;
размер группы, достаточный для реализации ее целей и
коммуникаций. Но он не должен быть так велик, чтобы подавлять внимание к ее
делам и побуждать к разделению на микрогруппы.
Группы с четным числом обычно более тщательно решают задачи,
чем с нечетным;
пространственная близость. При наличии других условий
существует прямая зависимость между близостью рабочих мест и сплоченностью
группы;
преобладание положительного опыта в достижении группой в
своих целей и защите ценностей. Это укрепляет веру членов группы в возможность
достижения ее целей, придает групповым отношениям позитивную эмоциональную
окраску;
психологическая совместимость членов группы.
Она представляет собой совокупность индивидуальных качеств
группы, обеспечивающих позитивную эмоциональную окраску, слаженность и
эффективность их совместных действий, сотрудничества.
Совместимость включает целый ряд качеств: физиологических (половозрастные
и другие физиологические особенности); психофизиологические (различие
темпераментов и биологических потребностей); собственно психологических (личностный
характер и мотивы поведения); социально-психологических (ценности, интересы,
ролевые ожидания).
Доказано, что психологическая совместимость позитивно влияет
на производительность труда и качество продукции.
В последние годы понятия "команда" широко
используется для характеристики высоко сплоченных трудовых коллективов.
Команда - соподчиненные группы руководителя-лидера и его
сотрудников, а также рабочая группа, достигшая высшего уровня сплоченности,
действующая как новая система, единая общность, в которой сочетаются
преимущества формальных и неформальных групп при отсутствии их недостатков.
Команда существует только для одной цели - достижение
положительных результатов. Но важно помнить, что взаимоотношение членов команды
- ключевой фактор для успешного достижения результатов.
К основным элементам эффективности работы команды относятся:
удовлетворение личных интересов членов команды;
успешное взаимодействие в команде;
решение поставленных перед командой задач
Эти элементы очень сильно взаимосвязаны. Например, личное
удовлетворение зависит не только от успешного решения задач, но и от качества
взаимоотношений в команде, а также от преимуществ коллективной формы выполнения
командной работы.
Эффективность команды зависит так же от следующего шага - от
того, что произойдет, после достижения поставленных целей.
Наблюдения за работой команд в организациях показывают, что
большая часть энергии, если не вся направляется на решение внешней задачи (на
то, что необходимо получить, когда, с какими средствами и ресурсами).
Естественно, это важно, но нельзя забывать о процессе и о
том, что не исключены конфликты.
Например, даже команда достигшая своих целей, едва ли может
считаться эффективной, если ее члены имеют противоречивые взгляды и
разочарованны в своей организации на столько, что намерены искать другую работу.
Поэтому в качестве дополнительных показателей эффективности
команды можно рассматривать степень готовности ее членов к выполнению новых
задач и наличие у них желания продолжать совместную работу.
Для команды и индивидуальных участников устанавливаются
реалистичные, достижимые цели, потому что те, кто являются ответственными за
выполнение работы, содействуют их построению.
Члены команды и лидеры стремятся поддержать друг друга для
того чтобы сделать работу команды успешной. Члены команды понимают приоритеты
друг друга и помогают или поддерживают, когда возникают трудности.
Участники команды осознают важность дисциплинированной
работы и стараются вести себя в соответствии со стандартами команды.
Отдача в работе более значительна, так как члены команды
понимают, чего от них ждут и могут самостоятельно контролировать свою
деятельность помимо ожиданий.
Обучение эффективной работе в качестве команды в одной
организации является хорошей подготовкой для командной работы с другими
организациями. Это является хорошей подготовкой и для продвижения.
Эффективно работающие команды:
состоят из взаимозависимых участников. Продуктивность и
эффективность работы подразделения определяется согласованностью действий всех
его участников;
помогают своим членам работать более эффективно.
Члены команды показывают более высокие результаты, чем самые
лучшие профессионалы, работающие в одиночку.
Это эффект групповой фасилитации, т.е. облегчение
деятельности членам группы за счет поддержки со стороны других ее членов и
соответствующей благоприятной и благожелательной атмосферы;
функционируют столь успешно, что создают собственную
притягательность, некий магнетизм.
Члены таких команд хотят работать только в них, поскольку
это участие дает им ряд преимуществ. Подобные команды притягательны и для
других членов организации, перспектива перевода в такую команду рассматривается
как мощный стимул;
не всегда имеют постоянного лидера. Роль лидера может
переходить от одного участника команды к другому, так как команда развивается;
участники всячески заботятся друг о друге, подбадривают друг
друга. Внимание оказывается всем и каждому. Каждый работник является составной
частью единой команды, старается поддерживать всех прочих ее участников.
в командах царит атмосфера высокого взаимного доверия. Члены
команды демонстрируют единство и проявляют заинтересованность в достижении как успеха
в составе команды, так и индивидуального успеха.
1) Андреева Г.М. Социальная
психология. М.: Аспект-Пресс, 1996 г.
2) Ильин Г.Л. Социология и
психология: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. -
М.: Издательский центр "Академия", 2007 г.
3) Спивак В.А. Организационное
поведение. М.: Эксмо, 2007 г.
4) Свенцицкий А.Л. Психология
управления организациями. СПб., 1999 г.
5) Пугачев В.П. Руководство
персоналом: Учебник. -М.: Аспект Пресс, 2008 г.
|