Формирование системы кадрового обеспечения
Важным средством,
позволяющим выработать общее руководство для этического поведения госслужащих,
является Кодекс этики, разработанный в 1924 г. Международной ассоциацией городского управления. Сегодня 36 штатов и большинство профессиональных ассоциаций США
имеют свои Кодексы этики.
Необходимо
подчеркнуть, что вопрос административной этики является одним из основных в
формировании системы кадрового обеспечения учреждений в США. Этические проблемы
остро стоят во многих странах мира, и Россия в этом не исключение.
Анализ
приведенных выше данных позволяет сделать следующие выводы. (см. Приложение 6)
Исходя из данных
таблицы (см. Приложение 6), можно предположить, что вышеуказанным странам
присущ различный подход к системе кадрового обеспечения учреждений. Так, если
в странах Западной Европы, в США основными требованиями являются корректность,
порядочность, этика, то в Японии и Голландии – знания, эрудиция, способность
анализировать являются приоритетными.
Необходимо
отметить, что анализ зарубежного опыта в системе кадрового обеспечения
государственных и муниципальных учреждений позволяет утверждать, что можно использовать
ряд положительных наработак, в процессе кадрового обеспечения учреждений
России.
Особое внимание
нужно обратить на тот факт, что обращение к зарубежному опыту может быть
уместным, и в научном плане корректным, лишь при всестороннем его рассмотрении,
анализе не только чисто «управленческой» проблематики, но и особенностей
социально-политического развития тех стран, которые выступают в роли носителей
изучаемого опыта.
Необходимо,
также, учитывать, что Россия – многонациональная страна. Это значит, у системы
кадрового обеспечения учреждений России должна быть внутренняя, только ей
присущая функция: удовлетворять интересы страны в становлении, формировании
нового общества. Очень важно, чтобы Россия на этом этапе умела воспользоваться
тем потоком информации, который на нее обрушился в сфере кадровой политики и, в
частности, в ее основном элементе – системе кадрового обеспечения
государственных и муниципальных учреждений, к коим относятся и учреждения
образования.
Ананлиз
деятельности управления образования администрации г.
Хабаровска в
сфере кадрового обеспечения
2.1. Общая
характеристика организации
Управление
образования Администрации г. Хабаровска, создано по решению администрации
города, структура и штатное расписание утверждено распоряжением Мэра города.
Организационная
структура Управления образования Администрации города выглядит следующим
образом:
Рис. 2.1
Организационная структура Управления образования
Младший
обслуживающий персонал составляет 11,5 единиц.
Итого: персонал
Управления образования составляет – 35,5 единиц.
Управление
возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности Мэром города.
Начальник
Управления образования подчиняется Мэру города и заместителю Мэра города,
председателю комитета по социальной политике и несет персональную ответственность
за выполнение возложенных на нее функций, задач и обязанностей.
Начальник
управления образования имеет первого заместителя, заместителя начальника
(начальника финансово-экономического отдела), назначаемых и освобождаемых от
должности начальником управления по согласованию с заместителем Мэра города,
председателем комитета по социальной политике.
Начальник
управления образования:
-Осуществляет
оперативное руководство деятельностью управления на принципах единоначалия, в
пределах своей компетенции принимает решения, издает приказы, инструкции и
распоряжения, подлежащие обязательному исполнению работниками аппарата
управления, отделами образования, муниципальными образовательными учреждениями,
и организует проверку их исполнения.
-Принимает меры
поощрения, налагает взыскания на работников аппарата управления, руководителей
муниципальных образовательных учреждений.
-Обеспечивает
повышение квалификации работников управления, подписывает трудовые договора
(контракты) с руководителями муниципальных образовательных учреждений.
-Представляет
управление в отношениях с органами государственной власти и управления,
органами местного самоуправления, а также физическими и юридическими лицами, в
том числе иностранными.
-Заключает по
доверенности от имени администрации города, договоры, контракты и иные
соглашения, касающиеся деятельности управления в пределах средств, предусмотренных
в бюджете города.
-Имеет право
первой подписи на бухгалтерских документах.
-Является
распорядителем средств, выделяемых из бюджета города и других источников на
цели воспитания и образования в пределах функций, возложенных на управление.
-Согласовывает
положения о районных органах управления образованием, назначение на должность
и освобождение от должности руководителей районных органов управления
образованием, вносит предложения Главам районных администраций по применению и
руководителям органов управления образованием мер поощрения и дисциплинарного
воздействия.
-Организует
работу коллегии управления.
-Осуществляет
подбор кандидатур на должности в соответствии со штатным расписанием управления
и представляет документы в комиссию по кадровому обеспечению, аттестации
муниципальных служащих социальных структур администрации города и другое.
26 февраля 2001
года Распоряжением Мэра города Хабаровска Соколова А.Н. № 283-Р было
утверждено «Положение об Управлении образования администрации города
Хабаровска».
Управление
образования Администрации города, в дальнейшем Управление, является структурным
подразделением Администрации города Хабаровска, имеет печати, штампы, бланки со
своими наименованием, лицевой счет в казначействе.
Управление в
своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом
Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, нормативными
правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской
Федерации, Уставом Хабаровского края, законами и иными правовыми актами Хабаровского
края, Уставом муниципального образования города Хабаровска, правовыми актами
Хабаровской городской Думы и Мэра города и Положением об Управлении образования
администрации города Хабаровска.
Управление
обеспечивает осуществление государственной политики в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также дополнительного
образования.
Управление в
своей работе подчиняется Мэру города, его заместителям.
Управлению
подотчетны все муниципальные учреждения образования.
В своей
деятельности Управление образования решает следующие задачи:
обеспечение
реализации федеральных, региональных и городских программ развития образования;
создание необходимых условий для реализации прав граждан в области образования,
гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, их социально-правовую
защиту; обеспечение выполнения образовательными учреждениями стандартов и
нормативов, анализ и экспертная оценка деятельности образовательных учреждений;
определение основных направлений развития системы общего образования в городе,
включающий в себя сеть образовательных учреждений дошкольного, общего (начального,
основного, среднего), дополнительного образования, специальных (коррекционных)
образовательных учреждений, обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии,
нуждающихся в особых условиях воспитания, учреждений для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, городской научно-методический информационный
центр, отделы образования администраций районов города, на основе диагностики
системы образования и прогнозирования перспектив ее развития.
В соответствии с
основными задачами управление осуществляет следующие функции:
Анализирует
эффективность деятельности системы общего образования города, прогнозирует
тенденции развития, корректирует сеть образовательных учреждений с учетом
выявленных потребностей населения города.
Разрабатывает
программы развития системы общего образования, вносит их на согласование в
комитет общего образования Администрации края, на утверждение Мэра города и при
необходимости на рассмотрение городской Думы.
Разрабатывает и
реализует меры по организации исполнения правовых актов органами управления
образования в районах города муниципальными учреждениями образования с целью
удовлетворения образовательных потребностей населения города, предупреждения надзорности
несовершеннолетних, устройству детей, оставшихся без попечения родителей,
реализации прав граждан, на получение бесплатного общего образования в пределах
государственных образовательных стандартов,
Координирует и
контролирует деятельность отделов образования администраций районов, учреждений
системы общего образования по проведению государственно-общественной политики в
области образования, за исполнением законодательства по соблюдению
санитарно-гигиенических условий пребывания детей в образовательных учреждениях,
за обеспечением охраны здоровья, жизни обучающихся, воспитанников и работников
образовательных учреждений.
Контролирует
деятельность районных отделов образования, муниципальных учреждений образования
по всем вопросам, отнесенных к их компетенции,
Разрабатывает и
обеспечивает бюджет системы общего образования города в части расходов на
образование, планы капитального строительства и реконструкции учреждений
образования,
Утверждает уставы
муниципальных учреждений образования, согласовывает их с департаментом
муниципальной собственности и финансовым департаментом администрации г. Хабаровска.
Осуществляет
подбор кандидатур на должность руководителей муниципальных учреждений
образования, согласовывает их с Главами администраций районов города,
представляет в комиссию по кадровому обеспечению, аттестации муниципальных служащих
социальных структур администрации города документы от кандидата на должность.
Осуществляет
аттестацию педагогических и руководящих кадров,
аттестацию
и аккредитацию муниципальных образовательных учреждений при делегировании
соответствующих функций комитетом общего образования администрации Хабаровского
края,
Создает
методическую службу в городе, обеспечивает методическую помощь работникам
образования, прогнозирует потребность системы образования в кадрах, формирует и
организует учету резерва руководящих педагогических кадров,
Подготавливает
документы для представления в установленном порядке работников образования к
государственным наградам и присвоению почетных званий, поощряет обучающихся и
воспитанников,
Рассматривает в
установленном порядке письма, заявления, жалобы граждан, обеспечивает
выполнение их обоснованных просьб, законных требований, принимает меры к
устранению недостатков о деятельности муниципальных образований и др.
2.
Анализ
состава и структуры кадров Управления образования
администрации
города
Целью анализа
состава и структуры является определение кадрового потенциала Управления
образования администрации г. Хабаровска.
Анализ состава и
структуры кадров обычно начинается с абсолютного излишка или недостатка кадров
в отчетном периоде.
Абсолютный
излишек или недостаток работников определяется по категориям персонала и в
целом по организации по формуле:
Уабс. = Уф – Упл
(баз), (2.1)
где Уабс – абсолютное
изменение численности персонала
Уф –
фактическая численность персонала в отчетном периоде
Упл(баз)
– плановая численность персонала в базисном периоде
В 1999 году в
Управлении образования администрации города трудились 55 человек, из них 48 человек
женщины и 7 человек – мужчины. Преобладание женского труда обусловлено
спецификой деятельности Управления.
Среднесписочная
численность персонал на 01.01.2000 составила 45 человек, к 01.01.01 она
сократилась до 35 человек или на 36% относительно 1999 года и на 22% относительно
2000 года. Сокращение численности персонала обусловлено общим сокращением
сотрудников муниципального образования г. Хабаровска.
Динамика
численности персонала за период 1999-2001 гг. выглядит следующим образом:
Рис. 2.2. Динамика
численности персонала Управления образования
Следующим этапом
анализа стало определение удельного веса каждой категории работников к
численности всего персонала организации.
Анализ структуры
кадров представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Динамика категорий персонала в
процентном отношении по организации
|