Формы документов и порядок их заполнения для проведения процедуры "Мозговой штурм"
Формы документов и порядок их заполнения для проведения процедуры "Мозговой штурм"
Формы
документов и порядок их заполнения для проведения процедуры «Мозговой штурм»
Идея метода мозгового
штурма была предложена Алексом Осборном в середине XX века. Основная идея
метода состоит в том, чтобы изолировать формирование идеи от её критики. В
настоящее время часто доводится встречаться с задачами, которые вызывают
значительные затраты времени и сил на их решение, приходится изучать массу
литературы, но это может не привести к формированию идеи.
Техника проведения мозгового
штурма заключается в собрании группы, состоящей как минимум из двух человек, но
не более 12. Один из членов группы назначается руководителем. Перед началом
работы, руководитель разъясняет членам творческой группы: какая стоит перед
группой проблема или какая идея будет исследоваться, и как будет проходить
работа.
Правильная техника
мозгового штурма включает три непременных этапа:
1. Постановка
проблемы. На данном
этапе нужно ясно выразить проблему. На данном этапе происходит отбор участников
штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в
зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
2. Генерация идей. Здесь необходимо выделить основные
правила этого этапа:
ü Необходимо как можно больше идей. Главное
на этом этапе — это количество идей.
ü Не должно быть никакой критики, в том
числе и положительной.
ü Принимаются любые идеи, даже если они
кажутся абсурдными и необычными.
ü Проводится комбинирование и улучшение
любых идеи.
В методике мозгового
штурма принимает участие группа и руководитель. Перед началом применения метода
мозгового штурма руководитель делает ясную постановку задачи, подлежащей
решению. В ходе мозгового штурма участники сообщают свои идеи, обращенные на
решение поставленной задачи.
Если в мозговом штурме участвуют
люди разных ступеней иерархии в организации, то рекомендуется выслушивать идеи
в порядке возрастания ранга, что позволяет исключить психологический фактор
«соглашения с начальством».
Для успешного проведения
мозгового штурма членам творческой группы нужно настроиться на творческий лад.
Руководитель проводит с членам творческой группы разминку, решая различные
задачи на ассоциативное мышление, анализ и синтез и т. д.
Лучше всего сотрудникам,
являющимся членам творческой группы постоянно действующей команды, постоянно
развивать свои творческие способности. Затем рекомендуется провести разминку.
Для разминки группе нужно
выбрать задачу лучше бытового характера, в решении которой любой из участников
в какой-то степени сведущ, и провести краткий мозговой штурм с целью
перестройки мышления на творческий процесс.
В процессе проведения
мозгового штурма можно выделить несколько этапов:
1 на первом идеи не
отличаются высокой оригинальностью,
2 на втором этапе у
участников начинают возникать необычные идеи.
Все идеи, возникшие в
ходе мозгового штурма регистрируются в таблице для их дальнейшей обработки
(Таблица).
Таблица
Карточка участника
№
|
Проблема
|
Способ решения
|
1
|
…
|
…
|
3. Группировка, отбор
и оценка идей. На
этом этапе разрешается оценивать идеи, чего нельзя было делать на предыдущем
этапе. Способы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого
этапа напрямую зависит от того, насколько в равной мере участники понимают признаки
отбора и оценки идей. Когда все идеи высказаны, производится их рассмотрение, вырабатывание
и отбор. Выставленные всеми членам творческой группы оценки далее суммируются,
в зависимости от итогового количества баллов каждому предложению присваивается
место – рейтинг. Чем больше итоговая сумма баллов, тем выше рейтинг данного
предложения (Таблица).
Таблица
Ранжирование мнений
членов группы
№
|
Способ решения проблемы
|
Члены группы
|
Сумма баллов
|
Рейтинг
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
В итоге находится предельно
действенное и часто шаблонное решение задачи.
Метод
мозгового штурма является
действенным способом решения массы задач, однако в условиях ограниченности
времени и пространства, проводить мозговой штурм бывает нецелесообразно. Индивидуальное применение метода мозгового штурма
при помощи ментальных карт, данная технология позволяет экономить время, как
своё, так и других людей, она более доступна и практична.
Литература
1. Ларичев О.И. Теория и методы
принятия решений. М.: Логис, 2000. 256 с.
2. Кудрявцев А.В. Методы интуитивного
поиска технических решений // http://www.metodolog.ru/00072/00072.html
3. Титова Н.Л. Разработка
управленческих решений: курс лекций. – М., 2006. 542 с.
|