скачать рефераты

МЕНЮ


Государственная библиотечная политика

Для библиотечной сферы, представляющей собой совокупность взаимодействующих между собой 150 тыс. библиотек, нуждающихся в модернизации на основе единых методов и стандартов, в условиях дефицита средств, неразвитости навыка к самоорганизации, было особенно желательным и необходимым наличие центрального управляющего и координирующего органа в лице МК России – не оттесненного на второй план, а сильного, богатого, влиятельного, предприимчивого.

Целевые федеральные программы поддержки сохранения и развития культуры и искусства в РФ МКРФ начало разрабатывать их с 1992 года – предполагали тесную работу сильного Министерства и с региональными органами культуры. И с негосударственными организациями, и были ориентированы как на традиционную деятельность, так и на инновации. Однако этим планам суждено было реализоваться далеко не в полной степени из-за нараставшего из года в год сокращения финансирования.

Министерство ясно отдавало себе отчет и на протяжении 1990-х гг. постоянно заявляло о том, что проблемы библиотечного обслуживания это не частный случай библиотечного дела или даже культурной жизни. В стране, где минимум половина населения не в состоянии как раньше выписывать газеты, журналы и покупать книги – это проблема информированности населения, доступности ему новых идей и знаний, стать конкурентоспособными, переучиться, переквалифицироваться.

Министерство культуры РФ в 1992 году понимало необходимость реформирования библиотечного дела в русле современных общемировых тенденций, наращивания его информационного потенциала поскольку было совершено очевидно, что свобода распространения и доступа к информации является одним из важнейших условий нормального политического, экономического и культурного развития страны, преодоления разрывов в информированности, взаимопонимании и взаимодействии разных поколений, регионов, национальных культур, периферии и центра.

Библиотечное дело начало рассматриваться министерством как социальный институт, призванный прежде всего обеспечить развитие интеллектуального потенциала страны.

В 1993 г. в Туле, состоялась первая в России конференция директоров региональных и федеральных библиотек по созданию библиотечных компьютерных сетей. Сегодня вне всякого сомнения можно констатировать, что завершение первого этапа массовой автоматизации уже свершившийся акт.

Информатизация, т.е. внедрение новых информационных технологий в повседневную деятельность библиотек позволяет находить современные решения и других библиотечных проблем, связанных с комплектованием фондов, обеспечением их сохранности, организацией обслуживания и т.д.

Информатизация библиотечного дела в России имеет не только профессиональное но и политическое значение. Одним из важнейших условий достижения политической стабильности и социально-экономического прогресса в России является возможность оперативного, беспрепятственного получения нужной информации, свободного доступа населения к практическим и фундаментальным знаниям.

Информатизация библиотечного дела – это ключ к решению как никогда прежде насущной и актуальной проблемы адаптации сформировавшейся в советское время системы библиотек и форм их взаимодействия к стремительно развивающемуся процессу социальных перемен, бурно начавшейся информатизации общества.

Новые проблемы и новые возможности в управлении библиотечным делом


Изменение Конституции РФ, принятие целого ряда общих законов, включая Основы законодательства о культуре, автоматически изменили всю систему государственного управления вообще, управления социальной сферой и культурой в частности.

Значительная часть полномочий по управлению публичными библиотеками была передана от федеральных органов управления по региональный и местный уровень, от региональных органов на муниципальный; от всех органов управления являющихся учредителями библиотек, непосредственно самим библиотекам и их администрациям. Гражданский Кодекс и отраслевые законы предоставляли водителям резко свободу действий практики не имеющих аналогов за рубежом.

Проводимые в стране реформы одновременно и стимулируют и тормозят реализацию инновационных проектов прежде всего из-за недостатка средств. Поэтому деятельность органов управления должна носить компенсаторный характер: едва ли не основные усилия должны направляться на создание и поддержание в профессиональной среде атмосферы творчества, взаимопонимания, сотрудничества. При этом библиотеки должны учиться друг у друга, не таить профессиональных секретов, понимая, что все они делают одно общее дело и что только корпоративная совместная работа определит их прогресс.

Амбиции и энтузиазм библиотек и библиотекарей должны всячески и всемерно поощряться.

Общепризнанно, что стиль и методы управления зависят от личностных качеств менеджера. В переходные периоды, отягощенные недостатком ресурсов таковые приобретают особое значение.

Если меньше ресурсов имеется в распоряжении органов управления и отдельных библиотек, тем более высокие профессиональные и социальные требования должны предъявляться к руководителям.

Эффективной и результативной государственная политика в демократических странах может быть только тогда, когда она находит понимание и поддержку у профессиональной среды. Для этого политика должна быть научно-обоснованной, внятной, ответственной и открытой. Министерство культуры РФ призвано заниматься главным образом и в первую очередь тем, что никто, кроме него, не в состоянии, по различным причинам, заниматься, - то есть теми проблемами которые не могут быть решены ни на уровне регионов, ни на уровне отдельных библиотек.

В свою очередь каждой библиотеке – и крупнейшей федеральной, и маленькой муниципальной надо трезво оценить реальное положение дел, свои возможности и стремиться определить для себя те направления работ, где она может наилучшим образом себя проявить, вести свой неповторимый вклад в общее дело, добиться успеха и признания.

Но достичь поставленных целей только за счет усилий, которые предпринимаются изнутри профессиональной среды, невозможно, важно выносить обсуждение библиотечных проблем и во внебиблиотечную среду, добиваться общественного признания той большой работы, которую проводят библиотеки, привлекать внимание и общества и властей к состоянию и задачам информационного обслуживания населения, роли, которую играют в этом процессе библиотеки, к возникающих из этого потребностям библиотек.

Необходимые средства на развитие библиотечной сферы начнут направляться тогда, когда все, их распределяющие поймут, что библиотека есть прежде всего не очаг духовности, не культпросвет, не приятное напоминание о детстве. а ворота в мир знаний, неиссякаемый источник интеллекта, без которого Россию и не понять, и не преобразовать.

Политика Министерства культуры РФ в области информатизации библиотечного дела


В компьютеризации библиотек Министерства культуры России приступило в 1986 году. На рубеже 80-90-х гг. внедрение компьютерных технологий в библиотеках приобретает заметный характер. В 1991 г. принимается первая отраслевая программа «Информатизация отрасли культуры», в рамках которой финансируется централизованное приобретение вычислительной техники и разработка автоматизированной библиотечно-информационной системы для библиотек Министерства культуры РФ – региональных и некоторых федеральных.

Первый опят добровольного сетевого взаимодействия был успешно реализован в й994 – 1995 гг. по проекту LIBNET.

Программа «Либнет» была утверждена приказом Министерства культуры РФ №627 от 20 октября 1997 года. В приказе было определено считать работы по программе «Либнет» приоритетным направлением в деятельности федеральных и региональных библиотек в системе Министерства культуры России.

Под эгидой Министерства культуры РФ в основном сформирована система межведомственного взаимодействия библиотек – начало этому было положено созданием Межведомственного экспертного совета по проблемам информатизации библиотек России. Благодаря этому удалось во многом преодолеть серьезное отставание библиотек Министерства культуры РФ от библиотек других ведомств, уйти от разрозненности и скоординировать действия почти всех федеральных и региональных библиотек различной ведомственной принадлежности, осмыслить ключевые, общественные задачи сконцентрировав интеллектуальные и финансовые ресурсы на их решении, и тем самым, создать предпосылки и основу для реальной интеграции информационных ресурсов российских библиотек и обеспечения их доступности.

Программа дала импульс и оказала значительное воздействие на формирование политики автоматизации библиотек в субъектах РФ, где сегодня ведутся работы по созданию региональных информационно-библиотечных компьютерных сетей.

На основе программы «Либнет» были созданы механизм и инфраструктура распространения передового опыта и непрерывного обучения специалистов по ключевым инновационным направлениям библиотечного дела в виде системы семинаров и конференций. Благодаря этому удалось существенно повысить в России общий уровень понимания современных мировых тенденций в развитии библиотечного дела. Все лучшие и самые передовые идеи библиотечного дела, в общем-то, уже усвоены российским библиотечным сообществом, которое в мировую информационную инфраструктура.

Совершен прорыв в автоматизации РГБ: налажен процесс машиночитаемой каталогизации всего текущего репертуара российских книг, при этом время обработки одного издания не превышает 5 дней с момента поступления в библиотеку. И это означает, что по оперативности электронной каталогизации и создания текущей национальной библиографии РГБ влияла на лидирующие позиции.

Отработаны технологии поиска и загрузки в отечественные базы данных зарубежной библиографической информации из баз данных OCLC, а также доставки электронных документов из Британской библиотеки и других международных информационных центров.

Не только в федеральных  региональных, но и районных библиотеках, базы данных на оптических дисках стали обычным явлением.

Сотник библиотек уже подключены в Интернет в качестве пользователей, десятки выставили в Интернет собственные информационные ресурсы, во множестве библиотеках созданы  Интернет-классы.

В библиотеках активно развивается электронная доставка документов. В ряде крупных федеральных библиотек созданы специальные службы электронной доставки документов.

Существование активного и единого библиотечного сообщества в России – совершившийся факт. Это наше главное завоевание, и в нем – залог будущего успеха.

Государственная информационная политика и библиотеки


Политика информатизации принципы и положения которое в России начал формулироваться и развиваться с начала 90-х гг. сводилась с небольшими вариациями к обеспечению научно-технических, производственно-технических и организационно-экономических условий создания и применения информационных технологий, информационной инфраструктуры и системы формирования информационных ресурсов. При этом политика информатизации была отделена от политики информатизации в области СМИ, связи и телекоммуникаций.

На протяжении многих лет информационная политика охватывала главным образом проблемы, связанные с деятельностью СМИ. Только в последние годы содержание государственной информационной политики было несколько расширено и в него попали отдельные элементы защиты прав граждан и организаций не общедоступную информацию гарантированных Конституцией страны.

Современные представления о библиотеках как один из важнейших гарантов обеспечения конституционных прав граждан на получение информации открывает перед библиотеками новый шанс активно вписаться в формирующуюся сейчас государственную политику.

В концепции государственной информационной политики ее основные задачи сформулированы следующим образом:

-                     Модернизация информационно-телекоммуникационной структуры;

-                     Развития информационных телекоммуникационных технологий;

-                     Эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов, обеспечения широкого свободного доступа к ним;

-                     Обеспечения граждан общественно значимой информацией и развития независимых средств массовой информации;

-                     Подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационной веке;

-                     Создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.

В последние годы в кругах специалистов чисто информационной сферы –информатики и вычислительной техники, информационных технологий и телекоммуникации, занимающих ключевые позиции в вопросах формирования государственной информационной политики, определения ее стратегии, тактики, приоритетных направлений и т.д.

Но в последнюю очередь этому способствовали активная библиотечная политика Министерства культуры РФ, особенно в сфере информатизации библиотечного дела, довольно тесное взаимодействие министерств в этих вопросах сначала с комитетом по информационной политике при Президенте РФ, затем с Государственным комитетом РФ по связи и информатизации, наконец, реальные успехи самих библиотек в вопросах компьютеризации, освоении новых информационных технологий, наращивании объемов и форм предоставления информационно-библиотечных услуг, создании собственных информационных ресурсов, развитии средств навигации и справочно-поисковых аппаратов. Успехи библиотек в информационном мире сегодня особенно заметны.

Федеральным законом «Об информации информатизации и защите информации» библиотечные фонды и информационные продукты библиотек включены в состав государственных общедоступных информационных ресурсов, что возлагает на библиотеки ответственность за полноту удовлетворения общественного спроса на информацию.

Разумеется, библиотекам предстоит еще огромная работа, направленная на изменение десятилетиями складывающегося стереотипа их восприятия исключительно как культпросвет учреждений.

Политика МК РФ в области сохранения

библиотечных фондов


Проблема сохранения библиотечных фондов актуальна во всех странах мира, включая и наиболее развитые. По экспертным оценкам, в США под угрозой разрушения около 20% библиотечных фондов. В библиотеке конгресса США – примерно 25% фонда. Исследования проведенные Немецким библиотечным институтом, показали что в Германии в таком состоянии показатель 15% библиотечных и 20% архивных фондов. В России по приблизительным подсчетам, в критическом состоянии находится около трети библиотечных фондов, в крупнейших библиотеках – РГБ и РНБ соответственно 20 и 25%.

Не в одной, даже самой благополучной стране государственное финансирование работ по обеспечению сохранности библиотечных фондов не является достаточным. Однако в отличии от всех наиболее развитых стран мира, в России до недавнего времени эта задача не включалась в число приоритетов государственной культурной политики.

В отдельных библиотеках велась большая работа по сохранности фондов. В ведущих библиотеках существовали целые научные школы в области консервации документов, работали замечательные специалисты мирового класса. Но на уровне государственной политики, на внешнем уровне управления библиотечным делом комплексно, в масштабах страны эта проблема никогда не была осмыслена.

В российских библиотеках до недавнего времени подход к решению проблемы обеспечения сохранности библиотечных фондов был совершенно иным. В советский период этому вопросу уделялось большое внимание, и на этом направлении были достигнуты довольно значительные успехи. Однако главные интересы государства в то время лежали в области столько сохранения фондов, сколько их использования, точнее, идеалистического ограничения использования редких и ценных фондов, информации в них заключенной. В этом ключе и формировалась довльно специфическая «охранительная» политика государства в области сохранения библиотечных фондов.

Закон «О библиотечном деле», принятый в России в 1994 г., определил, что «в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собранных и предоставляемых в пользование библиотеками».

К сожалению, наши библиотеки не в состоянии в полной мере реализовать декларируемые Законом принципы. Поскольку не имеют возможности обеспечить необходимую сохранность информации и ее носителей.

В последние годы. В связи с отсутствием стабильного и полного бюджетного финансирования, условия и возможности сохранения библиотечных фондов, как и всего культурного наследия России, серьезно ухудшились. Обеспечение сохранности фондов, как никакой другой процесс библиотечной деятельности, зависит от объемов и своевременности финансирования. У библиотек нет средств не только для того, чтобы увеличить площади хранения, но и чтобы осуществить текущий ремонт зданий и помещений, обеспечивать нормативный режим хранения и безопасности фондов. К тому же при увеличении посещаемости библиотек в последние годы увеличивается нагрузка на фонды – и при их обычном использовании, и тем более при их расширяющемся копировании. Однако при этом возможности консервации, реставрации и комплектования, в том числе и восстановительного, резко уменьшаются.

Начиная с 1994 г. МК РФ начало осуществлять мониторинг сохранности библиотечных фондов и прежде всего их наиболее ценной части.

Подробный анализ положения вещей в сфере сохранения фондов в федеральных библиотеках был проведен управлением библиотек и информации Минкультуры на основании материалов Межведомственной комиссии по проверке организации учета и режима сохранности фондов федеральных библиотек в 1997 – 98 гг.

Результаты проверки свидетельствуют о том, что учет фондов во всех федеральных библиотеках, в основном, организован в соответствии с требованием действующих нормативов и инструкций, обеспечении необходимой нормативной базой и учетными документами. Однако ситуация с обеспечением безопасности и сохранности федеральных библиотечных фондов в ряде библиотек стала критической. В двух национальных библиотеках страны – РГБ и РНБ, в задачи которых входит вечное хранение всего репертуара российской печати, эту ситуацию можно назвать недопустимой. Площади и состояние их хранилище не всегда отвечают элементарным нормативным требованиям.

Ежегодное анкетирование центральных универсальных библиотек субъектов РФ, проводимое МК, показывает что в большинстве из них эта проблема стоит еще более остро, чем в федеральных библиотеках.

Создание нормативного режима хранения и безопасности фондов, соответствующего существующим государственным стандартам, означает соблюдение следующих условий:

Ø                Поддержка нормативного физического и санитарно гигиенического состояния зданий, инженерных коммуникаций, помещений хранилищ

Ø                Расширение площадей хранилищ в соответствии с ростом библиотечных фондов

Ø                Оборудование библиотек современными комплексами технологических средств безопасности, их непрерывное совершенствование и обеспечение бесперебойной работы

Ø                Постоянное совершенствование материально-технической базы библиотек для обеспечения нормативных режимов хранения документов, их стабилизации и реставрации

Ø                Создание Единого страхового фонда документов библиотек

Ø                Обеспечение процессов защиты, хранения и использования библиотечных фондов достаточным количеством квалифицированных кадров

Ø                Четкая организация работы хранителей, служб консервации фондов и безопасности, контроль за выполнением ими своих служебных обязанностей в процессе сохранности и использовании фондов

Из всего вышеперечисленного только последний пункт не требует целевых средств.

Постоянное недофинансирование сферы сохранения культурных ценностей привело к следующим последствиям:


Состояние зданий, хранилищ, коммуникаций


Часть помещений таких библиотек как РГБ, РНБ, ГПНТБ, РГБИ, расположены в старинных особняках, в том числе являющихся памятниками архитектуры, и в зданиях старой постройки, а также инженерные комуникации этих строений находятся в аварийном состоянии.

Библиотеки имеющие относительно более новые здания лишены возможности ремонтировать здания и инженерные коммуникации. Поддерживать их в нормальном состоянии. Практически во всех федеральных библиотеках нет условий для восполнения даже самых элементарных требований существующих нормативов. Многие помещения имеют крайне неблагоприятное биологическое состояние и сами по себе являются источниками повышенной опасности для хранения там фондов.


Площади хранилищ

Возможности хранилищ федеральных библиотек давно исчерпаны. Несмотря на непрерывно ведущуюся работу по выявлению и удалению дублетных и малоиспользуемых зданий, хранилища не могут вместить в себя постоянно растущие фонды и, тем более, обеспечить нужный режим хранения. Библиотеки не имеют возможности расширять площади своих хранилищ путем строительства новых зданий, пристроек, даже когда для этого имеются технические возможности реконструкция и реставрация старых зданий растягивается на десятилетия и даже не начинается вовсе.


Оборудование библиотек современными комплексами технических средств безопасности и обеспечение их работы


Как показывает практика даже в федеральных библиотеках отсутствуют нужные и эффективные системы охраны, тревожной сигнализации, пожаротушения.


Состояние материально-технической базы библиотек, обеспечивающей режим хранения и консервацию документов


Библиотеки не имеют оборудования для нейтрализации бумаги с повышенной кислотностью, для хранения, консервации и реставрации фондов, не хватает даже обычных стеллажей.

Отсутствие финансирования тормозит внедрению новых технологий обеспечения сохранности фондов. В результате несмотря на то, что в крупнейшие библиотеки страны отраслевых научных центрах разработаны технологии и методы, обеспечивающих долговечную сохранность документов, нет возможности внедрить эти технологии в других библиотеках.


Обеспечение процессов хранения и использования библиотечных фондов квалифицированными кадрами


Неоправданно низкий уровень оплаты труда работников библиотек неадекватный тяжелым уровнем заботы и ответственности за сохранность вверенных им фондов, стимулирует отток квалифицированных кадров и вызывает старение коллективов: молодые люди не идут работать в библиотеки. Нетрудно прогнозировать что при сохранении нынешних условий и тенденций через 10 – 15 лет в библиотеках может не остаться квалифицированных специалистов.


Создание страхового фонда документов библиотек

В крупнейших библиотеках страны практически отсутствует необходимая техническая база и средства для создания страховых фондов. В связи с недостаточностью финансовых ресурсов работы в этой области проводятся почти исключительно на энтузиазме работников библиотек, обращающихся в различные благотворительные фонды за получением грантов.

Для выхода из создавшейся ситуации наряду с острой необходимостью улучшения бюджетного финансирования библиотек требуется принятие целого комплекса мер по организации системного подхода к решению проблем обеспечения сохранности и безопасности фондов. В условиях нехватки финансовых средств это особенно важно.

Очевидной стала необходимость формирования новой государственной политики в области сохранения библиотечных фондов, как части культурного наследия и информационного ресурса страны. Основой этой политики по мнению МК РФ должна стать Национальная программа сохранения библиотечных фондов РФ. Над ее созданием министерство работает с 1994 г. Она состоит из 7-ми направлений:

-                           учет библиотечных фондов

-                           использование библиотечных фондов

-                           консервация библиотечных фондов

-                           создание страхового фонда и сохранение информации

-                           книжные памятники РФ

-                           безопасность библиотечных фондов

-                           кадровое обеспечение программы

С 1996 г. МК РФ предполагало увеличить финансирование федеральной программы. Прежде всего планировалось поэтапное осуществление программы по оснащению хранилищ библиотек современным оборудованием и внедрению новых технологий в процессы реставрации и консервации фондов. Была начата работа по выявлению в библиотеках России книжных памятников и их собраний, нуждающихся в немедленном спасении. С 1997 г. планировалось обследование квалификационными специалистами фондов редких и ценных книг областных библиотек, перенесших пожары, затопления и т.п. чрезвычайные ситуации, отбор книжных памятников, находящихся в аварийном состоянии, и их срочная консервация и реставрация.

Однако эффективное осуществление этих процессов возможно только при достаточном финансировании. По-настоящему государственной формируемой министерством политика может стать только тогда, когда положенная в ее основу программа, разработанная ведущими специалистами страны на кооперативных началах, будет поддержана государственным финансированием, адекватным поставленным задачам.

Заключение


Едва ли не основной проблемой реализации государственной библиотечной политики как политики культурной была и до сих пор остается необходимость преодолеть глубоко укоренившиеся в нашем обществе стереотипы восприятия публичной библиотеки прежде всего как культурно-досугового центра и побудить увидеть в библиотеке еще центр информационный, а в самой информации основополагающий фактор развития общества, важную часть культурного наследия. Огромный потенциал российской культуры – это потенциал в значительной степени книжный, информационный, материализованный как на традиционных так и на новых носителях и заключается в знании приобретенном многими поколениями россиян на протяжении всей истории страны. Внутри этого потенциала находится общество в состоянии подъема или спада. Сознательное наращивание этого потенциала не означает разрыва культурного взаимодействия между поколениями и между территориями, обогащения всех участников этого необходимого взаимодействия.

К середине 90-х гг. стало очевидным, что во многих регионах библиотеки вышли на авансцену культурной жизни благодаря своей разносторонней, общекультурной, культурно-просветительной гуманитарной, и информационной деятельности. Однако параллельным с этим проявляться и другая тенденция. Возрастная особенность библиотек начала не только радовать, но и в какой-то степени и настораживать органы культуры. Ресурсов, которыми они располагают, явно недостаточно для поддержки всей сферы культуры, включая театры, музеи искусства, образования, детское и народное творчество, художественную самодеятельность. Модернизация библиотек требует ломки сложившихся стереотипов, перераспределения этих скудных ресурсов, что всегда на практике трудно и бесполезно.



Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.