скачать рефераты

МЕНЮ


Государственная политика в области занятости

Эффективность организационных мер социальной защиты безработных зависит от развитости инфраструктуры рынка рабочей силы, которая предполагает наличие институциональных структур для организации взаимодействия работодателей и наемных работников по защите коллективных интересов тех и других. Такими организациями могут быть профсоюзы, ассоциации предпринимателей, союзы арендаторов, а также организации государственного посредничества в вопросах социального партнерства. Включение специальных органов в систему отношений субъектов рынка рабочей силы призвано обеспечить снятие противоречий между ними, организовывать и регулировать политику занятости с помощью разнообразных экономических инструментов и правовых норм.

К правовым формам защиты относятся ряд законодательных актов, направленных на регулирование занятости населения. Это, прежде всего, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», который действует в настоящее время с изменениями и дополнениями. Этими документами устанавливаются государственные гарантии права на труд, основные принципы государственной политики в области занятости, порядок регулирования и организации занятости населения, принципы компенсационных выплат при потере работы.

Государство предоставляет постоянно проживающим на его территории гражданам в соответствии с Конституцией РФ и КЗоТ РФ следующие гарантии в области занятости:

-                     свободу выбора вида занятости, в том числе работы с разными режимами труда;

-                     бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны ФСЗ;

-                     в соответствии с заранее поданными заявками предприятий, учреждений, организаций обеспечение выпускникам учебных заведений подходящей работы;

-                     бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в системе службы занятости или по ее направлению в иных учебных учреждениях с выплатой стипендии;

-                     компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости;

-                     возможность заключения срочных договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан;

-                     правовую защиту от необоснованного увольнения (КЗоТ РФ ст. 40, ФЗ «О занятости населения», ст. 12).

Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. (с дополнениями и изменениями от 15 июля 1992г. и 20 апреля 1996 г.) закрепил в ст. 5 типовые принципы государственной политики в области содействия занятости:

-                     -обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ в реализации прав на добровольный труд и свободный выбор занятости;

-                     развитие трудовых ресурсов;

-                     предупреждение массовой и сокращение длительной (более года) безработицы;

-                     -поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

-                     обеспечение социальной защиты в области занятости;

-                     создание специальных мер для граждан, испытывающих трудности в поисках работы, т.е. помощь особо нуждающимся в трудоустройстве;

-                     сочетание местных мер с централизованными в области занятости;

-                     поощрение работодателей, создающих рабочие места.

Законом РФ о занятости (ст. 2) определены критерии занятости. В соответствии с ними занятыми считаются граждане:

-                     работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы;

-                     самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе ИТД (включая фермеров, творческих работников), предприниматели, а также члены производственных кооперативов. Иногда возникают сложности при отнесении к числу занятых членов семей фермеров. Если фермерское предприятие зарегистрировано как семейное, принадлежащее членам семьи на основе права общей долевой собственности, то членов семьи фермера следует относить к занятым. Если же зарегистрировано ИТД одного из членов семьи, то считать других членов семьи занятыми нет основания;

-                     избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность в органах законодательной и исполнительной власти, а также в общественных организациях различного типа;

-                     военнослужащие любых родов войск, служащие в органах БД;

-                     трудоспособные учащиеся любых очных заведений, включая обучение по направлению СЗН;

-                     временно отсутствующие на работе (отпуск, болезнь, переподготовка и т.д.).

Понятие «занятые граждане» является более широким по сравнению с понятием «работники». Работники — это один из видов занятых.

Поскольку принуждение к труду запрещено, то незанятость гражданина не может служить основанием для правовой ответственности. Реализовать свое право на труд в каком-либо виде занятости или не реализовывать его вообще, решает свободно только сам гражданин.

Если нужда не заставляет, человек может не связывать себя с выполнением оплачиваемой работы, а заниматься воспитанием детей, домашним хозяйством, общественной деятельностью.

Исключение делается для случаев, установленных законодательством. Это могут быть предусмотренные УК наказания за преступления в виде исправительных работ, которые назначаются на срок от одного месяца до одного года и отбываются в соответствии с приговором суда, либо по месту работы осужденного, либо в иных местах, определяемых органами, ведающими применением исправительных работ. Из заработка осужденного производится удержание в размере, установленном судом (в пределах от 5 до 20 % заработка).

Таким образом, безработные являются вынужденно незанятыми, поскольку по стандарту МОТ к безработным относятся трудоспособные лица в возрасте от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период соответствовали трем критериям:

а) не имели работы (доходного занятия);

б) занимались поиском работы, т. е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т. д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

в) были готовы приступить к работе.

По методологии МОТ, при отнесении к безработным должны быть соблюдены все три категории.

Учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимаются поиском работы и готовы приступить к ней.

Зарегистрированные органами ГСЗ безработные граждане имеют право на льготы и компенсации, установленные законом для лиц, не имеющих работы (доходного занятия).

 

1.2.2. Технология деятельности служб занятости


Правительство РФ утвердило Положение «О порядке регистрации безработных граждан». В соответствии с данным постановлением регистрация безработных граждан осуществляется по месту жительства в следующей последовательности:

1.     первичная регистрация безработных граждан;

2.     регистрация в целях поиска подходящей работы;

3.     регистрация граждан в качестве безработных;

4.     перерегистрация безработных граждан;

5.     снятие граждан с регистрационного учета по безработице.

Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в органы службы занятости по вопросам занятости для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости без предъявления каких-либо документов.

Первичная регистрация безработных граждан связана с указанием в регистрационных документах фамилии, имени, отчества обратившегося гражданина, адреса его проживания, возраста, пола, образования, специальности (профессии), отношения к занятости, причин обращения и краткого содержания предоставленной информации (оказанной услуги) по интересовавшему их вопросу. При первичной регистрации безработный гражданин имеет право получить следующую информацию:

-         о состоянии рынка труда на соответствующей территории;

-         о наличии вакантных мест (должностей), об оплате и других условиях труда с целью выбора работы;

-         о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации;

-         о порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы, регистрации и перерегистрации в качестве безработных;

-         о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.

Для регистрации в целях поиска подходящей работы безработные граждане представляют в органы СЗН по месту жительства справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке, и предъявляют следующие документы:

1.     паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

2.     трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;

3.     документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и документ об образовании.

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере труда и условиях труда, индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке.

Как уже говорилось, обратившемуся гражданину в органы СЗН по вопросам занятости должна быть предложена подходящая работа. В соответствии с ФЗ «О занятости населения», подходящей считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности.

К категории подходящей может быть отнесена предлагаемая безработному работа как постоянного, так и временного характера. В последние годы довольно распространенным явлением в области найма на работу стало появление возможности содержать соответствующих работников в штате: слесарные, станочные, сантехнические, ремонтные и т. п. операции.

В основном временные работы относятся к малоквалифицированному физическому труду: погрузочно-разгрузочные работы, уборка помещений, охранная деятельность, реализация продукции в розницу, экспедиторские, строительные работы, реализация печатной продукции и распространение рекламы.

Однако большинство случаев временной работы не сопровождается заключением трудовых договоров, работодатели не платят налогов, не делают отчислений в фонд социального страхования, временные работники не пользуются льготами и социальными благами, предусмотренными законом, что увеличивает социальную дистанцию между постоянными работниками и занятыми на временной работе. Согласно Конституции РФ труд должен осуществляться в условиях, отвечающих безопасности, гигиене, и каждый труженик имеет право на отдых. Из-за растущей безработицы работодатели, нанимая временных работников, игнорирует действующий КЗоТ РФ, в котором регламентированы все вопросы трудового соглашения от найма до увольнения. Уголовным законодательством предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда.

Любая оплачиваемая работа, в том числе и временного характера, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки и отвечающая требованиям законодательства РФ о труде, может считаться подходящей для граждан:

-                     впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности);

-                     отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся специальности (профессии), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;

-                     состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

-                     обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

В соответствии с законом подходящей не может считаться работа, если:

-                     она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

-                     условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

-                     предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы (участие в общественных работах при этом в расчет принимается).

Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал уровень средней заработной платы в субъектах РФ. В этом случае подходящей может считаться работа, если предлагаемый заработок не ниже среднего в субъектах РФ (республиках, краях, областях, автономных областях и краях).

Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами СЗН по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами.

В целях поиска подходящей работы органы занятости в течение 10 дней со дня регистрации граждан должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности) — два варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

В целях содействия в трудоустройстве гражданину может быть предложен план самостоятельного поиска работы.

Оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных органов по вопросам занятости вакантных мест (должностей).

При этом не допускается:

1.     направление граждан на рабочие места, находящиеся за пределами транспортной доступности. Транспортная доступность (максимальная удаленность) подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности;

2.     направление граждан в организации с целью трудоустройства без подтверждения этими организациями наличия у них вакантных рабочих мест (должностей);

3.     приглашение граждан в органы по вопросам занятости чаще одного раза в две недели, за исключением случаев, когда такое приглашение связано с предложением подходящей работы или с предложением об участии в специальных программах содействия занятости.

Безработным гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, при ее отсутствии может быть предложено при их желании участие в оплачиваемых общественных работах.

В случае невозможности предоставления безработным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации, в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам, с утратой способности к выполнению работы по их прежней профессии (специальности) им может быть предложена возможность профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации по направлению органов СЗН.

На каждого безработного гражданина, зарегистрировавшегося в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело. В личном деле производятся соответствующие записи обо всех предложениях органов СЗН, в том числе, по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, на профессиональное обучение, о приглашении граждан в органы по вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями органов по вопросам занятости.

Безработные граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в установленный для регистрации их в качестве безработных день предъявляют в органы СЗН следующие документы:

-                     паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

-                     трудовую книжку или иной документ, подтверждающие трудовой стаж;

-                     документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

При необходимости граждане предоставляют дополнительную или уточненную справку о среднем заработке (денежном доходе, довольствии) за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке.

Нередко отсутствие справки о заработной плате является основанием для отказа в регистрации человека, обратившегося в службу занятости. Правомерность этого требования весьма сомнительна. Для многих людей, особенно мужчин, обнародование своего низкого заработка представляет дополнительную психическую нагрузку. А главное: зачем предъявлять справку о низкой заработной плате, если пособие все равно будет минимальным. Некоторые из-за этого регистрируются не как безработные, а как «пришедшие за консультацией», что мешает выявлению реального уровня безработицы.

Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт, удостоверяющий личность и документ об образовании.

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют индивидуальную программу реабилитации, выданную государственной службой медико-социальной экспертизы.

Органы по вопросам занятости имеют право проверять подлинность предоставленных документов.

Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется на основании решения органов СЗН о признании гражданина безработным, принимаемого не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.

Датой регистрации гражданина в качестве безработного является принятие решения органами СЗН о признании его безработным. Безработными не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане:

1.     не достигшие 16-летнего возраста;

2.     получающие пенсию по старости (за выслугу лет);

3.     отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах СЗН в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложения оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка) по одной и той же профессии (специальности) дважды;

4.     не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в органы по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами СЗН для регистрации их в качестве безработных;

5.     осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в регистрации безработными, имеют право на повторное обращение в органы по вопросам занятости через две недели со дня последнего посещения.

В случае отказа гражданину в регистрации его безработным органы по вопросам занятости устно или письменно с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа.

Граждане, признанные безработными, обязаны в сроки, установленные органами по вопросам занятости, но не реже двух раз в месяц, проходить перерегистрацию.

При перерегистрации безработные граждане обязаны предъявить паспорт, трудовую книжку или иные документы, указанные в разделе о регистрации граждан в качестве безработных.

Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Безработные граждане обязаны активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать порядок и условия регистрации и перерегистрации, информировать органы СЗН о своих действиях по вопросам самостоятельного поиска работы и трудоустройства, в том числе о работе временного характера. Уже упомянутым постановлением «О порядке регистрации безработных граждан» предусмотрен и порядок снятия с регистрационного учета.

Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется органами СЗН в следующих случаях:

-                     признания в соответствии с Законом РФ о занятости населения граждан занятыми;

-                     прохождения профессиональной подготовки или переподготовки, повышения квалификации по направлению органов СЗН с выплатой стипендии;

-                     неявки без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации их в качестве безработных;

-                     длительной (более месяца) неявки в органы по вопросам занятости без уважительных причин;

-                     переезда в другую местность;

-                     установления злоупотреблений со стороны граждан (сокрытие заработка или дохода, предоставления документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставления других недостоверных данных для признания безработными);

-                     осуждения к исправительным работам без лишения свободы, а также наказания в виде лишения свободы;

-                     назначения в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.

Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется на основании решения органа по вопросам занятости.

Ответственность за организацию работы по регистрации безработных граждан несет руководитель органа по вопросам занятости.

Нарушение установленного порядка регистрации безработных граждан влечет за собой ответственность должностных лиц в соответствии с законодательством РФ.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.