Государственное управление социально-экономическим развитием региона
Государственное управление социально-экономическим развитием региона
--8
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Отделение академической подготовки Кафедра государственного управления Специальность : Государственное управление Допущена к защите Заведующий кафедрой _____Осмоловский В.В " " 1999г. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему : Государственное управление социально-экономическим развитием города и пути его совершенствования (на примере г. Бобруйска)
В.П. Пригода Слушатель
Заместитель председателя Бобруйского городского исполнительного комитета
В.С. Волошин Руководитель : Профессор
кандидат экономических
наук МИНСК - 1999г. АННОТАЦИЯ В дипломной работе рассмотрены вопросы управления социально-
экономическими процессами на местном уровне. Основное внимание уделено анализу и совершенствованию Форм и методов
управления развитием социальной и экономической сферы с учетом рыночных
Факторов и региональных, особенностей, присущих в частности, г.Бобруйску. Изучение отечественного и зарубежного опыта в данной области
позволило разработать ряд предложений и практических мероприятий,
направленных на совершенствование системы местного управления, по- вышения эффективности применяемых Форм и методов работы, улучшение
результатов развития социально-экономической сферы. В работе широко освещены такие пути формирования новой экономической
среды как приватизация государственной (республиканской и коммунальной)
собственности, развитие рыночной инфраструктуры и предпринимательства, формирование и развитие рынка труда, вопросы
индикативного планирования. Основные результаты работы, выводы и предложения используются в
практической деятельности Бобруйского горисполкома и могут представлять
интерес для руководителей и специалистов местных органов управления. . СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕ- СКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ
1.1.Сущность, цели и задачи социально- экономического управления городом 1.2.Формы и методы управления социально- экономического развития города 1.3.Особенности социально-экономического развития в условиях социально ориен- тированной рыночной экономики 1.4.Опыт зарубежных государств в системе муниципального управления на примере ФРГ 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВ- ЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ г.БОБРУЙСКА 2.1.Характеристика и состояние промышлен- ности и социальной сферы города
2.2.Анализ организации и результатов управ- ления социально-экономическими процес- сами в городе
2.3.Анализ результативности использования рыночных инструментов в управлении со- циально-экономического развития города 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬ- НО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА 3.1.Факторы влияющие на результативность деятельности органов местного управ- ления
3.2.Мероприятия и предложения по совершен- ствованию управления социально-эконо- мической сферой
3.3.Обоснование целесообразности и путей реализации предложений и мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Построение демократического правового государства неразрывно связано с
развитием и укреплением системы местного управления и самоуправления
которая выступает как форма организации и деятельности граждан, а также в
качестве представителя центральных (республиканских) органов управления на
местах и предназначена для самостоятельного решения социально-
экономических проблем с учетом интересов населения, особенностей регионов и
городов. Учитывая важную роль местных органов в реализации функций
государственного управления и самоуправления общества, в Республике
Беларусь создана развитая система местных органов управления и
самоуправления, действующая на достаточно разработанной законодательной
основе. Тем не менее, многообразие и сложность развития общества, регионов и
городов, формирование новой модели государственного устройства, изменение
экономических условий и параметров народного хозяйства вызывают острую
потребность в совершенствовании нормативной и правовой базы, организации и
механизма управления. За последние годы произошли существенные изменения в объекте
управления, которым являются регионы и города. Значительно возросла доля
негосударственного сектора в народном хозяйстве, изменились пропорции в
производственной и непроизводственной сфере занятости населения, получила развитие рыночная инфраструктура и, соответственно,
рыночные рычаги и механизмы управления. Эти обстоятельства требуют применения новых Форм и методов управления,
совершенствования организации и технологии деятельности органов управления
на местном уровне и указывают на особую актуальность исследуемой проблемы.
В свою очередь это обусловило выбор темы дипломной работы и предопределило ее структуру. Целью дипломной работы является совершенствование управления социально-
экономическими процессами на местном уровне для создания стабильных условий
выполнения заданий государственной программы социально-экономического
развития до 2015 года. Задачами исследования явились: - конкретизация параметров, условий и региональных особенностей социально-экономической сферы; - анализ форм и методов управления, оценка их результативности - определение недостатков и Факторов,сдерживающих реализацию управленческого потенциала местных органов власти; - определение путей, разработка предложений и мероприятий по улучшению механизма деятельности местных органов и эффективности управления социально-экономическими процессами. Объектом исследования является социально-экономическая сфера ( на
примере города Бобруйска). Предметом исследования является система управления и, в частности,
механизм реализации функции управления социально-экономическими процессами
городским исполнительным комитетом. В решении поставленных задач использованы законодательные акты
Республики Беларусь, научные, методические и нормативные материалы,
отечественный и зарубежный опыт по местному управлению и самоуправлению. На основе проведенного анализа разработан ряд предложений и
практических мероприятий направленных на совершенствование системы местного
управления, повышения эффективности применяемых форм и методов работы,
улучшение результатов развития социально-экономической сферы. Результаты работы могут быть использованы в практической деятельности
исполнительных комитетов, отраслевых министерств и ведомств. 1.ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ 1.1.Сущность, цели и задачи управления социально- экономического развития города Становление Республики Беларусь как суверенного государства, переход
её экономики к рыночным отношениям требуют проведения целенаправленной
региональной политики. Рациональное внутриреспубликанское разделение труда
и комплексное социально-экономическое развитие административно-
территориальных единиц во многом способствуют этому процессу. Региональная политика в Беларуси определяется системой целей и задач
органов государственной власти по управлению социально-экономическим
развитием внутриреспубликанских регионов, а также механизмом их реализации.
В качестве внутриреспубликанских регионов в Беларуси выступают области и г.Минск, которые существенно различаются как
по уровню социально-экономического развития так и по структуре хозяйства.
Сложившееся административно-территориальное деление республики на 6
областей существует неизменным с 1960 года. В результате в каждой из них сформировался свой территориально-
хозяйственный комплекс, особенности которого необходимо учитывать при
проведении региональной политики. Государственное регулирование развития регионов осуществляется на
различных уровнях управления - республиканском и региональном. Оно
включает, с одной стороны, регулирование республиканскими органами развития
областей, районов, городов; а с другой стороны - регулирование местными органами власти развития соответствующих регионов. Переход экономики к рыночным отношениям меняет Формы и методы
взаимодействия территориальных органов управления с республиканскими
органами, а также с хозяйственными субъектами рыночной системы. Необходимо
четкое разграничение функций государственных республиканских и местных органов управления, их прав и сфер деятельности
при обеспечении наиболее благоприятных условий и возможностей для
самоуправления регионов. Это обусловлено, прежде всего, децентрализацией
процессов управления, переносом ряда направлений реформы на региональный
уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране
природы и использовании природных ресурсов, а также усилением
ответственности региональной администрации за ход экономической реформы.
Каждый регион имеет право самостоятельно использовать свои ресурсы, созданный научно-технический и
социально-экономический потенциал для ускорения территориального развития.
Должна проводиться дифференцированная региональная политика в зависимости
от местных условий. Вместе с тем необходимо обеспечение экономической целостности экономики республики, единства
экономической системы. Следует учитывать при этом неодинаковые стартовые
условия вхождения в рынок различных регионов, ограниченные возможности самообеспечения и самофинансирования. Государство должно способствовать поддержанию экономической,
социальной и политической стабильности в каждом регионе, обеспечению
эффективного взаимодействия регионов, сочетанию конкретных подходов к
решению проблем в отдельных регионах и единства общих принципов
функционирования рынка на всей территории. Основные параметры регионального
развития задаются центром в виде законодательных и нормативных актов. Это
касается порядка и механизма приватизации, ценообразования, налоговой
политики и др. Центр должен вырабатывать единую научно-техническую
политику, которая стала бы фактором стабилизации экономики в регионах;
формировать интеллектуальный и кадровый потенциал, особенно это касается
фундаментальной науки.
На республиканском уровне формируется общегосударственная единая концепция
развития и размещения производительных сил с соответствующей ей схемой
межрегионального разделения труда, определяется приоритетность развития
отдельных регионов. Серьёзно осложнил решение региональных проблем последовавший в
результате распада СССР глубокий социально-экономический кризис. Вместе с
тем преодоление кризисного состояния экономики требовало единства действий
республиканских и местных органов управления по активизации производства, проведению экономических реформ,социальной защите
населения, решению экологических проблем.Для этого Программой неотложных
мер по выходу экономики из кризиса, разработанной в сентябре 1994 года,
предусматривалось восстановить вертикальную подчиненность экономических
органов управления (Министерств экономики- Комитеты по экономике и рыночным отношениям облисполкомов и
Минского горисполкома - экономические структуры горрайисполкомов).В связи с
этим в сентябре 1994 года в Минске состоялось совещание председателей
областных, городских и районных Советов депутатов, на котором обсуждался
вопрос " Реформа системы государст- венного управления и роль местных органов власти в преодолении кризиса". В
докладе Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко и выступлениях
участников совещания рассматривался важный вопрос о совершенствовании системы государственного и местного управления, которая
должна обеспечивать как жесткую вертикальную централизацию, так и
самостоятельность на местах. Были поставлены задачи найти оптимальное
сочетание взаимодействия государственного управления территориями и местного самоуправления, создать такую систему управ ления
от центральных до местных исполнительно-распорядительных орга нов, которая
была бы способна обеспечивать решение множества сложнейших задач
переходного периода. Основные направлениями социально-экономического развития Республики
Беларусь на 1996-2000 годы определена главная цель региональной политики -
рациональное использование социально-экономического и экологического
потенциалов регионов объективных преимуществ территориального разделения
труда для создания благоприятных условий жизни населения во всех регионах
страны. Для её достижения необходимо: - максимально задействовать внутренний потенциал каждого региона; - сократить неоправданный разрыв в уровнях социально-экономического развития регионов; - удержать в социально безопасных рамках безработицу в крупных городах; - преодолеть отрицательные последствия радиоактивного загрязнения в Гомельской и Могилевской областях, отдельных районах других областей. В ближайшей перспективе важнейшими направлениями региональной политики
являются: - формирование региональных систем социальной и производственной инфраструктуры; - обеспечение экологической безопасности проживания населения; - социально-экономическая реабилитация территорий, пострадавших от чернобыльской катастрофы; - формирование и развитие региональных рынков трудовых ресурсов, потребительских товаров и др.; - ускорение приватизации объектов коммунальной собственности. Региональная политика должна быть направлена на создание в каждом
регионе ресурсно-финансового потенциала, достаточного для решения основных
задач социально-экономического развития: обеспечение комплексного развития
региональных инфраструктурных систем, сокращение разрыва в уровне и
качестве жизни в городах различных категорий. 1.2. Формы и методы управления социально-экономического развития города Государственное регулирование развития регионов осуществляется исходя
из законодательных и нормативно-правовых актов. В основе регулирования
лежит, прежде всего. Закон о местном самоуправлении и местном хозяйстве, в котором отражены основные положения территориаль ного
управления. При регулировании деятельности предприятий и организаций, находящихся
на территории региона,используются как административные, так и
экономические методы. Ранее взаимоотношения территориальных органов
управления с предприятиями носили, как правило, административный
характер.Они строились на применении неэкономичных мер привлечения
предприятий к участию в решении региональных проблем, с одной стороны, и практически бесплатном использовании региональных ресурсов- с другой стороны. Такое территориальное управление в условиях перехода к
рынку становится неприемлемым. Взаимосвязь интересов местных органов и
действующих на их территории предприятий,организаций и учреждений в
условиях рыночной экономики должна обеспечи- ваться, прежде всего,
экономическими методами, строиться на взаимовыгодной договорной основе.
Однако роль государства и его органов управления будет неодинакова в зависимости от типов предприятий, форм
собственности. Деятельность государственных предприятий регулируется
посредством сочетания экономических методов с административным подчинением
министерствам и ведомствам и местным органам власти. Предприятия же, основанные на коллективной и частной формах собствен
нести,административно не подчинены министерствам и ведомствам. Их
деятельность регулируется действующим законодательством и экономическими
методами. Прямое регулирование территориального развития осуществляется с
помощью государственных инвестиций, дотаций и субвенций, контрактной
системы, квот, нормативов, а также регулирования цен, финансирования через
специальные фонды развития и местный бюджет. Особенно важное значение для
приоритетного развития тех или иных регионов, производственной и социальной
инфраструктуры, достижения необходимых структурных изменений, развития
научно-технического потенциала имеют государственные капитальные вложения.
При этом основной^ормой прямого участия государства в регулировании развития
регионов должны быть региональные программы, финансируемые из бюджета.
Государство может использовать и другие формы прямого инвестиционного
участия в формировании новой территориальной структуры экономики, создания инфраструктуры. Однако в условиях
ограниченности государственных финансовых ресурсов, ориентация должна быть
на использование средств предприятий и населения. В новых условиях хозяйствования повышается роль косвенного
регулирования территориального развития с помощью финансово-кредитной и
налоговой политики, амортизационной политики, а также через внебюджетные
фонды. При этом преобладающей формой должно быть финансовое и налоговое регулирование. Необходимость функционирования
регионов в условиях рынка на принципах самоуправления и самофинансирования
предъявляет особые требования к организации их финансовой деятельности,
стабилизации финансового положения в регионах. Важным регулятором территориального развития являются местные бюджеты.
Порядок составления и исполнения местных бюджетов, их взаимоотношения с
республиканским бюджетом определены законодательством Республики Беларусь и
исходит из четкого разграниче- ния доходов и расходов республиканских и местных бюджетов.
В последнее время отмечается тенденция роста доходов местных бюджетов и
соответственно, повышения возможностей в финансировании развития регионов.
Значительно расширены права местных органов власти в использовании
финансовых ресурсов, по формированию основных статей доходной и расходной
части бюджета. Местные Советы депутатов самостоятельно определяют перечень
доходных источников и структуру расходов местных бюджетов, включая порядок образования
резервных и иных фондов. В распоряжении местных бюджетов полностью остаются
дополнительно полученные доходы или экономия в расходах, а также свободные остатки средств на конец года. Основная задача налоговой политики на 2000 год-повышение эффективности
действующей налоговой системы посредством недопущения роста налоговой
нагрузки и обеспечения достаточных и стабильных поступлений в бюджет. Конкретные предложения по совершенствованию налоговой системы в 2000
году нашли свое отражение в Законе Республики Беларусь "О внесении
изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь ".В
частности, сохраняется пониженная ставка налога на прибыль в размере 25
процентов, а также закрепление применявшегося в 1998-1999 годах порядка
предоставления льготы по налогу на прибыль в части сумм, направленных на
финансирование капвложений производственного назначения и жилищного
строительства. С 01.01.2000 года изменен порядок налогообложения отдельных видов
деятельности в связи с переходом на зачетный метод исчисления налога на
добавленную стоимость. Вводится существенное упрощение порядка взимания ряда отчислений и
сборов в местные целевые бюджетные фонды. Так, перечисления в целевой фонд стабилизации экономики производителей
сельскохозяйственной продукции и продовольствия., целевой сбор на
финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного
фонда, а также сбор на содержание детских дошкольных учреждений будут
осуществляться по единой ставке 2,5 процента выручки от реализации
продукции. В 2000 году предоставлено право местным Советам увеличивать
(уменьшать) ставки, пред оставлять индивидуальные льготы, устанавливать и
изменять сроки уплаты налога на недвижимость, земельного налога, налога за
пользование, природными ресурсами (экологического налога), а также
предоставлять индивидуальные льготы по уплате подоходного налога о
физических лиц и госпошлины, подлежащей зачислению в городской бюджет.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|