скачать рефераты

МЕНЮ


Инфраструктура менеджмента

Вместе с тем основное производство может быть не только ускорителем, но и тормозом развития, в частности, в том случае, когда количество рабочих мест в нем сокращается в процессе структурной перестройки. При достаточно быстрых структурных сдвигах, обусловленных научно-техническим прогрессом, главным фактором успешного развития региона становится не основное, а вспомогательное производство. Долгосрочное процветание региона зависит от того, насколько развита в нем инфраструктура и насколько готова она взять на себя нагрузку нового основного производства. Чем больше развита инфраструктура ("вспомогательное" производство), тем более гибкой является вся экономика региона или города, тем на более прочной основе базируется его экономическое развитие и процветание. Таким образом, в условиях быстрой смены основных производств главным фактором устойчивого социально-экономического развития становится степень развитости всей городской инфраструктуры. Это дает основание по-новому взглянуть на роль так называемых вспомогательных производств, оценить их как "первичный" фактор социально-экономического развития и залог его процветания в будущем.

Общие закономерности мирового экономического развития дают возможность качественно оценить предысторию и перспективы экономического развития того или иного города или региона. По своей доминирующей отраслевой принадлежности можно выделить города и регионы доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные. В городах и регионах, находящихся на разных стадиях развития, происходят разные по своей сути процессы и к ним применимы различные рецепты по управлению ходом их социально-экономического развития.

На стадии индустриального развития в городе или регионе действуют закономерности, определяемые ролью ведущих отраслей, "локомотивов индустрии", которые создают так называемый мультипликативный эффект и определяют весь ход развития города или региона в целом. Ведущая отрасль создает дополнительные рабочие места, вся остальная инфраструктура города как бы обслуживает основное производство. В этих условиях нередко формируются города с моноотраслевой структурой, когда одно или несколько предприятий одной отрасли определяют состояние экономики и социальной сферы всего города.[23]

На постиндустриальной стадии развития города или региона главным фактором, определяющим их благосостояние, становится уровень развития городской инфраструктуры. Насколько развиты дороги, связь, жилищный сектор, сфера услуг и индустрия развлечений, насколько доступны офисные помещения, низок уровень преступности, насколько обеспечен город квалифицированными кадрами, настолько и подготовлен потенциал развития постиндустриального города. Способность инфраструктуры города принять новые виды бизнеса и новых людей, быстро и эффективно приспособиться к новым условиям определяет потенциал постиндустриального развития.

Главным препятствием, с которым столкнулось сегодня промышленное производство, является неразвитость городской инфраструктуры: проектно-управленческой, финансовой, коммуникационно-информационной, социально-образовательной. Это стало основным ограничением и одновременно условием развития городов и регионов в современном мире.[24]

Из сферы прямого управления городов практически выпали хозяйствующие субъекты, прежде всего приватизированные промышленные предприятия, предприятия сферы услуг, торговли и т.д. В то же время произошли качественные изменения в составе ресурсов их экономического развития. К традиционным ресурсам (сырьевым, трудовым, культурно-рекреационным, финансовым и др.) добавились те их виды, которые в условиях прежних экономических отношений либо в принципе не могли быть использованы, либо применялись крайне неэффективно. К ним, в частности, относятся:

- земля, здания и сооружения;

- коммунальная инфраструктура, городской транспорт и связь;

- налоговая система и организационные условия ведения бизнеса;

- безопасность бизнеса и личности;

- наличие стратегического плана развития, информационные услуги для инвесторов и пр.[25]

Все возможные виды воздействия региональной администрации на ход экономического развития можно подразделить на три:

- формирование благоприятных общих условий для развития деловой активности;

- регулирование деловой активности в регионе;

- прямая кооперация администрации региона и бизнеса.

Рассмотрим эти три вида воздействий последовательно.

1. Формирование благоприятных общих условий для развития деловой активности.

К таким условиям следует отнести рыночную инфраструктуру, наличие земли и соответствующих прав на нее для развертывания новых видов экономической активности, хорошо развитые транспорт, связь, офисное хозяйство и пр.

В странах Запада администрация все чаще осуществляет инвестиции в региональную инфраструктуру, предпринимает определенные акции по реорганизации земельных участков, а также привлечению новых видов бизнеса в регион. Администрации российских регионов в условиях становления рыночных отношений, помимо этих видов косвенного воздействия, осуществляют прямую поддержку новых институтов, составляющих основу рыночной инфраструктуры.

Традиционными являются активные действия по созданию и укреплению инфраструктуры, которая выступает базой для всех видов бизнеса: дороги, телефон, городские вокзалы, аэропорт и пр. По отношению к земле также можно совершать целенаправленные действия - объединять и дробить земельные участки, выкупать и продавать, сдавать в аренду и даже передавать в безвозмездное пользование. От конкретных действий в отношении земли зависит как общее направление, так и интенсивность новой деловой активности в регионе.

Относительно самостоятельным фактором экономического развития любого региона в последнее время стал международный фактор: чем более интенсивны международные связи, тем больший импульс получает экономическое развитие региона. Содействие международным связям и международной торговле, привлечение иностранных инвестиций в регион в совокупности становятся относительно самостоятельными и весьма эффективными инструментами экономического развития в целом.

2. Регулирование деловой активности.

В этом случае администрация формирует побудительные мотивы предпринимателей с целью принятия ими решений, необходимых для развития данного региона. Это достигается, в частности, путем уменьшения местных налогов, либо путем предоставления дешевого капитала с помощью инструментов займа, субсидий и гарантий.

Данные методы воздействия на предпринимателей в западной литературе подвергаются развернутой и обоснованной критике. В частности, утверждается, что такие меры ведут к прямым потерям ресурсов регионов и городов и не влияют в конечном счете на размещение новых видов бизнеса. Дело в том, что разница в условиях местного налогообложения, как правило, есть величина несоизмеримо меньшая, чем различия по другим условиям бизнеса (расположение, наличие близких поставщиков, близость рынков сбыта и пр.). Более того, конкуренция между регионами и городами часто ведет к выравниванию величин льгот по местным налогам. При этом ни один из вступающих в такую конкуренцию регионов не получает заметных преимуществ, с одной стороны, и, с другой стороны, все они заранее уменьшают поступления в свой бюджет.

В целом стратегия налогового и прочего воздействия оказывается эффективной лишь в том случае, если у властей имеется подробная информация (в том числе аналитическая) о состоянии того или иного бизнеса и о факторах, влияющих на принятие стратегических решений. Обычно такой информации у администрации нет. Более того, информация подобного рода чаще всего утаивается с целью получения налоговых и других льгот. Все это приводит к тому, что налоговые льготы становятся необоснованным и односторонним выигрышем бизнеса.

В то же время особый налоговый режим для новых инвестиционных проектов в современных российских условиях позволяет достичь весьма значимых результатов. Так, администрация Новгородской области установила налоговые льготы для инвестиций на территории области, получила существенный приток иностранных инвестиций, гарантирующих уже сегодня высокий потенциал экономического развития области в будущем.

К регулирующим воздействиям администрации относится также установление правил пользования землей. Выделение соответствующих зон использования земли для промышленного и жилищного строительства, торговли и бизнес-центров оказывает влияние на частных инвесторов. При планировании и осуществлении того или иного строительства администрации могут изменять обычные правила застройки, предоставляя тем самым конкретные льготы или высвобождая средства под те или иные программы.

Регулирование порядка застройки может дать весьма ощутимый эффект в длительной перспективе. Однако получение соответствующего эффекта возможно только при условии проработки стратегических планов развития города, при четком установлении долгосрочных и краткосрочных целей его развития.

3. Прямая кооперация администрации и бизнеса.

В случае осуществления крупных проектов развития городов иногда оказывается целесообразным непосредственное сотрудничество администрации и частных организаций. Примерами такого рода могут служить проекты "Сити" и "Манежная площадь" в Москве. Будучи масштабными долгосрочными проектами, способствующими развитию города в целом, они осуществляются совместными усилиями частных организаций и администрации города. В ряде случаев для координации деятельности в рамках одного проекта создается смешанная компания. Однако в таких компаниях наблюдается конфликт интересов частного и общественного сектора, всегда сложно до конца согласовать интересы развития города с предпринимательскими интересами, связанными с извлечением прибыли. Чтобы избежать ненужного перекоса в сторону частных интересов, прямая кооперация должна сопровождаться подробным и обоснованным процессом планирования, достаточно эффективным контролем и наличием авторитетного и влиятельного руководства со стороны местной администрации.[26]

Общемировой тенденцией последних лет стал рост числа организаций неправительственного, негосударственного характера, вовлеченных в решение проблем экономического развития городов. Как правило, это бесприбыльные организации, которые могут оказывать помощь частному бизнесу, содействовать его развитию. К таким организациям можно отнести местные торгово-промышленные палаты, специализированные агентства по социально-экономическому развитию или маркетингу региона. Кооперация администрации с этими организациями приносит пользу региону в целом.

Руководители местной администрации действуют подчас как посредники, как "создатели коалиций", как помощники реальных действующих лиц, используя разнообразные подходы к содействию экономическому развитию. Поэтому работа по экономическому развитию может и должна строиться с привлечением руководителей крупнейших предприятий и работодателей региона. В такой кооперации с руководителями предприятий региональная администрация может более эффективно решать вопросы обучения персонала, развития инфраструктуры, стимулирования малого и среднего бизнеса.

Таким образом, инструментами управления экономическим развитием на региональном уровне являются следующие:

- создание общих условий для бизнеса (дороги, связь, офисы, рыночная инфраструктура);

- регулирование деловой активности (местные налоги, зонирование, особые условия);

- прямая кооперация администрации и бизнеса (совместные проекты).

В современных условиях для выхода из кризисного состояния необходимы целевые планы и программы действий, предусматривающие комбинацию всех методов воздействия на экономическое развитие региона. При этом весьма важным аспектом составления таких программ может стать анализ баланса результатов и затрат, связанных с их осуществлением.

Независимо от того, какие конкретные виды влияния на экономическое развитие региона применяет администрация, сама по себе функция воздействия на такое развитие обладает рядом особенностей. Прежде всего, это нерутинная функция, в отличие от стандартных функций инфраструктуры жизнеобеспечения населения (водо-, газо-, электроснабжение, ремонт дорог, вывоз мусора, утилизация отходов и пр.). Более того, нерутинность этой функции обусловливает гибкий, неординарный способ организации. Данная функция предполагает нестандартный подход к решению проблем, организацию переговоров с частными и негосударственными организациями, применение прогрессивных методов современного менеджмента, в том числе стратегического планирования и маркетинга.

В настоящее время в деятельности региональной администрации, направленной на социально-экономическое развитие региона, широко используются новые управленческие технологии, среди которых:

- инструменты региональной промышленной политики, включающие в себя и широкий спектр методов привлечения инвестиций в регион;

- методы стратегического планирования развития регионов;

- приемы регионального маркетинга и методы "продвижения" регионов и городов.[27]

Новые управленческие технологии развития регионов требуют постоянного обновления знаний и трансформации персонала администраций. Для реализации таких технологий необходимо осуществлять регулярные вложения в человеческий капитал регионов и городов. Целесообразно при формировании и развитии дееспособной команды администрации следить за непрерывным повышением ее квалификации, используя инновационные семинары и стажировки. Повсеместно следует применять приемы так называемого бенчмаркинга, т. е. целенаправленного переноса передового опыта других регионов и городов.[28]

Таким образом, экономическое благосостояние российских регионов определяется не только наличием исходных преимуществ (географическое положение, природные ископаемые и др.), но и качеством управления их социально-экономическим развитием. В управлении развитием региона целесообразно использовать современные методы регионального менеджмента, среди которых выделяются стратегическое планирование, региональный маркетинг и другие. Основным фактором успеха в управлении региональным развитием становится уровень квалификации кадров региональной администрации и рациональное использование интеллектуального потенциала консультантов по региональному развитию.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В период плановой экономики сложилась диспропорция между развитием базисных отраслей и инфраструктурой из-за занижения роли инфраструктуры, недостаточных капиталовложений вследствие понимания ее как вторичного элемента по отношению к основному производству.

При становлении любого типа экономики главенствующую роль выделяют производству, которые является основой для развития общества, поэтому первоначальным определяется рассмотрение именно производственной инфраструктуры.

В начале своего развития до наступления машинного способа производства, инфраструктура не выделялась в особенную функцию. В общей неразвитости производства удельный вес инфраструктуры был незначителен.

В основе развития инфраструктуры лежит введение машинного способа производства, который вызывает разделение деятельности по производству продуктов на отдельные обособленные виды труда, т.е. происходит общественное разделение труда, в связи с чем, происходит развитие инфраструктуры из-за увеличения потребностей отдельных видов труда. Таким образом, производственная инфраструктура приобретает новое качество, заключающееся в том, что она превратилась в развивающиеся отрасли и виды деятельности.

Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделении труда.

Термин “инфраструктура” произошел от лат. - “infra” - ниже, под; structura” - строение, расположение. Несмотря на широкое использование термина “инфраструктура” существуют различные трактовки понятия.

Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в “предоставлении услуг производству и населению”, в “обслуживании производства и населения”.

Другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в “создании общих условий производства”, в “обеспечении деятельности основного производства”.

Инфраструктурные элементы экономики являются лишь следствием своеобразной функций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций основного производства.

Функционирование инфраструктуры носит двойной характер: с одной стороны - обслуживание материального производства, с другой - воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора который также непосредственно участвует в производстве.

Социальная инфраструктура не является механизмом, обслуживающим вспомогательным и придаточным для некой основной структуры. Ведь объект социального обслуживания - население - состоит с непроизводственной сферой в отношениях, не имеющих ничего общего с отношениями производства, экономики и инфраструктуры, обслуживающей производство.

Однако необходимо отметить сходство производственной и социальной инфраструктуры, которое состоит в том, что изменение стоимости товара происходит как оказание услуг в производственной сфере транспортирование узлов из одного предприятия на другое), так и в социальной сфере (ремонт обуви, одежды).

Для своевременного и полноценного развития сферы инфраструктурного комплекса должна быть выработана программа действий по следующим направлениям:

– создание благоприятных условий для конкуренции предприятий;

– стимулирование предприятий для решения основных задач экономического роста и безусловное выполнение возложенных на них функций;

– привлечение иностранных инвестиций для приоритетного развития объектов рыночной инфраструктуры;

– решение проблем получения образования с учетом требований рынка, обеспечивающего право и возможности работать по специальностям, в которых нуждаются объекты рыночной инфраструктуры.



БИБЛИОГРАФИЯ

1.       Большаков А.С. Менеджмент. Учебное пособие/ А.С. Большаков. - СПб.: "Питер", 2000. - 160 с.

2.       Вальков В.И. Автоматизированные системы управления технологическими процессами. 3-е издание, переработанное и дополненное/В.И. Вальков. - М.: Политехника, 2006. - 269 с.

3.       Вачугов Д.Д. Основы менеджмента/ Д.Д. Вачугов. - М., 2005. - 309 с.

4.       Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Конспект лекций/Г.Я. Гольдштейн. - Таганрог, 2004. - 157 с.

5.       Гольдштейн Г.Я. Экономический инструментарий принятия управленческих решений/Г.Я. Гольдштейн. - Таганрог, 2004. - 615 с.

6.       Друкер Питер Ф. Практика менеджмента.: Пер. с англ.: Уч.пос. – Издательский дом «Вильямс», 2000г. - 398с.

7.       Захаров Д.И. Конспект лекций по менеджменту/Д.И. Захаров. - М.: 2003. 201 с.

8.       Кабушкин Н.И. Основы менеджмента/Н.И. Кабушкин. – М.: Новое знание, 2003. - 354 с.

9.       Кондэ Г. Развитие и совершенствование служб управления/Г. Кондэ. - М.: Прогресс, 2000. – 308 с.

10.  Ладанов И.Д. Практический Менеджмент/И.Д. Ладанов. - М., 2007. – 450 с.

11.  Менеджмент организации /Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатика. - М.: ИНФРА - М., 2003.- 432 с.

12.  Мескон М.Х. Основы менеджмента/ М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: «Дело» 2002. – 458 с.

13.  Hиканоpов С.П. Системный анализ: этап развития методологии решения проблем управления/С.П. Никаноров. – М., 2001. – 208 с.

14.  Паркинсон С.Н. Управление инфраструктурой региона/С.Н. Паркинсон. - М., 2000. – 360 с.

15.  Пятенко С.В. 9 основ менеджмента/С.В. Пятенко. – СПб.: "Питер", 2004. - 173 с.

16.  Уайтли Ф. Мотивация/Ф. Уайтли. - М., 2005. – 404 с.

17.  Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент/Р.А. Фатхутдинов. - М.: Интел - Синтез, 2000. - 404 с.

18.  Федько В.П. Азиатский и европейско-американский стили управления, возможность оценки эффективности национального менеджмента через инфраструктурные составляющие/В.П. Федько // Менеджмент в России и за рубежом. — 2005. — № 5. – С. 21

19.  Инфраструктура товарного рынка/ В.П. Федько. - Ростов-н/Д, 2000. – 382 с.

20.  Якокка Л. Карьера Менеджера/Л. Якокка. - СПб., 2004. – 502 с.


[1] Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент/Р.А. Фатхутдинов. - М.: Интел - Синтез, 2000. - 404 с.

[2] Большаков А.С. Менеджмент. Учебное пособие/ А.С. Большаков. - СПб.: "Питер", 2000. - 160 с.

[3] Большаков А.С. Менеджмент. Учебное пособие/ А.С. Большаков. - СПб.: "Питер", 2000. - 160 с.

[4] Гольдштейн Г.Я. Экономический инструментарий принятия управленческих решений/Г.Я. Гольдштейн. - Таганрог, 2004. - 615 с.

[5] Кабушкин Н.И. Основы менеджмента/Н.И. Кабушкин. – М.: Новое знание, 2003. - 354 с.

[6] Пятенко С.В. 9 основ менеджмента/С.В. Пятенко. – СПб.: "Питер", 2004. - 173 с.

[7] Пятенко С.В. 9 основ менеджмента/С.В. Пятенко. – СПб.: "Питер", 2004. - 173 с.

[8] Вальков В.И. Автоматизированные системы управления технологическими процессами. 3-е издание, переработанное и дополненное/В.И. Вальков. - М.: Политехника, 2006. - 269 с.

[9] Hиканоpов С.П. Системный анализ: этап развития методологии решения проблем управления/С.П. Никаноров.  – М., 2001. – 208 с.

[10] Якокка Л. Карьера Менеджера/Л. Якокка. - СПб., 2004. – 502 с.

[11] Кондэ Г. Развитие и совершенствование служб управления/Г. Кондэ. - М.: Прогресс, 2000. – 308 с.

[12] Кондэ Г. Развитие и совершенствование служб управления/Г. Кондэ. - М.: Прогресс, 2000. – 308 с.

[13] Федько В.П. Азиатский и европейско-американский стили управления, возможность оценки эффективности национального менеджмента через инфраструктурные составляющие/В.П. Федько // Менеджмент в России и за рубежом. — 2005. — № 5. – С. 21

[14] Федько В.П. Азиатский и европейско-американский стили управления, возможность оценки эффективности национального менеджмента через инфраструктурные составляющие/В.П. Федько // Менеджмент в России и за рубежом. — 2005. — № 5. – С. 21

[15] Вачугов Д.Д. Основы менеджмента/ Д.Д. Вачугов. - М., 2005. - 309 с.

[16] Инфраструктура товарного рынка/ В.П. Федько. - Ростов-н/Д, 2000. – 382 с.

[17] Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Конспект лекций/Г.Я. Гольдштейн. - Таганрог, 2004. - 157 с.

[18] Уайтли Ф. Мотивация/Ф. Уайтли. - М., 2005. – 404 с.

[19] Уайтли Ф. Мотивация/Ф. Уайтли. - М., 2005. – 404 с.

[20] Захаров Д.И. Конспект лекций по менеджменту/Д.И. Захаров. - М.: 2003. 201 с.

[21] Менеджмент организации /Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатика. - М.: ИНФРА - М., 2003.- 432 с.

[22] Паркинсон С.Н. Управление инфраструктурой региона/С.Н. Паркинсон. - М., 2000. – 360 с.

[23] Паркинсон С.Н. Управление инфраструктурой региона/С.Н. Паркинсон. - М., 2000. – 360 с.

[24] Паркинсон С.Н. Управление инфраструктурой региона/С.Н. Паркинсон. - М., 2000. – 360 с.

[25] Мескон М.Х. Основы менеджмента/ М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури.  - М.: «Дело» 2002. – 458 с.

[26] Федько В.П. Азиатский и европейско-американский стили управления, возможность оценки эффективности национального менеджмента через инфраструктурные составляющие/В.П. Федько // Менеджмент в России и за рубежом. — 2005. — № 5. – С. 21

[27] Кондэ Г. Развитие и совершенствование служб управления/Г. Кондэ. - М.: Прогресс, 2000. – 308 с.

[28] Кондэ Г. Развитие и совершенствование служб управления/Г. Кондэ. - М.: Прогресс, 2000. – 308 с.


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.