скачать рефераты

МЕНЮ


Инновационная деятельность и формы государственной поддержки

Специалисты научно-технического центра ОАО «ММК» приняли участие во Втором международном форуме по нанотехнологиям, проходившем в рамках «Российской инновационной недели» (РИН) в Санкт-Петербурге и в Москве. В «петербургской» части РИН прошел Второй международный инновационный форум, экспозиция «Инновационная Россия», 13-й Международный форум «Российский промышленник». В московской части программы состоялся конгресс и выставка по нанотехнологиям.

Инновационная деятельность способствует достижению высоких конкурентных позиций, повышению устойчивости и стабильности ОАО «ММК», создавая основу для укрепления национальной экономики.

Также в докризисный период металлургическими компаниями были запланированы и уже начаты инвестиционные проекты, направленные на обеспечение спроса отраслей-потребителей: строительства, машиностроения, судостроения, инфраструктурных направлений (ТЭК, железные дороги). И для решения стратегических задач и повышения конкурентоспособности в посткризисный период эти проекты необходимо завершить. Государственная поддержка оказывает здесь немаловажную роль. На Магнитогорском меткомбинате наиболее ярким примером подобных проектов, конечно, служит Стан «5000» на. Запуск этого стратегического производства (в июле 2009 г.) стал результатом активной государственной поддержки инновационных проектов в отрасли. На Магнитогорском металлургическом комбинате будет производиться высококачественный толстолистовой прокат шириной до 4850 мм для судостроения, нефтегазовой, строительной отраслей. Производительность стана — 1,5 млн т в год. Важно, что речь идет об импортозамещающей продукции. До сих пор толстолистовой прокат для нужд отечественной промышленности закупался в основном за границей. А теперь он будет производиться в Челябинской области. Всего в рамках поддержки инвестиционных проектов металлургической отрасли в 2009 г. Минпромторгом были одобрены госгарантии на 48 млрд руб. для получения под них кредитов на 100 млрд руб.


2.2 Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК)


Необходимость проведения структурных преобразований была вызвана спецификой металлургической отрасли, связанной с высокой энерго- и капиталоемкостью производства и зависимостью рентабельности предприятий от наличия собственной сырьевой базы. Приватизация в 1990-е годы позволила компании нарастить дополнительные сырьевые, электрогенерирующие и производственные активы, что, в конечном счете, привело к формированию крупного вертикально-интегрированного холдинга.

Процессы индустриализации, происходящие в таких развивающихся странах, как Китай и Индия, диктуют повышенный спрос на металлургическую продукцию, что, в свою очередь, стимулирует рост цен на металлы на мировом рынке. Российские компании, располагающие богатой ресурсной базой и входящие в число ведущих поставщиков металлопродукции на мировой рынок, в итоге выигрывают и от роста цен на сырье, и от роста цен на конечную продукцию, при этом в наиболее выгодном положении оказываются вертикально-интегрированные холдинги.

Высокие темпы роста, демонстрируемые российской экономикой с начала 2000-х годов, обуславливают повышение внутреннего спроса на продукцию металлургической отрасли. Развитие машиностроения, на долю которого приходится 40% внутреннего потребления продукции черной металлургии, стимулирует создание новых, более современных и технологичных видов продукции. Высокий спрос на металлопродукцию предъявляют стройиндустрия и автомобильная промышленность, а также нефтегазовая отрасль, расширяющая строительство трубопроводов в условиях растущих цен на энергоносители. Активная господдержка инфраструктурных проектов, реализация которых связана с использованием металлопродукции, гарантирует металлургическим компаниям стабильный поток заказов, обеспеченных бюджетными средствами.

Происходящие в настоящее время консолидация металлургических активов и диверсификация бизнеса происходят в рамках общемировой тенденции, при этом сделки слияния и поглощения в металлургической отрасли характеризуются высокими объемами. Последнее обстоятельство объясняется относительной закрытостью металлургической отрасли, обусловленной значительной капиталоемкостью производства, и, как следствие, сложностью вхождения новых компаний на рынок, ограниченной конкуренцией и высокой стоимостью существующих компаний.

Наращивание активов позволяет металлургическим компаниям увеличивать объемы производства продукции и укреплять позиции на рынке, что активно поддерживает государство. Среди событий последнего времени особое внимание привлекают планы НЛМК приобрести контрольный пакет (50% плюс одна акция) в Макси-Групп.

Процесс приобретения активов в черной металлургии стимулируется потребностью в создании полного технологического цикла в рамках холдингов, обострившейся в связи с ростом мировых цен на железорудное сырье.

Крупные сделки слияния и поглощения традиционно являются фактором, подогревающим интерес инвесторов к соответствующим компаниям и стимулирующим повышение стоимости активов. Укрепление позиций на мировом рынке требует от российских компаний реконструкции и модернизации производства, а также создания мощностей для выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью. Проблема, сдерживающая развитие металлургической отрасли, связана с большим сроком окупаемости новых проектов. Тем не менее, задача повышения конкурентоспособности обуславливает необходимость серьезных капиталовложений в техническое перевооружение производства. В течение нескольких лет НЛМК планирует осуществить значительные инвестиции в этом направлении (114,4 млрд. руб. в течение 2007-2011 гг.). Также будут проведены активные действия по модернизации производства и строительству новых комплексов.

2.3 ОАО "Трубная металлургическая компания"


В ОАО "Трубная металлургическая компания" последние годы успешно решаются проблемы создания высокопрочных марок стали, используемых при производстве труб большого диаметра для уникальных газопроводов. Ведутся работы по созданию новых сталей и технологий их производства для железнодорожного транспорта. В частности, разработана технология производства цельнокатаных колес с увеличением твердости обода для грузовых железнодорожных колес нового поколения с повышенной нагрузкой на ось. По своим эксплуатационным качествам новые колеса в 2-3 раза превосходят обычные.

В настоящее время ведется разработка автолистовых материалов повышенной прочности, позволяющих снизить массу деталей автомобиля на 20% и увеличить безопасность его эксплуатации. Для создания отечественных автомобилей нового поколения, конкурентоспособных на мировом рынке, активно разрабатывается технология производства автомобильного листа с защитным покрытием, что позволит выпускать металл с широким спектром физико-механических свойств: от высокопластичного до высокопрочного. Срок службы кузовных деталей увеличится в 3 раза, металлоемкость автомобиля будет снижена на 12%. Решение указанной задачи связано с необходимостью получения стали нового класса с упрочнением за счет так называемого PH-эффекта - упрочнением при сушке лакокрасочных покрытий на кузовных деталях автомобиля, а также за счет легирования низкоуглеродистых сталей упрочняющими элементами при сохранении высокой штампуемости. Для указанных новых марок стали нужны новые технологии нанесения покрытий на основе цинка и алюминия. Увеличение коррозионной стойкости будет достигаться за счет применения новых металлизированных (железоцинкового, цинкового и алюминиевых сплавов) и лакокрасочных и полимерных покрытий. Применение на автомобильных заводах предварительно окрашенного оцинкованного металла позволит значительно сократить производственный цикл изготовления автомобиля и существенно уменьшить производственные расходы.

ОАО "Трубная металлургическая компания" при поддержке государственного сектора разработало новую технологию горячего оцинкования - процесс "Вертикаль", обеспечивающий высокую скорость и качество получаемой продукции для автомобильной промышленности. Эта технология уже опробована в производстве фирмы Hyundai в Южной Корее, и сейчас ее необходимо внедрять на отечественных предприятиях.

В настоящее время ведутся работы по созданию новых жаростойких сплавов, пригодных для длительного применения при температуре 1300-1500оС. Эти сплавы используются в камерах сгорания двигателей, в приборостроении и других отраслях. Получены новые данные, показывающие возможность получения углеродистых сталей без дополнительного легирования повышенных характеристик коррозионной стойкости. Эти стали можно будет применять в нефтепромысловых системах, сетях тепло- и водоснабжения, в автомобильной промышленности. Также разработаны составы и технологии получения методом наклона электрошлаковой наплавки биметаллического проката с предельно высокой прочностью сцепления слоев для нефтехимической промышленности.

В ОАО "Трубная металлургическая компания" развивается новое направление - создание технологий поверхностного упрочнения стальных изделий - плазменного упрочнения транспортных роликов рольгангов прокатных станов, травильных машин и других элементов металлургического оборудования, а также железнодорожных колес, бандажей и т. д. Применение технологии плазменного упрочнения позволяет увеличить ресурс металлоизделий в 1,5-2 раза. Разворачивается работа по созданию целого комплекса наноматериалов на металлической основе.

Разработанные отечественными учеными-металлургами наноструктурированные стали уже сегодня практически нашли свое применение в лучших сталях для газопроводных труб. Сегодня применяется нанообработка поверхностей, также могут производиться микрокристаллические и нанокристаллические материалы в серьезных промышленных масштабах.

В настоящее время ОАО "Трубная металлургическая компания" освоены:

- листовые стали особо сложной вытяжки и первой группы отделки поверхности для лицевых деталей кузова (08Ю ОСВ и ВОСВ, в том числе 006 IF);

- листовые стали, покрытые цинком, для обеспечения повышенной коррозионной стойкости (01ЮТ, горячий цинк);

- стали повышенной прочности (07ГБЮ, 08ЮПР);

- свинецсодержащие автоматные стали (АС12-АС19ХГН, АС38ХГН);

- отдельные профили проката хромоникелевых сталей и стали, микролегированные кальцием, для особо ответственных шестерен (АЦ20ХГНМ - чистая сталь);

- высоколегированные стали для пружин клапана;

- серия бористых сталей для автонормалей, изготавливаемых методом холодной высадки (12Г1Р, 20Г2Р, 30Г1Р);

- номенклатура специальных профилей из быстрорежущих безвольфрамовых сталей для инструмента (11М5Ф);

- высокоточные трубы для амортизаторов;

- свертнопаеные трубки типа "банди" для бензопроводов и тормозной системы;

- микролегированные стали для контролированной ковки (АЦ40ХГАФБ);

- распыленные железные и частично легированные порошки.

Есть интересные разработки в области современных и эффективных технических решений для очистки выбросов. Компания Dantherm Filtration внедряет технологию очистки промышленных газов с использованием фильтров кассетного типа FS для ОАО "Трубная металлургическая компания". Однако заинтересованность государства в этом пока невысока.


3. Рекомендуемые меры государственной поддержки для ОАО «Северсталь»


К мерам по государственной поддержке инновационной деятельности предприятия можно отнести:

1. Внутренний спрос на продукцию этого уровня (вооружение, авиация, ракетно-космическая техника, биотехнология, атомная энергетика, микроэлектроника и т.д.) должен генерироваться государством, а продажа на внешний рынок государством должна контролироваться.

2. Государственная поддержка сбыта продукции на внешний рынок.

3. Государственная поддержка формирования совместных предприятий.

4. Создание и организация функционирования совместных предприятий.

5. Формирование и оплата госзаказа на высокотехнологичную продукцию.

6. Оказание государственного содействия при создании вертикально интегрированных холдинговых структур, включающих в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытные и серийные предприятия путем предоставления головной компании пакета акций.

Таким образом, определив в первой главе основные направления государственной поддержки инновационной деятельности, можно говорить о конкретных направлениях государственной поддержки. Для начала отметим негативные моменты развития ОАО «Северсталь» и металлургической промышленности:

• высокий уровень износа основных промышленно-производственных фондов;

• неконкурентность многих видов используемого рудного сырья и ограниченность ряда видов сырьевых ресурсов;

• нарушение ранее действовавшего механизма воспроизводства рудно-сырьевой базы металлургии;

• повышенные, по сравнению с зарубежными предприятиями-аналогами, удельные расходы сырья, материальных и энергоресурсов в натуральном выражении на производство однотипных видов металлопродукции;

• низкий уровень производительности труда;

• неразвитость сети малых и средних предприятий, производящих широкую номенклатуру металлоизделий в соответствии с требованиями рынка металлопродукции, особенно при реализации инновационных проектов в машиностроении;

• недостаточное внимание к проблемам охраны окружающей среды на ряде производств, что обуславливает сверхнормативные выбросы вредных веществ в атмосферу и водные бассейны;

• низкая восприимчивость предприятий к внедрению инноваций - прежде всего, отечественных;

• недостаточная гармонизация российских и зарубежных стандартов на металлопродукцию;

Кроме того:

• обостряются проблемы с обеспечением предприятий квалифицированными кадрами;

• незначителен объем ценных бумаг компаний металлургического комплекса, находящихся в свободном обращении на фондовых рынках.

Внешние факторы, сдерживающие развитие металлургической промышленности следующие:

• недостаточная востребованность металлопродукции на внутреннем рынке вследствие его низкой емкости, прежде всего отраслей машиностроения и металлообработки;

• высокие объемы российского импорта машин, оборудования, механизмов;

• мировой рост цен на энергоносители;

• низкая восприимчивость внешних рынков к российской металлопродукции высоких переделов;

• резкое усиление экспансии Китая и других стран азиатского региона на мировых рынках металлопродукции;

• негативные последствия вступления России в ВТО для основных металлопотребляющих отраслей, замедление темпов их роста.

Таким образом, были разработаны следующие направления государственной поддержки.

Производство. В данном направлении возможны инвестиции в НИОКР, патентование разработок предприятия, финансирование выставок и конкурсов. Государственный заказ на поставку продукции для предприятий оборонной промышленности.

Сбыт. Организация аукционов, лоббирование поставок продукции на внешний рынок. Повышение пошлин на ввоз китайской продукции, в целях повышения сбыта отечественной продукции.

Закупки. Снижение тарифов на энергоносители. Создание вертикально интегрированных предприятий: от сырья до конечной продукции.

В целях государственной поддержки инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции в 1995г. был создан Федеральный фонд производственных инноваций в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.08.1995г. №827 «О Федеральном фонде производственных инноваций».

Федеральный фонд производственных инноваций – государственная некоммерческая организация. Основными задачами фонда являются:

·                   содействие государственной структурной, научно-технической и промышленной политике на основе поддержки инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса;

·                   участие в разработке, в проведении экспертизы и конкурсного отбора и в реализации инновационных проектов, направленных на структурную перестройку экономики и подлежащих реализации при поддержке данного фонда;

·                   поддержка инновационной деятельности, подготовки и освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий путем финансирования строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных установок;

·                   содействие строительству и реконструкции наукоемких производств.

При Правительстве РФ действует Правительственная комиссия по научно-инновационной политике В 1999 г. были созданы федеральные центры науки и высоких технологий в соответствии с постановлением Правительства РФ от18.06.1999г. №651 «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий». Статус федерального центра науки и высоких технологий присваивается научным хозяйствующим субъектам (организациям), осуществляющим научно-техническое обеспечение решения важнейших проблем развития высокотехнологических отраслей реального сектора экономики. Статус присваивается Правительством РФ по представлениям Правительственной комиссии по инновационной политике. Присвоение данного статуса означает предоставление научным организациям государственного обеспечения их научно-технологической и образовательной деятельности при условии выполнения центром обязательств по выполнению конкретных задач.

Установлены следующие направления инновационной политики государства.

1. Разработка и усовершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизма ее стимулирования, системы институционных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот.

2. Создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансовых учреждений, но и общественных организаций как на федеральном, так и на региональном уровнях.

3. Развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Практика показывает, что причиной отставания является не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабая инфраструктура инновационной деятельности, отсутствие мотиваций товаропроизводителей к реализации новшества как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники.

4. Развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологических организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности.

5. Совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций.

6. Реализация критических технологий, приоритетных направлений, способных преобразовать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу.

7. Использование технологий двойного назначения. Такие технологии могут применяться как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.

Государственная инновационная политика в базовых отраслях и производствах будет направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов (минерального сырья, ресурсов питьевых и промышленных вод, ресурсов флоры и фауны и др.)

К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельности можно отнести следующее:

·                   прямое финансирование;

·                   предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

·                   создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;

·                   отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

·                   реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;

·                   создание сети технополисов, технопарков и т. п. (2)

Основными направлениями государственной поддержки инновационной политики являются следующие:

а) содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

б) ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

в) сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;

г) содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.

К государственной поддержке инновационной деятельности можно также отнести финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.

В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций возросла необходимость привлечения средств из дополнительных источников (собственных средств организаций, частных инвестиций и т.д.) то есть внебюджетных средств.

К основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельности относятся следующие:

1. государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства;

2. создание государственных налоговых, кредитных, таможенных, амортизационных, арендных (в т.ч. лизинговых) льгот инноваторам;

3. включение без финансирования внебюджетных инновационных проектов в комплексные федеральные инновационно-инвестиционные программы;

4. государственное научно-методическое обеспечение инновационного менеджмента государственными стандартами, методичками, инструкциями, положениями и другими документами по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения;

5. государственное обеспечение инновационной деятельности информацией;

6. проведение государственной протекционисткой политики во внешнеэкономической деятельности инноваторов;

7. оказание государственной помощи инноваторам в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новой продукции (услуг);

8. государственная поддержка инноваторам в осуществлении ремонта сложной техники;

9. осуществление государственной поддержки в углублении внутренней и международной кооперации;

10. создание системы федеральных внебюджетных фондов, союзов, ассоциаций по поддержке различных аспектов инновационной деятельности;

11. осуществление государственного учета и контроля использования средств внебюджетных фондов.


Заключение

Итак, на основании изложенного выше, следует, что освоение базисных инноваций, осуществление технологического переворота является общегосударственной задачей, обеспечивающей конкурентоспособность экономики в быстро меняющемся мире. Поэтому необходима государственная поддержка предприятий, трансфера технологий, венчурного капитала.

Таким образом, написав работу, можно сделать выводы, что инновация означает изменения в экономике, промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться его потребностями.

Для осуществления предприятием инновационной деятельности оно должно иметь такую структуру и такой настрой, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства, атмосферы восприятия новых благоприятных возможностей.

Инновационная деятельность очень важна на предприятии, так как в современных условиях успешная деятельность предприятий невозможна без инноваций.

Это подтверждается развитием предприятия ОАО «Северсталь», где повышению эффективности производства способствуют нововведения.

Выход на уровень мировых производителей в обслуживании приоритетных для ОАО "Северсталь" отраслей промышленности, таких, как автомобилестроение и ТЭК, является целью реализации инвестиционных проектов.

Для успешной реализации наиболее значимых для экономики страны проектов, необходима государственная поддержка. В данной работе мы рассмотрели виды государственной поддержки инноваций на предприятии и определили наиболее значимые для анализируемого предприятия направления.

Список используемой литературы

1.                Ансофф И.В. Стратегическое управление: Уч. – М: Экономика, 2005

2.                Виханский О.С. Стратегическое управление: Уч. – М: Экономист, 2006

3.                Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Уч. – М: - Экономист, 2006

4.                Владимир Гурвич. "Ждет ли Россию венчурный бум", "Деловые люди", No192, март 2007

5.                Герчекова И.Н. Мененджмент: Уч. – М: ЮНИТИ, 2005

6.                Дерягин А.В. Наука и инновационная экономика в России // "Инновации" 2005

7.                Дынкин А.А. Место России в мировом технологическом пространстве. Национальная инновационная система, - ВК ЗАО “Экспоцентр”, 2007

8.                Инновационный менеджмент (учебное пособие)/ Барышева А.В. – М, 2006

9.                Инфраструктура для национального рынка: Уч./ Т.Гурова, Ю.Полунин. - 2007

10.           Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Уч. – Мн: НПЖ «ФУА», ЗАО «Эканомпресс», 2006

11.           Казначевская Г.Б. Менеджмент: Уч. пос. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006

12.           Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Уч. пос. – М: Инфра-М, 2007

13.           Международное движение капитала (Инвестиционная политика зарубежных стран) Учебник, (ГРИФ). Ливенцев Н.Н., Костюнина Г.М. -2005

14.           Менеджмент / справочник. – М: ИКЦ «Март», 2007

15.           Мерсер Д.И. ИБМ: Управление в самой преуспевающей корпорации мира. – М: Прогресс, 2006

16.           Основы менеджмента: Уч. – М: Триада, Лтд, 2005


Приложение

Меры государственной поддержки инноваций

В развитых и динамично развивающихся странах широко применяются различные меры государственного стимулирования инновационной деятельности в малом и среднем бизнесе. В их числе законодательные, финансовые, налоговые, имущественные механизмы стимулирования и поддержки малых предприятий, специализирующихся в осуществлении научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Наряду с этим широко используются возможности организационного, консультационного и научно-технического взаимодействия крупных предприятий, высших учебных заведений и исследовательских центров с инновационными малыми предприятиями в целях ускоренной реализации новых разработок и их дальнейшей успешной коммерциализации.

В мировой практике сложились следующие основные формы стимулирования инновационной деятельности в секторе малого бизнеса:

- создание специальных национальных программ конкурсной поддержки малых инновационных предприятий, работающих по государственной научно-технической тематике;

- прямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают 50% расходов на создание новой продукции и технологий;

- предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов;

- дотации;

- создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного риска;

- создание частных инвестиционных и венчурных фондов для финансирования инновационных проектов;

- безвозмездные ссуды, достигающие 50% затрат на внедрение новшеств;

- снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей;

- отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии;

- предоставление ряда льгот и преференций, способствующих активизации взаимодействия малых предприятий, НИИ, университетов и крупных предприятий при реализации инновационных проектов;

- бесплатное ведение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных, освобождение от уплаты пошлин.

Кроме того, во многих странах одним из важнейших финансовых инструментов поддержки инновационных МСП, являются государственные контракты от различных правительственных организаций на проведение НИОКР. Такие контракты предполагают тщательное согласование всех основных характеристик инновационных проектов, ожидаемые результаты, сроки исполнения и необходимые затраты. Обычно сумма предполагаемых затрат фиксируется до начала работ, а окончательный расчёт осуществляется после их завершения. Субсидии и субвенции обычно предоставляются для поддержки радикальных и рисковых проектов, реализуемых инновационными МП, входящими в реестр предприятий, обладающих опытом выполнения сложных НИОКР. Государственные контракты обязательно предусматривают следующие важнейшие требования:

- получение исполнителем необходимых результатов по решению научно-технической проблемы, заявленной заказчиком, в течение определенного срока;

- предоставление заказчиком необходимого исполнителю кредитования на весь период выполнения работ;

- гарантии заказчика на приобретение будущих результатов работы исполнителя.

Наиболее эффективной и распространенной в последние два десятилетия частной формой интенсификации инновационной деятельности в условиях рыночной экономики является венчурное финансирование инновационных проектов, связанных с большим риском. Венчурная деятельность направлена на временное объединение капиталов нескольких юридических и (или) физических лиц для создания небольших, но весьма мобильных и эффективных предприятий по доводке и коммерческой реализации отдельных инновационных проектов. После успешного завершения таких проектов эти предприятия либо поглощаются более крупными фирмами, или путем продажи лицензий на разработанные инновационные продукты укрепляют свои финансовые позиции и на этой основе разворачивают активную предпринимательскую деятельность по созданию собственного производства и организации коммерческих операций. Сущность венчурной деятельности в инновационной сфере заключается в риске привлечения частного капитала к взаимодействию с предпринимателями, обладающими организационным и интеллектуальным потенциалом с целью возможного получения в будущем прибыли от реализации инновационных идей и их дальнейшей коммерциализации без каких-либо гарантий на успех. Обобщающим показателем самых различных форм риска является финансовый риск предпринимателя и инвесторов, оцениваемый возможными потерями в случае неудачного (вне зависимости от конкретной причины) завершения планируемого проекта. Основными составляющими этой деятельности являются венчурное финансирование, поиск перспективных инновационных идей и предпринимателей, способных их реализовать и успешно коммерциализировать.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.