скачать рефераты

МЕНЮ


Инновационные игры в подготоке менеджеров

- критика в любом виде запрещена;

- обосновывать идеи не нужно;

- всячески приветствуется развитие идей партнеров;

- каждая идея фиксируется (на плакате, стенографируется или записывается на магнитофон, видеокамеру).

Образ: «свободное качение». Продолжительность работы – до 30 минут. Количество участников – до 15 человек.

2. Но на втором этапе эксперты критически оценивают результаты штурма, пытаясь отобрать рациональные идеи.

Правила:

- найти рациональное зерно в каждой идее;

- определить кому и для чего это нужно;

- определить, что произойдет, если ничего не менять.

Образ: «поиск золотых песчинок в лотке». Продолжительность работы от нескольких часов до нескольких дней. Количество участников – по ситуации. Возможно привлечение независимых экспертов и специалистов из смежных областей.

Сам А. Осборн предлагает порядок проведения мозгового штурма, состоящего из трех этапов.

1. Подготовительный этап – производится подбор в группы «генераторов идей» и «аналитиков». В группу «генераторов» приглашаются несколько специалистов по проблеме, примерно столько же специалистов смежных профессий и 1-2 специалиста, не разбирающихся в рассматриваемом вопросе.

2. Этап генерации идей – производится под руководством ведущего на протяжении 30-40 минут. Ведущий сообщает условия и следит за соблюдением запрета на критику, поощряет юмористические, фантастические идеи, развивает новые мысли и идеи. Все идеи записываются на видеокамеру.

3. Этап анализа и оценки – проводится после распечатывания всех идей и передачи их «аналитикам» для оценки и принятия решения. Группа должна руководствоваться правилом: ни одна даже самая «бредовая» идея не должна быть отброшена без тщательной проработки, проверки, анализа и оценки по ее экономической эффективности.

Практический опыт применения этого метода показывает, что из всех идей, высказанных во время мозгового штурма, работоспособными оказываются лишь 1 -2%. Но если хоть одна идея из ста подходит для решения задачи, то цель проведения мозгового штурма достигнута. За прошедшие полвека метод не раз пытались усовершенствовать, и в настоящий момент существует больше сотни разновидностей мозгового штурма. Все их можно разделить по четырем признакам:

-                   по числу участников: индивидуальный, групповой, командный.

-                   по форме: диалог, диспут, игра, турнир, конференция, сессия, совещание.

-                   по процессу: разовый, этапный, многостадийный, цикличный.

-                   по целям: обмен информацией, развитие внутренних коммуникаций, выбор задачи, решение проблем.


3. Метод номинальных групп (МНГ)


Метод номинальных групп является одной из разновидностей метода мозгового штурма, проводящегося в группе, по форме проведения – совещание, по процессу – этапный, по целям – выбор задач и решение проблем.

Этот метод применяется для быстрого принятия групповых решений, на обсуждение которых обычно затрагивается большое количество времени. МНГ позволяет выявить и сопоставить индивидуальные суждения каждого участника и одновременно с этим осуществить согласованный групповой выбор.

МНГ разработан американцами Андре Дельбеком и Эндрю Ван де Веном и впервые применен в 1968г. Метод основан на социально-психологическом анализе проведения совещаний по принятию согласованных групповых решений.

В США и Западной Европе этот метод применяется в производственных и коммерческих компаниях уже более 30 лет и используется при подготовке специалистов в области экономики и управления.

Результатом проведения заседания с использованием этого метода является выбор согласованного решения или постановка задачи, желание участников работать над задачей, формирование единого мнения и чувство удовлетворенности в полученных результатах. Подробнее с методом номинальных групп можно ознакомиться в книге Д. Скотт Синка «Управление производительностью».

План проведения заседания рабочей группы (порядок работы)

I.                  Вводная часть (5-10 минут)

1.                Цель заседания группы.

Предлагается формулировка поставленной задачи (одной), например:

                определите цели, которые мы должны стремиться достичь в ближайшие 3 – 5 лет,

или

                определите первоочередные задачи, которые мы должны решить в ближайшие 6 месяцев,

или

                на что сегодня в первую очередь необходимо выделить деньги, чтобы достичь наших целей,

или

                что нам необходимо сделать, чтобы поднять объем продаж, или

                как перестроить работу компании, для того, чтобы наша доля рынка увеличилась, и т.д.

Ведущий зачитывает формулировку задачи и предлагает участникам группы сформулировать на нее ответ.

2.                Правила работы.

Ведущий знакомит участников с правилами работы и последовательностью этапов. Участники должны высказывать свои собственные идеи. Критика запрещена.

3.                Использование результатов работы.

Где, когда и кем будут использованы полученные результаты.

II.               Этап генерирования идей (10 минут)

1.                Участники группы записывают свои ответы на бумаге.

2.                Предлагаются только СВОИ варианты.

3.                Обсуждение и «советование» запрещено.

Ведущий следит за соблюдением участниками правил и поддерживает тишину.

III.            Этап перечисления идей (30-50 минут)

Ведущий прерывает второй этап, но подчеркивает, что участники могут продолжать записывать возникающие у них идеи. Участникам предлагается по очереди зачитывать свои предложения (процесс генерирования идей не прекращается).

1.                За одно обращение называется только одна идея.

2.                Участники высказываются по кругу.

3.                Участник может пропустить свою очередь и снова взять слово на следующем круге.

4.                Обсуждение допускается только для удобства регистрации ответа и только между участником, высказывающим идею, и ведущим.

5.                Критика и оценка ответов запрещена.

Ведущий записывает каждую идею на доске и присваивает ей порядковый номер. Поскольку идей высказывается много, лучше их записывать на флипчарте. Заполненные листы затем вывешиваются на стену.

IV.           Этап уяснения идей (20-40 минут)

1.                Ведущий зачитывает каждый ответ из списка, чтобы убедиться, что все участники поняли идеи в том виде, в котором они записаны.

2.                Любой участник может предложить толкование идеи или их комбинирование. Идею можно:

a)                 отклонить;

b)                 уточнить;

c)                  агрегировать.

3.                Каждый участник имеет право вето на изменение любой идеи. То есть если хотя бы один участник не согласен с предложенным изменением, то оно не принимается.

Ведущий следит, чтобы на этом этапе процесс проходил не на оценку идей, а на их понимание.

V.              Этап выбора и ранжирования идей (10 минут)

1.                Каждому участнику предлагается выбрать и записать 3-8 (10-15 % от общего числа) наиболее важных с его точки зрения предложений из перечня.

Ведущий раздает участникам карточки для голосования (рекомендуется использовать липкие листочки для записей) и просит записать в центре карточки номер идеи / предложения. Максимальное количество отбираемых идей не должно превышать восьми.

2.                Каждому участнику предлагается ранжировать отобранные им варианты, задать предложениям «веса» по степени их важности, с точки зрения участника.

Например (если на первом шаге предложено отобрать пять идей):

ò    из пяти идей выберите наиболее важную, с вашей точки зрения. Поставьте в правом нижнем углу карточки цифру «5». Отложите эту карточку;

ò    из оставшихся четырех идей выберите ту идею, которая вам кажется наименее значимой. Поставьте в правом нижнем углу карточки цифру «1». Отложите эту карточку;

ò    из оставшихся трех идей выберите наиболее важную, с вашей точки зрения. Поставьте в правом нижнем углу карточки цифру «4». Отложите эту карточку, и т.д.

3.                Обсуждения и «советы» не допускаются.

Ведущий следит за тем, чтобы участники не переговаривались и не советовались друг с другом.

VI.           Подсчет голосов (10-20 минут)

1.                Подсчитывается, сколько карточек подано за каждую идею.

Ведущий предлагает участникам подойти к стене, на которой развешаны листы с записями предложений, и приклеить на выбранные ими варианты идей карточки с соответствующими номерами.

2.                Подсчитывается, сколько рангов/баллов получила та или иная идея.

Ведущий начинает подсчет голосов. Считается количество поданных карточек за каждое предложение и сумма баллов на этих карточках. Ведущий может пригласить себе в помощь одного или двух из участников для ускорения процедуры.

3.                Отбирается 3-5 идей, получивших наибольшее количество голосов по двум показателям одновременно.

Как правило, наблюдается резкий отрыв в поданных карточках и сумме баллов одной - трех идей от остальных.

VII.        Заключительный этап (10-20 минут)

1.                Обсуждение итогов голосования.

2.                Заключительная попытка агрегировать отобранные идеи.

3.                Определение последующих шагов и программы действий.


4. Морфологический анализ (метод многомерных матриц)

Морфологический подход был предложен в качестве рабочего инструмента немецким менеджером Бернсом в 1907г. (по материалам журнала «Управление персоналом»).

Бернс решал проблему повышения эффективности выпуска потребительских товаров на электротехнической фирме «АЭГ». Он обратил внимание на то, что для производства каждого из товаров требовалась совершенно новая оснастка. Это затрудняло переход к новым товарам и увеличивало издержки. Бернс предложил и реализовал схему, в которой огромное разнообразие достигалось за счет комбинирования ограниченного числа тщательно отобранных простых элементов оснастки.

Детально метод был разработан в 1942г. швейцарским физиком Ф. Цвики и получил название морфологического анализа, под которым он понимал системный анализ связей.

Основная цель метода заключается в построении всех возможных вариантов реализации исследуемого объекта, как правило, для определения возможных границ его изменения.

Метод состоит из пяти этапов.

Этап 1. Дать точную формулировку проблемы, подлежащей решению. На этом этапе очень важно привести б описание объекта.

Этап 2. Сформулировать (выявить) важные характеристики (свойства, функции) объекта, совокупность которых обеспечивает существование и функционирование объекта, решение проблемы.

Этап 3. Раскрыть возможные варианты реализации каждой характеристики (свойства, функции) в отдельности.

Этап 4. Совокупность полученных вариантов свести в морфологическую таблицу.

Этап 5. Выбрать решения из морфологической таблицы и определить их функциональную ценность.

5. Метод синектики


Автором является Дж. Гордон (Гарвард, Пенсильванский, Калифорнийский, Бостонский университет).

Идея синектики возникла в практике исследования метода «мозгового штурма». Суть ее заключается в поиске и реализации возможности исследователей на основе включения бессознательных механизмов в сознательном исследовании проблем, на основе социально-психологического взаимодействия в процессах интеллектуальной деятельности.

Идея синектики заключается в формировании «группового мышления» в специально созданной группе синекторов. Главным отличием синектики от метода «мозгового штурма» является подход к исследованию и решению проблемы не с позиции выдвижения идеи в их законченном виде и индивидуальном авторстве, а представление незавершенных идей и мыслей, которые подпитывают процесс коллективного мышления. Они даются в виде нерациональной информации, метафор, образов, смутных ощущений, действующих не столько на мышление человека, сколько на его чувства, отношения в группе, активизацию интуиции. Группа влияет на творческую активность индивида, обусловливает отказ от стандартных подходов. Это определяется подбором групп и организацией ее работы.

Группа формируется в три этапа: отбор по потенциалу знаний, образования и опыта – это первый этап; второй – отбор по потенциалу творчества (тип мышления, эмоциональный настрой, система ценностей); третий – отбор по потенциалу коммуникативности. Для каждого этапа должны существовать определенные критерии отбора и тесты реализации этих критериев в оценках кандидатов.

Сформировать группу еще недостаточно, чтобы она могла продуктивно работать. Ее надо обучить некоторым приемам совместной деятельности. Продолжительность обучения может быть различной. Главное - сформировать понимание метода и уверенность в его продуктивности, коллективизм в решении проблем исследовательского типа, освоение роли каждого в синектической группе (В.В. Мыльник «Исследование систем управления»).

6. Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов (МФО) – метод, ориентированный на поиск идей в неожиданных направлениях, позволяет отслеживать динамику внешней среды чаще всего противоположным взглядом, развивает диалектику мышления.

Автором методики является Ч. Вайтинг (1958г.).

МФО – это эвристический метод продуктивного творчества. Он прост в освоении, легок в применении и позволяет за весьма короткое время создать большое количество инновационных идей, не имеющих аналогов на рынке.

МФО можно применять для проведения корпоративного тренинга по разработке организационных инноваций или усовершенствованию выпускаемых продуктов.

МФО предполагает перенос на объект изменения свойства других объектов или явлений, например, «ледяной чай» ® «говорящий чайник»® «музыкальная чашка» и прочие «фокусы». В МФО используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайностей. Результативность поиска с помощью этого метода во многом определяется творческой рефлексией полученных речевых конструкций и умением пользователя выстраивать ассоциативные цепочки. Кроме того, метод предъявляет высокие требования к воображению пользователя.

Использование случайностей позволяет быстро получать оригинальные нестандартные решения. На поиск аналогичных решений обычными способами (перебор вариантов, мозговой штурм) потребовалось бы затратить многократно большее время. Эффективность объясняется тем, что посредством специальной процедуры различные знания и признаки случайных объектов фокусируются на объекте обновления (этим объясняется название метода).

Фокальный объект – это объект (отдельный предмет, вещь, товар или услуга, организация в целом или ее отдельное подразделение), попавший в фокус нашего внимания.

Разновидностью МФО является метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

Тренинг по применению МФО включает следующие шаги / стадии

1.                Определение объекта изменения / обновления фокального объекта.

2.                Выбор случайных объектов.

3.                Определение параметров случайных объектов, отобранных на шаге 2.

4.                Связывание найденных на шаге 3 параметров с фокальным объектом.

5.                Поиск ассоциативных решений конкретной проблемы по аналогии с полученными на шаге 4 соотношениями.

6.                Формулировка отобранных на шаге 5 идей в виде готовых решений.

7.                Разработка плана реализации полученного решения.

Последовательность работы по применению МФО

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.