скачать рефераты

МЕНЮ


Инновационные игры в подготоке менеджеров

Руководство отделения довело до сведения персонала, что к требованию качества надо относиться всерьез. Во время одного из обедов в столовую внесли и швырнули на пол пять бракованных плат. Удивленным работникам представители руководства объяснили, что потери из-за бракованных плат и некоторых других недоработок в программном обеспечении привели к тому, что премиальный фонд был уменьшен на 250 тыс. долл. За срыв качества отвечать пришлось всем.

Какие принципы используются в «НР» для обеспечения максимальной отдачи от своих работников?

Проблемно-ситуационная игра «Профессионализм менеджера по персоналу»


В рамках курсов повышения квалификации менеджеров по персоналу целесообразно проводить оценку их профессионализма посредством использования проблемно-ситуационной игры (ПСИ). Предлагаемая технология представляет собой комплекс экспертных оценок поведения кандидатов в типовых управленческих ситуациях. Общее количество участников игры может быть 10-15. В игре принимает участие ведущий, эксперты и консультанты. Сюжеты игры могут быть сняты на видеокамеру. Тогда присутствие экспертов необязательно, так как просмотр участников можно осуществить после выполнения задания.

Ведущий игры должен организовать и вести игровой процесс. Он формирует группы, обеспечивает ход игры, формирует группы консультантов, прорабатывает весь необходимый пакет документов по проведению игры, ведет игротехнические совещания, если это необходимо. Также руководитель должен уметь организовать деятельность всего коллектива и проявлять интерес и стремление к сотрудничеству.

В игре принимает участие как минимум два наблюдателя-эксперта (они находятся вне «игрового поля»). Обязательно хотя бы один эксперт должен являться профессиональным психологом высокой квалификации со специализацией в области психологии управления, остальные должны быть специалистами по менеджменту персонала. Важнейшей подцелью игры является постановка и решение проблемы, результат которой определяется управленческими и социально-психологическими средствами выработки и реализаций решений.

Более подробно рассмотрим третий этап игры (практикум решения задач менеджмента персонала). Цель данного практического упражнения – ознакомление участников игры с методикой (Б.Н. Герасимов, Н.Г. Яковлева) определения функционально-полного состава задач менеджмента персонала и формирование на этой основе сущности задач, а также оценка их умения решать различные задачи данного вида менеджмента.

Сначала проводится ознакомительная лекция, где с помощью матрицы «Подпроцессы менеджмента персонала – Функции менеджмента» определяется функционально полный состав задач менеджмента персонала.

Затем определенные задачи менеджмента персонала распределяются между участниками. Всем участникам за определенный период времени предлагается в письменной форме сделать описание этих задач. Для этого предлагается заполнить оценочную форму. После выполнения письменные работы сдаются ведущему.

Для оценки участникам экспертам предлагается перечень параметров для каждого этапа игры и шкала оценки. Например, для оценки вышерассмотренного этапа игры используются следующие параметры: полнота выходной информации, владение профессиональными терминами, знания в области менеджмента персонала. В данном случае предлагается использовать 5-бальную шкалу, 0 - самая низкая оценка, 4 – самая высокая.

Методика оценки деятельности участников игры включает в себя:

-                   знакомство с методикой;

-                   рассмотрение параметров оценки;

-                   раздачу анкет;

-                   объявление правил заполнения анкет по форме;

-                   при необходимости просмотр видеозаписи;

-                   заполнение анкет экспертами по 5-бальной системе;

-                   проверку анкет руководителем игры;

-                   вычисление средней оценки деятельности экспертов руководителем игры;

-                   составление итоговой таблицы;

-                   подсчет среднего балла по параметрам каждого из экспертов;

-                   выявление итогового балла каждого участника по каждому параметру;

-                   выявление итогового балла каждого участника по каждому этапу игры;

-                   совещание экспертов по спорным вопросам и (если необходимо) просмотр видеозаписи;

-                   заполнение итоговой таблицы каждого из участников;

-                   оглашение результатов средней оценки деятельности слушателей по каждому из этапов игры;

-                   награждение победителей;

-                   заключительное слово ведущего, почетных гостей, консультантов, экспертов, участников.

Необходимо отметить, что результаты данной методики могут быть как непосредственными, так и перспективными.

Непосредственные результаты – это идеи и решения, найденные в ходе применения средств мышления, деятельности и коммуникаций; улучшение сплоченности и мобильности; освоение нового информационного или когнитивного поля с приобретением способностей решать профессиональные управленческие задачи, умением решать проблемы, пониманием своего места в их решении и др.

К перспективным результатам можно отнести внедрение найденных решений, использование новых методов деятельности в своей организации, развитие новых направлений деятельности специалистов, т.е. то, что проявится в течение некоторого периода времени уже после освоения.

По результатам исследований Б.Н. Герасимова и Н.Г. Яковлевой по-прежнему финансовые, маркетинговые и технологические проблемы представляются управленческому персоналу организации как наиболее трудно решаемые при реализации проектов развития.

Организационные проблемы отходят на второй план, а содержательные вопросы менеджмента персонала оказываются вне сферы внимания руководства. Результатом подобного отношения выступают значительные сложности в достижении требуемого уровня качества выпускаемой продукции и общий довольно высокий уровень скрытого сопротивления работников совершенствованию методов производства и управления.


Структура проблемно-ситуационной игры

Название этапа

Длительность, мин.

Вступительное слово ведущего

20

Самопрезентация участников

Инструктаж

10

Подготовка

10

Выступления участников

5

Вопросы

5

1.Разбор конкретной ситуации

1.1. Ознакомительная лекция

30

1.2. Знакомство с комплексной конкретной ситуацией

Инструктаж

10

Чтение

20

1.3. Групповое выявление проблем (методом модерации)

Инструктаж

10

Формулировка проблем каждым участником

10

Группировка проблем

40

Ранжирование проблем

10

1.4. Принятие решений по выявленным проблемам

Инструктаж

10

Распределение и использование управленческих ролей при работе в подгруппах

в течение этапа 1.4

Работа в подгруппах по процессу принятия решений

60

Презентация подгруппами своих решений по проблемам

40

Работа в группе

40

2. Тренинг освоения технологий менеджмента

2.1. Ознакомительная лекция «Технологии менеджмента: понятие, виды, содержание»

30

2.2. Выбор технологий менеджмента

15

2.3. Разработка основных этапов технологий менеджмента

Инструктаж

10

Подготовка

60

Демонстрация и видеозапись технологии

10-15

Обсуждение

10

3. Решение практических задач менеджмента

3.1. Ознакомительная лекция

40

Распределение задач менеджмента

20

Описание решения задач менеджмента (входная информация, основные этапы решения задач, выходная информация)

Инструктаж

10

Письменная работа

60

4. Игротренинг применения технологий менеджмента при решении задач организации

4.1. Подбор технологий менеджмента при решении конкретной задачи менеджмента

20

4.2. Разработка сценария применения технологий

40

4.3. Демонстрация и видеозапись процесса решения задачи менеджмента

10-15

4.4. Анализ видеозаписи

Просмотр сюжета

10

Обсуждение

10

CЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


Экономический рост – это способность общества производить как можно больше совокупных единиц продукции.

ИКТ – информационно-коммуникационные технологии.

Коучинг – комплексное продвижение и сопровождение результатов. COACHING = CONSULTING + TEACYING.

Образец – это показательное или пробное изделие.

Деньги – это активы длительного пользования.

Качество профессиональной жизни – это комплексный показатель, включающий комфорт, производительность и удовлетворенность.

Техника воображения – это приемы и способы преобразования действительности:

комбинирование – сочетание нескольких признаков;

акцентирование – выделение какого-либо одного свойства;

перенос – перенос свойства одного образа на другой;

изменение величин - усиление какого-либо признака;

аналогии – проводится параллель с другим образом.

Психология творчества – раздел психологии, изучающий законы и закономерности творческой (научной) деятельности.

Игра – вид деятельности, которая имеет цель получения расслабления, отвлечения от будничных хлопот.

Абстракция – отвлечение от конкретно чувственно - образных свойств предмета.

Конкретизация – изучение предмета на примере реально существующего.

Интуиция – уплотненный во времени акт решения какой-либо задачи, при котором остается незамеченным использование ранее накопленного опыта.

Диапазон – «через все струны», греч. dia pason.

Дилемма Холмса - Мориарти – невозможность принятия эффективного решения (обмена) в случае высокого интеллектуального уровня конкурирующих (взаимодействующих) систем.

Философия обновления – значит продолжать, а не начинать с нуля.

Игровые роли – это совокупность ожиданий, кардинально меняющая людей; родитель – ребенок, руководитель – исполнитель, эксперт, продавец – покупатель, личность, посредник, представитель и др.

Обучение менеджменту – это освоение его культуры и технологий.

Игровые технологии в менеджменте – использование эвристических ценностей игрового моделирования в подготовке профессиональных управленцев.

ИСПД – индивидуальный стиль педагогической деятельности преподавателя.

ПСИ – проблемно – ситуационные игры.

СПК – социально-психологический климат.

Деловая игра – имитация, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной экономической ситуации в игровой форме. В деловой игре каждый участник играет роль, выполняет действия, аналогичные поведению людей в жизни, но с учетом принятых правил игры. Деловые игры применяются в качестве метода и средства практического обучения экономике, бизнесу, служат средством познания норм экономического поведения, освоения процессов принятия экономических решений.

Играющий менеджер (англ. player manager) – менеджер, который наряду с выполнением функций контроля за другими работниками и менеджерами сам является исполнителем. В такой роли выступают часто сами предприниматели, строящие свой бизнес на высокой квалификации, которой они сами обладают.

Игровые методы – методы психологической подготовки управленческого персонала, включающие деловые игры.

Игра с нулевой суммой (англ. zero sum game) – игровая ситуация, в которой соперники претендуют на получение заданной суммы вознаграждения, так что выигрыш одного игрока влечет адекватный проигрыш другого (см. тж. «игры с отрицательной суммой» - проигрывают обе стороны и «игры с положительной суммой» - выигрывают обе стороны).

 АФОРИЗМЫ

Деньги облегчают обмен там, где потребности не совпадают.

Экономикс, с.72

Компьютер имеет то преимущество перед мозгом, что им чаще пользуются.

Б. Михеев

Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев и барская любовь.

Предвидеть будущее – искусство быть первым.

Суть процессного подхода – получить нужный результат.

Мысли глобально – действуй локально.

Экологический лозунг

Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований.

 М. Станс

Кадры решают все, что не могут решить деньги.

Б. Крутиер

Чем хуже зрение, тем лучше мировоззрение.

Б. Крутиер

Наученных горьким опытом на сладкое не тянет.

 Б. Крутиер

Оптимисты строят планы на будущее, пессимистам приходится их выполнять.

Б. Крутиер

Чем чаще люди стакиваются лбами, тем реже – умами.

Б. Крутиер

Или умейте побеждать или умейте дружить с победителем.

Фокион, 1V в. до н. э.

Трудно одновременно кормить свою семью и свое правительство.

Б. Крутиер

Успех – случай или правило, религия или наука.

Рост не равен развитию.

Консультационная подсказка

Эффективный менеджмент учит работать умнее, а не быстрее.

Проще – значит дешевле.

Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения.

Для потребителя любая мысль – это знак дисгармонии.

Делается то, что вознаграждается.

… поощрение грехов нравится больше восхваления добродетелей.

Макиавелли

Считается, что качество труда на 90% определяется воспитанием, сознательностью и только на 10% - знаниями.

Фатхутдинов Р.А.

Отношения должны быть не взаимовыгодными, а творческими. Взаимовыгодным становится результат таких отношений.

Безумный плачет лишь от бедства, а умный ищет средства.

Крылов

Рыба хорошо плавает, хотя и не знает гидродинамики.

This time is different syndrome.

Греки подарили нам искусство, римляне – право, евреи – мораль.

Талант – единственная новость, которая всегда нова.

Б. Пастернак

В ущелиях страны многоэтажной,

В бетонном чреве дома исполина

Пел соловей над розою бумажной,

Покуда в нем работала пружина.

Б. Пастернак

Опыт – это то, что мы получаем, когда не получаем того, чего хотим.

Люди различаются на осуждающих и творящих.

Н. Рерих

Жажда совершенствования – это не презумпция и не профанация, а высшее проявление смысла существования.

Дж. Локк «Опыт о человеческом разуме»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.